МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет экологический Кафедра экологии и защиты окружающей среды
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
___________Ю.И. Сухоруких
«_____»__________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.3.1 Промышленная экология
по направлению
подготовки бакалавров 280700.62 Техносферная безопасность
по профилю подготовки Охрана окружающей среды и ресурсосбережение
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению 280700.62 Техносферная безопасность Составитель рабочей программы:
кандидат биологических наук, доцент
|
|
| С.К.Чич
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Экологии и защиты окружающей среды
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
|
Д.Д. Кулова
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Д.Д. Кулова
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20___г.
|
|
|
Ю.И. Сухоруких
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20___г.
|
|
|
Г.А. Гук
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Д.Д. Кулова
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Цели изучения курса: формирование у слушателей инженерно-экологического мышления, позволяющего понимать современные проблемы защиты окружающей среды и рационального природопользования и использовать их в работе.
Задачи курса:
-дать понятие об иерархической организации производственных процессов;
-изучить критерии оценки эффективности производства;
- ознакомить с общими закономерностями производственных процессов;
-дать понятие о технологических системах (ТС): структура и описание ТС, синтез и анализ ТС, сырьевая и энергетическая подсистемы ТС;
-раскрыть особенности экологической стратегии и политики развития производства;
- развитие экологически чистого производства, создание принципиально новых и реконструкция существующих производств; комплексное использование сырьевых и энергетических ресурсов;
- создание замкнутых производственных циклов, замкнутых систем промышленного водоснабжения;
-изучить основные промышленные методы очистки отходящих газов и сточных вод; технологические схемы очистки и применяемое оборудование;
-основные промышленные методы переработки и использования отходов производства и потребления;
-методы ликвидации, и захоронения опасных промышленных отходов; технология основных промышленных производств; характеристика сырья, физико-химические основы технологических процессов, технологические схемы и оборудование;
- характерные экологические проблемы и пути их решения;
- привить навыки работы с учебной, методической, научной и справочной литературой;
- научить применять полученные теоретические знания для оценки состояния окружающей среды и характера использования природных ресурсов;
-дать представление о нахождение путей для рационального использования природных ресурсов и способов экологизации технологий (производств).
Учебная дисциплина «Промышленная экология» входит в перечень курсов _вариативной части профессионального цикла ОП, дисциплина осваивается в 5-м – 6-м семестрах.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен обладать следующими компетенциями: ПК-1, ПК-2,ПК- 10, ПК-11, ПК-15, ПК-19.
- способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);
- способностью разрабатывать и использовать графическую документацию (ПК-2);
– готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе (ПК-10);
– способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11);
– способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации (ПК-15);
– способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности(ПК-19). 4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины .
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет _5_зачетных единиц
(180 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 5
| 6
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 102/2,8
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 51/1,4
| 34
| 17
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 34/0,9
| 34
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 17/0,47
|
| 17
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС), (всего)
| 78/2,2
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| 20/0,55
|
| 20
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
| 22/0,6
| 12
| 10
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
Зачет, экзамен, курсовая работа
| 36/1
| зачет
| экзамен, курсовая работа
|
|
| Общая трудоемкость
| 180/5
|
|
|
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц(180 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
| 8
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 18/0,5
| 5
| 6
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 6/0,17
| 4
| 2
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 4/0,1
| 4
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 8/0,22
|
| 8
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС), (всего)
| 162/4,5
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| 20/0,55
|
| 20
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
| 142/3,9
| 12
| 10
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
Зачет, экзамен, курсовая работа
|
| зачет
| экзамен, курсовая работа
|
|
| Общая трудоемкость
| 180/5
|
|
|
|
| 5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
|
| 5 семестр
| 1.
| Раздел 1.Основополагающие определения и принципы промышленной экологии
|
| 7
| 12
|
| 6
| 1-5неделя
тесты
| 2.
| Раздел 2. Системный анализ применительно к проблеме создания безотходного производства
|
| 2
| 4
|
| 4
| 6 неделя
тесты
| 3.
| Раздел 3. Промышленные отходы. |
| 6
|
|
| 4
| 9 неделя
тесты
| 4.
| Раздел 4. Технология основных производств и комплексное использование природного сырья.
|
| 16
| 6
|
| 28
| 1-11неделя
Модуль1
| 5.
| Раздел 5. Рациональное использование природных ресурсов
|
| 3
| 2
| 17
|
| 12 неделя
тесты
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
| зачет
| 6 семестр
|
| Раздел 5. Рациональное использование природных ресурсов
|
| 7
| 10
|
|
| 2 неделя
тесты
|
| Раздел 6. Комбинирование и кооперация производств
|
| 4
|
|
|
| 6 неделя
тесты
|
| Раздел 7. Промышленная экология и правовая система
|
| 2
|
|
|
| 13 неделя
тесты
|
| Промежуточная ттестация
|
|
|
|
|
| экзамен
| 5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 7 семестр
| 1.
| Раздел 1.Основополагающие определения и принципы промышленной экологии
|
| 1
| 2
|
| 24
| 2.
| Раздел 2. Системный анализ применительно к проблеме создания безотходного производства
|
| 2
|
|
| 8
| 3
| Раздел 3. Промышленные отходы. |
|
|
|
| 14
| 4
| Раздел 4. Технология основных производств и комплексное использование природного сырья.
|
|
|
|
| 90
|
| Промежуточная аттестация: зачет
|
|
|
|
|
| 8 семестр
|
| Раздел 5. Рациональное использование природных ресурсов
|
| 1
| 2
| 8
|
|
| Раздел 6. Комбинирование и кооперация производств
|
| 2
|
|
|
|
| Раздел 7. Промышленная экология и правовая система
|
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация: экзамен
|
|
|
|
|
| |