Скачать 166.3 Kb.
|
Развернутая программа учебного курса "Экономика общественного сектора" Национальный фонд Министерство образования подготовки кадров Российской Федерации НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ Утверждена на заседании Учебно- методического совета специальности Председатель Совета ___________________В.Н.Бобылев “____”____________ 2002 г. 1.1Учебная программа по дисциплине«Экономика общественного сектора» для специальности 060800 – “Экономика и управление на предприятии природопользования», 521618 и 511104 «Экономика природопользования» (третий уровень высшего профессионального образования) Материалы подготовлены в рамках проекта “Реорганизация учебного процесса и реформирование системы управления ННГАСУ в целях повышения качества и эффективности предоставления образовательных услуг по экономическим дисциплинам”, договор субзайма № E/A.56/01 от 24 декабря 2001 г. между НФПК и ННГАСУ. Контракт № А1/056/S/1.2. на подготовку учебных курсов между НФПК и ННГАСУ от 25 мая 2002 года. Зам. руководителя проекта ______________ А.Н. Анисимов Исполнители задания: ____________ О.П. Коробейников _____________ Д.В. Хавин _____________А.В. Башева _____________Е.П. Никифорова г. Нижний Новгород 1. Пояснительная записка Авторы программы Профессор, д.э.н. О.П. Коробейников, доцент, к.э.н. Д.В. Хавин, ассистент А.В. Башева, ассистент Е.П. Никифорова. Требования к студентам Изучение курса опирается на материалы следующих дисциплин:
Аннотация Курс «Экономика общественного сектора» дает базовые знания в области изучения роли государства в экономике и принятия решений с участием большого количества заинтересованных лиц. Предполагается переработать курс, где рассматривается место и роль общественного сектора в переходной экономике России в условиях политики разгосударствления и приватизации; изучаются вопросы реформирования системы государственных финансов, включая бюджетное устройство, внебюджетные фонды и государственный кредит, а также проблема бюджетного дефицита и госдолга; излагаются пути формирования новой налоговой системы, проблемы налогового бремени и принципы построения Налогового Кодекса РФ. Изучается также структура и динамика общественных расходов в переходный период; пути становления российской модели бюджетного федерализма; вопросы дифференциации доходов и государственной политики борьбы с бедностью; институциональные формы организации общественного сектора, включая государственное предпринимательство и некоммерческое хозяйствование. А также с учетом специфики принятия решений с участием большого количества заинтересованных лиц, предполагается разработать учебные модули на примере государственного регулирования в области природопользования. Существующие учебные пособия предусматривают лишь ознакомление с этими проблемами в рамках отдельных глав. Цель курса «Экономика общественного сектора» Подготовка специалистов одновременно и в области экономики и в области экологии для реализации на практике концепции устойчивого развития общества. Учебные задачи курса Новизна курса заключается в комплексном подходе к разработке курса «Экономика общественного сектора», который заключается в интеграции структуры учебника Л. И. Якобсона с наполнением новым содержанием используемых разделов и разработке следующих дополнительных глав: - Роль государства в решении проблем охраны окружающей среды; - Образовательные услуги как основа роста благосостояния государства и человека; - Эффективное функционирование естественных локальных монополий и монополий федерального уровня в целях рационального проведения реформы ЖКХ. Это позволит сформулировать основы курса «Экономика общественного сектора» для подготовки экономистов-экологов. Формы контроля:
2. Тематический расчет часов
3. Содержание лекционного курса “Экономика общественного сектора” (наименование тем и их содержание)
3.1. Перераспределительные процессы и их издержки. Формы осуществления перераспределительных процессов. Связь общественных благ с перераспределением. Издержки перераспределения. 3.2. Эффективность и справедливость. Принцип компенсации и его связь с идеей оптимизации по Парето. Проблема выбора между эффективностью и справедливостью. Особенности утилитаристского, либертаристского и эгалитаристского подходов к проблемам благосостояния общества. 3.3. Благосостояние общества. Кривые безразличия функции общественного благосостояния. Государство благосостояние.
4.1. Общественный сектор: потребители и поставщики. Теория общественного выбора. Роль потребителя в процессах общественного выбора. Рациональное неведение. Участники общественного выбора. Роль политических деятелей в процессах общественного выбора. Критерий рациональности их действий. Критерии рационального поведения для бюрократии. 4.2. Механизм голосования. Связь между процедурами голосования, стабильностью политического курса и представлениями о справедливости. Универсальность механизма принятия коллективных решений. Полнота процедуры голосования. Рациональный коллективный выбор. Парадокс голосования. Результат циклического голосования. 4.3. Рациональный коллективный выбор. «Одновершинное» распределение предпочтений индивида. Многокритериальный выбор. Теорема Эрроу о невозможности. Роль медианного избирателя. Исполнительные структуры. Значение интенсивности предпочтений для исхода голосования. Группы специальных интересов. Роль лоббирования. 4.4. Исполнительные структуры. Тенденции общественного выбора обусловленные влиянием бюрократии. Факторы, определяющие изъяны государства.
5.1. Источники доходов. Источники поступления доходов государства. Основная особенность налогов. 5.2. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Структура налоговых поступлений в России и в странах с развитой рыночной экономикой. Соотношения предельных и средних ставок при пропорциональном, прогрессивном и регрессивном налогообложении. Маркированные и немаркированные налоги. Связь между рациональным неведением избирателей и преобладанием немаркированных налогов. 5.3. Критерии оценки налоговых систем. Смысл относительного равенства налоговых обязательств. Отличие принципа платежеспособности от принципа получаемых выгод. Принцип дифференциации налогов при истолковании справедливости в соответствии с различиями в платежеспособности. Значение для налогообложения неденежных форм доходов. Экономическая нейтральность налога. Примеры искажающего и неискажающего налога. Корректирующие налоги. Организационная простота налогообложения. Примеры издержек, порождаемые сложностью налоговых систем. Критерий гибкости налогообложения. Критерий контролируемости налогов. Критерии оценки налоговых систем. 6. Налоги и налогообложение. 6.1. Налоговые обязательства и перемещения налогов. Способы влияния налогоплательщика на величину налогового бремени при данных налоговых обязательствах. 6.2. Сферы действия налогов и общее равновесие. Сфера действия налогов. Отличие действительной налоговой ставки от номинальной. Анализ перемещения налогов как в контексте частичного, так и в контексте общего равновесия. Различие между специфическими и стоимостными налогами. Сфера действия специфического налога на конкурентном рынке с абсолютно неэластичным спросом. Распределение налогового бремени на конкурентном рынке с абсолютно эластичным спросом. Сфера действия налога на конкурентном рынке с абсолютно неэластичным предложением. Распределение налогового бремени на конкурентном рынке с абсолютно эластичным предложением. Отличия анализа перемещения стоимостного налога на конкурентном рынке от анализа перемещения специфического налога. Формирование сферы действия налога на монополизированном рынке при абсолютном неэластичном предложении. Распределение налогового бремени в условиях монополии при линейной функции спроса. Распределение налогового бремени в условиях олигополии. Формирование сферы действия налога на прибыль корпораций в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Определение сферы действия налогов в зависимости от взаимозаменяемости благ и пригодности ресурсов для использования в разных отраслях. Налогообложение и излишек потребителя. 6.3. Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя. Избыточное налоговое бремя. Связь понятий избыточного налогового бремени и искажающего налогообложения. Графическое изображение потерь потребительского излишка, обусловленных налогообложением. Влияние на величину избыточного бремени эластичности спроса и предложения товара, возникающего при косвенном налогообложении. Связь избыточного налогового бремени с эффектом замещения. Графическое изображение избыточного налогового бремени с использованием поворота и параллельного сдвига линии бюджетного ограничения. Характеристика избыточного налогового бремени с учетом функции компенсированного спроса. Сравнение оценки избыточного налогового бремени, полученной на основе компенсирующего изменения с оценкой, полученной на основе эквивалентного изменения. Приблизительная оценка величины избыточного налогового бремени при специфическом и пропорциональном налогообложении товара. 6.4. Искажающее действие налогов на доходы и капитал. Примеры эквивалентных налогов. Искажающее действие налогообложения доходов. Трудовые усилия как объект налогообложения. Графическое изображение избыточного бремени налогообложения дохода. Компенсированная функция предложения труда. Факторы, определяющие величину избыточного бремени налогообложения дохода. Искажающее действие налогов на капитал и на доходы от инвестиций. Графическое изображение избыточного бремени налогообложения капитала. 6.5. Оптимальное налогообложение и распределение доходов. Смысл оптимизации налогообложения. Правило Рамсея. Правило Корлетта-Хейга. Принцип «второго лучшего», область применения. Парето-эффективная налоговая структура. 7. Общественные расходы. 7.1. Формы общественных расходов. Формы осуществления общественных расходов. Сфера действия программы общественных расходов. 7.2. Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов. Зависимость перемещения выгод от реципиентов общественных расходов к другим лицам. Эффект дохода и эффект замещения программы общественных расходов. 7.3. Искажающее действие общественных расходов. Искажающее действие общественных расходов при денежных выплатах реципиентам. Особенности искажающего действия программ, предусматривающих лимитированные субсидии. Взаимозависимые предпочтения, и их значение для программ общественных расходов. 7.4. Общественное страхование. Неприятие риска. Объединение рисков. Социальные риски и реакция на них государством. Механизм неблагоприятного отбора при страховании. Проблема морального риска. Взаимосвязь между общественным страхованием и социальной помощью. 8. Роль государства в решении проблем охраны окружающей среды. 8.1. Экономический механизм охраны окружающей среды. Финансово-экономические проблемы и задачи управления качеством окружающей среды. Системы платежей за загрязнение окружающей среды. Источники и механизм финансирования природоохранной системы. Эколого-экономические показатели природоохранной деятельности. Стимулирование охраны окружающей природной среды с помощью налоговых методов. Международные аспекты финансирования природоохранной деятельности. 8.2. Государственное регулирование природоохранной деятельности. Экологическое нормирование и стандартизация. Формирование рынка экологических работ, товаров и услуг. Экологическое страхование. Экологический менеджмент и международные стандарты. Сертификация по экологическим требованиям. Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды. 9. Образовательные услуги как основа роста благосостояния государства и человека. 9.1. Концепции развития образования. Ведущие тенденции нового столетия. Программы реформирования образования. Прогноз развития рынка образовательных услуг. 9.2. Качество образования. Критерии качества образования. Количественные оценки качества образования. Международные методики оценки качества образования. 9.3. Стратегия реформирование системы образования. Сценарии развития системы образования. Реформирование системы управления образованием и вузом. Переход к дистанционному открытому образованию. 9.4. Открытое образование. Открытое образование как проявление новых экономических отношений в сфере образования. Методология открытого дистанционного образования. Оценка экономической эффективности открытого дистанционного образования. 10. Эффективное функционирование естественных локальных монополий и монополий федерального уровня в целях рационального проведения реформы ЖКХСценарии реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Социальная направленность реформ жилищно-коммунального хозяйства. Формирование бюджета локальных монополий и монополий федерального уровня. Внутренние резервы предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Функционирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Рекомендуемая литература Основная литература
Дополнительная литература
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика общественного сектора» «Экономика общественного сектора» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта... | Программа аттестационного испытания по дисциплине «экономика общественного сектора» Рынок и государство. Причины существования и функционирования общественного сектора | ||
Рабочая программа дисциплины «экономика общественного сектора» Основная цель курса «Экономика общественного сектора» – ознакомление студентов с комплексом проблем общественного выбора и государственных... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономика общественного... Экономика общественного сектора [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 32 с | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономика общественного... Экономика общественного сектора [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с | Программа дисциплины Экономика общественного сектора для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Программа дисциплины «Экономика общественного сектора» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция»... | Программа дисциплины «Экономика общественного сектора» для магистерской... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 081100. 68 «Государственное... | ||
Методическое пособие по дисциплине «Экономика общественного сектора» Обсуждена на заседании кафедры макроэкономики и экономической теории 22. 05. 08, протокол №9 | Методические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины Экономика общественного сектора для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | Рабочая программа экономика общественного сектора направление подготовки «экономика» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
«Экономика общественного сектора» Государственное и муниципальное управление (продвинутый курс) для студентов магистратуры | Б. 9 «экономика общественного сектора» Фгос впо по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «Бакалавр», утвержденным Приказом Министерства Образования... | ||
Экономика общественного сектора Цель изучения дисциплины – отразить основные теоретические концепции и актуальные прикладные вопросы, возникающие в общественном... | Ноу впо «институт международных экономических отношений» Кафедра... Математический анализ”, “Теория вероятностей и математическая статистика”, “Линейная алгебра”. Данная дисциплина является предшествующей... |