Скачать 1.06 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ФИЛИАЛ государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточный государственный технический университет в г. Петропавловске-Камчатском УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По дисциплине «Экология»Для специальности 270102.65 «Промышленное и гражданское строительство»Форма подготовки очная/заочная
г. Петропавловск-Камчатский 2009 г. АННОТАЦИЯ учебно-методического комплекса дисциплины «Экология» Учебно-методический комплекс дисциплины «Экология» (дисциплина федерального компонента цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин) разработан для студентов по специальности 20102.65 – Промышленное и гражданское строительство в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данной специальности. Дисциплина «Экология» изучается на 1/1 курсе 1/- семестре соответственно. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 70/70 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18/12 час), самостоятельная работа студента (52/58 час). Учебно-методический комплекс включает в себя:
Министерство образования и науки Российской Федерации ФИЛИАЛ государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточный государственный технический университет в г. Петропавловске-Камчатском Рабочая программа По дисциплине «Экология»Для специальности 270102.65 «Промышленное и гражданское строительство»Форма подготовки очная/заочная
г. Петропавловск-Камчатский 2009 г. При разработке рабочей учебной программы использованы: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утверждённый «7» марта 2000г., № 12 тех/дс Выдержка требований к дисциплине из государственного образовательного стандарта:
Введение Дисциплина «Экология» изучает взаимоотношения между организмами и окружающей средой, между природными и техногенными взаимодействиями, а также обеспечивает знания в вопросах охраны здоровья человека и защиты окружающей среды от техногенных воздействий. 1. Цели и задачи дисциплины Приобретение студентами общих сведений о накапливающихся в окружающей среде негативных изменениях в связи с бурным развитием разнообразных производств в условиях беспечного отношения человека к своей техногенной деятельности и её последствиях. 2. Начальные требования к освоению дисциплины Для усвоения материала курса экологии студент должен владеть знаниями в объёме средней школы по биологии, химии (органической и неорганической), физики (механика), математика, физическая география, безопасность жизнедеятельности. 3. Требования к уровню освоения и содержания дисциплины В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:
- международное сотрудничество в области окружающей среды В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:
- представлять содержание мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Структура рабочей программы 4. Объём дисциплины и виды учебной работы 4.1 Очная форма обучения
4.2 Заочная форма обучения
5. Содержание дисциплины 5.1 Распределение учебного материала по видам занятий
5.2 Содержание лекционного курса Тема 1. Биосфера и человек.(3/2 час) Понятие о биосфере. Структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека. Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфере: основные положения учения. Роль живого вещества биосферы. Структура, состав и значение основных сфер Земли. Биосфера и человек: техносфера (понятие и состав). Экосфера. Биогеохимические круговороты: понятие, общая схема круговоротов веществ (С, N, Р). Глобальные проблемы окружающей среды: истоки, сущность, последствия и пути решения. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Экологические проблемы и ситуация в Республике Коми. Тема 2.Основы биологической организации. (3/2 час) Понятие «экосистема» и «биогеоценоз». Экосистемы: классификация , структура и основные компоненты экосистемы:продуценты, редуценты, консументы; авфтотрофы и гетеротрофы. Пищевые цепи и сети. Виды пищевых цепей, трофические уровни. Правило 10 % . Поток энергии и формирование продуктивности. Трофические уровни, экологические пирамиды. Мировое распределение биологической продукции и экологические пирамиды. Динамика и гомеостаз экосистем. Сукцессии: первичные и вторичные. Лесные экосистемы: значение, структура, особенности функционирования, динамика лесных экосистем (вторичные сукцессии). Агроэкосистемы: пути повышения биологической продукции; отличие естественных экосистем от искусственных. Понятие биоценоза, состав и структура сообщества. Понятие экологической ниши. Ярусность. Доминанты и эдификаторы. Понятие, свойства и структура популяций (возрастная, половая, этологическая). Типы роста численности популяций. Основные типы роста численности популяции. Типы взаимодействий популяций и емкость управление среды численностью популяций. Экологические факторы: понятие, классификация. Общие закономерности действия абиотических факторов; закон оптимума; закон минимума; закон толерантности; лимитирующие факторы, законы Либиха и Шелфорда. Адаптации живых организмов к действию абиотических факторов (свет, влажность, тепловой режим). Биотические факторы. Взаимодействие экологических факторов. Понятия «среда» и «условия обитания» живых организмов. Типы сред обитания, их основные специфические свойства и приспособления к ним живых организмов (наземно-воздушная, почвенная, живые организмы как среда). Взаимоотношения организма и среды Тема 3. Техногенное загрязнение окружающей среды. (3/2 час) Понятие и виды загрязнения, загрязняющие вещества. Источники и виды загрязнения атмо-, гидро-, литосферы. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнение биосферы. Распространение и трансформация загрязняющих веществ в ОС. Антропогенные нарушения круговоротов веществ. Воздействие промышленно-транспортных объектов на ОС. Окружающая среда и производство: технологические процессы переработки сырья как источник воздействия на ОС. Техногенное физическое загрязнение среды: понятие о шумах, шумы естественного и техногенного происхождения, биологическое действие шумов. Экология и здоровье человека: воздействие различных загрязнений на биоту и здоровье человека. Экозащитная техника и технологии: методы защиты биосферы (способы очистки сточных вод; газовых выбросов). Понятие малоотходных и безотходных технологий. Основные мероприятия по снижению загрязнения при эксплуатации, ремонте транспортных средств (путей), повышение топливной экономичности и экологичности транспорта конструктивными методами |
Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | Человек. Экология. Здоровье Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Экология и природопользование В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета... | Тема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Экология животных» «Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология.... | Рабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая... Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»... | ||
Программа курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся... Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | 2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология... | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"... | Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | ||
Безопасность жизнедеятельности «Экология», 011600 «Биология», 013500 «Биоэкология», 012300 «Биохимия», направлений 511100 «Экология и природопользование», 510600... | ’’экология’’ В более общем смысле экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в... | ||
Зоопланктон наливного водохранилища-охладителя харанорской грэс (забайкалье):... Использование в отчётном году акционерным обществом видов энергетических ресурсов 20 | Программа дисциплины для специальности 013100 "Экология", направления... Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального |