Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная





Скачать 379.71 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная
страница1/2
Дата публикации19.10.2014
Размер379.71 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения

Российской Федерации


«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор

по образовательной деятельности,

председатель ЦКМС,

профессор Л.М.Мухарямова

____________________________

«______»_____________ 201___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: __Иммунология __

для специальности _060103 «педиатрия»,

код квалификации выпускника 65 – специалист_

форма обучения очная
Факультет ____педиатрический
Кафедра клинической иммунологии и аллергологии___
Курс __3_
Семестры __5,6__
Лекции __20___ часов
Практические занятия 52 часа Зачет __6_ семестр
Самостоятельная

работа __36____ часов
Всего __108_ часов, 3 зачетных единицы трудоемкости (ЗЕТ)

2013 год

Рабочая программа учебной дисциплины составлена с учётом требований Федерального

государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060103 «педиатрия»
Разработчики программы:

Зав.кафедрой клинической иммунологии и аллергологии,

д.м.н., профессор _________________________________ Цибулькина В.Н.

Доцент кафедры клинической иммунологии

и аллергологии к.м.н. _________________________________ Васильева А.А.

Профессор кафедры клинической иммунологии

и аллергологии д.м.н. _________________________________ Хакимова Р.Ф.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии « 10 » июня 2013 года протокол № 6
Заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии

д.м.н., профессор _________________________________ Цибулькина В.Н.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии по терапевтическим дисциплинам «_____»_______________201____ года протокол №________
«Согласовано»

Председатель ПМК по терапевтическим дисциплинам

д.м.н.,профессор Ослопов В.Н.



  1. Цель и задачи освоения дисциплины Иммунология


Цель освоения дисциплины:

сформировать способность и готовность анализировать закономерности функционирования иммунной системы с использованием знаний анатомо-физиологических основ, основных методик клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния органов иммунной системы.
Задачи дисциплины:

Знать - структуру и функции иммунной системы у детей и подростков, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики, методы оценки иммунного статуса и показания к применению иммунотропной терапии.

Уметь - обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного ребенка и подростка.

Владеть – навыками постановки предварительного иммунологического диагноза с

последующим направлением к врачу-аллергологу-иммунологу.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Университета

2.1. Дисциплина относится к математическому и естественнонаучному циклу.

2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:

История медицины
Знания: выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину.

Умения: осуществлять свою деятельность с учетом социальной ситуации в России и за рубежом.

Навыки: публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

Биоэтика
Знания: учение о здоровье детского и взрослого населения, методах его сохранения, взаимоотношения "врач-пациент", "врач-родители"; морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций.

Умения: выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.

Навыки: изложение самостоятельной точки зрения, анализа, логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации; владение принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.

Латинский язык
Знания: основная медицинская и фармацевтическая терминология на латинском языке;

Умения: оперировать латиноязычными терминами.

Навыки: чтения и письмо на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов.
Физика, математика
Знания: основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека, характеристики воздействия физических факторов на организм.

Умения: работать с физическим оборудованием; работать с увеличительными приборами (микроскопами, оптическими и простыми лупами).

Навыки: работа с несложными медицинскими приборами.
Биология
Знания: общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека; законы генетики ее значение для медицины.

Умения: пользоваться биологическим оборудованием.

Навыки: микроскопия биологических препаратов.
Анатомия
Знания: анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма ребенка и подростка; знание анатомии иммунной системы.

Умения: обрисовать топографические ориентиры органов иммунной системы.

Навыки: владение медико-анатомическим понятийным аппаратом. Гистология, эмбриология, цитология
Знания: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма детей и подростков на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования.

Умения: анализировать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у детей и подростков.

Навыки: микроскопия гистологических препаратов.
Нормальная физиология
Знания: анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития организма ребенка и подростка; функциональные системы организма детей и подростков, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой.

Умения: анализировать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у детей и подростков; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики.

Навыки: владение несложными медицинскими инструментами и аппаратами.
Биологическая химия
Знания: химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме ребенка и подростка на молекулярном и клеточном уровнях; строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения.

Умения: пользоваться химическим и биологическим оборудованием; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики для выявления патологических процессов в органах и системах детей и подростков.

Навыки: способность интерпретировать результаты биохимических исследований биологических жидкостей человека для обоснования предварительного диагноза.

Микробиология, вирусология
Знания: феномен паразитизма и биоэкологические заболевания; классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье детей и подростков, методы микробиологической диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов.

Умения: интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной микробиологической диагностики.

Навыки: постановка предварительного диагноза на основании результатов лабораторного микробиологического обследования пациентов.
Фармакология (изучается параллельно с иммунологией)
Знания: характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику; показания и противопоказания к применению лекарственных средств; побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств.

Умения: обосновать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения детей и подростков.

Навыки: назначением лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических процессов у детей и подростков.
Патофизиология, клиническая патофизиология (изучается параллельно с иммунологией)
Знания: понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни у ребенка и подростка, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии.

Умения: обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления.

Навыки: постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования детей и подростков.
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:
Факультетская терапия, профессиональные болезни
Знания: клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у взрослого населения; современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики заболеваний взрослого населения терапевтического профиля.

Умения: интерпретировать результаты обследования, поставить предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

Навыки: алгоритмом постановки предварительного диагноза больным с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам.
Инфекционные болезни
Знания: осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков; основные принципы диагностики, лечения и реабилитация инфекционных болезней у детей и подростков.

Умения: интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку и подростку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; направить на консультацию к специалисту.

Навыки: алгоритмом постановки предварительного диагноза детям и подросткам с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам.
Дерматовенерология
Знания: основные клинические проявления у детей и подростков заболеваний кожи и подкожной клетчатки.

Умения: интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку и подростку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; направить на консультацию к специалисту.

Навыки: алгоритмом постановки предварительного диагноза детям и подросткам с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам.
Оториноларингология
Знания: основные клинические проявления у детей и подростков заболеваний ЛОР-органов.

Умения: интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку и подростку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; направить на консультацию к специалисту.

Навыки: алгоритмом постановки предварительного диагноза детям и подросткам с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам.
Факультетская педиатрия, эндокринология
Знания: этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний среди детского населения; клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у детей, подростков.

Умения: сформулировать клинический диагноз; разработать больному ребенку или подростку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию.

Навыки: алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным детям и подросткам.

3.Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:



п/№

Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



ОК-1

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Структуру и функции иммунной системы; ее возрастные особенности; механизмы развития и функционирования; основные методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса; пока-зания к приме-нению имму-нотропной терапии

Пользоваться научной, научно-по-пулярной литературой, сетью Интернет для про-фессиональнойдея-тельности;

Медико-понятийным функцио-нальным аппаратом


Собеседование, тес-тирование письменное или компью-терное, реферат



ПК -6

Способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики у детей и подростков с учетом их возрастно-половых групп


Иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека виды и показания к применению иммунотропной терапии


Обосновать характер иммунопатологического процесса, необходимость клинико-иммунологического обследования; показания к назначению иммунотропной терапии


Алгоритм постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу-аллергологу-иммунологу

Собеседование, тес-тирование письменное или компью-терное, реферат



1

2

3

4

5

6

7



ПК-16

Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

Структуру и функции иммунной системы; ее возрастные особенности; механизмы развития и функционирования; основные методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса, виды и показания к применению иммунотропной терапии

Обосновать характер иммунопатологического процесса, принципы иммунотерапии

Алгоритм постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу-аллергологу-иммунологу

Собеседование, тес-тирование письменное или компью-терное, реферат



ПК-17

Способность и готовность выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний

Иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии


Обосновывать необходимость клинико-иммунологического обследования; показания к назначению иммунотропной терапии


Алгоритм постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу-аллергологу-иммунологу

Собеседование по ситуационным задачам, тес-тирование письменное или компью-терное, реферат

4.Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:

п/№

Код компетенции

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

1

ОК-1, ПК-6, ПК-16

Структура и функция иммунной системы. Врожденный иммунитет

Структура и функции иммунной системы человека, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы. Исследование факторов врожденного иммунитета.

2

ОК-1, ПК-6, ПК-16

Адаптивный иммунитет

Понятие антигенов. Иммунный ответ. Генетический контроль иммунного ответа, медиаторная роль цитокинов. Методы идентификации антигенов. Антитела. Реакции взаимодействия антигенов и антител. Препараты антигенов и антител.

Реакции гиперчувствительности.

3

ПК-6, ПК-16, ПК-17

Основы иммунопатологии

Возрастные особенности функции иммунной системы. Обоснование необходимости клинико-иммунологического обследования больного. Основные методы иммунодиагностики, методы оценки иммунного статуса и показания к применению иммунотропной терапии.


5.Распределение трудоемкости дисциплины


    1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:




Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по семестрам (АЧ)

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

5

6

1

2

3

4

5

Аудиторная работа, в том числе

2

72

36

36

Лекции (Л)

0,56

20

10

10

Лабораторные практикумы (ЛП)













Практич. занятия (ПЗ)

1,44

52

26

26

Клинические практич. занятия (КПЗ)













Семинары (С)













1

2

3

4

5

Самостоятельная работа студента (СРС)

1

36

18

18

Промежуточная аттестация













Зачет













Итого

3

108

54

54



    1. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:




п/№

№ семестра

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства










Л

ЛП

ПЗ

КПЗ

С

СРС

Всего




1

5

Структура и функция иммунной системы. Врожденный иммунитет

2




16







8

26

тестирование письменное или компьютерное, реферат

2

5,6

Адаптивный иммунитет

12




16







16

44

тестирование письменное или компьютерное, реферат

3

6

Основы иммунопатологии

6




20







12

38

собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат




    1. Распределение лекций по семестрам:

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ







Семестр 5

Семестр 6

1

Введение в иммунологию. Структура и функция иммунной системы.

2




2

Антигены

2




3

Гуморальный иммунный ответ

2




4

Клеточноопосредованный иммунный ответ

2




5

Возрастные особенности функции иммунной системы

2




6

Противоинфекционный иммунитет.




2

7

Принципы иммунопрофилактики.




2

8

Иммунология ВИЧ/СПИДа




2

9

Иммунопатологические состояния. Принципы иммунотерапии




2

10

Реакции гиперчувствительности




2




ИТОГО (всего -20 АЧ)

10

10



5.4. Распределение тем практических занятий по семестрам:


п/№

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ







Семестр 5

Семестр 6

1

Исследование факторов врожденного иммунитета

8




2

Органы и клетки иммунной системы

8




3

Идентификация антигенов

4




4

Феномены взаимодействия антигенов и антител

6

2

5

Вакцины. Препараты иммуноглобулинов.




4

6

Методы иммунодиагностики. Оценка иммунного статуса




8

7

Показания к применению иммунотропной терапии.




4

8

Реакции гиперчувствительности I типа




8




ИТОГО (всего - 52 АЧ)

26

26


5.5. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:


п/№

Наименование вида СРС*

Объем в АЧ







Семестр 5

Семестр 6

1

Работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу

9

9

2

Написание рефератов

3

3

3

Подготовка докладов

3

3

4

Подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, дискуссии)

1

1

5

Работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета

2

2




ИТОГО (всего - 36 АЧ)

18

18



  1. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины


6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:


№ п/п

№ семестра

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

1

3

контроль самостоятельной работы студента

Структура и функция иммунной системы. Врожденный иммунитет

тестирование


реферат


100

4
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине: пропедевтика внутренних болезней,...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103. 65 Педиатрия,...
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...

Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол...
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060101...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол...
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060301...
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии «10» июня 2013 года протокол...
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине: «химия» для специальности: 060602...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа По дисциплине молекулярная фармакология для специальности...
Основные законы РФ в сфере обращения лекарственных средств, основные нормативно-технические документы
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине «Химия» для специальности: 060201-...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа По дисциплине фармакология для специальности 060301...
Цель освоения дисциплины подготовка специалиста-провизора по дисциплине «Фармакология», обладающего системным фармакологическим мышлением,...
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа По дисциплине фармакология для специальности 060301...
Цель освоения дисциплины подготовка специалиста-провизора по дисциплине «Фармакология», обладающего системным фармакологическим мышлением,...
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине: Военная гигиена для специальности...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Учебный план по специальности 060103 Педиатрия, квалификация «специалист», специальное звание Врач, очная форма обучения
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине: гигиена, экология человека для специальности...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...

Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...
Для специальности 060105 медико-профилактическое дело, квалификация – «специалист» (код 65)
Рабочая программа по дисциплине: Иммунология для специальности 060103 «педиатрия», код квалификации выпускника 65 специалист форма обучения очная iconРабочая программа по дисциплине: Общая гигиена для специальности:...
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск