Скачать 203.2 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС-СИСТЕМ КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Экология животных Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа 022000.62 (05.03.06) Экология и природопользование Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК 20 Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ООП: 022000.62 (05.03.06) Экология и природопользование на базе ФГОС ВПО Составитель: Н.В. Иваненко, доцент кафедры «Экологии и природопользования» Утверждена на заседании кафедры «Экологии и природопользования» 19 февраля 2014 г., протокол 6 © Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 ВВЕДЕНИЕОсвещение аспектов экологии и географии животных, позволит ориентироваться в сходстве и различиях между подходами и методами, применяемых в экологии животных, биоценологии и зоогеографии и во взаимодополнении данных дисциплин. Дисциплина «Экология животных» позволит студентам по-новому взглянуть на задачи оптимизации окружающей среды, используя для решения насущных проблем опыт син- и аутэкологии естественных сообществ в нормальных и экстремальных условиях среды.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ1.1 Цели освоения учебной дисциплиныЦель изучения дисциплины заключается в ознакомлении студентов с основами экологии и географии животных и является дополнением и детализацией к курсам по общей экологии и биогеографии. Учебная задача – сформировать представление студентов об отношениях особей, популяций и сообществ животных с факторами среды, специфики пространственно-временного распределения животного населения в пределах основных единиц биосферы. Осветить проблемы экологической угрозы животному населению и его охраны. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)В структуре учебного плана дисциплина «Экология животных» относится к дисциплинам по выбору (Б.3.ДВ.В.02) профессионального цикла ООП 022000.62 (05.03.06) Экология и природопользование. Для успешного освоения дисциплины «Экология животных» бакалавры должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин естественнонаучного цикла: общая экология, биология. 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплиныТаблица 1. Формируемые компетенции
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведенияОбщая трудоемкость в семестре составляет 72 часа, 2 зачетные единицы. При изучении данной дисциплины 17 часов отводится на лекционные занятия, 17 – на практические и 38 часов – на самостоятельное изучение. Промежуточная аттестация – зачет. Семестр – 6. 1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплинеКонтроль успеваемости бакалавров осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний бакалавров. Текущий контроль успеваемости содержит задания, которые способствуют развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник и включает:
Текущий контроль предусматривает использование фондов оценочных средств:
Промежуточная аттестация осуществляется в виде зачета. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1 Темы лекцийТема 1. Предмет и задачи дисциплины Объект и предмет изучения экологии животных. Основные направления и задачи экологии животных. Тема 2. Основные термины и понятия Вид, популяция, сообщество, экосистема, биосфера. Группировка, комплекс. Фауна и животное население. Тема 3. История становления и развития экологии животных История экологии животных как составная часть развития зоо- и биогеографии в целом. Современные отечественные и зарубежные программы и разработки в области экологии животных. Перспективы развития и интеграции в решении проблем природопользования, охраны природы и оценки и сохранения биологического разнообразия. Тема 4. Среда обитания животных. Понятие о биосфере. Структура биосферы. Вертикальные пределы биосферы. «Живое вещество», его определение и химический состав. Масса живого вещества и его продукция. Роль организмов в круговороте основных элементов в биосфере. Продуценты, консументы, редуценты. Биогенный круговорот кислорода, углерода, азота, фосфора. Основные этапы эволюции биосферы. Ноосфера в представлении В.И. Вернадского. Тема 5. Среда обитания животных. Экологические факторы Понятие «экологический фактор». Прямое и косвенное воздействие экологических факторов среды на организмы. Абиотические и биотические факторы. Взаимодействие факторов. Формообразующее влияние среды. Адаптивные типы, жизненные формы организмов. Тема 6. Почва как среда обитания организмов Экологические группы организмов по степени связи с почвой и по характеру ее использования как трехфазной системы. Причины многообразия видов в почве. Пути приспособления животных к перемещении в почве, к ее гигротермическому и газовому режиму. Роль животных в почвообразовании. Тема 7. Гидросфера как среда обитания организмов Водоемы и их животное население: экологические группы и механизмы приспособлений к среде. Влияние периодических и непериодических колебаний уровня воды на животное население речных долин, побережий морей, озер, водохранилищ. Тема 8. Экология популяций Понятие “популяция”. Общие свойства популяции как биологической системы. Половая и возрастная структура популяций. Роль динамики возрастной структуры популяций. Тема 9. Пространственно-этологическая структура популяций Типы разделения особей в пространстве. Классификация способов пространственного структурирования в популяциях млекопитающих. Оседлые виды. Пространственная структура стай (стад). Взаимоотношения особей в стаях и стадах. Иерархия и доминирование. Эффект группы и эффект массы. Тема 10. Экология сообществ Биогеоценоз как биологическая система. Биоценоз и его пространственная структура. Типы взаимоотношений между популяциями видов в биоценозе (трофические, топические и др.). Тема 11. Взаимосвязи популяций смежных трофических уровней Растения – животные, хищники – жертвы, паразиты – хозяева, конкуренция – симбиоз, мутуализм. Роль основных функционально-биологических групп животных в биологическом круговороте различных экосистем: листогрызущие, травоядные, корнееды, сапрофаги, хищники. Тема 12. Животные в антропогенной среде Изменение численности и ареалов животных под влиянием различных форм хозяйственной деятельности человека. Синантропные животные. Контроль за численностью животных. Животные в загрязненной среде: динамика популяций, структура сообществ, адаптация. Тема 13. Биологическое разнообразие, его оценка и охрана Оценка и сохранение биологического разнообразия как глобальная проблема. Современные методы оценки биоразнообразия. Сохранение биоразнообразия на видовом и экосистемном уровнях. Охрана редких и исчезающих видов. Региональные, государственные и международные «Красные книги» и Программы по «Биоразнообразию». Географические принципы размещения охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные природные парки. Тема 14. Зоогеографические особенности российского Дальнего Востока и Приморского края РФ Растительность и животное население. Территориальные различия: Южный и Средний Сихотэ-Алинь. Дифференциация биоты по восточному и западному макросклонам горной системы Сихотэ-Алиня. Восточно-Маньчжурские горы, Приханкайская равнина, острова залива Петра Великого. Характер и интенсивность антропогенного воздействия на различные природных районы Приморья. Редкие и исчезающие виды животных.2.2 Перечень тем практических занятийТема 1. Среда обитания животных. Понятие о биосфере. Роль организмов в круговороте основных элементов в биосфере. Продуценты, консументы, редуценты. Биогенный круговорот кислорода, углерода, азота, фосфора – решение задач. Тема 2. Среда обитания животных. Экологические факторы Понятие «экологический фактор». Прямое и косвенное воздействие экологических факторов среды на организмы. Абиотические и биотические факторы. Взаимодействие факторов. Формообразующее влияние среды. Адаптивные типы, жизненные формы организмов – решение задач. Тема 3. Почва как среда обитания организмов Экологические группы организмов по степени связи с почвой и по характеру ее использования как трехфазной системы. Причины многообразия видов в почве. Пути приспособления животных к перемещении в почве, к ее гигротермическому и газовому режиму. Роль животных в почвообразовании – коллоквиум. Тема 4. Гидросфера как среда обитания организмов Водоемы и их животное население: экологические группы и механизмы приспособлений к среде. Влияние периодических и непериодических колебаний уровня воды на животное население речных долин, побережий морей, озер, водохранилищ – решение задач, практическая работа. Тема 5. Экология популяций Понятие «популяция». Общие свойства популяции как биологической системы. Половая и возрастная структура популяций. Роль динамики возрастной структуры популяций – решение задач. Тема 6. Пространственно-этологическая структура популяций Типы разделения особей в пространстве. Классификация способов пространственного структурирования в популяциях млекопитающих. Оседлые виды. Пространственная структура стай (стад). Взаимоотношения особей в стаях и стадах. Иерархия и доминирование. Эффект группы и эффект массы – семинар. Тема 7. Экология сообществ Биогеоценоз как биологическая система. Биоценоз и его пространственная структура. Типы взаимоотношений между популяциями видов в биоценозе (трофические, топические и др.) – решение задач. Тема 8. Взаимосвязи популяций смежных трофических уровней Растения – животные, хищники – жертвы, паразиты – хозяева, конкуренция – симбиоз, мутуализм. Роль основных функционально-биологических групп животных в биологическом круговороте различных экосистем: листогрызущие, травоядные, корнееды, сапрофаги, хищники – решение задач. Защита реферата. 2.3 Самостоятельная работа студентовСамостоятельная работа студентов включает работу с учебной и научной литературой при подготовке практическим занятиям и к зачету. 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИУдельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 30% аудиторных занятий. В образовательном процессе используются инновационные технологии обучения: активная дискуссия, практические работы – решение ситуационных задач. Для подготовки к семинарским занятиям, оформления письменных работ, работы в электронных библиотечных системах студенту необходимы пакеты программ Microsoft Office (Excel, Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet Explorer, или других аналогичных. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине
4.2. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины
4.3 Методические рекомендации по организации СРСОсновным видом самостоятельной работы бакалавров является подготовка практическим занятиям. Задачей студентов на практических занятиях является не повторение лекционного курса, в котором освещаются основные положения и наиболее спорные вопросы, но более широкое и глубокое изучение темы с использованием дополнительных источников, попытка предложить свое собственное видение и разрешение проблемы. Для самостоятельной оценки качества усвоения тем практических занятий рекомендуется использовать контрольные вопросы, представленные выше. 4.4 Рекомендации по работе с литературойВ учебных пособиях, указанных в основной литературе в той или иной мере раскрыто содержание центральных тем настоящей учебной программы. При изложении экологических проблем современности и вопросов, связанных с охраной окружающей среды охраны ОПС и обеспечением экологической безопасности авторы учебников придерживаются собственных позиций. Поэтому, помимо изучения основной и дополнительной литературы по дисциплине «Экология животных», бакалавру рекомендуется изучить дополнительную литературу, ознакомиться с научными статьями, опубликованными в ведущих российских и зарубежных журналах, а также изучить нормативную документацию. 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ5.1 Основная литература
5.2 Дополнительная литература
5.3 Полнотекстовые базы данныхЭлектронные библиотеки, режимы доступа: http://www.elibrary.ru/ http://www.biblioclub.ru http://www.book.ru http://znanium.com Архивы журналов издательства SAGE Publications (компания Sage Publications известна своими журналами в области материаловедения, биологии, географии, химии), режим доступа: http://online.sagepub.com/ 5.4 Интернет-ресурсыПравовые информационные системы «Консультант Плюс», «Технорматив», «Кодекс», «Гарант», доступ с компьютеров медиатеки (ауд. 2502). Государственный доклад состоянии окружающей среды http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/officinf.html «Россия в окружающем мире» (ежегодник) http://eco-mnepu.narod.ru/book/ Сайты: Владивостокского государственного университета экономики и сервиса: http://www.vvsu.ru/ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации http://www.mnr.gov.ru Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru Гильдии экологов http://www.ecoguild.ru Гринпис Российское представительство http://www.greenpeace.org/russia/ru/ WWF (Всемирный фонд дикой природы) http://www.wwf.ru/ Центр экологической политики России и др. сайты государственных и общественных экологических организаций http://www.ecopolicy.ru Современные профессиональные базы данных, информационные, справочные и поисковые системы: Aquatic Conservation, Biodiversity and Conservation, Ecological Research, Ecosystems, Ecotoxicology, Environmental and Ecological Statistics, Environmental International, Environmental Health, Environmental Management, Environmental Manager, Environmental Monitoring and Assessment, Environmental Pollution, Environmental Science and Technology, Environmetrics, European Environment, European Journal of Forest Research, Evolutionary Ecology, Journal of Environmental Monitoring, Journal of Chemical Ecology, Journal of Health and Place, Journal of Plant Research, Land Degradation and Rehabilitation, Landscape and Ecological Engineering, Landscape and Urban Planing, Naturwissenschaften, Population Ecology, Urban Ecosystems. На территории кампуса ВГУЭС бакалавр может воспользоваться указанными ресурсами посредством Wi-Fi. Доступ к ресурсам Интернет-ресурсам возможен через ПК, установленные в библиотеке ВГУЭС. 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫа) программное обеспечение Microsoft Office (Excel, Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet explorer, или другое аналогичное. 7. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВЗоогеография – это раздел зоологии и физической географии, изучающий географическое распространение животных на земном шаре, как в настоящее время, так и в прошлом; современные и исторические факторы и закономерности, определяющие это распространение, а также географическое распространение экологических группировок животных. Популяция – любая группа организмов одного вида, в которой особи могут свободно обмениваться генетической информацией, занимают определенное экологическое пространство (особи близкие по своей экологической нише) и функционируют как неотъемлемая часть вида или биотического общества (биоценоза). Экологическая система – единый природный или природно-антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ и распределением потока энергии. Экология – это наука о взаимосвязях организмов между собой и с окружающей их неорганической средой; о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем. Экология животных – представляет собой систему знаний, включающую три основных раздела: экологию особей, экологию популяций и экологию сообществ. |
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями гос впо | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология и природопользование»... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Геология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"... | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Основы заповедного дела» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"... | Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю:... «За особые успехи в учении» подтвердили уровень знаний на государственной итоговой аттестации (2 золотых медали); 24 выпускника школы... | ||
Методические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования» | Методические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования» | ||
Конспект лекций по социальной экологии раздел Экологическое знание:... Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | Рабочая программа дисциплины городская биота и методы ее изучения «Геохимия городских ландшафтов», «Современные проблемы экологии и природопользования». Для освоения материала по дисциплине «Городская... | ||
Программа по дисциплине «Ландшафтоведение» Утверждена на заседании кафедры «Экологии и природопользования» 19 февраля 2014 г., протокол №6 | Основы рационального природопользования: учеб пособие / Е. Р. Магарил.... Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования | Рабочая программа дисциплины «Региональная экологическая геология» Рассмотрено на заседании умк именит, отделение географии, экологии, природопользования и туризма |