Скачать 430.5 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации «У Т В Е Р Ж Д А Ю» Проректор по образовательной деятельности, председатель ЦКМС, профессор Л.М.Мухарямова ____________________________ «______»_____________ 201___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: __Иммунология__ для специальности _ _060101 «лечебное дело», код квалификации выпускника 65 – специалист_ форма обучения очная Факультет ____лечебный___ Кафедра клинической иммунологии и аллергологии___ Курс __3_ Семестр__5__ Лекции __20___ часов Практические занятия 52 часа Зачет __5_семестр Самостоятельная работа __36____ часов Всего __108_ часов, 3 зачетных единицы трудоемкости (ЗЕТ) 2013 год Рабочая программа учебной дисциплины составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060101 «лечебное дело» Разработчики программы: Зав.кафедрой клинической иммунологии и аллергологии, д.м.н., профессор _________________________________ Цибулькина В.Н. Доцент кафедры клинической иммунологии и аллергологии к.м.н. _________________________________ Васильева А.А. Профессор кафедры клинической иммунологии и аллергологии д.м.н. _________________________________ Хакимова Р.Ф. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии « 10 » июня 2013 года протокол № 6 Заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии д.м.н., профессор _________________________________ Цибулькина В.Н. Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии по терапевтическим дисциплинам «_____»_______________201____ года протокол №________ «Согласовано» Председатель ПМК по терапевтическим дисциплинам д.м.н.,профессор Ослопов В.Н. 1.Цель и задачи освоения дисциплины Иммунология Цель освоения дисциплины: сформировать способность и готовность анализировать закономерности функционирования иммунной системы с использованием знаний анатомо-физиологических основ, основных методик клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния органов иммунной системы. Задачи дисциплины: Знать: структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса, показания и принципы его оценки, иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии; Уметь: охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную роль цитокинов; проводить иммунологическую диагностику; обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного, интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го уровня; интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб; обосновать необходимость применения иммунокорригирующей терапии; Владеть: алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу; основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Университета 2.1. Дисциплина относится к математическому и естественнонаучному циклу. 2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками: История медицины Знания: представление о медицинских системах и медицинских школах; выдающиеся деятели медицины и фармации, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину. Умения: осуществлять свою деятельность с учетом социальной ситуации в России и за рубежом. Навыки: публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики. Биоэтика (изучается параллельно с иммунологией) Знания: взаимоотношения "врач-пациент"; морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, этические основы современного медицинского законодательства. Умения: выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива, место врача в обществе; оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения обучения. Навыки: изложение самостоятельной точки зрения, морально-этической аргументации, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики. Латинский язык Знания: основная медицинская терминология на латинском языке. Умения: оперировать латиноязычными терминами. Навыки: чтение и письмо на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов. Физика, математика Знания: физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики и биофизические механизмы воздействия физических факторов на организм; физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях. Умения: работать с увеличительными приборами (микроскопами, оптическими и простыми лупами). Навыки: работа с несложными медицинскими приборами. Биология Знания: правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными; антропогенез и онтогенез человека; законы генетики ее значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека. Умения: решать генетические задачи; описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электроннограмм; пользоваться биологическим оборудованием. Навыки: микроскопия биологических препаратов; методы изучения наследственности. Анатомия Знания: строение, топографию тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии. Умения: анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма. Навыки: владение медико-анатомическим понятийным аппаратом. Биохимия Знания: строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений; правила техники безопасности и работы в химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами. Умения: пользоваться химическим и биологическим оборудованием; трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови; прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ. Навыки: постановка предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека. Гистология, эмбриология, цитология Знания: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов, методы их исследования; строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией. Умения: давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур. Навыки: микроскопирование и анализ гистологических препаратов и электронных микрофотографий; сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней. Нормальная физиология Знания: анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма; особенности организменного и популяционного уровней организации жизни; функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой. Умения: интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологии крови, сердца и сосудов, легких, почек, печени и других органов и систем; определять и оценивать результаты электрокардиографии, спирографии; термометрии, гематологических показателей. Навыки: владение несложными медицинскими инструментами и аппаратами. Микробиология, вирусология Знания: классификация, морфология и физиология микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики, применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов. Умения: диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате, слайде, фотографии; проводить микробиологическую диагностику. Навыки: постановка предварительного диагноза на основании результатов лабораторного микробиологического обследования пациентов. 2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: Патофизиология, клиническая патофизиология Знания: понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней, основные понятия общей нозологии; структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем. Умения: объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков; анализировать вопросы общей патологии и современные теоретические концепции и направления в медицине. Навыки: сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней. Клиническая фармакология Знания: фармакологическая характеристика основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов. Умения: использовать различные лекарственные формы при лечении определенных патологических состояний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики; применять основные антибактериальные, противовирусные и биологические препараты; сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний. Навыки: владеть основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях. Дерматовенерология Знания: основные клинические проявления кожных болезней; критерии диагноза дерматологических заболеваний. Умения: сформулировать клинический диагноз. Навыки: владеть методами общеклинического обследования; интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту. Оториноларингология Знания: клиническая картина, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний ЛОР-органов, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп; критерии диагноза заболеваний ЛОР-органов. Умения: провести первичное обследование уха, горла, носа; оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; сформулировать клинический диагноз. Навыки: владеть методами общеклинического обследования; интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики заболеваний ЛОР-органов. алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту. Факультетская терапия, профессиональные болезни Знания: клиническая картина, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп; критерии диагноза различных заболеваний. Умения: оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; сформулировать клинический диагноз. Навыки: владеть методами общеклинического обследования; интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; алгоритмом развернутого клинического диагноза. Госпитальная терапия, эндокринология Знания: современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных; принципы диспансеризации населения; методы лечения и показания к их применению. Умения: поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата; разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения. Навыки: владеть методами общеклинического обследования; интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; алгоритмом развернутого клинического диагноза; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту. Поликлиническая терапия Знания: основы организации медицинской амбулаторно-поликлинической помощи различным группам населения, принципы диспансеризации населения; современные диагностические возможности поликлинической службы, методы проведения неотложных мероприятий, показания для плановой госпитализации больных. Умения: поставить предварительный диагноз - синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата; сформулировать клинический диагноз; разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения. Навыки: владеть методами общеклинического обследования; интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; алгоритмом развернутого клинического диагноза; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту. Инфекционные болезни Знания: методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного инфекционного профиля; патогенез инфекционных болезней, их основные клинические проявления, основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые в инфектологии; основные принципы лечения инфекционных болезней и реабилитации больных, специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных болезней. Умения: установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: состояние с инфекционным заболеванием Навыки: интерпретация результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту. Педиатрия Знания: клиническая картина, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп; критерии диагноза различных заболеваний у детей. Умения: разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения. Навыки: интерпретация результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; владеть алгоритмом развернутого клинического диагноза. 3.Требования к результатам освоения дисциплины Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
4.Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
5.Распределение трудоемкости дисциплины
5.4. Распределение тем практических занятий по семестрам:
5.5. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
|
Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... | Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | ||
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | Рабочая программа по дисциплине: Военная гигиена для специальности... Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Форма освоения основной профессиональной образовательной программы... Квалификационная характеристика выпускника по специальности 060101 Лечебное дело | Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол... | ||
Рабочая программа по дисциплине: «химия» для специальности: 060602... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа По дисциплине молекулярная фармакология для специальности... Основные законы РФ в сфере обращения лекарственных средств, основные нормативно-технические документы | ||
Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... Для специальности 060105 медико-профилактическое дело, квалификация – «специалист» (код 65) | Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101... ... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Химия» для специальности: 060201-... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа По дисциплине фармакология для специальности 060301... Цель освоения дисциплины подготовка специалиста-провизора по дисциплине «Фармакология», обладающего системным фармакологическим мышлением,... | ||
Рабочая программа По дисциплине фармакология для специальности 060301... Цель освоения дисциплины подготовка специалиста-провизора по дисциплине «Фармакология», обладающего системным фармакологическим мышлением,... | Рабочая программа По дисциплине «Акушерство» Для специальности «060101... По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования – 242 часа | ||
Рабочая программа По дисциплине «Акушерство» Для специальности «060101... По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования – 242 часа | Рабочая программа по дисциплине: пропедевтика внутренних болезней,... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103. 65 Педиатрия,... |