Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»
Проректор
по образовательной деятельности,
председатель ЦКМС,
профессор Л.М.Мухарямова
____________________________
«______»_____________ 201___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: __Иммунология
для специальности _060301 «фармация»,
код квалификации выпускника 65 – специалист_
форма обучения заочная Факультет ____фармацевтический Кафедра клинической иммунологии и аллергологии___ Курс __1,2_ Семестры Лекции __4___ часа Лабораторные практикумы 16 часов Зачет _2__курс Самостоятельная
работа __84____ часа Всего __108_ часов, 3 зачетных единицы трудоемкости (ЗЕТ)
2013 год Рабочая программа учебной дисциплины составлена с учётом требований Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060301 «фармация» Разработчики программы: Зав.кафедрой клинической иммунологии и аллергологии,
д.м.н., профессор _________________________________ Цибулькина В.Н. Доцент кафедры клинической иммунологии
и аллергологии к.м.н. _________________________________ Васильева А.А. Профессор кафедры клинической иммунологии
и аллергологии д.м.н. _________________________________ Хакимова Р.Ф.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии « 10 » июня 2013 года протокол № 6 Заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии
д.м.н., профессор _________________________________ Цибулькина В.Н.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии по терапевтическим дисциплинам «_____»_______________201____ года протокол №________
«Согласовано»
Председатель ПМК по терапевтическим дисциплинам
д.м.н., профессор Ослопов В.Н.
Цель и задачи освоения дисциплины Иммунология
Цель освоения дисциплины:
сформировать способность и готовность анализировать закономерности
функционирования иммунной системы с использованием знаний анатомо-
физиологических основ и основных методик иммунологического обследования. Задачи дисциплины:
Знать – структуру и функции иммунной системы, показания к применению иммунобиологических препаратов, принципы лечения аллергических заболеваний.
Уметь – давать пояснения по применению иммунобиологических препаратов. Давать пояснения по основным средствам фармакотерапии аллергических заболеваний.
Владеть – давать пояснения по применению иммунобиологических препаратов. Давать пояснения по основным средствам фармакотерапии аллергических заболеваний. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Университета.
2.1. Дисциплина относится к математическому и естественнонаучному циклу.
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
История фармации (изучается параллельно с иммунологией) Знания: история возникновения фармацевтических и медицинских знаний; возникновение и становление отечественной фармацевтической промышленности.
Умения: бережно и уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям прошлого, заботиться о его сохранении.
Навыки: публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики.
Латинский язык (изучается параллельно с иммунологией) Знания: основная медицинская и фармацевтическая терминология на латинском языке.
Умения: навыки чтения и письма на латинском языке фармацевтических терминов и рецептов.
Навыки: чтение и письмо на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов:
Физика (изучается параллельно с иммунологией) Знания: основные законы физики, физические явления и закономерности.
Умения: определять физические свойства лекарственных веществ; пользоваться физическим оборудованием; работать с микроскопом и бинокуляром.
Навыки: практическое использование приборов и аппаратуры при физическом анализе веществ. Биология (изучается параллельно с иммунологией) Знания: законы генетики и их значение для медицины.
Умения: решать задачи по молекулярной, общей и медицинской генетике.
Навыки: работа с биологическими и поляризационными микроскопами. Физиология с основами анатомии (изучается параллельно с иммунологией) Знания: основные анатомические и физиологические понятия и термины, используемые в медицине; морфо-функциональная организация человека, особенности жизнедеятельности в различные периоды индивидуального развития и при беременности; основные механизмы регуляции функции физиологических систем организма.
Умения: измерять важнейшие показатели жизнедеятельности человека в покое и при нагрузке; анализировать результаты экспериментального исследования физиологических функций в норме.
Навыки: измерение основных функциональных характеристик организма.
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: Микробиология Знания: устройство микробиологической лаборатории и правила; принципы классификации микроорганизмов, особенности строения и жизнедеятельности; основы генетики микроорганизмов; сущность биотехнологии, понятия и принципы генетической инженерии, препараты, полученные генно-инженерными методами; основы учения об "инфекции; понятие об "иммунитете" как невосприимчивости к инфекционным заболеваниям; виды инфекционного иммунитета; неспецифические и специфические факторы защиты при бактериальных и вирусных инфекциях; аллергия и аллергены; механизм основных реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний; диагностические препараты; иммунобиологические препараты для профилактики и лечения инфекционных заболеваний и их классификацию, в том числе вакцины, лечебно-профилактические сыворотки, иммуноглобулины.
Умения: давать пояснения по применению иммунобиологических препаратов; оценить результаты некоторых реакций иммунитета.
Навыки: давать пояснения по применению иммунобиологических препаратов. Биологическая химия Знания: химическая природа и роль основных биомолекул, химические явления и процессы, протекающие в организме на молекулярном уровне; принципы биохимического анализа и клинико-биохимической лабораторной диагностики заболеваний.
Умения: оценивать информативность различных биохимических определений для анализа крови и мочи при некоторых патологических состояниях.
Навыки: некоторые методы определения содержания аминокислот, белков, жиров, стеролов, сахаров, которые используются в фарманализе и диагностике заболеваний. Патология Знания: основные понятия и термины патологии; общие закономерности патогенеза, основные аспекты учения о болезни; этиологию, патогенез, клиническая картина, исходы и принципы терапии типовых патологических процессов.
Умения6 измерять и оценивать нарушения основных функциональных показателей жизнедеятельности человека при патологии.
Навыки: анализ показаний и противопоказаний различных групп лекарственных средств на основании знаний об этиологии и патогенезе наиболее распространенных заболеваний человека. Клиническая фармакология Знания: принципы клинико-фармакологического подхода к выбору групп лекарственных средств для фармакотерапии основных заболеваний.
Умения: объяснять действие лекарственных препаратов, назначаемых специалистами, исходя из этиологии и патогенеза болезней, а также их симптомных и синдромных проявлений.
Навыки: анализ показаний и противопоказаний различных групп лекарственных средств на основании знаний об этиологии и патогенезе наиболее распространенных заболеваний человека 3.Требования к результатам освоения дисциплины Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
| Код компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
| Знать
| Уметь
| Владеть
| Оценочные средства
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| ОК-1
| Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| Структуру и функции иммунной системы
| Пользоваться научной, научно-по-пулярной литературой, сетью Интернет для про-фессиональнойдея-тельности
| Медико-понятийным функцио-нальным аппаратом
| Собеседование, тес-тирование письменное или компью-терное, реферат
|
| ПК -1
| Способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний
| Структуру и функции иммунной системы.
Виды иммунобиологических препаратов
| Пользоваться научной, научно-по-пулярной литературой, сетью Интернет для про-фессиональнойдея-тельности
| Давать пояснения по применению иммунобиологических препаратов. Давать пояснения по основным средствам фармакотерапии аллергических заболеваний.
| Собеседование, тес-тирование письменное или компью-терное, реферат
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| ПК-43
| Способность и готовность к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения лекарственных средств, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме
| Структуру и функции иммунной системы; основные методы иммунодиагностики, понятие об иммунобиологических препаратах
| Давать пояснения по применению иммунобиологических препаратов. Давать пояснения по основным средствам фармакотерапии аллергических заболеваний.
| Давать пояснения по применению иммунобиологических препаратов. Давать пояснения по основным средствам фармакотерапии аллергических заболеваний.
| Собеседование, тес-тирование письменное или компью-терное, реферат
|
| ПК-45
| Способность и готовность оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств и других фармацевтических товаров
| Структуру и функции иммунной системы; основные методы иммунодиагностики, понятие об иммунобиологических препаратах
| Давать пояснения по применению иммунобиологических препаратов. Давать пояснения по основным средствам фармакотерапии аллергических заболеваний
| Давать пояснения по применению иммунобиологических препаратов. Давать пояснения по основным средствам фармакотерапии аллергических заболеваний
| Собеседование, тес-тирование письменное или компью-терное, реферат
| 4.Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
п/№
| Код компетенции
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах
| 1
| ОК-1, ПК-1, ПК-43, ПК-45
| Структура и функция иммунной системы.
| Структура и функции иммунной системы, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования. Анализ закономерности функционирования иммунной системы с использованием знаний анатомо-физиологических основ, основных методик клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния органов иммунной системы. Понятие антигенов. Иммунный ответ. Генетический контроль
| 1
| 2
| 3
| 4
|
|
|
| иммунного ответа, медиаторная роль цитокинов. Методы идентификации антигенов. Антитела. Реакции взаимодействия антигенов и антител. Препараты антигенов и антител.
| 2
| ПК-1, ПК-43, ПК-45
| Основы аллергологии
| Реакции гиперчувствительности. Аллергены диагностические и лечебные. Основные методы аллергодиагностики. Понятие об аллергических заболеваниях. Принципы фармакотерапии аллергических заболеваний.
| 5. Распределение трудоемкости дисциплины 5.1Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Трудоемкость по курсам (АЧ)
| объем в зачетных единицах (ЗЕ)
| объем в академических часах (АЧ)
| 1
| 2
| Аудиторная работа, в том числе
| 0,56
| 20
| 16
| 4
| Лекции (Л)
| 0,11
| 4
| 4
|
| Лабораторные практикумы (ЛП)
| 0,45
| 16
| 12
| 4
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
| Клинические практические занятия (КПЗ)
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студента (СРС)
| 2, 33
| 84
| 20
| 64
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
| Зачет
| 0,11
| 4
|
| 4
| Итого
| 3
| 108
| 36
| 72
| 5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:
п/№
| № курса
| Наименование раздела дисциплины
| Виды учебной работы (в АЧ)
| Оценочные средства
|
|
|
| Л
| ЛП
| ПЗ
| КПЗ
| С
| СРС
| Всего
|
| 1
| 1
| Структура и функция иммунной системы
| 4
|
|
|
|
| 20
| 24
| тестирование письменное или компьютерное, реферат
| 2
| 1,2
| Основы аллергологии
|
| 16
|
|
|
| 64
| 80
| тестирование письменное или компьютерное, реферат
|
5.3 Распределение лекций по курсам:
п/№
| Наименование тем лекций
| Объем в АЧ
|
|
| Курс 1
| Курс 2
| 1
| Введение в иммунологию. Структура и функция иммунной системы.
| 2
|
| 2
| Иммунопрофилактика и иммунотерапия.
| 2
|
|
| ИТОГО (всего - 4 АЧ)
| 4
|
|
5.4 Распределение тем лабораторных практикумов по курсам:
п/№
| Наименование тем лабораторных практикумов
| Объем в АЧ
|
|
| Курс 1
| Курс 2
| 1
| Реакции гиперчувствительности I типа
| 4
|
| 2
| Диагностические программы в аллергологии. Аллергены (диагностические и лечебные)
| 4
|
| 3
| Принципы фармакотерапии аллергических заболеваний
| 4
| 4
|
| ИТОГО (всего - 16 АЧ)
| 12
| 4
|
5.5. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
п/№
| Наименование вида СРС
| Объем в АЧ
|
|
| Курс
1
| Курс
2
| 1
| Работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу
| 10
| 20
| 2
| Написание рефератов
| 3
| 30
| 3
| Подготовка докладов
| 3
| 10
| 4
| Подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, дискуссии)
| 2
|
| 5
| Работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета
| 2
| 4
|
| ИТОГО (всего - 84 АЧ)
| 20
| 64
| |