Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»
Проректор
по образовательной деятельности,
председатель ЦКМС,
профессор Л.М. Мухарямова
____________________________
«______»_____________ 2013 _ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: «ХИМИЯ»
для специальности: 060602 – Медицинская биофизика
код квалификации выпускника (65 – специалист)
форма обучения (очная) Факультет медико-профилактический Кафедра общей и органической химии Курсы – 1,2 Семестр – 1,2.3 Лекции - 76 час. Экзамен 3 семестр – 36 час. Лабораторные занятия - 188 час. Самостоятельная работа –132 часа Всего 432 часа, 12 зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)
2013 год
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «медицинская биохимия» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной «_25_»____мая______2004___года.
Разработчики программы:
Заведующая кафедрой
общей и органической химии ____________________ проф., д.х.н. Никитина Л.Е.
____________________ доцент, д.м.н. Киселев С.В.
____________________ доцент, к.х.н. Халиуллин Р.Р.
____________________ ст.преп., к.х.н. Старцева В.А.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей и органической химии «____» _____мая_______2013__ г., протокол № 9_ Заведующая кафедрой _____________________проф., д.х.н. Никитина Л.Е.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии по естественнонаучным дисциплинам «___30__» _____мая______ 20_13___г., протокол №_4____.
Председатель ПМК
по естественнонаучным дисциплинам ____________________ проф. Никитина Л.Е. 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целями освоения дисциплины химия являются формирование у студентов-медиков системных знаний о строении и химических превращениях низко- и высокомолекулярных органических соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности человеческого организма, об основных физико-химических закономерностях протекания биохимических процессов (в норме и при патологии) на молекулярном и клеточном уровнях; а также освоение фундаментальных основ, необходимых для изучения других учебных дисциплин и приобретения профессиональных врачебных качеств (далее – дисциплина). Цель освоения дисциплины конкретизируется в следующих компетенциях (из ФГОС):
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способности и готовности анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, сознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-1);
- способности и готовности использовать полученные теоретические, методические знания и умения по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным, в том числе биофизическим дисциплинам, в научно-исследовательской, научно-методической, педагогической, диагностической видах работ (ПК-2);
- способности и готовности устанавливать диагноз с учетом законов течения патологии по органам, системам органов и организма в целом, использовать данные биофизических, биохимических, иммунологических, медико-генетических, инструментальных методов исследования в диагностике и динамике лечения патологии (ПК-3);
- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
- способности и готовности провести и интерпретировать результаты биохимических, лабораторных и инструментальных методов исследования, использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-13);
- способности и готовности развивать научно-популярную деятельность по актуальным вопросам биофизики, медицины среди различных слоев общества (ПК-20);
- способности и готовности понимать и анализировать фотобиофизические явления, процессы (фотоповреждения и фотореактивация ДНК, фотопигментация кожи, фототерапия, сенсабилизированная фототерапия, лазеротерапия), методы (спектрофотометрические, спектрофлуориметрические, хемилюминисцентные) и использовать их в своей профессиональной деятельности (ПК-23);
- способности и готовности понимать и анализировать процессы и явления молекулярной биофизики, механизмы возникновения в организме патологических процессов, обусловленные нарушением структуры и функции макромолекул, использовать методы (спектрофотометрия, спектрофлуориметрия, магнитно-резонансная томография (МРТ), компьютерная томография (КТ), моделирование структуры белковых молекул с использованием вычислительной техники, инфракрасная спектроскопия (ИКС), электронный парамагнитный резонанс (ЭПР), ядерно-магнитный резонанс (ЯМР), компьютерная дермография (КД), дисперсия оптического вращения (ДОВ) в научно-исследовательской и диагностической деятельности (ПК-24);
- способности и готовности понимать и анализировать биофизические и физико-химические процессы и явления, происходящие в клетках различных тканей организма человека (виды транспорта различных веществ через клеточные мембраны, механизмы генерации мембранных потенциалов, механизмы действия различных антибиотиков на проницаемость клеточных мембран, механизмы клеточной рецепции, межклеточные взаимодействия), а также методы их исследования (ЭПР, ЯМР, КД, ДОВ, ИКС, биолокационный метод (БЛМ), электропроводность клеточных мембран, электрический пробой, калориметрия (ПК-25);
-способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и инструментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования (ПК-32);
- способностью и готовностью к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК-51). Задачи дисциплины: (из ФГОС) В результате изучения дисциплины студент должен Знать:
правила техники безопасности и порядок работы в химических лабораториях с реактивами и приборами;
2. теоретические основы строения и реакционной способности основных классов низко- и высокомолекулярных органических соединений;
3. качественные реакции органических соединений на функциональные группам;
4. структурные формулы, тривиальные названия и химические свойства биологически важных низко- и высокомолекулярных органических соединений, принимающих участие в процессах метаболизма;
5. структурные формулы, систематические и тривиальные названия, а также химические свойства органических соединений, использующихся в медицине в качестве лекарственных средств;
6. иметь представление о теоретических основах современных физических методов установления структуры органических соединений;
7. физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях;
8. характеристики воздействия физических факторов на организм;
9. физические основы функционирования медицинской аппаратуры. Уметь:
1. пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения типовых задач;
2. пользоваться химическим оборудованием;
работать с увеличительной техникой;
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики;
классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах;
прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;
пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов;
7. проводить химический эксперимент с соблюдением правил безопасной работы с химической посудой, реактивами и лабораторным оборудованием;
8. экспериментально определять наличие определенных функциональных групп и специфических фрагментов в органических молекулах с помощью качественных реакций;
9. по структурной формуле определять принадлежность органических соединений к определенным классам, типичные и специфические химические свойства соединений разных классов, кислотные или основные свойства, виды изомерии, электронные механизмы возможных реакций;
10. с использованием структурных формул записывать уравнения химических реакций, характерных для органических соединений и лекарственных средств, указывать механизм реакций;
11. для биоорганических соединений схематично записывать уравнения отдельных химических реакций, протекающих в условиях живого организма;
12. использовать теоретические знания для решения ситуационных задач, выполнения тестовых и контрольных заданий;
13. при решении ситуационных задач пользоваться учебной, научной, научно-популярной и справочной литературой, сетью Интернет;
14. использовать теоретические знания по органической химии и современным спектральным физическим методам при последующем изучении дисциплин медико-биологического профиля, применять их в научно-исследовательской работе (НИР) Владеть:
1. базовыми технологиями преобразования информации, текстовыми, табличными редакторами, поиск в сети интернет;
2. навыками безопасной работы в химической лаборатории - умением обращаться с химической посудой, реактивами, газовыми горелками и электрическими приборами;
2. навыками постановки качественных реакций на основные функциональные группы разных классов органических соединений;
3. навыками использования теоретических знаний по органической химии при решении ситуационных задач, выполнения тестовых и контрольных заданий, изучении последующих дисциплин медико-биологического профиля, проведении НИР;
4. навыками использования теоретических знаний в области современных спектральных физических методов при решении ситуационных задач, изучении последующих дисциплин медико-биологического профиля, проведении НИР;
5. навыками самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой, с сетью Интернет
2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета.
2.1. Дисциплина относится к учебному циклу (разделу) Математический, естественнонаучный цикл.
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами/практиками школьной программы: (из стандартов полного среднего образования) - химия
(наименование дисциплины/практики)
Знания: об основополагающих химических понятиях, законах и теориях, о методах научного познания природы и месте химии в современной научной картине мира;
Умения: уверенно пользоваться химической терминологией и символикой; самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; исследовать свойства органических веществ, прогнозировать возможность осуществления химических реакций, объяснять закономерности их протекания; анализировать результаты проведенных опытов и делать достоверные выводы;
Навыки: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения химических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по химии; работы с различными источниками информации.
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: (из ФГОС) -Общая биофизика Знания:
- фотохимические превращения биомолекул, механизмы действия ультрафиолетового излучения на белки, нуклеиновые кислоты, липиды;
- биофизические механизмы фотобиологических процессов в коже (фотосинтез витамина Д);
- гидрофобное взаимодействие;
- основы биофизики клетки: молекулярную организацию мембранных структур, современные представления о структуре мембран;
- основы молекулярной биофизики: принципы метода рентгеноструктурного анализа белков;
- механизмы патологии: перекисное окисление липидов Умения:
- регистрировать производные и дифференциальные спектры поглощения биологически важных веществ Навыки:
- спектрофотометрическим анализом различных биологических систем - Нормальная физиология Знания:
- химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;
- основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;
- характеристики воздействия физических факторов на организм;
- физические основы функционирования медицинской аппаратуры. Умения:
- работать с увеличительной техникой;
- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагнистики. Навыки:
- владение медико-функциональным понятийным аппаратом. - Биохимия Знания:
- химическое строение живой материи;
- физико-химические основы функционирования живых систем;
- биохимические процессы в живом организме;
- строение и обмен биологически-важных молекул Умения:
- планировать задачи исследований в теоретической и практической биохимии Навыки:
- методиками планирования и разработки схемы медико-биологических экспериментов;
- основными приемам хроматографии
3. Требования к результатам освоения дисциплины. Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
| Код компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
| Знать
| Уметь
| Владеть
| Оценочные средства*
|
| ОК-1
| способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| 1-9
| 1-14
| 1-5
|
контрольная работа собеседование по ситуационным задачам собеседование по лабораторным работам письменное
тестирование компьютерноетестирование
|
| ПК-1
| способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность
| 1-9
| 1-14
| 1-5
|
| ПК-2
| способность и готовность к анализу медицинской информации при помощи системного подхода, к восприятию инноваций в целях совершенствования своей профессиональной деятельности, к использованию полученных теоретических, методических знаний и умений по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным (в том числе биохимическим) дисциплинам, в научно-исследовательской, лечебно-диагностической, педагогической и других видах работ
| 1-9
| 1-14
| 1-5
|
| ПК-23
| способность и готовность понимать и анализировать фотобиофизические явления, процессы (фотоповреждение и фотореактивация ДНК, фотопигментация кожи, фототерапия, сенсибилизированная фототерапия, лазеротерапия), методы (спектрофотометрические, спектрофлуориметрические, хемилюминесцентные) и использовать их в своей профессиональной деятельности
| 2,4
| 3-5,7,8
| 3-5
|
| ПК-24
| способность и готовность понимать и анализировать процессы и явления молекулярной биофизики, механизмы возникновения в организме патологических процессов, обусловленные нарушением структуры и функции макромолекул, использовать методы (спектрофотометрия, спектрофлуориметрия, магнитно-резонансная томография (МРТ), компьютерная томография (КТ), моделирование структуры белковых молекул с использованием вычислительной техники, инфракрасная спектроскопия (ИКС), электронный парамагнитный резонанс (ЭПР), ядерно-магнитный резонанс (ЯМР), компьютерная дермография (КД), дисперсия оптического вращения (ДОВ) в научно-исследовательской и диагностической деятельности
| 2,4
| 3-5,7,8
| 3-5
|
| ПК-25
| способность и готовность понимать и анализировать биофизические и физико-химические процессы и явления, происходящие в клетках различных тканей организма человека (виды транспорта различных веществ через клеточные мембраны, механизмы генерации мембранных потенциалов, механизмы действия различных антибиотиков на проницаемость клеточных мембран, механизмы клеточной рецепции, межклеточные взаимодействия), а также методы их исследования (ЭПР, ЯМР, КД, ДОВ, ИКС, биолокационный метод (БЛМ), электропроводность клеточных мембран, электрический пробой, калориметрия
| 2,4
| 5,8
| 3-5
| *виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные задания, реферат, эссе |