МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Кафедра философии и социологии
Щ.я7
С605
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА Методические материалы по курсу
Челябинск
Издательский центр ЮУрГУ
2012
ББК Щ00.я7 + С562.6.я7
С605
Одобрено
учебно-методической комиссией исторического факультета
Рецензент
Заслуженный деятель искусств РФ,
доктор искусствоведения, профессор
Н.В. Парфентьева
Философские проблемы искусства: методические материалы по С605 курсу / составитель Д.В. Соломко. – Челябинск: Издательский центр
ЮУрГУ, 2012. – 19 с. Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. Методические указания способствуют четкой организации самостоятельной работы студентов и выработки у них навыков самостоятельного мышления.
ББК Щ00.я7 + С562.6.я7
© Издательский центр ЮУрГУ, 2012
1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Предметом дисциплины «Философские проблемы искусства» являются современные философские и методологические основания искусства.
Целью дисциплины является формирование у студентов целостного видения и понимания мира искусства как имеющего свою особую сущность и способы существования, а также – тех процессов, которые происходят в этом мире сегодня.
Основные задачи дисциплины: ознакомить студентов с историческими этапами философского осмысления искусства; передать студентам современные философско-теоретические понятия и представления как основания понимания мира искусства; показать особенности социокультурной ситуации и состояния искусства ХХ и ХХI вв. и задать основания критического отношения к современным явлениям культуры и искусства. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способность демонстрировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи; способность углубленного анализа проблем, постановки и обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
– знать основные закономерности развития философского осмысления искусства; предмет дисциплины в его исторических модификациях; философско-теоретические проблемы искусства;
– уметь анализировать явления, относящиеся к различным проекциям искусства как целостного объекта философского рассмотрения: художественного мышления, художественной деятельности, художественной коммуникации;
– владеть навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Аудиторные занятия
| Лекции
| 18
| 18
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 18
| 18
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Контрольные работы (реферат, эссе и др.)
|
|
|
|
|
| Др. виды самостоятельной работы студента (СРС)
| 32
| 32
|
|
|
| Контроль самостоятельной работы студента (КСР)
| 4
| 4
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)
| зач.
| зач.
|
|
|
| Общая трудоемкость (час.)
(зач. ед.)
| 72
| 72
|
|
|
| 2
| 2
|
|
|
| 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Лекции
| С
| ПЗ
| ЛР
| СРС
| КСР
|
| Введение. Философия искусства, ее предмет и значение
| 2
| 2
|
|
| 2
|
|
| Этапы философского осмысления искусства в истории культуры
| 6
| 6
|
|
| 2
|
|
| Проблема соотношения классических, неклассических и постнеклассических форм искусства
| 2
| 2
|
|
| 2
|
|
| Проблема определения искусства
| 2
| 2
|
|
| 8
| 1
|
| Искусство в контексте философских парадигм. Теоретико-методологическая проблема
| 2
| 2
|
|
| 8
| 1
|
| Искусство как художественное мышление, художественная деятельность, художественная коммуникация
| 2
| 2
|
|
| 6
| 1
|
| Современное искусство. Проблема философского осмысления
| 2
| 2
|
|
| 4
| 1
| ИТОГО
| 18
| 18
|
|
| 32
| 4
|
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Содержание раздела
(дидактические единицы)
| 1.
| Введение. Философия искусства, ее предмет и значение
| Проблемы сущности и существования искусства, искусство в его отношении к человеку и миру в целом как предмет философского анализа. Проблемно-тематическое поле философии искусства.
Методы философского осмысления искусства. Место и роль философии искусства в культуре, деятельности художника и жизни общества. Актуальность философии искусства в современную эпоху.
| 2.
| Этапы философского осмысления искусства в истории культуры
| Постановка темы искусства в античной философии. Развитие темы искусства в Средние века. Эпоха Возрождения: начало становления классического понимания искусства. Рационализм философского осмысления искусства в классицизме. Философия искусства Просвещения. Немецкая классическая философия искусства. Философия искусства романтизма. Начало неклассической философии искусства. ХХ в.: философское осмысление проблем искусства.
| 3.
| Проблема соотношения классических, неклассических и постнеклассических форм искусства
| Проблема классификации искусства в истории философско-эстетической мысли. Искусство как особая форма «сборки» для человека (классический этап – собирание как восстановление и сохранение целостности внутреннего мира человека, постнеклассический – собирание как её конструирование).
| 4.
| Проблема определения искусства
| Искусство и ремесло. Определение специфических черт искусства: подражание, чистая форма, выразительность, эстетическое переживание и т.д. Многофункциональное определение искусства. Классическое и неклассическое понимание искусства. Актуализация вопроса об определении искусства в XX веке.
| 5.
| Искусство в контексте философских парадигм. Теоретико-методологическая проблема
| Искусство в контексте идей современной философии. Феноменологическая, герменевтическая и постструктуралистская интерпретации. Основные герменевтические круги интерпретаций. Деятельностно-коммуникативная и интертекстуальная природа. Искусство как смысловое и семиотическое образование, как текст. Искусство в свете постструктуралистской идеи деконструкции.
| 6.
| Искусство как художественное мышление, художественная деятельность, художественная коммуникация
| Научное и художественное мышление. Понятие – единица научного мышления. Художественный образ – единица художественного мышления. Воображение как основа художественного мышления. Символическая природа художественного образа. Условность и правдоподобие художественного знака. Содержательность и неисчерпаемость как сущностный признак художественности образа. Проблема формы и содержания искусства.
Сущность и содержание художественной деятельности. Материал и продукт художественной деятельности. Авторское отношение, его
эстетический опыт, идейный фон эпохи и т.п. как материал художественной деятельности.
|
|
| Разные типы материала. Вопрос о продукте и результате художественной деятельности. Мастерство автора: техника и вдохновение. Понятия, описывающие искусство как деятельность: художественный метод, стиль, канон, школа, направление и т.п.
Процесс художественной деятельности как творчество. Творчество как усилие выхода из заданностей: культурных, исторических, социальных. Два полюса творческого состояния сознания художника – абсурд (хаос) и эстетическая завершенность. Художественное творчество как игра внутри пространства, заданного этими полюсами-пределами. Человек в творческом состоянии сам есть процесс. Продукты, результаты, эффекты художественного творчества.
| 7.
| Современное искусство. Проблема философского осмысления
| Художественная коммуникация как структура и базовый процесс мира искусства. Принципиальная «открытость» художественного образа как возможность и необходимость художественной коммуникации. Структура художественной коммуникации. «Ось» автор – воспринимающий. Авторская позиция. Художественно-коммуникативные приемы в замысле и воплощении образа. Проблема художественного восприятия. Восприятие как обретение собственных ценностей. Переживание как творческая деятельность художественного восприятия.
| |