Кафедра экологии и природопользования





Скачать 274.28 Kb.
НазваниеКафедра экологии и природопользования
страница1/3
Дата публикации24.02.2015
Размер274.28 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > География > Основная образовательная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ, ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС-СИСТЕМ
КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


Л.В. ЯКИМЕНКО


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины
Основная образовательная программа
022000.68 (05.04.06) ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Профиль «Экология и охрана окружающей среды»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014
ББК 20

Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями ООП: 022000.68 (05.04.06) «Экология и природопользование» на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Л.В. Якименко, д.б.н., профессор кафедры «Экологии и природопользования»
Утверждена на заседании кафедры экологии и природопользования от 26.04.2011 г., протокол № 8, редакция 2014 г., протокол № 6 от 19 февраля 2014 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института информатики, инноваций и бизнес-систем

© Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» является одной из фундаментальных дисциплин общепрофессиональной подготовки магистрантов, обучающихся по программе магистерской подготовки 022000.68 (05.04.06) «Экология и природопользование», которая позволит будущему магистру свободно разбираться в вопросах оценки и всестороннего анализа воздействия человеческой деятельности на объекты окружающей среды и реакций компонентов биосферы на эти воздействия.

В теоретической части учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» излагаются современные представления о последствиях изменения естественных потоков веществ в биосфере – нарушении экологического равновесия и трансформации элементов биосферы, снижении биоразнообразия, риска в отношении здоровья человека. Практическая часть дисциплины формирует у студентов знания, необходимые для сбора экологической информации, а также формирует умения интерпретировать экологическую информацию для оценки состояния, устойчивости и прогноза развития природных комплексов.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины
Цель дисциплины - сформировать у магистрантов базовое экологическое мышление, обеспечивающее комплексный подход к анализу и решению экологических проблем современного природопользования и устойчивого развития системы «природа-хозяйство-общество», а также профессиональной компетенции в научно-исследовательской деятельности.

Задачи дисциплины:


В результате освоения курса магистрант должен получить представление о:

1. Современных проблемах экологии, понимать системный характер кризисных экологических ситуаций;

2. О причинах возникновения напряженных экологических ситуаций в истории России и

мира.

3. Научиться критически анализировать возникающие экологически обусловленные процессы и явления.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)
Дисциплина является частью фундаментальной подготовки магистров по направлению 022000.68 (05.04.06) «Экология и природопользование». Читается на первом году обучения магистров. Для успешного освоения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» магистранты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин естественнонаучного цикла бакалавриата: «Основы природопользования», «Геоэкология», «Общая экология», «Экология человека и ее социальные аспекты», «Техногенные системы и экологический риск», «Прикладная экология», «Учение о гидросфере», «Учение об атмосфере».

В структуре учебного плана дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» относится к базовым дисциплинам профильного цикла ООП 022000.68 (05.04.06) «Экология и природопользование», профиля «Экология и охрана окружающей среды».

Знания и владения, полученные при изучении дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» позволят магистранту расширить компетенции, полученные при изучении дисциплин бакалавриата, а также развить научно-методологическую культуру мышления, соответствующую современной практике решения сложных системных задач в области экологии и природопользования. Таким образом, магистрант:

1. Научится понимать системный характер современных экологических проблем, в том числе кризисных экологических ситуаций;

2. Научится критически анализировать возникающие экологически обусловленные процессы и явления;

3. Будет разбираться в причинах возникновения напряженных экологических ситуаций в истории России и мира.

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 1. Формируемые компетенции

Направление подготовки

Компетенции

Знания/ умения/ владения (ЗУВ)

022000.68 (05.04.06)

Экология и природопользование

ПК-2

Глубоким пониманием и творческим использованием в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры

Знания:

Понимать современные проблемы экологии и природопользования

Умения

Использовать фундаментальные экологические представления в сфере профессиональной деятельности

Владения:

Методами оценки состояния природной среды

022000.68 (05.04.06)

Экология и природопользование

ПК-7

Умением диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития

Знания:

Получить представление об основах устойчивого развития человечества на глобальном и региональном уровнях

Умения:

Использовать фундаментальные экологические представления в сфере профессиональной деятельности

Владение:

Навыками комплексного анализа состояния окружающей среды


1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения
Общая трудоемкость в семестре составляет 72 часа, 2 зачетные единицы;

При изучении данной дисциплины 4 часа отводится на лекционные занятия, 12 – на практические и 56 часов – на самостоятельное изучение. Промежуточная аттестация – зачет.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Контроль успеваемости магистрантов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний магистрантов.

Текущий контроль успеваемости содержит задания, которые способствуют развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник и включает:

  • проверку уровня самостоятельной подготовки магистранта при выполнении индивидуального задания;

  • участие магистранта в дискуссиях по основным моментам изучаемой темы;

  • участие магистранта в семинарах;

написание и защиту презентаций по заданным темам;

Помимо индивидуальных оценок используются групповые и взаимооценки:

  • рецензирование студентами работ друг друга;

  • оппонирование студентами отчетов по практическим работам.

Промежуточный контроль предусматривает использование фондов оценочных средств:

  • тестирование.

Итоговый контроль знаний магистрантов осуществляется в виде зачета.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций
Тема 1. Проблемы охраны окружающей среды (2 часа)

  1. Проблемы охраны атмосферы

Антропогенное загрязнение атмосферы. Парниковый эффект и глобальные изменения климата, методы противодействия. Причины возникновения “озоновых дыр”, последствия их образования и способы устранения. Кислотные осадки, их причины и последствия. Охрана атмосферы: основные загрязнители атмосферы, физико-химические методы очистки воздуха. Методы очистки атмосферы от газообразных и аэрозольных загрязнителей, фтористых соединений, радиоактивных веществ. Методы снижения и предотвращения выбросов загрязнителей в атмосферу. Разработка и реализация новых технологий, отличающихся отсутствием выбросов "парниковых" газов.


  1. Проблемы охраны гидросферы

Проблема охраны гидросферы. Глобальный круговорот воды и его роль. Водные ресурсы. Регулирование водопотребления. Проблемы качества воды. Водно-экологические катастрофы. Проблемы загрязнения прибрежных зон и открытого моря. Использование морских биологических ресурсов. Загрязнение Мирового океана. Подходы в охране гидросферы: замкнутые водооборотные системы, методы очистки сточных вод. Методы предотвращения загрязнения вод, очистка сточных вод от возбудителей болезней, органических и неорганических соединений, радиоактивных веществ, питательных веществ и термальных загрязнений. Переработка жидкофазных отходов, использование ценных компонентов. Методы уменьшения объема сточных вод. Система оборотного водоснабжения. Озонирование.


  1. Проблемы охраны земель и литосферы

Охрана литосферы. Твердые отходы и методы их утилизации. Восстановление земель после техногенных нарушений. Охраняемые природные территории. Основы рационального природопользования. Безотходные и малоотходные производства. Безотходное потребление. Твердые отходы: городской мусор, ил сточных вод, отходы сельскохозяйственного производства, целлюлоза и бумага, отходы химической промышленности, зола, шлак. Их свойства, переработка, захоронение. Химическая и биохимическая обработка отходов. Термические способы обезвреживания. Использование методов разделения веществ для классификации и утилизации отходов. Экологически безопасное удаление и использование токсичных химических веществ и опасных твердых отходов. Безопасное и экологически обоснованное удаление радиоактивных отходов. Экологически безопасное использование биотехнологий.
Тема 2. Проблемы сохранения биоразнообразия (1 час)

  1. Сохранение редких видов и генофонда популяций живых организмов

Понятие редких видов. Угроза исчезновения. Роль редких видов в экосистемах. Уникальность генофонда видов. Возможности использования редких видов: для поиска новых лекарственных средств и других биологически активных веществ, в качестве модельных видов и видов-индикаторов. Деятельность человека как основная причина вымирания редких видов в наше время. Оценка причин вымирания видов.

Сохранение видов путем сохранения популяций. Уязвимость малых популяций. Проблемы малых популяций. Потеря генетического разнообразия. Эффективный размер популяции. Демографическое варьирование. Изменения в окружающей среде и катастрофы. Сбор экологической информации. Мониторинг популяций. Анализ популяционной жизнеспособности. Образование новых популяций. Стратегии сохранения ex situ. Зоопарки и аквариумы. Дендрарии и ботанические сады. Банки семян. Категории сохранения видов. Законодательная защита видов.


  1. Сохранение экосистем и природно-территориальных комплексов

Охраняемые территории. Приоритеты для охраны. Международные соглашения. Формирование систем ООПТ – важнейшее условие реализации концепции устойчивого развития. Мотивы создания сетей ООПТ. Основные функции объектов природно-заповедного фонда: синтетические, ресурсные, социально-экономические. Проектирование охраняемых территорий. Размер заповедника. Минимизация краевого эффекта и фрагментации. Коридоры в среде обитания. Управление охраняемыми территориями. Управление средой обитания. Прилегающие неохраняемые территории. Экология восстановления.
Тема 3. Социально-экологические проблемы (1 час)

  1. Охрана здоровья и повышение уровня жизни населения

Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека. Преобразование природы и здоровье человека. Изменение ландшафтов в результате антропогенной деятельности и эволюция природных очагов инфекционных болезней. Эпидемиологические последствия различных форм преобразования природы (земледелие, эксплуатация лесов и лесоустроительные работы, сооружение искусственных водохранилищ, орошение засушливых территорий, осушение переувлажненных и заболоченных регионов, интенсификация животноводства, строительные работы). Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека. Влияние физических факторов и химических факторов. Последствия воздействия мутагенных и канцерогенных веществ. Влияние биологических и других факторов. Комплексное воздействие антропогенных факторов (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, прочих отраслей и сфер деятельности). Состояние и оптимизация среды обитания. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска.


  1. Экономические и правовые аспекты рационального природопользования

Международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды. Экологическое законодательство Российской Федерации. Нормативная база в области проектирования хозяйственных и производственных объектов. Вопросы охраны окружающей среды как составная часть инвестиционного проекта. Принятие решения о размещении и сооружении промышленных и иных объектов на территории России. Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации. Разрешения на пользование природными ресурсами. Нормирование в области охраны окружающей среды. Экологический паспорт природопользователя. Государственная и общественная экологическая экспертиза. Стратегическая экологическая оценка. Экологическое лицензирование и сертификация. Система экологического менеджмента на предприятии. Экологический аудит. Государственный экологический контроль исполнения требований заключения экологической экспертизы
2.2 Перечень тем практических занятий
Занятие 1. Проблемы охраны атмосферы (2 часа)

  1. Источники загрязнения атмосферы. Основные атмосферные поллютанты

  2. Трансформация и миграция атмосферных поллютантов в окружающей среде. Фотохимический смог.

  3. Кислые осадки.

  4. Парниковый эффект.

  5. Разрушение озонового слоя.


Занятие 2. Проблемы охраны гидросферы (2 часа)

  1. Источники загрязнения гидросферы. Основные водные поллютанты.

  2. Трансформация и миграция водных поллютантов в окружающей среде.

  3. Биоаккумуляция водных поллютантов.

  4. Влияние тяжелых металлов на водную биоту.

  5. Влияние органических поллютантов на водную биоту.


Занятие 3. Проблемы охраны земель и литосферы (2 часа)

  1. Источники загрязнения почв. Основные почвенные поллютанты.

  2. Трансформация и миграция поллютантов в почвах и подземных водах.

  3. Биоаккумуляция почвенных поллютантов.

  4. Принципы рационального использования земель.

  5. Проблема восстановления нарушенных земель.

  6. Дефицит минеральных ресурсов, пути его преодоления

  7. Рациональное использование топливных ресурсов. Энергетическая проблема и варианты ее решения


Занятие 4. Сохранение редких видов и генофонда популяций живых организмов (2 часа)

1. Биоразнообразие современных организмов.

2. Темпы и причины вымирания живых организмов.

3. Проблема сохранения растительного мира.

4. Проблема сохранения животного мира.

5. Проблемы малых и островных популяций. Сохранение генофонда популяций живых организмов.
Занятие 5. Сохранение экосистем и природно-территориальных комплексов (2 часа)

  1. Антропогенная трансформация и разрушение природных комплексов.

  2. Обезлесение. Защита лесов. Лесовосстановление.

  3. Опустынивание аридных территорий и борьба с ним.

  4. Защита тундровых и горных экосистем.

  5. Защита пресноводных экосистем и водно-болотных угодий.

  6. Особо охраняемые природные территории.


Занятие 6. Охрана здоровья и повышение уровня жизни населения (2 часа)

  1. Основные социально-демографические проблемы современности и роль качества окружающей среды в их решении.

  2. Борьба с инфекционными заболеваниями.

  3. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

  4. Борьба с онкологическими заболеваниями.

  5. Снижение производственного травматизма и охрана труда.

  6. Повышение уровня жизни через решение социально-экономических проблем.

  7. Поддержание экологической безопасности.



2.3 Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа проводится студентами по следующим основным направлениям:

1. Изучение отдельных вопросов тем с использованием видеоматериалов.

2. Подготовка к выполнению тестов и контрольных работ.

3. Подготовка разделов тем группами студентов в виде проектных заданий.

4. Выполнение индивидуальных заданий.

5. Дистанционное изучение фактического материала, размещенного в сети Интернет.

6. Подготовка иллюстративной информации (презентаций) для выступления на практических занятиях.


  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Основные виды занятий:

  1. Лекции, на которых дается основной систематизированный материал по дисциплине «Современные проблемы экологии и природопользования».

  2. Практические работы являются активной формой занятий, на которых магистранты овладевают навыками сбора, обработки и интерпретации экологической информации, методами реализации полученных знаний.

  3. Семинарские занятия предусматривают:

  • активное обсуждение результата самостоятельной работы, оформленного в виде доклада с использованием презентации;

  • защиту реферата по избранной теме;

  • рецензирование реферативной работы выполненной другим магистрантом по данной дисциплине.

  1. Консультации включают помощь при самостоятельном освоении материала.

  2. Самостоятельная работа магистрантов включает работу с учебной и научной литературой при подготовке к выступлениям на практических занятиях и к зачету, работу с нормативной документацией, необходимой для грамотного проведения исследований. Самостоятельная работа проводится с целью: систематизации и закрепления, углубления и расширения теорети­ческих знаний и практических умений, приобретаемых магистрантами в ходе аудиторных занятий; формирования умений использовать специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся в магистратуре; формирования самостоятельности мышления, способности к само­развитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений. Самостоятельная работа  при изучении дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» подразделяется на три вида: 1) аудиторная самостоятельная работа (выполнение контрольных работ, тестов); 2) самостоятельная работа под контролем преподавателя (творческие контакты, плановые консультации, зачет); 3) внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера (подготовка к лекциям, подготовка докладов к семинарским занятиям, индивидуальные работы по отдельным разделам содержания дисциплины, подготовка к зачету).

В рамках учебной дисциплины предусмотрены встречи и мастер-классы экспертов и специалистов в области прикладной экологии.

Для оформления письменных работ, презентаций к докладу, работы в электронных библиотечных системах магистранту необходимы пакеты программ Microsoft Office (Excel, Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet Explorer, или других аналогичных.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

4.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями гос впо
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология и природопользование»...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Геология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы заповедного дела» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология...
Кафедра экологии и природопользования iconАвтомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю:...
«За особые успехи в учении» подтвердили уровень знаний на государственной итоговой аттестации (2 золотых медали); 24 выпускника школы...
Кафедра экологии и природопользования iconМетодические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования»

Кафедра экологии и природопользования iconМетодические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования»

Кафедра экологии и природопользования iconКонспект лекций по социальной экологии раздел Экологическое знание:...
Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания...
Кафедра экологии и природопользования iconРабочая программа дисциплины городская биота и методы ее изучения
«Геохимия городских ландшафтов», «Современные проблемы экологии и природопользования». Для освоения материала по дисциплине «Городская...
Кафедра экологии и природопользования iconПрограмма по дисциплине «Ландшафтоведение»
Утверждена на заседании кафедры «Экологии и природопользования» 19 февраля 2014 г., протокол №6
Кафедра экологии и природопользования iconОсновы рационального природопользования: учеб пособие / Е. Р. Магарил....
Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов
Кафедра экологии и природопользования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)
Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования
Кафедра экологии и природопользования iconРабочая программа дисциплины «Региональная экологическая геология»
Рассмотрено на заседании умк именит, отделение географии, экологии, природопользования и туризма


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск