Скачать 65.65 Kb.
|
Конспект занятия по обучению грамоте, проведенного в подготовительной к школе логопедической группе с ОНР. Тема: «От звука к букве, от буквы к слову». ЦЕЛИ:
- знакомство со звуком и буквой Л, закрепление правильного произношения звука Л; - обучать умению доказывать принадлежность звука к группе согласных, звонких, твердых звуков, давать полную характеристику звука; - научить соотносить звук со зрительным образом буквы; - продолжать обучение звукобуквенному анализу и синтезу слов; - продолжать упражнять детей в определении места звука в словах (начало, середина, конец), учить подбирать слова к нужной схеме; - формировать навыки чтения слогов, слов; - совершенствовать грамматический строй речи(согласование количественных числительных с существительными, образование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами); - закреплять знания о предложении, учить придумывать предложения с заданным словом, составлять графическую схему предложения; - закрепить значения слов – действий, слов – признаков.
- развивать фонематическое восприятие, слух ребенка; - развитие слухового внимания, памяти, мышления, воображения, подражательности; - развитие навыков ориентировки в пространстве; - развивать интерес к логопедическим занятиям, постоянно создавать игровую мотивацию на занятии.
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; - воспитывать умение правильно и полно излагать свои мысли при ответе, отвечать, не перебивая друг друга; - воспитывать умения слушать себя и своего товарища; четко выполнять инструкции учителя-логопеда; Дидактический материал:
Ход занятия. 1. Организационный момент. - Здравствуйте! - Красиво стоим каждый около своего стола. - А теперь, сядет тот, кто назовет себя ласково. (дети называют свои имена и садятся на рабочие места) - Вот я с вами и познакомилась, А меня зовут «ПИШИ – ЧИТАЙ» И приехала я к вам из огромной страны «АБВГДейки», где живут разные звуки и буквы. Узнала, что в детском саду очень любят с ними играть. Давайте поиграем с новым звуком, познакомимся с новой буквой. 2. Основная часть. - С каким звуком будем играть, определите сами. Сейчас я вам загадаю загадки, звук будет находиться в отгадках. - А вот и загадки: - Сидит дед, - Висит груша, В сто шуб одет, нельзя скушать. Кто его раздевает, (лампочка) Тот слезы проливает. (лук) - Четыре братца - Деревянных два коня под одной крышей стоят. Быстро мчат с горы меня (стол) Кони эти рыжи, А зовут их -……(лыжи) (дети угадывают загадки) - Правильно. Давайте хором повторим отгадки: - Лук, Лампочка, стоЛ, Лыжи. (проговариваем, выделяя звук Л) - Кто догадался, какой один и тот же звук встречается во всех отгадках? - звук Л - Правильно. Сегодня мы с вами будем играть со звуком Л. - Давайте дадим характеристику звуку. - Произнесите его. -Л.Л.Л. - Какой это звук, если он не тянется и не поется? - согласный. - Еще, что мы можем сказать про этот звук? - этот звук твердый, как камень. - Ладошку к горлышку поднесите. Какой звук? - звук Л – звонкий. - Итак: звук Л – согласный, звонкий, твердый, но может быть и мягким. - Давайте попробуем его поймать, хлопните в ладоши, если услышите звук Л среди других звуков. - К, М, Л, Л, Р, Л, Н, Ш, Л, Л, С, Л. (дети хлопают) - Открывайте ладошки, поймали звук? - нет. - Мы можем звук потрогать? - нет. - Мы можем звук увидеть? - нет. - Правильно, есть такое правило: Звуки мы слышим и произносим Буквы мы пишем, читаем и видим. (на доске запись буквы Л) - Вот давайте посмотрим все вместе: На что похожа наша буква? - Вы все у меня сейчас «фантазеры». Давайте пофантазируем. (разные ответы детей: Н: на ворота, на две ноги, на крышу дома, на горку) - Вот как сказал один поэт: Алфавит продолжит наш, Буква Л – лесной шалаш. - Правда похожа на шалаш? ( дети соглашаются) - поднимите мне правую руку, давайте в воздухе указательным пальчиком правой руки нарисуем букву Л, опустите руку. Теперь указательным пальчиком левой руки нарисуем. Молодцы! А теперь двумя руками одновременно. ( дети выполняют) - Давайте наш звук подружим с другими звуками. (на доске запись «звукового жучка») А А О О У Л У И И Ы Ы (хоровое чтение) - Мы читали, мы читали И немножечко устали - Поднимайся, детвора, начинается игра. - Теперь давайте встанем и немного отдохнем, изобразим наши слоги руками. Повторяйте все за мной. (использование элементов фонетической ритмики) А____________Л Л_____________А О____________Л Л_____________О И____________Л Л_____________И У____________Л Л_____________У - Садитесь. (дети садятся) - Вы заметили, наш звук в слогах был и в конце и в начале. - Также и в словах, звук Л может быть и в конце, и в начале, и даже в середине - У меня здесь приготовлено много картинок, в названии которых находится звук Л. Наша задача правильно поместить каждую картинку к нужной схеме. Л___________ ______Л______ ____________Л ЛУК ПИЛА СТУЛ ЛОДКА БЕЛКА КУКЛА ВОЛК СЛОН (дети по желанию выходят к доске и выполняют задания, четко выделяя звук Л в словах) - Пока мы с вами играли с картинками, одно слово у меня рассыпалось, давайте попробуем его собрать, поиграем в игру «Живые звуки». (к доске вызываются 4 детей, каждому вешается на грудь буква и дети самостоятельно должны сложить слово.) - Прочитаем, что у нас получилось. О, Л, В, К ----------------------В О Л К (читают хором) - Кто такой ВОЛК? - ВОЛК – это дикое животное. - Правильно. Где в этом слове спрятался звук Л? - В середине. - Сколько в этом слове звуков? - В этом слове четыре звука. - Сколько согласных? - В этом слове три согласных звука. - Назовите. - В, Л, К. - Сколько гласных звуков? - Один. О. - Сколько слогов в слове ВОЛК? - Один. (делят слово на слоги разными способами.) - Мы знаем правило: Сколько гласных, Столько и слогов. - Молодцы! - Тихонечко все встанем и с вами разомнемся: Физминутка: (Из положения «стойка ноги врозь, руки на поясе» выполняют наклоны в соответствии с текстом.) Волк наклоны делать рад Вправо, влево, вперед, назад, Много-много раз подряд Влево, вправо, вперед, назад. - Садитесь. (садятся на рабочие места) - Ребята, если папа – ВОЛК, То мама - …. - ВОЛЧИЦА. - Как назовем детеныша, если он один? - ВОЛЧОНОК. - Если их много? - ВОЛЧАТА. - Давайте посчитаем волчат. Игра «От 1 до 10» (хором считают) - 1 волчонок - 2 волчонка - 3 волчонка - 4 волчонка - 5 волчат и т.д. - Что может делать волк? Назовите слова – действия. (перечисляют) - Бегать, прыгать, Рычать, злится, кушать - Давайте с вами попробуем составить предложения со словом ВОЛК. ( дети составляют) ( спросить двух, трех человек) ( дети называют свои предложения) - Чье предложение вам понравилось больше? (называют) - Давайте составим схему к нему ………. у доски, все остальные самостоятельно на своих рабочих местах. ( дети выполняют задание) - Проверяем. У всех так получилось? - МОЛОДЦЫ! Убираем свои схемы. 3. Подведение итогов занятия. - Кто мне скажет, что мы сегодня с вами делали? В какие игры играли? С чем познакомились? (дети перечисляют) - Вечером обязательно слепите из пластилина букву Л и покажите маме и папе, пусть они угадают, что это за буква. - Вы сегодня МОЛОДЦЫ! Как мы с вами хорошо поиграли. Какие вы были все внимательными, сколько вы много знаете всего. Мне очень понравилось с вами играть, надеюсь, и гостям нашим тоже понравилось. Время - расставаться, «ПИШИ – ЧИТАЙ» отправляется в другой детский сад, но, я думаю, он еще обязательно придет к вам. - Тихонечко все встали, идем отдыхать. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить о гласной букве е, обозначающей два звука в начале слова и после гласного. Познакомить с гласной букве е, обозначающей... | Урок русского языка. Тема: Звук «ш». Буквы Ш,ш Цель : познакомить учащихся сособенностями согласного звука «ш»: -его графическим обозначением | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование знаний детей о букве как показателе мягкости согласного звука | Тема: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Цель урока Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Тема: «Буквы Т, т, обозначающие звуки [т] и [т’]» Тема: Урок Проверочные слова. Сопоставление согласной буквы в проверочном и проверяемом слове | Пояснительная записка Программа «От слова к букве» составлена на основе авторской Е. В. Колесниковой «От слова к букве. Обучение дошкольников элементам... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: совершенствовать знания о букве; развивать умения соотносить звуковую и графическую формы буквы е и правильно обозначать | Конспект группового занятия. Тема: Автоматизация звука Л Создание условий для автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте | ||
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» «Механические колебания и волны. Звук»; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно- следственную... | Календарно-тематическое планирование Русский язык 6 класс Закрепить знания учащихся об алфавите, соответствии звука и буквы, свойствах фонем | ||
Конспект урока русского языка в 1 классе (письмо) Тема: “Письмо заглавной буквы Тема: “Письмо заглавной буквы Н. Большая буква в начале предложения и в именах ” | Тема: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,... | ||
Тема занятия: I. Работа над произношением: Автоматизация звука с Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,... | Программа «ритм» Тема раздела: Звуки и буквы ... | ||
Конспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,... Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Урок обучения грамоте. 1-й класс. Тема: "Буквы В, в. Чтение слов с буквами В, в" Образовательные: повторение согласных звуков [в], [в'] и буквы, которая обозначает эти звуки; учить читать слова с этой буквой |