Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»
Проректор
по образовательной деятельности,
председатель ЦКМС,
профессор Л.М. Мухарямова
____________________________
«______»_____________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: ГИГИЕНА, ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
для специальности 060602 МЕДИЦИНСКАЯ БИОФИЗИКА
код квалификации выпускника Квалификация специалист 65 форма очная Факультет МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ
Кафедра ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ С КУРСОМ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ Курс - 3
Семестр -6 Лекции 20 часов
Практические занятия - 52 часа экзамен – 6 семестр
Самостоятельная работа 36 часов
Экзамен– 36 часов
Всего 144 часа, зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 4
2013 год
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060602 «Медицинская биофизика» и в соответствии с учебным планом Разработчик программы:
старший преп. кафедры
общей гигиены с курсом
радиационной гигиены А.Б.Тазетдинова Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей
гигиены с курсом радиационной гигиены « » 2013 года протокол №______. Заведующий кафедрой, профессор ________________ А.Б.Галлямов Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно - методической комиссии медико-профилактических дисциплин 25 июня 2013г протокол №3.
Председатель
Предметно-методической комиссии
медико-профилактических дисциплин проф. Фатхутдинова Л.М. 1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины ГИГИЕНА, ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА являются обеспечение студентов информацией для освоения методологии профилактической медицины, приобретения гигиенических знаний и умений по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения и использованию факторов окружающей среды в оздоровительных целях (далее – дисциплина). Цель освоения дисциплины конкретизируется в следующих компетенциях (из ФГОС):
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способностью и готовностью анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований; использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-1);
- способностью и готовностью использовать полученные теоретические, методические знания и умения по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным, в том числе биофизическим, дисциплинам в научно-исследовательской, научно-методической, педагогической, диагностической видах работ (ПК-2);
- способностью и готовностью анализировать роль социальных, экологических и биологических факторов в развитии болезней (ПК-8);
- способностью и готовностью проводить медико-просветительскую работу с населением по вопросам здоровья, здорового образа жизни, влияния на здоровье экологических факторов, профилактики различных заболеваний (ПК-19). Задачи дисциплины: (из ФГОС)
Знать:
Факторы окружающей среды, оказывающие влияние на здоровее и жизнедеятельность человека.
Механизмы воздействия различных факторов на организм человека
Основы здорового образа жизни человека как фактора его безопасной жизнедеятельности
Уметь:
Количественно и качественно оценить физиологические показатели деятельности различных органов и систем организма.
2. Пользоваться учебной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для реферативной работы по медико-биологическим дисциплинам. Владеть:
Методами проведения специфических профилактических мероприятий по обследованию условий внешних факторов и производственной среды.
Методами оценки здоровья и физического развития населения, оценки функционального состояния центральной нервной системы и умственной работоспособности.
2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета.
2.1. Дисциплина относится к учебному циклу (разделу) С2 - Математический, естественнонаучный цикл.
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
Дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла (С1): философия, биоэтика, история медицины, латинский язык
Знать:
- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;
- морально-этические правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основания современного медицинского законодательства;
- влияние среды обитания на здоровье человека, место врача в обществе, представление о медицинских системах и медицинских школах, учение о здоровом образе жизни;
- основную медицинскую терминологию на латинском языке.
Уметь:
- анализировать и оценивать социальную информацию, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.
Владеть:
- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения ;
- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений.
Дисциплины математического, естественнонаучного цикла (С2): - высшая математика; информатика, медицинская информатика; физика, химия, биология; морфология: анатомия человека, гистология, цитология; физиология; микробиология, вирусология, патофизиология, биохимия, общая и клиническая иммунология
Знать:
- математическое моделирование и обработка результатов измерений,
-современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии и их применение для обработки медико-биологических данных;
- основные законы физики, устройство и назначение медицинской аппаратуры и принципы ее работы,
- химическую природу веществ, химические явления и процессы в организме;
- общие закономерности происхождения и развития жизни, биосфера и экология;
- строение человеческого тела во взаимосвязи с функцией и топографией систем и органов, развитие и индивидуальные особенности;
- функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии внешней среды; закономерности функционирования отдельных органов и систем;
- роль и свойства микроорганизмов, распространение и влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики;
- основные закономерности развития патологических процессов и состояний, нарушений функций органов и систем;
- биохимические процессы в живом организме, биохимию патологических процессов;
Уметь:
- применять необходимые методы математического анализа обработки экспериментальных данных;
- количественно и качественно оценить физиологические и патофизиологические показатели деятельности различных органов и систем;
- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью интернет для реферативной работы.
Владеть:
- методами работы в различных операционных системах, с базами данных, с экспертными системами;
- методами постановки химических реакций;
- методами работы с аппаратурой для электрических, магнитных, оптических и спектроскопических измерений;
- экспериментальными навыками, позволяющими исследовать физиологические функции организма в норме и при различных заболеваниях;
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: внутренние болезни, безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф, педиатрия, лучевая диагностика и терапия, общая и медицинская радиобиология 3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
| Код компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
| Знать
| Уметь
| Владеть
| Оценочные средства*
|
| (ОК-1);
| способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| 1,2,3,
| 1,2,
| 2
| Кейс-задача дискуссия, диспут Расчетная работа
|
| (ПК-1;
| способностью и готовностью анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований; использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность
| 1, 2,3
| 1,2,3
| 1,2
| Кейс-задача дискуссия, Расчетная работа,
Ситуационная задача, компьютерное тестирование
|
| (ПК-2)
| способностью и готовностью использовать полученные теоретические, методические знания и умения по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным, в том числе биофизическим, дисциплинам в научно-исследовательской, научно-методической, педагогической, диагностической видах работ
| 1,2,3
| 1,2,3
| 1,2
| Кейс-задача дискуссия, Расчетная работа,
Ситуационная задача, компьютерное тестирование
|
| (ПК-8)
| способностью и готовностью анализировать роль социальных, экологических и биологических факторов в развитии болезней
| 1,2,3
| 1,2,3
| 1,2
| Кейс-задача дискуссия, Расчетная работа,
Ситуационная задача, компьютерное тестирование
|
| (ПК-19)
| способностью и способностью и готовностью проводить медико-просветительскую работу с населением по вопросам здоровья, здорового образа жизни, влияния на здоровье экологических факторов, профилактики различных заболеваний
| 1,2,3
| 1,2,3
| 1,2
| Индивидуальные задания, реферат, эссе.
|
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
п/№
| Код компетенции
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах
|
| ОК-1; ПК-1, ПК-2. ПК-8
ПК-19
|
Введение. Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека
| -Предмет и содержание гигиены.
- Профилактика первичная и вторичная.
- Социально-гигиенический мониторинг как государственная система наблюдений за состоянием здоровья и среды обитания.
- Современные проблемы гигиены и экологии человека
- Гигиена воздушной среды. Солнечная радиация
- Гигиена воды и водоснабжения населенных мест
- Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест
- Климат и здоровье человека. Гигиенические аспекты акклиматизации.
- Гигиена жилых и общественных зданий
- Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены
|
| ОК-1; ПК-1, ПК-2. ПК-8
ПК-19
|
Питание и здоровье человека
| - Биологические и экологические проблемы питания, концепция и принципы рационального питания,
- Особенности рационального питания различных групп населения, методы оценки адекватности питания,
- Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья
- Значение для организма и источники в питании основных пищевых веществ
- Качество и безопасность пищевых продуктов
- Алиментарные заболевания и их профилактика
- Пищевые отравления и их профилактика
- Гигиенические требования к пищеблокам ЛПУ
|
| ОК-1; ПК-1, ПК-2. ПК-8
ПК-19
| Гигиена труда и охрана здоровья работающих
| - Основы физиологии труда, различные формы труда и их характеристика,
- Влияние условий труда на здоровье промышленных рабочих, профессиональные вредности и профессиональные заболевания,
- Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса,
- Гигиена труда врачей при работе с источниками токов УВЧ и СВЧ, инфракрасного, ультрафиолетового, ионизирующего и лазерного излучения в ЛПУ
|
| ОК-1; ПК-1, ПК-2. ПК-8
ПК-19
| Гигиена детей и подростков
| - Закономерности роста и развития детского организма как основа нормировании фактов окружающей ребенка среды,
- Влияние факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков, показатели индивидуального здоровья детей и детских коллективов, Группы здоровья.
- Физическое развитие как показатель здоровья ребенка, методы его оценки, оценка уровня биологического развития комплексными методами.
- гигиена учебных занятий в школе, гигиенические принципы организации учебного процесса в школе.
-Физическое воспитание детей и подростков(гигиенические основы, формы)э Медицинские группы для занятий физической культурой. Закаливание как составная часть физического воспитания
|
| ОК-1; ПК-1, ПК-2. ПК-8
ПК-19
| Гигиена лечебно-профилактических учреждений
| - Основные задачи больничной гигиены, современные гигиенические проблемы больничного строительства.
- Гигиенические требования к планировке. оборудованию и содержанию приемного и лечебно-диагностических отделений,
- Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций.
-Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим больницы
|
5. Распределение трудоемкости дисциплины.
5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Трудоемкость по семестрам (АЧ)
| объем в зачетных единицах (ЗЕ)
| объем в академических часах (АЧ)
| 6 семестр
| Аудиторная работа, в том числе
| 2
| 72
| 72
| Лекции (Л)
| 0.6
| 20
| 20
| Практические занятия
| 1.4
| 52
| 52
| Самостоятельная работа студента (СРС)
| 1
| 36
| 36
| экзамен
| 1
| 36
| 36
| ИТОГО
| 4
| 144
| 144
|
5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды учебной работы (в АЧ)
| Оценочные средства
| Л
| ЛП
| ПЗ
| СРС
| 1
| Введение. Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека
| 12
| -
| 19
| 12
| контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты
| 2
| Питание и здоровье человека
| 2
| -
| 15
| 6
| собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты
| 3
| Гигиена труда и охрана здоровья работающих.
| 2
| -
| 6
| 6
| собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты
| 4
| Гигиена детей и подростков
| 2
| -
| 6
| 6
| собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты
| 5
| Гигиена лечебно-профилактических учреждений
| 2
| -
| 6
| 6
| собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты
| Всего часов
| 20
| -
| 52
| 36
|
|
Распределение лекций по семестрам:
п/№
| Наименование тем лекций
| Объем в АЧ
| 6 Семестр
| 1.
| Введение в гигиену. Содержание и задачи гигиены.
краткая история развития гигиены. Учение о гигиене окружающей среды. Экологические факторы и здоровье
| 2
| 2
| Гигиеническая характеристика воздушной Среды. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение Погода, климат и здоровье. Гигиенические проблемы акклиматизации Основы математической статистики
| 2
| 3
| Вода и здоровье населения. Гигиенические проблемы водоснабжения населенных мест.
| 2
| 4
| Почва и ее влияние на здоровье населения. Гигиенические основы профилактики эндемических заболеваний
| 2
| 5
| Питание как фактор внешней Среды. Основы рационального питания. Биологические и экологические проблемы питания
Алиментарные заболевания и их профилактика. Пищевые отравления, их классификация и профилактика
| 2
| 6
| Современные гигиенические проблемы больничного строительства. Гигиенические мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия больных в лечебных учреждениях Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций
| 2
| 7
| Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков. Гигиенические основы режима дня и учебного процесса, актуальные вопросы профилактической работы врачей детских и подростковых учреждений
| 2
| 8
| Актуальные проблемы гигиены труда и охраны здоровья работающих. Профессиональные вредности и их классификация, влияние на здоровье работающих производственных факторов. Гигиена труда медицинских работников различных специальностей, профилактика профессиональных заболеваний.
| 2
| 9
| Биосфера. Экзосфера. Основные экологические проблемы и задачи мира и России
| 2
| 10
| Гигиенические основы здорового образа жизни. Современные проблемы личной гигиены
| 2
|
| ИТОГО (всего - АЧ)
| 20
|
5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам: -программой не предусмотрен 5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:
п/№
|
Наименование тем практических занятий
| Объем в АЧ
| 6 Семестр
| 1.
| Гигиеническая оценка микроклимата
помещений
| 7
| 2.
| Гигиеническая оценка естественной и искусственной освещенности помещений
| 6
| 3.
| Медицинский контроль за адекватностью индивидуального питания и питания организованных коллективов.
| 6
| 4.
| Пищевая ценность и санитарная экспертиза продуктов питания.
| 3
| 5.
| Пищевые отравления, их расследование и профилактика.
| 6
| 6.
| Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.
| 6
| 7.
| Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию, содержанию лечебно-профилактических учреждений и отдельных структурных подразделений больниц
| 6
| 8.
| Методы оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков
| 6
| 9.
| Основы физиологии труда. Гигиеническая оценка основных производственных вредностей.
Оценка условий труда по показателям вредности напряженности трудовых процессов. Профилактика профессиональных заболеваний. Медицинский контроль за состоянием здоровья работающих.
| 6
|
| ИТОГО (всего - АЧ)
| 52
|
5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
п/№
| Наименование вида СРС*
| Объем в часах
|
|
| Семестр 6
| 1
| Работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, подготовка рефератов
| 21
| 2
| Решение ситуационных задач
| 5
| 3
| Подготовка к практическим занятиям
| 5
| 4
| Обработка и оформление протоколов инструментальных исследований
| 5
|
| ИТОГО (всего - АЧ)
| 36
|
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.
6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств:
№ п/п
| № семестра
| Формы контроля
| Наименование раздела дисциплины
| Оценочные средства
| Виды
| Кол-во вопросов в задании
| Кол-во независимых вариантов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| 6
| контроль освоения раздела
| Гигиена воздушной среды
| Компьютерное тестирование,
| 30
| 150
|
| 6
| контроль освоения раздела
| Гигиена питания
| Компьютерное тестирование
| 35
| 175
|
| 6
| Контроль самостоятельной работы
| Гигиенические требования к организации питания в лечебных учреждениях
| Письмен-ное тестирование
| 20
| 100
|
| 6
| Контроль освоения раздела
| Гигиена воды и водоснабжения населенных мест
| Собеседование по ситуационной задачи
| 5
| 20
|
| 6
| Контроль усвоения темы
| Гигиенические требования к ООМД (ЛПО)
| Собеседование по ситуационной задачи
| 8
| 20
|
| 6
| Контроль усвоения темы
| Гигиена детей и подростков
| Компьютерное тестирование
| 20
| 100
|
| 6
| Контроль усвоения темы
| Гигиена труда
| Компьютерное тестирование
| 20
| 100
|
| 6
| Контроль самостоятельной работы
| Гигиенические основы здорового образа жизни. Современные вопросы личной гигиены
| Обсуждение реферата, эссе
|
|
|
| 6
| Промежуточная аттестация
| Гигиена, экология человека
| Устный экзамен
| 5
| 30
|
6.2. Примеры оценочных средств:
1. Собеседование по каждой конкретной практической работе.
2. Собеседование по ситуационной задаче
3. Компьютерное тестирование.
4. Письменное тестирование.
5. Рефераты.
6. Эссе 6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации: - проверка отдельных навыков работы с приборами по измерению свойств факторов окружающей среды
- решение ситуационных задач 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).
7.1. Перечень основной литературы*:
№
| Наименование согласно библиографическим требованиям
| Количество экземпляров
| На кафедре
| В библиотеке
| 1
| Гигиена: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.-607 С.
| -
| 209
| 2
| Гигиена: Учебник для студентов лечебного факультета медицинских вузов /Под общ. Ред. Г.И. Румянцева.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. - 607
| 10
| 51
|
7.2. Перечень дополнительной литературы:
№
| Наименование согласно библиографическим требованиям
| Количество экземпляров
| На кафедре
| В библиотеке
| 1.
| Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене: Учеб. пособие. – М.: Изд-во УДН, 1991. – 176 с..
| 5
| 125
| 2
| Гигиеническая характеристика загрязнения атмосферного воздуха г. Казани канцерогенами и прогнозирование онкозаболеваемости (Учебно-методическое пособие). Методические рекомендации. - Казань: КГМУ, 2010..
| 5
|
| 3
| Ю.П. Пивоваров. Гигиена и экология человека (Курс лекций) – М.: Издательство ИКАР,1999. – 476с.
| 5
|
|
7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:
№
1
| Наименование согласно библиографическим требованиям
| Количество экземпляров
| На кафедре
| В библиотеке
| 1
| Гигиена воды и водоснабжения населенных мест. Учебно – методическое пособие для студентов. Казань, 2011г
| 50
|
| 2
| Гигиеническая оценка искусственного и естественного освещения помещений Лечебно- профилактических, детских и подростковых учреждений / А.Б.Галямов, Ф.К. Идиятуллина, С.Н.Габидуллина, Л.Н.Растатурина. – Казань: КГМУ, 2008. – 22с.
| 100
|
| 3
| Гигиеническая оценка адекватности фактического индивидуального питания. Расчетные методы определения химического состава и энергетической ценности рациона питания. Методическое пособие для студентов / С.Н.Габибуллина, Л.Н.Растатурина. – Казань: КГМУ, 2011 – 38с .
| 100
|
| 4
| Гигиеническая оценка микроклимата Лечебно – профилактических, детских и подростковых учереждений / А.Б.Галямов, С.Н.Габидуллина, Л.Н.Растатурина, Ф.К.Идиятуллина. – Казань: КГМУ, 2008г. – 22с.
| 100
|
| 5
| Гигиенические требования к построению рационального питания. Методы определения потребности организма в энергии и пищевых веществах: Методическое пособие для самостоятельной работы студентов / С.Н. Габидуллина, Л.Н.Растатурина. – Казань: КГМУ, 2011. – 22с.
| 100
|
| 6
| Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Врачебно - санитарный контроль за организацией питания в лечебных учреждениях./ И.БПашковская, - Казань, 1991г.
| 30
|
| 7
| Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов лечебно – профилактического, стоматологического факультетов. Тема: «Производственные яды. Методы отбора проб воздуха на химические вещества»/ Галлямов А.Б., Идиятуллина Ф.К., Растатурина Л.Н., Тазетдинова А.Б. Казань -1996г
| 50
|
| 8
| Методические указания для самостоятельной работы студентов по теме: «Промышленные аэрозоли и их влияние на организм работающих «. Для студентов лечебного педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов и факультета МВСО.
| 50
|
| 9
| Методические рекомендации по общей гигиене для самостоятельной работы студентов по теме: «Гигиена труда и профилактика профессиональных заболеваний». 2005г.
| 50
|
| 10
| Методические рекомендации по общей гигиене для самостоятельной работы студентов по теме: «Промышленная пыль, ее характеристика, влияние на организм». Кафедра общей гигиены и экологии. 2005г.
| 50
|
| 11
| Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов лечебно, стоматологического, фармацевтического и медико – профилактического факультетов.
« Физические факторы производственной среды. Шум и вибрация. Их влияние на организм» / Галлямов А.Б., Растатурина Л.Н., Идиятуллина Ф.К. Казань – 1997г.
| 50
|
| 12
| Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов лечебно – профилактического, стоматологического факультетов. Тема: «Профессиональные вредности и профессиональные болезни» / Галлямов А.Б.,Идиятуллина Ф.К., Растатурина Л.Н. Казань – 2005г.
| 50
|
| 13
| Оценка качества питьевой воды по данным лабораторного исследования. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов лечебного и стоматологического факультетов/ Тазетдинова А.Б. – Казань:КГМУ. – 1992г
| 25
|
| 14
| Пищевые отравления их расследование и профилактика / А.Б.Галлямов, С.Н.Габибуллина, Л.Н.Растатурина, Ф.К.Идиятуллина. – Казань: КГМУ, 2008 – 34с.
| 50
|
| 15
| Способы и методы улучшения качества питьевой воды, обеззараживание воды УМП для самостоятельной работы студентов по общей гигиене/ В.Ф.Чупрун, А.Б. Тазетдинова, А.Б. Галлямов. – Казань:КГМУ. – 1996г. – 11с.
| 50
|
|
7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:
№
| Наименование согласно библиографическим требованиям
| Количество экземпляров
| На кафедре
| В библиотеке
| 1
| Пищевые отравления, их расследования и профилактика (метод. пособие) Казань: КГМУ, 2008.
| 50
|
| 2
| Радиационная гигиена. Радиационная безопасность. Основные термины и определения. Раздел - 1. (Учебно-методическое пособие). - Казань. – КГМУ. - 2009
| 50
|
| 3
| Радиационная гигиена. Радиационная безопасность. Основные понятия и термины, единицы физических величин в радиодозиметрической практике и определения. Раздел - 2. (Учебно-методическое пособие) Казань. – КГМУ. - 2009.
| 50
|
| 4
| Гигиеническая характеристика загрязнения атмосферного воздуха г. Казани канцерогенами и прогнозирование онкозаболеваемости (Учебно-методическое пособие). Методические рекомендации. - Казань: КГМУ, 2010..
| 20
|
| 5
| Положение об учебно-методическом пособии по дисциплине для обучающихся. - Казань: КГМУ, 2012.
| 2
|
|
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
8.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
1. 4 учебные аудитории для практических занятий
2. 1 учебная аудитория по радиационной гигиене
3. 1 компьютерный класс
8.2. Перечень оборудования, используемого для проведения аудиторных занятий по дисциплине: Оборудование
| Количество
| Компьютеры, использующиеся в учебном процессе
| компьютерный класс на 10 рабочих мест(10 компьютеров) +1 ноутбук + 4 компьютера преподавателей
| Мультимедийные проекторы
| 1
| Оверхеды
| 1
| Телевизоры
| 1
| Видеомагнитофон
| 1
| Фотоаппарат
| 1
| Приборы для инструментальных измерений факторов внешней среды
| 24 наименований
|
9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины*:
1. дискуссия
2. работа в малых группах
3. ситуационная задача Всего _____50___% интерактивных занятий от объема аудиторной работы. 9.1. Пример образовательных технологий в интерактивной форме:
1. Работа в малых группах
Определение функционального состояния студента (определение устойчивости ясного видения)
1. На расстоянии 5м от испытуемого расположить таблицу с кольцами Ландольта
2. В течение 3 минут испытуемый рассматривает разрыв в кольце Ландольта
3. Рассчитывается время ясного видения. Показателем устойчивости ясноно видения является процентное отношение времени ясного видения к общему времени наблюдения. 9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:
программа «Экзаменатор»
http://www.studmedlib.ru/
http://www.rospotrebnadzor.ru
http://kgmu.kcn.ru/j3/kafedra-obshchej-gigieny-s-kursom-radiatsionnoj-gigieny
|