Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»





Скачать 287.32 Kb.
НазваниеМетодическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
страница1/3
Дата публикации23.03.2015
Размер287.32 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > География > Методическая разработка
  1   2   3
ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Пояснительная записка

Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначена для реализации ФГОС к практической подготовке выпускников учреждений среднего профессионального образования. В соответствии с ФГОС СПО «Экологические основы природопользования» входят в математический и общий естественнонаучный цикл.

Данная методическая разработка состоит из двух практических занятий, каждое – по два академических часа.
Практические работы рассчитаны как на применение знаний, умений и навыков, полученных непосредственно на лекциях по данной дисциплине, так и на знания, умения, навыки, приобретенные в ходе внеаудиторной самостоятельной работы студентов.Такие занятия помогут студентам закрепить полученные знания, умения и навыки теоретического материала.

Вначале занятия студентам предлагается простой пример ознакомительного характера, затем задания теоретические и расчетные. Это позволяет дифференцировать количество выполненных этапов задания (соответствующих различным уровням усвоения) в зависимости от индивидуальных способностей студентов.
Ожидаемым результатом проводимых занятий является выполнение всех заданий практических занятий всеми студентами группы.
На данных практических занятиях используется фронтальная и индивидуальная формы организации студентов.

Содержание

Методические рекомендации к практической работе № 1 по разделу «Особенности взаимодействия природы и общества» по теме 1.1 «Природоохранный потенциал».

Методические рекомендации к практической работе по № 2 по разделу «Особенности взаимодействия природы и общества» по теме 1.3 «Загрязнение окружающей среды. Загрязнение биосферы».

Практическое занятие № 1
Тема занятия: «Нормирование качества окружающей среды. Определение ПДК загрязняющих веществ, виды ПДК, размерность ПДК».

Цели занятия:

А) Дидактическая

- повторение основных понятий,

- закрепление знаний полученных на лекции и в ходе внеаудиторнойсамостоятельной работы студентов.

Б) Развивающая

- развитие у студентов познавательного интереса к предмету,

- развитие внимания, памяти и логического мышления,

- развитие самостоятельности.

В) Воспитательная

- воспитание стремления к самообразованию,

- формирование научного мировоззрения и уверенности в собственных силах.

Тип занятия: закрепление знаний и формирование умений и навыков по использованию полученных знаний на практике.

Вид занятия: практическое занятие.

Метод обучения: практический, проблемный, метод самостоятельной работы.

Форма обучения:

а) коллективная,

б) индивидуальная.

Материальное обеспечение:

- задания практической работы;

- листы бумаги формат А;

- калькуляторы;

-справочная литература «Таблицы ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде водоемов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения »

Методические рекомендации: для выполнения практических заданий студентам необходимо повторить следующие темы:

- «Введение. Значение экологических знаний».

- «Взаимодействие человека и природы».

Ключевые понятия:

Качество окружающей среды –степень соответствия среды жизни человека его потребностям.

Нормирование качества окружающей среды – установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих показателей (для воздуха, воды, почвы и т.д.).

Цель нормирования – установление предельно допустимых норм (экологических нормативов) воздействия человека на окружающую среду.

Основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия на нее следующие:

Нормативы качества (санитарно-гигиенические):

  • предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ;

  • предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.

Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):

  • предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;

Комплексные нормативы:

  • предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду.

Предельно допустимая концентрация (количество) (ПДК) - количество загрязняющего вещества в окружающей среде (почве, воздухе, воде, продуктах питания), которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК рассчитывают на единицу объема (для воздуха, воды), массы (для почвы, пищевых продуктов) или поверхности (для кожи работающих). ПДК устанавливают на основании комплексных исследований. В настоящее время в нашей стране действуют более 1900 ПДК вредных химических веществ для водоемов, более 500 для атмосферного воздуха и более 130 для почв.
Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) – это максимальная концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 метров над уровнем пола или площади на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.
Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) – это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.).
Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) – это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании. При нормировании качества водыиспользуют такие показатели, как ПДК вредных веществ для питьевых вод и рыбохозяйственных водоемов. Также нормируют запах, вкус, цветность, мутность, температуру, жесткость, и другие показатели качества воды.

Наименование химического фактора

ПДК

атмосферный воздух (мг/м3)

вода (мг/л)

почва (мг/кг, с учетом кларка)

максимально разовая

средне суточная

Аммиак

0.2

0.04

0.39




Анилин







0.1




Ацетон

0.35

0.35







Бензин

5.0

1.5

0.1




Бенз(а)пирен




0.1*

0.000005

0.02

Гексахлорциклогек-сан

0.03

0.03

0.004

0.1

ДДТ







0.1

0.1

Диоксид азота

0.085

0.04







Диоксин

0.5 пг/м3




20пг/м3

10 пг/м3

Мышьяк и его неорганические соединения




0.03

0.05

2.0

Озон

0.16

0.03







Оксид азота

0.2

0.4

0.02




Ртуть (металлическая)

0.2

0.0003

0.0005

2.1

Свинец (неорганические соединения)

0.01

0.0003

0.03

32.0

Сероводород

0.008







0.4

СПАВ







0.5




Твердые частицы (пыль)

0.5

0.15







Угарный газ

5.0

3.0







Фенол

0.01

0.003

0.001




Формальдегид

0.035

0.003

0.001




Хлор

0.1

0.03







Четыреххлористый углерод

4.0

0.7

0.006




Российские государственные гигиенические нормативы (ПДК) для некоторых химических экологически опасных факторов

(Экологический энциклопедический словарь, 1999)


Примечание: * - мг/100м3

При содержании в природном объекте нескольких загрязняющих веществ учитывают их совместное воздействие. Сумма их концентраций не должна превышать при расчете единицы:
С1/ПДК12/ПДК2+…..Сn/ПДКn< 1,

где С1, С2,…. Сn – фактические концентрации вредных веществ в воздухе, воде, почва, продуктах питания;
ПДК1, ПДК2,….. ПДКn – предельно допустимые концентрации вредных веществ, которые установлены для из изолированного присутствия.
Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) – это максимальная концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 метров над уровнем пола или площади на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.
Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) – это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.).
Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) – это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании. При нормировании качества водыиспользуют такие показатели, как ПДК вредных веществ для питьевых вод и рыбохозяйственных водоемов. Также нормируют запах, вкус, цветность, мутность, температуру, жесткость, и другие показатели качества воды.

Предельно допустимая концентрация в воде водоемов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) – это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.

Предельно допустимая концентрация в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКвр) – это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых.

При нормировании качества почвы используют такой показатель как ПДК вредного вещества в пахотном слое почвы.

Предельно допустимая концентрация в пахотном слое почвы (ПДКп) – это максимальная концентрация вредного вещества в верхнем слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, плодородие почвы, ее самоочищающую способность, соприкасающиеся с ней среды и не приводящая к накоплению вредных веществ в сельскохозяйственных культурах.

При нормировании качества продуктов питания используют такой показатель, как ПДК вредного вещества в продуктах питания.

Предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вредного вещества в продуктах питания (ПДКпр) – это максимальная концентрация вредного вещества в продуктах питания, которая в течение неограниченно продолжительного времени (при ежедневном воздействии) не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) – это максимальный уровень воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей или иных вредных физических воздействий, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда. ПДУ – это то же, что ПДК но для физических воздействий.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) или сброс (ПДС) – это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасывать в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.

Комплексным показателем качества окружающей среды является предельно допустимая экологическая нагрузка.

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду – это максимальная интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду, не приводящая к нарушению устойчивости экологических систем (или, иными словами, к выходу экосистемы за пределы экологической емкости).
Вопросы для предварительного контроля:

1. Определение ПДКсс?

2. Определение ПДКрз?

3. Определение ПДКмр?

4. Цель нормирования качества окружающей природной среды?

5. Найти по справочной таблице ПДКмр загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, для следующих соединений:

- Диоксин

- Озон

- Ртуть (металлическая)

6. Найти по справочной таблице ПДК загрязняющего вещества в воде водоемов, для следующих соединений:

- Бензин

- Мышьяк и его неорганические соединения

- Фенол

7. Найти по справочной таблице ПДК загрязняющего вещества в почве, для следующих соединений:

- ДДТ

- Ртуть (металлическая)

- Сероводород

8. Размерность ПДК загрязняющих веществ:

- в почве

- в воде

- в атмосферном воздухе

9. Определение ПДУ?

10. Определение ПДВ (ПДС)?

Практическое занятие № 1

Вариант 1

По справочным таблицам дать характеристику по ПДК (мг/л) для водных объектов следующим веществам: фенол, дихлорэтан, метанол, пропиловый спирт.

  1. Какое из приведенных веществ имеет наибольшую концентрацию?

  2. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию?

Практическое занятие № 1

Вариант 2

По справочным данным дать характеристику по ПДК (мг/м3) для вредных веществ в воздухе следующим веществам: диоксид серы, оксид меди, сажа, бензол.

  1. Какое из приведенных веществ имеет наибольшую концентрацию?

  2. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию?

Практическое занятие № 1

Вариант 3

По справочным таблицам дать характеристику по ПДК (мг/л) для водных объектов следующим веществам: ацетон, сероуглерод, цинк, нефть.

  1. Какое из приведенных веществ имеет наибольшую концентрацию?

  2. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию?

Практическое занятие № 1

Вариант 4

По справочным данным дать характеристику по ПДК (мг/м3) для вредных веществ в воздухе следующим веществам: бензол, гексахлоран, цемент-20, тетраэтилсвинец

  1. Какое из приведенных веществ имеет наибольшую концентрацию?

  2. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию?

Практическое занятие № 1

Вариант 5

По справочным таблицам дать характеристику по ПДК (мг/л) для водных объектов следующим веществам: аммиак (по азоту), хлорофос, скипидар, ртуть.

  1. Какое из приведенных веществ имеет наибольшую концентрацию?

  2. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию?

Практическое занятие № 1

Вариант 6

По справочным данным дать характеристику по ПДК (мг/м3) для вредных веществ в воздухе следующим веществам: ацетон, углерод четыреххлористый, кобальт металлический, гидразин.

  1. Какое из приведенных веществ имеет наибольшую концентрацию?

  2. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию?


Практическое занятие № 2
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические основы природопользования»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента...
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconПримерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconПрограмма учебной дисциплины экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconПримерная программа учебной дисциплины экологические основы природопользования 20 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconАннотация оп. 04 Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с...
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Министерства образования и науки РФ от 13. 08. 2014 г., №1003 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconМетодические указания по изучению дисциплины Экологические основы природопользования
Разработчик: Метелкина Е. С. преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспекты лекций дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности...
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconКурс лекций по дисциплине «Экологические основы природопользования» Преподаватель: Салин С. Г
Государственное бюджетое образовательное учреждение среднего профессинального образования колледж архитектуры и строительства №7
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Арустамов, Э. А. Экологические основы природопользования : учебник / Э. А. Арустамов. – М.: Дасинов и К, 2007. – 316 с
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconЕстествознание. Экология
Арустамов, Э. А. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник для среднего профессионального образования/Э. А. Арустамов,Н....
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconУчебно-методическая карта дисциплины основы экологии (наименование)...
Экология и современные экологические проблемы. Популяция: плотность, воспроизводство, динамика, распределение особей; волны жизни....
Методическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» iconРабочая программа и методические указания по прохождению практикума...
Цель и задачи практикума учебного ознакомительного (учебной ознакомительной практики)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск