Кафедра экологии и природопользования





Скачать 120.7 Kb.
НазваниеКафедра экологии и природопользования
Дата публикации22.05.2015
Размер120.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И

СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС-СИСТЕМ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


Устойчивое развитие человечества

Рабочая программа учебной дисциплины
020801.65 «Экология»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014
ББК 68.9

Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Составитель: Гриванов И.Ю., доцент кафедры экологии


Утверждена на заседании кафедры ЭПП от 19.02.2014 г., протокол № 6, редакция 2014 г.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института информатики, инноваций и бизнес-систем

© Издательство Владивостокский

государственный университет

экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и причины введения учебной дисциплины. Устойчивое развитие (sustainable development) – означает развитие «продолжающееся» («самодостаточное»), то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества. После конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (июнь, 1992 год) многие страны мира в официальных документах обозначили три главных ориентира – условия устойчивого развития: социальная справедливость, сохранность окружающей среды и экономическое процветание (экономический достаток) и определили рациональные цели, позволяющие вступить на путь устойчивого развития. Причинами, обуславливающими необходимость координального изменения существующего развития цивилизации: мир столкнулся с проблемами усугубляющейся нищеты, голода, болезни, неграмотности и продолжающейся деградации экологических систем, от которого зависит наше благосостояние. Цивилизация загоняется в рамки самоистребления, под действием глобального социального и экологического диспаритета во владении и распоряжении материальными, интеллектуальными и информационными ресурсами, экологического или системного кризиса. В связи с важностью проблемы устойчивого развития как для каждого жителя планеты, так и для различных государств мира необходимы науч-ные знания, позволяющие достоверно ориентироваться в такой сложной проблеме, как устойчивое развитие человечества. Более того, экологические основы устойчивого развития человечества необходимо знать специалистам-экологам, для которых и предназначена эта дисциплина. Роль и место курса в структуре учебного плана (междисциплинарные связи). Дисциплина «Устойчивое развитие человечества» тесно связана с такими дисциплинами как «Основы природопользования», «Экологический кадастр», «Геоэкология», «Социальная экология». Оценка индикаторов устойчивого развития (экологические, экономические, социальные) возможна только при условиях хорошо поставленной кадастровой работы. Геоэкологические знания дают научную основу для устойчивого природопользования и устойчивого развития общества. Особенность изучения учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» – это синтетическое образование, связывающие в систему такие компоненты как экологические, экономические и социальные в различных странах и в мире в целом. Изучение таких проблем возможно благодаря системному подходу. Устойчивое развитие человечества тесно связано с проблемой прогнозирования развития будущих цивилизаций, особенно в связи с экологическими проблемами.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цели и задачи курса

Курс «Устойчивое развитие человечества» обязателен для студентов экологических специальностей, поскольку призван дать основы для прикладных исследований в области природопользования, охраны природы и экологического кадастра. Основной целью изучения устойчивого развития человечества является показ студентам принципов взаимодействия природы и человека, позволяющим в настоящее время жить людям в достатке (материальном и моральном) и дать такую же возможность будущим поколениям. В конечном счете, сохранить «корни» будущим цивилизациям. Задачами курса являются следующие:

1) Обосновать экологическую устойчивость человечества и определить экологические индикаторы устойчивого развития;

2) Обосновать экономическую устойчивость человечества и определить экономические индикаторы устойчивого развития;

3) Обосновать социальную устойчивость человечества и определить социальные индикаторы устойчивого развития;

4) Определить связь развития цивилизаций с «ядром» природных ресурсов, составляющих их экономику.
1.2. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса

В результате курса студент должен знать: определение устойчивого развития человечества; классификацию природных ресурсов по степени их возобновления; экологическую, экономическую и социальную устойчивость человечества; связь развития цивилизации с использованием природных ресурсов; связь вопросов устойчивого развития человечества с проблемами устойчивого природопользования, экологического кадастрирования и геоэкологией.

1.3. Объем и сроки изучения курса

Курс рассчитан на 86 часов, по 2 часа занятий в неделю (в одну неделю лекция, в другую – практическое занятие). Всего 32 часа лекций, 16 часов практических занятий, 38 часов отводится на самостоятельную работу студентов. По окончании студенты сдают зачет.

1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения

В рамках дисциплины предусмотрено проведение лекционных и практических занятий. Важнейшим этапом курса является самостоятельная работа студента по изучению устойчивого развития человечества (экологической, экономической и социальной устойчивости) с использованием научной литературы и Интернета. В течение данного курса студент должен написать и защитить реферат по указанным темам.
1.5. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы

При подготовке к практическим занятиям студент самостоятельно отвечает на вопросы, предлагаемые к реферату, используя материал лекций, специальную литературу и Интернет.

1.6. Техническое и программное обеспечение дисциплины

Для эффективного изучения дисциплины необходимо пользоваться учебной и научной литературой по устойчивому развитию человечества (перечень источников дается в разделе 4).

1.7. Виды контроля знаний студентов и их отчетность

В течение курса студенты готовят рефераты с последующей их защитой, участвуют в практических занятиях и по окончании курса сдают зачет.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Возникновение и развитие научных представлений об ус-тойчивом развитии человечества.

Тема 2. Причины, обуславливающие необходимость кардинального изменения парадигмы развития цивилизации: социальные, ресурсные, демографические и экологические.

Тема 3. Классификация природных ресурсов по степени их возобновляемости – α, β, γ, δ ресурсы.

Тема 4. Связь экономики с использованием природных ресурсов и цивилизациями. Цивилизации будущего.

Тема 5. Экономический рост, состояние окружающей среды, богатство и бедность.

Тема 6. Экологическая устойчивость развития человечества.

Тема 7. Экономическая устойчивость развития человечества.

Тема 8. Социальная устойчивость развития человечества.

Тема 9. Устойчивое природопользование – основы устойчивого развития человечества.

Тема 11. Устойчивое развитие человечества: основные парадигмы для России.

Тема 12. Национальные цели устойчивого развития России и США.

Тема 13. Глобальные предпосылки перехода России на путь устой-чивого развития.

Тема 14. Социальные, экономические и экологические индикаторы устойчивого развития России.

2.2. Темы практических занятий

1 Конвенция о сохранении биологического разнообразия.

2. Международные конвенции по окружающей среде.

3. Экоэтика и экологическое воспитание.

4. Возникновение и становление научных представлений об устойчивом развитии человечества.

5. Экологическая классификация природных ресурсов на основе их степени возобновляемости.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ

Лекции, которые читаются студентам, призваны помочь им сориентироваться в том многообразии проблем, с которыми сталкивается современное общество при обсуждении устойчивого развития человечества. Более детальное знакомство с конкретными аспектами изучения во-просов по устойчивому развитию человечества возможно только при тщательной проработке предлагаемой основной и дополнительной литературы. Специальная научная литература доступна в библиотеке ВГУЭС, институтах ДВО РАН и других. В процессе изучения курса лекций «Устойчивое развитие человечества» предлагается такая форма самостоятельной работы, как написание реферата и его защита на практических занятиях. Поскольку на лекциях невозможно охватить все области знаний по проблеме устойчивого развития, то самостоятельная работа студентов выполняет одновременно несколько образовательных функций. Во-первых, более подробно рассматриваются те вопросы, на которых преподаватель останавливался кратко. Во-вторых, студент приобретает навыки самостоятельной работы с научной литературой и умение анализировать интересующие его проблемы. В-третьих, защищая свою работу на семинаре, он учится делать научные доклады и отстаивать свою точку зрения в дискуссии.

3.1.1. Темы рефератов

  1. Конвенция о сохранении биологического разнообразия.

  2. Международные конвенции по окружающей среде.

  3. Экоэтика и экологическое воспитание.

  4. Возникновение и становление научных представлений об устойчивом развитии человечества.

  5. Причины, обуславливающие необходимость кардинального изменения парадигмы развития цивилизации: социальные, ресурсные демографические и экологические.

  6. Реализация «Программы действия» после Рио.

  7. Глобальные предпосылки перехода России на путь устойчивого развития.

  8. Устойчивое развитие – путь к решению экологических проблем России.

  9. Экологическая классификация природных ресурсов на основе их степени возобновляемости.

  10. Диотропика и вопросы решения экологических проблем.

  11. Экологическая составляющая устойчивого развития человечества.

  12. Экономическая составляющая устойчивого развития человечества.

  13. Демографическая составляющая устойчивого развития человечества.

  14. Экологические последствия мелиративно-хозяйственного строи-тельства в водосборном бассейне Аральского моря.

  15. Гибель Вавилонской цивилизации вследствие мелиративно-хозяйственной деятельности в междуречье Тигра и Евфрата.

  16. Концепция «биоразнообразия» и ее связь с устойчивым развитием цивилизации.

  17. Интеграция природоохранных усилий и рождение новой парадигмы устойчивого развития человечества.

  18. Концепция устойчивого развития.

  19. Устойчивое развитие: основные парадигмы для России.

  20. Объединение усилий мирового сообщества в решении экологических проблем.

  21. Экономический рост, бедность, богатство и состояние окружающей среды.

  22. Цивилизации будущего.

  23. Глобализация экономики и устойчивое развитие человечества.

  24. Темпы изменения общей численности населения городов Приморского края.

  25. Темпы изменения общей численности в планетарном масштабе.

3.2. Методические указания по самостоятельному выполнению практических заданий

Для выполнения практических заданий необходимо изучить теорию по вопросам написать реферат по предлагаемым темам (см. 3.1). Преподаватель предлагает на выбор темы рефератов и дает основную обязательную литературу для их написания. Студент самостоятельно может использовать дополнительные источники, а также Интернет.

3.3. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины

  1. Что такое «устойчивое развитие»?

  2. История формирования научных представлений об устойчивом развитии.

  3. Социальные причины, обуславливающие необходимость кардинального изменения развития цивилизации.

  4. Ресурсные причины, обуславливающие необходимость кардинального изменения развития цивилизации.

  5. Демографические причины, обуславливающие необходимость кардинального изменения развития цивилизации.

  6. Экологические причины, обуславливающие необходимость кардинального изменения развития цивилизации.

  7. Основополагающие ориентиры новой парадигмы развития человечества.

  8. Причины конфликта межгосударственных интересов на пути к устойчивому развитию.

  9. Три главных фактора условия устойчивого развития.

  10. Десять национальных целей, позволяющим вступить США на путь устойчивого развития.

  11. Восемь национальных целей, позволяющим вступить России на путь устойчивого развития.

  12. Социальные индикаторы устойчивого развития.

  13. Экономические индикаторы устойчивого развития.

  14. Экологические индикаторы устойчивого развития.

  15. Три типа индикаторов: индикаторы тенденций, индикаторы текущего состояния и индикаторы корректирующих действий и их определение.

  16. Связь экономического роста с состоянием окружающей среды, богатством и бедностью.

  17. Показать взаимосвязь двух дисциплин – «Экологический кадастр» и «Устойчивое равновесие».

  18. Что такое «диотропика» и ее связь с устойчивым развитием.

  19. Экологическая классификация природных ресурсов и ее возможность объяснить становление цивилизаций.

  20. Цивилизации будущего постиндустриального общества.

  21. Глобализация экономики и ее связь с устойчивым развитием.

3.6. Форма отчетности о результате самостоятельной работы по курсу

О результатах самостоятельной работы по курсу студент отчитывается защитой реферата.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1 Основная литература

  1. Лось В.А. Устойчивое развитие: Учебное пособие/В.А.Лось, А.Д.Урсул. - М.: Агар, 2000. - 252 с.

  2. Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. Учебное пособие/ В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 414 с.

  3. Экология: учебное пособие для студентов вузов / В. С. Пушкарь, Л. В. Якименко ; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2010. - 228 с.

  4. Экология: человек и биосфера: учебное пособие для студентов вузов / В. С. Пушкарь, Л. В. Якименко; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2011. - 228 с.

4.2 Дополнительная литература

  1. Данилов-Данильян В.И. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России / Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  2. Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества. – М, 1999. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://malchish.org/lib/philosof/Kapitza/Kapitza.htm (свободный доступ)

  3. Об охране окружающей среды: федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7 – ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru

  4. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52 – ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru

  5. Природа без границ: Материалы II Международного экологического форума. Владивосток, 6-7 июня 2007 г. / [отв. за выпуск А. И. Кольноокий] ; Администрация Прим. края. - Владивосток : Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 2007. - 576 с. : табл.

4.3 Полнотекстовые базы данных

Электронные библиотеки, режимы доступа:

http://www.elibrary.ru/

http://www.book.ru

http://znanium.com

Архивы журналов издательства SAGE Publications (компания Sage Publications известна своими журналами в области материаловедения, биологии, географии, химии), режим доступа: http://online.sagepub.com/

4.4 Интернет-ресурсы

Правовые информационные системы «Консультант Плюс», «Технорматив», «Кодекс», «Гарант», доступ с компьютеров медиатеки (ауд. 2502).

Государственный доклад о состоянии окружающей среды

http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/officinf.html

«Россия в окружающем мире» (ежегодник)

http://eco-mnepu.narod.ru/book/

Сайты:

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса: http://www.vvsu.ru/

Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации http://www.mnr.gov.ru

Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru

Гильдии экологов http://www.ecoguild.ru

Гринпис Российское представительство http://www.greenpeace.org/russia/ru/

WWF (Всемирный фонд дикой природы) http://www.wwf.ru/

Центр экологической политики России и др. сайты государственных и общественных экологических организаций http://www.ecopolicy.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология и природопользование»...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Геология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы заповедного дела» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология...
Кафедра экологии и природопользования iconАвтомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю:...
«За особые успехи в учении» подтвердили уровень знаний на государственной итоговой аттестации (2 золотых медали); 24 выпускника школы...
Кафедра экологии и природопользования iconМетодические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования»

Кафедра экологии и природопользования iconМетодические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования»

Кафедра экологии и природопользования iconКонспект лекций по социальной экологии раздел Экологическое знание:...
Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания...
Кафедра экологии и природопользования iconРабочая программа дисциплины городская биота и методы ее изучения
«Геохимия городских ландшафтов», «Современные проблемы экологии и природопользования». Для освоения материала по дисциплине «Городская...
Кафедра экологии и природопользования iconПрограмма по дисциплине «Ландшафтоведение»
Утверждена на заседании кафедры «Экологии и природопользования» 19 февраля 2014 г., протокол №6
Кафедра экологии и природопользования iconОсновы рационального природопользования: учеб пособие / Е. Р. Магарил....
Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов
Кафедра экологии и природопользования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)
Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования
Кафедра экологии и природопользования iconРабочая программа дисциплины «Региональная экологическая геология»
Рассмотрено на заседании умк именит, отделение географии, экологии, природопользования и туризма


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск