Скачать 253.04 Kb.
|
Примерный перечень вопросов к зачету. 1. Предмет и задачи курса «Экономика природопользования». 2. Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов. 3. Антропогенное воздействие. Загрязнение и его виды. 4. Основные принципы современного природопользования. 5. Экологические издержки: сущность и типология. 6. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды и методы его оценки. 7. Экономический оптимум загрязнения окружающей среды. 8. Экономическая оценка ассимиляционного потенциала окружающей среды. 9. Экстернальные издержки (внешние эффекты) в природопользовании. 10. Необходимость определения экономической ценности природы. Цели и объекты экономической оценки природных ресурсов. 11. Затратные подходы к экономической оценке природных ресурсов. 12. Рентная оценка природных ресурсов. 13. Концепция общей экономической ценности природных ресурсов. 14. Экономическая эффективность природоохранных затрат: сущность и виды. 15. Методика определения экономической эффективности природоохранных затрат. 16. Управление природопользованием. 17. Экономический механизм природопользования. 18. Проблемы платного природопользования в России. 19. Экологическая экспертиза. 20. Экологическое страхование. 21. Экологический аудит. 22. Государство и рынок в природопользовании. 23. Техногенный тип экономического развития. 24. Устойчивый тип экономического развития. 25. Энергетический кризис и переход от индустриальной к постиндустриальной структуре экономики. 26. Структурная перестройка экономики и решение экологических проблем. 27. Экологические проблемы экспортной политики. 28. Ресурсосберегающие технологии. 29. Экологические проблемы топливно-энергетического комплекса и пути их решения. 30. Римский клуб, его цели и роль в исследовании перспектив развития человечества. 31. Позитивное и негативное экономическое стимулирование в управлении природопользованием. 32. Кадастры природных ресурсов. Рекомендуемая основная литература.
Рекомендуемая дополнительная литература.
7.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.
8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины. Компьютерный класс с программным обеспечением и мультимедиа-проектором. Слайды и компьютерные презентации по различным темам дисциплины. Раздаточные материалы: тексты опубликованных законодательных актов, государственных докладов, нормативных и аналитических документов, статистическая экологическая информация иллюстрации, фотографии, слайды и т.п. Настенные географические карты (экономические, экологические, политико-административные). Доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).
Методические рекомендации преподавателю по проведению практических занятий по дисциплине «Экономика природопользования» Практическое занятие 1. Глобальные экологические проблемы и их решение. Экологическая безопасность и устойчивое развитие. Понятие устойчивого развития. Учет интересов будущих поколений. Социальные аспекты устойчивого развития. Критерии устойчивого развития. Учет потребностей и ограничений в устойчивом развитии. Необходимость учета долгосрочных последствий принимаемых решений. Слабая и сильная неустойчивость. Население и экология. Проблемы урбанизации. Экология и продовольственная проблема. Загрязнение Мирового океана. Процесс лесопользования и глобальные экологические проблемы. Анализ конкретных ситуаций; диспуты. Вопросы для самостоятельной подготовки 1. Периоды глобализации. 2. Экологические проблемы в условиях глобализации. 3. Кривая Кузнеца. 4. Концепция устойчивого развития экономики. Предлагаемые темы рефератов:
Рекомендуемая литература
Практическое занятие 2. Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификации природных ресурсов. Структура и динамика земельных ресурсов. Лесной фонд, его структура. Состав, виды и размещение лесных ресурсов. Воспроизводство лесных ресурсов. Водные ресурсы. Сток рек, запасы пресной воды. Водообеспеченность по районам. Океаны и моря, их роль в биосфере. Шельфы и их ресурсы. Истощимые энергетические ресурсы: нефть, газ, уголь. Железные и цветные руды, размещение и запасы по категориям в стране. Землепользование, лесопользование, недропользование, объекты водных отношений и водопользование. Анализ конкретных ситуаций, диалог, работа в малых группах. Вопросы для самостоятельной подготовки 1. Каково место и значение природных ресурсов в антропогенной деятельности? 2. Дайте толкование понятий «природные ресурсы» и «природные условия». Каковы критерии формирования данных понятий? 3. В чем значение различных классификаций природных ресурсов? 4. Дайте характеристику земельным ресурсам. Проанализируйте состояние земельных ресурсов в регионе (Чувашской Республике). 5. Охарактеризуйте классификацию запасов и ресурсов нефти и горючих газов. 6. Каково значение водных ресурсов? Раскройте сущность классификаций водных объектов. 7. Какие эколого-экономические функции выполняют леса? В чем заключаются особенности функционирования лесного хозяйства? Предлагаемые темы рефератов:
|
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» «Экологические основы природопользования» предназначена для реализации фгос к практической подготовке выпускников учреждений среднего... | Рабочая программа учебной дисциплины «экологические основы природопользования» Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе Проведение исследований в области рационального природопользования с использованием уникальных установок | Сведения о контингенте студентов на 01. 01. 2014г Текст] : учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и эконом специальностям : рек. Умо по образованию... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воздействие отраслей экономики на окружающую природную среду и здоровье населения. Основы рационального природопользования | А. А. Основы теории металлов: Учеб руководство Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «основы рационального природопользования» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части естественнонаучного цикла Б. 2 студентам очной формы... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Программа по дисциплине «Экономика общественного сектора» Экономика и управление на предприятии природопользования», 521618 и 511104 «Экономика природопользования» | Аннотация Курс «Экономика природопользования» «Экономика и управление на предприятии» очной и заочной форм обучения. Дисциплина «Экономика природопользования» является дисциплиной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области до 2020 года» в 2014 году запланировано... | Рабочая программа по дисциплине в 1 Промышленная экология Цели изучения курса: формирование у слушателей инженерно-экологического мышления, позволяющего понимать современные проблемы защиты... | ||
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова Географический... Объекты наследия как демонстрационная площадка использования возобновляемых источников энергии на Северо-западе Европейской части... | Путешествие в Германию Герман Махт Дрезден 2008 Содержание Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | ||
Материалы для подготовки к гак (магистратура, выпуск 2013 года) взяты... Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2010 | Моу «Хлебниковская средняя общеобразовательная школа» Республики Марий Эл Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования,... |