Скачать 164.36 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И.М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы П77 программы.-М.: Вентана-Граф, 2010; Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по экологии 2004г). Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
Рабочая программа ориентированна на использование учебника:
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Лабораторных работ− 4 часа Экскурсий 3 часа Изменения, внесенные в программу: Авторская программа по «Экологии животных» И.М. Щвец рассчитана на 34 часов, согласно базисного учебного плана МОУ « СОШ №4» г. Валуйки Белгородской области на изучение экологии в 7 классе отводится 35 часов (35 учебных недель). Увеличение часов идет за счет резервного времени. Добавлен один час, который используется на проведение экскурсии. Формы организации учебного процесса:
Формы контроля ЗУН:
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
Календарно-тематическое планирование
Содержание рабочей программы «Экология животных» 7 класс
Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет. Основные понятия. Экология животных, биосферная роль животных, взаимодействия животных с окружающей средой. 2. Условия существования животных (4 ч.) Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных. Основные понятия. Среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание. Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных). 3. Среды жизни животных. (5 ч.) Наземно-воздушная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей. Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах. Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособление животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы. Живой организм как среда обитания животных. Приспособление животных к жизни в живых организмах. Основные понятия. Видовое разнообразие, природно-химической зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных. 4. Жилища в жизни животных (1 ч.) Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ. Основные понятия. Жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо. 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч.) Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных. Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность. Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит – хозяин». Нахлебничество. Квартиранство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными. Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных. Основные понятия. Внутривидовые отношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь. 6. Свет в жизни животных (1 ч.) Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима. Основные понятия. Органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим. 7. Вода в жизни животных (2 ч.) Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение. Основные понятия. Содержание воды, поступление воды в организм животного, выделение воды из организма. Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. ( Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садах-террариумах в условиях недостатка и нормального количества воды в почве – формируется умение ставить цель наблюдения). 8. Температура в жизни животных (2 ч.) Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных. Основные понятия. Холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животны. Лабораторная работа. Движение амебы при разных температурах. (Определяется время образования ложноножек амебы при комнатной температуре и при охлаждении – формируется умение ставить цель эксперимента). 9. Кислород в жизни животных. (1 ч.) Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных. Основные понятия. Окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных. Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной среде и наземной средам жизни. 10. Сезонные изменения в жизни животных. (4 ч.) Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособление морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. Основные понятия. Оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции. Лабораторная работа. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке, который удастся обнаружить на пришкольном участке, послойно выбирают насекомых. (Учащиеся с помощью учителя определяют их систематическую принадлежность, стадию развития и количество.) Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся объединяются в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных – формируется умение вести долгосрочные наблюдения). 11. Численность животных (3 ч.) Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных. Основные понятия. Область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции, динамика численности. Лабораторная работа. Динамика численности дрозофилы. 12. Изменения в животном мире Земли (6 ч.) Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных. Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории. Основные понятия. Многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения. Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк. Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей. 13. Экскурсия в краеведческий музей (2 ч.) Формы и средства контроля По месту контроля на этапах обучения применяется: предварительный (входной), текущий (оперативный), итоговый (выходной). По способу получения информации в ходе контроля применяется: устный метод (включает опросы, собеседования), письменный метод (творческие работы учащихся), практический метод - состоит в наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ (приложение №1) Перечень учебно-методических средств обучения и материально-технического обеспечения Основная литература
Дополнительная литература
Электронно-образовательные ресурсы: 1. Программное обеспечение КМ- школа 2. Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные» 3. Компакт-диск «Экологические факторы. Влажность» 4. Компакт-диск «Экологические факторы. Свет» 5. Компакт-диск «Экологические факторы. Температура» Оборудование ( 100%) Учебно-лабораторное оборудование
Приложение №1
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экология животных кaк раздел наyки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающyю среду.... | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология... | ||
Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе | Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Реферат по учебному предмету: «Экология» на тему: «Зависимость прироста... Сосна обыкновенная Что необыкновенного в обыкновенных соснах? | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании | Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»... Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»... Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные... | Рабочая программа Социальная экология Код дисциплины по учебному... Обеспечиваемые компетенции. В результате обучения студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями |