Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»
Проректор по образовательной деятельности,
председатель ЦКМС КГМУ, профессор
_________________Л.М. Мухарямова
«______»_____________ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
Для специальности 060602 «Медицинская биофизика»
Код квалификации выпускника 65 – специалист
Форма обучения очная
Факультет медико-профилактический
Кафедра фармакологии с курсами фармакогнозии
и ботаники
Курсы III, IV
Семестры 6, 7
Лекции 48 часов (6 сем. 28, 7 сем. 20)
Практические занятия 136 часов (6 сем. 68, 7 сем. 68)
Самостоятельная работа 104 часа (6 сем. 96, 7 сем. 8)
Зачет (семестр) нет
Экзамен (семестр) 7 (36 часов)
Всего часов 324 часа, 9 зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)
2013 год
1. Цель и задачи освоения дисциплины Молекулярная фармакология
Цель освоения дисциплины - обучить студентов методологии освоения знаний по молекулярной фармакологии с использованием научной, справочной литературы, официальных статистических обзоров, ресурсов Интернет и принципов доказательности, развить у будущих специалистов комплексное мышление, позволяющее прогнозировать положительные и отрицательные стороны воздействия лекарственных веществ, а также приобретение навыков изучения фармакологических свойств лекарственных соединений и механизмов их действия.
Задачи дисциплины:
Знать:
Основные законы РФ в сфере обращения лекарственных средств, основные нормативно-технические документы;
принципы изыскания и современные этапы создания лекарственных средств, использование современных международных стандартов в доклинических (GLP) и клинических (GCP) исследованиях и производстве (GMP), общие принципы клинических исследований с учетом доказательности, государственную систему экспертизы испытаний новых лекарственных средств, уровни достоверности эффективности действия лекарственных препаратов по основным показаниям;
общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, факторы, изменяющие их, основные нежелательные и токсические реакции;
классификацию и характеристику основных групп лекарственных препаратов, фармакодинамику и фармакокинетику, молекулярные механизмы действия лекарств, показания и противопоказания к применению лекарственных средств;
основные нежелательные реакции наиболее распространенных лекарственных средств, их выявление, способы профилактики и коррекции;
общие принципы оформления рецептов;
источники информации: Государственная фармакопея, Регистр лекарственных средств России, Государственный реестр лекарственных средств и др.;
основные правила обращения с экспериментальными животными.
Уметь:
отличать понятия лекарственная форма, лекарственное вещество, лекарственное средство, лекарственный препарат, лекарственное сырье, биологическая активная добавка (БАД) к пище, гомеопатическое средство;
анализировать действие лекарственных средств, принадлежащих к различным фармакологическим группам, по совокупности их фармакологических свойств и возможности применения их в клинической практике;
выписывать рецепты различных форм лекарственных средств;
оценивать возможность токсического действия лекарственных средств и способы терапии отравлений лекарственными средствами;
формулировать задачи отдельных научных исследований в области молекулярной фармакологии, разрабатывать схему фармакологического эксперимента с учетом этических, деонтологических аспектов, основных требований информационной безопасности;
проводить поиск по вопросам молекулярной фармакологии, используя источники информации - справочники, базы данных, интернет-ресурсы;
пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов.
Владеть:
выбором лекарственного средства по совокупности его фармакологических свойств, механизмов и локализации действия;
прогнозированием возможного взаимодействия лекарственных средств при комбинированном применении различных препаратов;
основами лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, остром отравлении лекарственными средствами;
методологическими подходами к экспериментальному изучению действия лекарственных веществ на биологические объекты;
навыками здорового образа жизни, организации труда, правил техники безопасности и контроля за соблюдением экологической безопасности.
2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета
2.1. Дисциплина Молекулярная фармакология входит в базовую часть математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла ООП (С.2) по специальности 060602 «медицинская биофизика», изучается в шестом и седьмом семестрах и находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими дисциплинами ООП. 2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
В гуманитарном и социально экономическом цикле: философия, история Отечества, история медицины, экономика, иностранный язык, латинский язык
Знания:
методы и приемы философского анализа проблем;
представление о медицинских системах и медицинских школах, место врача в обществе;
учение о здоровом образе жизни;
лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);
основная медицинская и фармацевтическая терминология на латинском языке.
Умения:
анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
выстраивать и поддерживать рабочие отношению с другими членами коллектива.
Навыки:
иностранный язык в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников; навыки письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений.
В цикле математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин: (математикаческий анализ, теория вероятности и математическая статистика, информатика, медицинская информатика, механика, электричество, оптика, атомная физика, неорганическая химия, органическая и физическая химия, биология, морфология: анатомия человека, гистология, цитология, физиология, микробиология, вирусология, гигиена и экология человека, общая патология, патологическая анатомия, патофизиология, общая и медицинская биофизика, медицинская электроника, общая и медицинская генетика)
Знания:
основы высшей математики: математический анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра, математическая статистика, элементы прикладной математики, математическое моделирование и обработка результатов измерения;
теоретическое основы информатики; современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии и их применение для обработки медико-биологических данных; методики сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распространения информации в медицинских и биологических системах; использование электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в здравоохранении;
основные законы физики; физические явления и процессы, физические основы функционирования медицинской аппаратуры; устройство и назначение медицинской аппаратуры и принципы ее работы;
химическую природу веществ; основные законы и понятия; химические явления и процессы в организме;
классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и их идентификацию; роль и свойства микроорганизмов; распространение и влияние на здоровье человека; методы микробиологической диагностики;
факторы окружающей среды, оказывающие влияние на здоровье и жизнедеятельность человека;
характеристика различных факторов среды обитания; и механизмы их воздействия на организм человека;
основы доказательной медицины в установлении причинно-следственных связей между изменениями состояния здоровья и действием факторов среды обитания;
основы здорового образа жизни человека, как фактора его безопасной жизнедеятельности;
мероприятия по оптимизации производственных условий пребывания в медицинских организациях;
основные закономерности развития патологических процессов и состояний; структурные основы болезней и патологических процессов;
морфологические изменения органов и тканей при патологических процессах; причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов; закономерности нарушения функции органов и систем;
основные закономерности биофизических процессов и явлений в организме и клетке; методология биофизических исследований;
использование биофизических методов в диагностике и лечении; роль свободно-радикальных процессов в развитии патологических состояний;
использование медицинской электроники в диагностике и лечении заболеваний;
наследственность; изменчивость; внеядерную наследственность; генетические основы онтогенеза; популяционную и эволюционную генетику; наследственность и патологию человека; методы исследования в медицинской генетике; хромосомные болезни; генные болезни; диагностику, профилактику и лечение наследственных болезней; генетический контроль метаболизма лекарств; генетические различия рецепторов лекарств; фармакогенетические феномены; фармакогенетику эмоционально-стрессовых реакций;
Умения:
применять необходимые методы математического анализа обработки экспериментальных данных;
использовать программные системы для обработки экспериментальных и клинических данных, изучения биохимических процессов в организме;
строить физические модели изучаемых явлений, выбирать экспериментальные методы и электронную аппаратуру, адекватные поставленным задачам;
осуществлять постановку качественных и количественных химических исследований, окислительно-восстановительных реакций;
рассчитывать стандартные характеристики протекания химического процесса;
определять класс химических соединений;
анализировать микроскопиические препараты, электронные микрофотограммы биологических объектов в норме и патологии;
количественно и качественно оценить физиологические и патофизиологические показатели деятельности различных органов и систем в норме и патологии;
идентифицировать чистые культуры аэробных и анаэробных микроорганизмов из исследуемого материала, проводить идентификацию нормальной микрофлоры человека;
оценивать эффективность фотобиологических процессов при воздействии ультрафиолетового и лазерного излучений, молекулярную организацию и биофизические свойства мембранных структур;
формулировать и планировать задачи исследований в медицинской генетике
Навыки:
методики планирования и разработки схемы медико-биологических экспериментов;
методы математического аппарата, биометрические методы обработки экспериментальных медико-биологических и клинических данных;
методы работы в различных операционных системах, с базами данных, с экспертными системами;
методы работы с аппаратурой для электрических, магнитных, оптических и спектроскопических измерений;
методы постановки химических реакций, методы работы с биологическим, фазовоконтрастным, поляризационным, люминесцентным микроскопом;
экспериментальные навыки для исследования физиологических функций организма в норме и патологии;
методы микробиологических исследований;
методы проведения специфических профилактических мероприятий по обследованию условий внешних факторов и производственной среды;
методы оценки здоровья и физического развития населения;
методы оценки функционального состояния центральной нервной системы и умственной работоспособности;
методы изучения фотобиологических процессов, исследования структуры биомакромолекул, межклеточных взаимодействий в норме и патологии;
лабораторные методы в разделах: лабораторная генетика
методы манипуляции с генетическим материалом;
методы анализа генома, правильная трактовка его результатов;
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами:
В математическом, естественнонаучном и профессиональном цикле: общая и медицинская радиобиология; клинические дисциплины: внутренние болезни, клиническая и экспериментальная хирургия, неврология и психиатрия, безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф, педиатрия; медико-биохимические дисциплины: молекулярная биология, медицинская биохимия, принципы измерительных технологий в биохимии, патохимия, диагностика. биохимия злокачественного роста, общая и клиническая иммунология, клиническая лабораторная диагностика: лабораторная аналитика, менеджмент, качества, клиническая диагностика, медицинские биотехнологии
Знания:
возможные способы защиты от радиационного воздействия, механизмы устранения; радиационных поражений.
факторы, формирующие здоровье человека; заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием различных факторов;
биохимические методы исследования биологических жидкостей;
основные методы асептики и антисептики, основные принципы местного и общего обезболивания, термических поражений, основные методы гомеостаза у хирургических больных и принципы их коррекции, основы инфузиологии и трансфузиологии, принципы лечения гнойных заболеваний и осложнений, оказание первой помощи при кровотечениях; основные клинические проявления, методы диагностики, принципы консервативного и оперативного лечения наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний органов брюшной полости, кровеносных сосудов, эндокринных органов; организацию, обеспечение и оснащение хирургического эксперимента, содержание экспериментальных животных, основные типы оперативных вмешательств, выполняемых в экспериментальной хирургии, методика формирования моделей заболеваний и патологических состояний;
этиология и патогенез основных заболеваний ребенка;
особенности развития заболеваний в экстремальных ситуациях, методы диагностики и принципы лечения на различных этапах медицинской эвакуации.
структуру и функции белков и нуклеиновых кислот, принципы и механизмы воспроизведения и сохранения дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) в ряду поколений (репликация и репарация), типы и механизмы перераспределения генетического материала (рекомбинация), декодирование биоинформатики; методологические физико-химические функционирования генетической информации молекулами рибонуклеиновой кислоты (РНК), механизмы процессинга первичных транскриптов, этапы и механизмы биосинтеза белков (трансляция), пострансляционная модификация белков, локализация генов в хромосомах, понятие генома, основы генной инженерии, теоретические и основы биохимии; основы живых систем; химическое строение живой материи; физико-химические и биохимические процессы в живом организме; строение и обмен витаминов и коферментов, углеводов, липидов, белков и аминокислот; биохимия патологических процессов;
возможности компьютерного моделирования лекарственных препаратов и патологических процессов;
характеристику, химическую природу и строение антигенов; антигенную специфичность; инфекционные антигены; изоантигены человека; эмбриоспецифические антигены; аллергены; специфичность, гетерогенность и строение антител; классы и подклассы иммуноглобулинов; их функциональное значение; идиотип-антиидиотипические взаимодействия; иммунные комплексы; взаимодействие антитела с комплементом; цитотоксическое действие антител; виды антител; иммуноферментный, радиоиммунный, иммуногистохимический и другие методы исследования, основные клеточные элементы иммунной системы, межклеточные, нейроиммуноэндокринные взаимодействия; гормоны и медиаторы иммунной системы; основы иммуногенетики; иммунную толерантность; теории иммунитета, трансплантационную иммунологию, противоинфекционный иммунитет, иммунологию репродукции; радиационную иммунологию; иммунную биотехнологию; оценку иммунного статуса; болезни иммунной системы; иммунодефицитные заболевания; аутоиммунные расстройства; иммунопролиферативные заболевания; общую и частную аллергологию; иммунотерапию;
клинико-диагностическое значение лабораторных показателей;
теоретические основы биотехнологии, биомедицины; основные методы нанотехнологических экспериментов; физико-химические свойства и прикладное значение наночастиц; основные свойства наноматериалов и их практическое значение в медицине; основы создания биосенсоров и микрочипов; основы нанотоксикологии;
Умения:
оказывать первую медицинскую помощь при травмах, кровотечении, острой неврологической патологии;
формулировать и планировать задачи исследований в биохимии, молекулярной биологии и биотехнологии, иммунологии, медицинской генетике, фармакогенетике, общей и медицинской биотехнологии;
воспроизводить современные методы исследования и разрабатывать методические подходы для решения задач медико-биологических исследований;
использовать теоретические и экспериментальные подходы для изучения патологических процессов;
оценивать возможности моделирования патологических процессов;
определять адекватные возможности математического и статистического аппарата для анализа полученных данных в эксперименте и клинике;
интерпретировать результаты лабораторных исследований; применять на практике основные нанобиотехнологии.
Навыки:
основные методы лабораторно-биохимической диагностики терапевтической, хирургической, неврологической и педиатрической патологии;
методы экспериментальной хирургии.
лабораторные методы в разделах: клиническая биохимия, лабораторная гематология, коагулология, лабораторная иммунология, молекулярная диагностика, паразитология, бактериология, вирусология, микология, лабораторная токсикология;
методы получения и культивирования иммунокомпетентных клеток, иммунофенотипирования, розеткообразования, серологических реакций, иммуноэлектрофореза, иммуноферментным методом, методы оценки иммунного статуса, методами иммуно- и аллергодиагностики;
навыки работы с автоматическими дозаторами, флуоресцентной микроскопией, основными приемами хроматографии;
основные биотехнологические приемы.
|