Скачать 1.3 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТАВРОПОЛЬ, 2013
Современные проблемы экологии и природопользования : методические указания / авторы-составители И.О. Лысенко, Т.Г.Зеленская, Е.Е. Степаненко, С.В. Окрут.- Ставрополь: Изд-во Ставропольский ГАУ "АГРУС". – 2013. – ____ стр. Методические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования» предназначен для слушателей магистратуры направления 022000.68 – Экология и природопользование в качестве основного литературного источника по дисциплине «Современные проблемы экологии и природопользования», а так же для аспирантов, обучающихся по шифру специальности: 03.02.08 Экология (по отраслям), практиков в области экологии и природопользования. В нем рассматриваются вопросы современного состояния, сохранения и восстановления биоразнообразия. Настоящие методические указания составлены в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 022000 – Экология и природопользование (квалификация (степень) магистр), включают краткий курс лекций, методические разработки к практическим занятиям, оценочные средства для текущего и итогового контроля знаний, позволяют сформировать профессиональные компетенции в научно-исследовательской, проектно-производственной, экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности. ПРЕДИСЛОВИЕ С появлением человеческого общества, под влиянием которого в современных условиях происходит дальнейшая эволюция биосферы, приводит к изменению качественного состава самой биосферы, к ее переходу в ноосферу, где разумная деятельность людей становится главным, определяющим фактором развития. Человек как элемент природы является частью сложной системы «природа - общество». С научно-техническим развитием человечество только усиливает свою взаимосвязь с природой. Человек снял или частично разрушил практически все природные механизмы популяционного гомеостаза по отношению к своей популяции. Нарушение временного фактора развития биосферы и среды обитания приводит к несоответствию темпов изменения среды и адаптационных возможностей организмов. Следствием этого является нарушение в соотношении численности отдельных видов (результат неодинаковой адаптивности), снижение устойчивости и продуктивности экосистем, гибель некоторых видов. Действия человека характеризуются не только нарушением временного фактора в развитии биосферных процессов, но и отчужденностью от природы, подчинением ее своим целям. Чаще всего он выступает как внешний фактор по отношению к экосистемам. Это дает основание говорить о специфической экологической нише человека. Загрязнение окружающей природной среды промышленными предприятиями и автотранспортом, вызывающее деградацию окружающей среды и наносящее ущерб здоровью всего населения, является важной и наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное экономическое и социальное значение. КУРС ЛЕКЦИЙ ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА: Несущая способность биосферы. Цель лекции: сформировать представление об основных свойствах биосферы, типах веществ биосферы, роли биосферы в развитии Земли и человеческого общества, перехода биосферы в новое качественное состояние – ноосферу. ПЛАН 1. Понятие, возникновение и структура биосферы. 2.Типы веществ биосферы, живое вещество биосферы. 3. Основные свойства биосферы, развитие биосферы в ноосферу. 4. Законы экологии Г. Коммонера. 1. Понятие, возникновение и структура биосферы. Космический корабль Земля уникален среди планет Солнечной системы. В тонком слое, где встречаются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты - живые существа, среди которых и мы с вами. Впервые понятие «биосфера» (от греч. bios - жизнь и sohaira) в научную литературу ввел австрийский ученый-геолог Э. Зюсс в 1875 г.. однако он не дал ни четкого определения, ни обоснования применения этого термина. Используя термин, предложенный Э. Зюссом, В.И. Вернадский создал учение о биосфере, которое произвело переворот во взглядах на глобальные природные явления, в том числе геологические процессы. Он назвал биосферой оболочку Земли, в формировании которой живые организмы играли и играют основную роль. Согласно современным представлениям, биосфера - это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Жизнь возникла на основе круговорота органического вещества, обусловленного взаимодействием процессов его синтеза и разрушения. Это произошло вследствие того, что из общего геологического круговорота веществ выделился биотический круговорот. Живое вещества, образовавшись на Земле, вовлекло в грандиозный круговорот все элементы ее поверхности. Так начался процесс создания биосферы. Биосфера с момента возникновения претерпевает постоянные изменения, проявляющиеся в увеличении разнообразия видов, в усложнении их организации, в росте биомассы. В геологических масштабах времени в истории Земли происходили очень значительные преобразования. Облик планеты постоянно менялся. На смену жаркому климату приходил холодный. Известен ледниковый период. В результате подъемов и опускания суши большим изменениям подвергались очертания и размеры материков и океанов. Несмотря на такие грандиозные явления, жизнь на Земле продолжала существовать и развиваться. Таким образом, суммарная жизнедеятельность развивающихся видов организмов определяет особенности биосферы, которая в свою очередь обусловливает возможность выживания и направление эволюционных преобразований отдельных видов. Основные этапы эволюции биосферы как глобальной среды жизни на Земле целесообразно рассматривать с точки зрения закономерности и формирования основных сред жизни. С этой позиции четко выделяются 5 исторических этапов эволюции биосферы: I - возникновение и развитие жизни в воде; II – формирование новой среды жизни - организмов-хозяев; III – заселение организмами суши со сформировавшимися новыми средами жизни: наземно-воздушной и почвенной;
По физическим природным условиям биосфера может быть подразделена на три среды: атмосферу, гидросферу и литосферу. Атмосфера простирается примерно до озонового экрана (у полюсов -8-10 км, у экватора - 17-18 км и над остальной поверхностью Земли - 20-25 км). За пределами озонового слоя жизнь невозможна вследствие наличия губительных космических ультрафиолетовых лучей. Гидросфера практически вся, в том числе и самая глубокая впадина (Марианская - 11022 м) Мирового океана, занята жизнью. Жизнь в литосфере концентрируется только в поверхностном слое земной коры - в почве. Почва возникла на Земле вместе с живой материей - пока не было живых организмов, не могло быть и почвы. Но в литосферу входит и земная кора, сложенная горными породами. Земная кора - важнейший ресурс для человечества. Она содержит горючие полезные ископаемые (уголь, нефть, горючий газ), рудные (железо, алюминий, медь, апатиты и др.) полезные ископаемые, естественные строительные материалы (известняки, пески, гравий и т.д.). 2. Типы веществ биосферы, живое вещество биосферы. В ряду научных обобщений, лежащих в основе учения о биосфере, центральное место занимает концепция о живом веществе, о его особой роли в эволюции Земли и на ней биосферы. В.И. Вернадский осуществил классификацию веществ, так или иначе связанных со сферой жизни на земле. Все многообразие веществ, входящих в состав Земли, ученый подразделил на 7 типов:
Живое вещество по своей массе занимает ничтожную долю по сравнению с любой из верхних оболочек земного шара. По современным оценкам, общее количество массы живого вещества составляет 1/11000000 часть массы всей земной коры. В качественном же отношении живое вещество представляет собой наиболее организованную часть материи Земли. В.И. Вернадский подчеркивал, что живое вещество - самая активная форма материи во Вселенной. Оно проводит гигантскую геохимическую работу в биосфере, полностью преобразовав верхние оболочки Земли за время своего существования. Основные особенности живого вещества:
Уровни существования живого вещества. Окружающий нас мир живых организмов биосферы представляет собой сочетание различных биологических систем разной структурной упорядоченности и разного организационного положения. В связи с этим выделяют разные уровни существования живого вещества - от крупных молекул до растений и животных различных организаций.
3. Основные свойства биосферы, развитие биосферы в ноосферу. Биосфере, как и составляющим ее другим экосистемам более низкого ранга, присуща система свойств, которые обеспечивают ее функционирование, саморегулирование, устойчивость и другие параметры. Основные свойсова биосферы:
С появлением человеческого общества, под влиянием которого в современных условиях происходит дальнейшая эволюция биосферы, приводит к изменению качественного состава самой биосферы, к ее переходу в ноосферу. Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества, в котором разумная деятельность людей становится главным, определяющим фактором развития. Название «ноосфера» происходит от греческого «ноос» - разум и таким образом обозначает сферу разума. Понятие ноосферы было введено в 1927 г. учеными Леруа и Тейером де Шарденом. В.И. Вернадский, как основатель учения о биосфере, отмечал, что сама живая материя как носитель разума составляет небольшую часть биосферы по массе. Возникновение человеческого общества явилось результатом длительного развития живого вещества в пределах биосферы. Появление человека на Земле предопределило неизбежность возникновение нового состояния биосферы - переход ее в ноосферу, оболочку разума, охваченную целенаправленной деятельностью самого человека. В XX столетии накопился огромный фактический материал по биосфере, по производственной деятельности человеческого общества. Рождающаяся ноосфера в своих главных проявлениях характеризуется следующими признаками:
4. Законы экологии Г. Коммонера Известный эколог Гарри Коммонер сформулировал 4 экологических закона, лаконичных и ярких по форме и глубоких по содержанию. Законы Коммонера приобрели большую известность; они имеют важное значение для оценки экосистем - элементарных структурных единиц биосферы. Первый закон: все связано со всем. При исследовании экосистем отмечается взаимосвязь между живой и неживой природой, между флорой и фауной, между популяциями растений и животных и т.д. Связи многочисленны и разнообразны. Существуют положительные и отрицательные связи. Одна из таких связей, подмеченных еще в 19 веке, состоит в положительном влиянии кошек, живущих в селе, на урожайность клевера, растущего на близлежащих полях. Чем больше кошек, тем меньше мышей, которые разрушают гнезда шмелей. Чем меньше мышей, тем больше шмелей - опылителей бобовых. Чем больше шмелей, тем выше урожайность опыленного ими клевера. Второй закон: ничего не дается даром. Возьмем, к примеру, почву - продукт наземной экосистемы и главный ее компонент. Почва обеспечивает рост и развитие растений и связанных с ними животных. Растения получают из почв продукты минерального питания, имя питаются фитофаги, ими хищники и т.д. Следовательно, растительный и животный мир наземных экосистем своим существованием обязан почве. Чем же расплачиваются с почвой растения и животные? Они удобряют почву. Органические удобрения состоят из растительного опада и экскрементов животных. Третий закон: все должно куда-то деваться. Природные экосистемы, например, лесные, «работают» миллионы лет, и в них отходов, опасных для жизни, не образуется. Отходы одних групп организмов используют другие. Так, например, отходы животных служат элементами минерального питания растений. Отход жизнедеятельности растений - кислород -используется животными для дыхания. Экологические законы функционирования природных экосистем легли в основу концепции о возможности и жизненной необходимости создания безотходных технологий в промышленности и в сельском хозяйстве. Четвертый закон: природа «знает» лучше. Природа «знает», как себя воспроизводить, как себя регулировать и сохранять. Примером тому могут служить природные леса, которые воспроизводят и сохраняют себя миллионы лет. Цивилизации можно рассматривать как творения гения человека разумного. Несмотря на большие достижения, современная наука до сих пор еще не познала все тонкости организации природных комплексов. В силу этого люди еще пока не могут регулировать и воспроизводить экосистемы так искусно, как это «делает» сама природа. 5. Место человека в биосферных процессах Человек снял или частично разрушил практически все природные механизмы популяционного гомеостаза по отношению к своей популяции. Абиотические факторы почти не сказываются на численности. Она практически не регулируется хищниками, паразитами и межвидовыми конкурентными отношениями. Острота внутривидовых взаимоотношений снимается социальными и юридическими нормами поведения. Болезни, уносившие ранее миллионы жизней (оспа, малярии, холера, чума и др.), полностью или в основном локализованы. Болезни цивилизации (сердечно-сосудистые, онкологические, СПИД и др.) при современных темпах увеличения народонаселения (на 85-90 млн. человек ежегодно) заметно не изменяют тенденций экспоненциального роста численности вида. Применительно к человеку практически «не работает» принцип территориальности как фактор регулирования численности популяции. Территориальные перемещения ресурсов снимают различия их запасов в пределах обширных регионов. Природно-территориальные (экосистемные) границы все больше заменяются административно-территориальными. Регулирование плотности человеческой популяции, если оно имеет место, осуществляется за счет осознанного воздействия на рождаемость, а не в ответ на имеющуюся численность, что характерно для биологических популяций. Отдельные экосистемы и даже их крупные блоки (например, степи, прерии) человек практически полностью уничтожил. В других он серьезно нарушает свойственные им процессы, принципы и закономерности функционирования: а) цепи питания и экологические пирамиды. В природных экосистемах на высоких звеньях цепей питания не бывает большой продукции, биомассы и численности организмов. Человек нарушил этот принцип по отношению как к своей популяции, так и к другим видам (сортам, породам). Такое несоответствие природным экосистемам стало возможным благодаря присвоению и вложению в системы дополнительной энергии. Нарушение правил экологических пирамид оказывается неоправданно дорогим. Оно неизбежно сопровождается изменениями в круговоротах веществ, накоплением отходов и загрязнением среды (например, животноводческие комплексы). Нарушение правил пирамид обуславливается также тем, что потребительские интересы человека вышли за пределы биологических ресурсов в целом. б) изменение границ экологических ниш. Человек существенно изменяет границы экологических ниш организмов. За этим следует усиление конкуренции и действие правила конкурентного исключения. Конечный результат таких явлений — обеднение видового состава сообществ. Последнее, в свою очередь, расширяет возможности для внедрения в экосистемы несвойственных им видов. в) воздействие на динамику экосистем Рубки лесов, осушение болот, пожары и другие виды антропогенной деятельности приводят к разрушению или нарушению конечных (климаксных) стадий экосистем, к замене их промежуточными сообществами. Человек нередко поддерживает экосистемы на промежуточных стадиях динамики в течение длительного времени для получения интересующего его эффекта. К примеру, он сохраняет лиственные леса на месте коренных хвойных, поскольку они более ценные в рекреационном (для отдыха) отношении или устойчивые к загрязнениям атмосферы. Иногда наоборот стимулируются сукцессионные процессы для быстрейшего перевода экосистем в завершающие стадии динамики. Все это приводит к снижению устойчивости сообществ. Одним из масштабных результатов деятельности человека является нарушение механизмов функционирования живого вещества и его функций. а) контрастность живого вещества. Важным условием постоянства (контрастности) массы живого вещества в биосфере является сохранение условий, обеспечивающих нормальную продуктивность сообществ. Эти условия нарушаются в результате истощения почв, замены более продуктивных экосистем менее продуктивными экосиситемами, отчуждения земель под различные виды строительства и т.п. За счет повышения человеком продуктивности экосистем, например, окультуривание земель, потери живого вещества не компенсируются; б) транспортная и рассеивающая функция живого вещества. Эти функции человек изменяет или дополняет, перемещая большие массы продукции в пространстве, нарушая при этом круговороты (например, вынос водным стоком натрия, магния, кальция, калия и азота с площадей вырубок увеличился соответственно в 3; 8; 9; 20 и 100 раз). в) деструкционная и конструкционная функции. Усиление человеком разрушительных явлений в биосфере происходит в результате извлечения ресурсов из недр, а также использования поверхности литосферы. Результатом интенсификации концентрационных процессов является накопление на поверхности земли ресурсов или продуктов их переработки в таких объемах, что они выделяются в специфические техногенно-геохимические провинции. Для социальных и связанных с ними техногенных структур характерна низкая экологическая эффективность. Основная часть ресурсов составляет отходы. Такие явления во многом обусловлены несоответствием темпов развития технических и социальных структур. Период развития биосферы, связанный с деятельностью человека, рассматривают как «ноогенез». Ему предшествовал период «биогенеза». Эти периоды не сопоставимы ни по продолжительности, ни по интенсивности изменения среды и биосферных процессов. Нарушение временного фактора развития биосферы и среды обитания приводит к несоответствию темпов изменения среды и адаптационных возможностей организмов. Следствием этого является нарушение в соотношении численности отдельных видов (результат неодинаковой адаптивности), снижение устойчивости и продуктивности экосистем, гибель некоторых видов. Действия человека характеризуются не только нарушением временного фактора в развитии биосферных процессов, но и отчужденностью от природы, подчинением ее своим целям. Чаще всего он выступает как внешний фактор по отношению к экосистемам. Это дает основание говорить о специфической экологической нише человека. Различают два вида круговоротов веществ: большой, или геологический (между сушей и океаном), и малый, или биологический (в пределах экосистемы). Самостоятельность малого круговорота относительна: он является элементом геологического круговорота. Об изменении последнего под влиянием антропогенных факторов можно судить по выносу с суши в океан продуктов разрушения почв. За последние 50 лет вынос увеличился с 3 млрд. т/год в 40-50-х годах до 45-50 млрд. т в конце столетия. Малые круговороты чаще всего нарушаются в результате несоответствия между количеством веществ, поставляемых в среду, и возможностями организмов по их разложению либо концентрированию. Накопление человеком веществ достигает столь значительных объемов, что даже легко разрушаемые из них (например, отходы животноводческих комплексов) долгое время не включаются в круговороты. Вещества, чуждые организмам-деструкторам выключаются из круговоротов на более длительное время. Круговорот углерода. Содержащийся в атмосфере углерод (в виде СО) в процессе, фотосинтеза включается в органическое вещество растений и далее в цепи питания. Высвобождение углерода из органического вещества происходит в процессе дыхания организмов. Основная масса углерода высвобождается из мертвого органического вещества организмами-редуцентами. Небольшая часть органического вещества и содержащегося в нем углерода ускользает от круговорота и «уходит в геологию» в виде торфа, угля, нефти и карбонатных отложений в водных экосистемах. Основное нарушение циклов углерода связано с высвобождением его из геологических структур (горючие ископаемые, известняки), а также в результате изменения площадей и продуктивности лесных и других растительных сообществ, разрушения органического вещества почв и высвобождения из вечномерзлых грунтов при их оттаивании (в виде метана). Часть этого углерода накапливается в атмосфере в форме углекислого газа и метана, обусловливая парниковый эффект. Круговорот азота. Основным источником данного элемента является атмосфера, откуда в почву, а затем в растительные организмы азот попадает только в результате превращения в усвояемое соединение - нитраты. Последние образуются в основном в результате деятельности организмов-азотфиксаторов. К ним относятся отдельные виды бактерий, сине-зеленых водорослей и грибов (актиномицетов). Частично нитраты образуются при грозовых разрядах и при фотохимических реакциях в атмосфере. Откуда с осадками они попадают в почву. Второй источник азота для растений - результат разложения органических веществ и, в частности, белков особой группы организмов-аммонификаторов. При этом в начале образуется аммиак, который в результате деятельности бактерий-нитрификаторов преобразуется в нитриты и нитраты. Часть азота растениями усваивается в виде ионов аммония и мочевины, образующихся в результате разложения органических веществ, Возвращение азота в атмосферу происходит в процессе деятельности бактерий-денитрификаторов, разлагающих нитраты до свободного азота и кислорода. Значительная доля азота, попадая в океан, используется водными фотосинтезирующими организмами (фитопланктоном), а затем, попадая в цепи питания животных, частично возвращается на сушу с продуктами морского промысла или птицами. Наибольшая часть азота, как и углерод, попадает в осадочные соединения. Изменения круговорота азота под влиянием антропогенных факторов обусловлено переводом его в усвояемые формы из атмосферного воздуха в результате техногенных процессов как целенаправленно (при получении азотных удобрений), так и непреднамеренно (в результате высоких температур, создаваемых, например, двигателями внутреннего сгорания или промышленными установками). Существенные изменения в циклах азота происходит также в результате разрушения органического вещества почв, сапропелей, гуано и т.п. Основные отрицательные последствия нарушения круговорота азота проявляются через загрязнение оксидами, аммиаком и другими соединениями атмосферного воздуха и вод, накопление нитратов в пищевых продуктах. Круговорот серы. Сера является одним из наиболее агрессивных и распространенных загрязнителей среды, особенно воздушной. Основные нарушения круговорота серы связаны со сжиганием органических веществ, переработкой серосодержащих руд, нарушением циклов в системе почвы-растения. Сера при этом поступает в атмосферу в виде такого токсического соединения как диоксид (сернистый ангидрид). Частично в виде триоксида, сероводорода, сероуглерода и др. Диоксид серы относится к числу наиболее агрессивных загрязнителей. Он действует на природные и созданные человеком объекты как в результате осаждения из воздуха, так и через кислотные осадки. Сера и ее соединения рассматриваются как основной или мировой загрязнитель среды. В целом антропогенные поступления серы в атмосферу составляют порядка 200-250 млн./т в год. Это соизмеримо с ее поступлением из естественных источников (вулканы, распад серосодержащих минералов и органических веществ, природные пожары и т.п.). Круговорот фосфора. После неоднократного потребления фосфора организмами на суше и в водной среде он, в конечном счете, выводится в донные осадки. Возвращение фосфора с организмами океана не компенсирует его потребности на суше. Не компенсируются эти потребности и в результате использования природных минеральных соединений. В данном случае, односторонний процесс, заканчивающийся осадочным циклом, грозит дефицитом фосфора для организмов. Последний в значительной мере восполняется человеком через внесение минеральных удобрений, представляющих в основном продукты переработки морских осадочных пород. Часть фосфора из океана на сушу попадает с морепродуктами. В том и другом случаях основная масса его включается в биогеохимические циклы, начальным звеном которых являются живые организмы. Отрицательным следствием нарушения круговорота фосфора является попадание его в водные экосистемы с минеральными удобрениями и моющими синтетическими средствами. Наряду с азотом фосфор является основным фактором зарастания водоемов и загрязнения вод органическими веществами. Понятие экологической ниши человека и его разумной деятельности неразрывно связаны. Именно благодаря разуму пространственной нишей человека стала вся Земля, а в настоящее время в значительной мере и космическое пространство, человек предельно расширил трофические границы ниши. Социальные и технические возможности позволили использовать все продукты, представляемые природой. Кроме этого, человек постоянно расширяет объемы и спектр продуктов, получаемых в культурном хозяйстве и в промышленных условиях. Крайне специфична ниша человека и по поведенческому статусу. Она больше обуславливается социальными условиями (законами, правилами, моралью), чем биологическими критериями и природными факторами. Свою зависимость от природных условии человек свел до минимума. В таких условиях практически не работают механизмы регулирования численности человеческой популяции (гомеостаз), в том числе практически все модифицирующие (абиотические) и регулирующие (биотические) факторы, включая хищничество, паразитизм, территориальность и т.п. Другие механизмы гомеостаза (стрессовые явления, миграции и т.п.) действуют в сильно смягченной форме. Они в значительной мере снимаются социальными условиями (достижения медицины, информационное обеспечение, бытовые условия и пр.). Важнейший результат этого – взрывообразный рост численности народонаселения и связанные с ним проблемы. Широкая экологическая, валентность (гиперэврибионтность) человека, как и неограниченная экологическая ниша, позволили ему перейти в ранг уникального вида, способного подчинять своим интересам другие виды, уничтожать их. Такие явления чужды видам, существующим в границах экосистем и занимающим определенные места в цепях питания, поскольку уничтожение других видов равносильно самоуничтожению. Это один из парадоксов развития человека как биосоциального существа. Человек обеспечил свое превращение в гиперэврибионта не за счет биологических механизмов, а за счет технических средств, и поэтому он в значительной мере утратил потенциал биологических адаптаций. В этом причина того, что человек находится в числе первых кандидатов на уход с арены жизни в результате им же вызываемых изменений среды. Отсюда важный вывод: если современная ниша человека - прежде всего результат разумной деятельности, власти над окружением, следовательно, разум должен выступать и основной движущей силой ее изменения. Реально изменение ниши за счет второй составляющей - образа действия или жизненного статуса. В двух словах - это отказ от подчинения природы себе и переход на сотрудничество с ней. Можно выделить несколько специфических особенностей действия антропогенных факторов. Важнейшие из них следующие: 1) нерегулярность действия и в связи ездим непредсказуемость для организмов, а также высокая интенсивность изменений, несоизмеримая адаптационными возможностями организмов; 2) практически неограниченные возможности действия на организмы, вплоть до полного их уничтожения, что свойственно природным факторам и процессам лишь в редких случаях (стихийные бедствия, катаклизмы). Воздействия человека могут быть как целенаправленными, типа конкурентной борьбы с организмами, именуемыми вредителями и сорняками, так и непреднамеренными, типа промысла, загрязнений, разрушения местообитаний и т.п.; 3) являясь результатом деятельности живых организмов (человека), антропогенные факторы действуют не как биологические (регулирующие), а как специфические (модифицирующие). Эта специфика проявляется либо через изменения природной среды в направлении, неблагоприятном для организмов (температура, влага, свет, климат и т.п.), либо посредством привнесения в среду чуждых организмам агентов, объединенных термином «ксенобиотики»;
Интересным проявлением действия антропогенных факторов является специфическая среда, созданная влиянием этих факторов. ЛЕКЦИЯ 2 |
Методические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования» | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Методические указания к курсу «Современные проблемы филологии» Методические указания разработаны кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка Ф. Г. Самигулиной | Рабочая программа дисциплины городская биота и методы ее изучения «Геохимия городских ландшафтов», «Современные проблемы экологии и природопользования». Для освоения материала по дисциплине «Городская... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика» | Методические указания к изучению темы «Климаты Евразии» по курсу... Методические указания разработаны кандидатом географических наук, доцентом кафедры физической географии, экологии и охраны природы... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии» В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск... | ||
Методические указания и задания по курсу Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету: Методические указания и задания по курсу. – Н. Новгород: Нижегород гос архит строит... | Методические указания содержат программу и тематический план курса,... ... | ||
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Российской Федерации Югорский государственный университет Факультет природопользования Методические указания предназначены для выполнения и оформления вкр, курсовых, контрольных работ, рефератов и отчетов по учебным... |