Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука»





Скачать 59.22 Kb.
НазваниеУрок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука»
Дата публикации18.09.2014
Размер59.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок физики в 9 классе
Тема урока: « Звук. Источники звука».
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Цели урока:

Образовательные: актуализировать и расширить знания по разделу «Механические колебания и волны. Звук»; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно- следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями; определить значение звука в различных видах искусства и жизни человека.

Развивающие: обеспечить развитие аналитических умений, уровня самостоятельности мышления учеников в применении знаний в различных ситуациях, познавательных интересов в области знаний об окружающем мире, о звуке, расширение кругозора школьников по теме « Звуковые колебания».

Воспитательные: обеспечить стимулирование интереса к предмету, воспитание и формирование коммуникативных качеств, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности.

Оборудование: различные музыкальные инструменты, камертон, молоточек камертона

ЭОР: урок реализуется в классе, оснащенном проектором, экраном, ПК учителя, ПК учащихся, модульной системой экспериментов PROLog, система голосования.

Ход урока
I.Актуализация опорных знаний.

Учащиеся выполняют тест с использованием системы голосования.

приложение 1

Фронтальный опрос (слайд 2)
II. Изучение нового материала.

(Презентация1, сопровождаемая комментариями учителя).

приложение2

(Слайд 3) Человек живет в мире звуков. Звук- это то, что слышит наше ухо. Мы слышим голоса людей, звуки музыкальных инструментов, пение птиц, шум леса, гром во время грозы, работа машин и т.д. Что такое звук? Как он возникает? Чем одни звуки отличаются от других? Сегодня мы постараемся это выяснить.

Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется акустикой.

Звуки начали изучать еще в далекой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены ТВ VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны, издающей звук. В IV веке до н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха, и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В XV веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников.

(Слайд 4) Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц... Эти звуки слышал еще древний человек. Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.

Услышав какой- то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого- то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдем в нем, что- то колеблющееся. Если, например, звук исходит от репродуктора, то в нем колеблется мембрана- легкий диск, закрепленный по его окружности. Если звук издает музыкальный инструмент, то источник звука- это колеблющаяся струна, колеблющийся столб воздуха и др.

(Демонстрация (проводя учащиеся): возникновение звуковых волн с помощью музыкальных инструментов)

? Но как звук доходит до нас? Ваше мнение пожалуйста. ( Ответы учеников)

Итак, мы можем предположить, что звук до нас доходит через воздух, который разделяет ухо и источник звука, причем звук распространяется в виде волн. Выясним причины возникновения звука, для этого проведем опыт.

(Демонстрация (проводя учащиеся):опыт с металлической линейкой, зажатой одним концом в тисках.)

? Какой вывод вы можете сделать?

О. Колеблющееся тело создает звук.

(Слайд5) Информационная справка об истории создания камертона (учащийся).

? Всегда ли звук создается колеблющимся телом?

(Демонстрация (проводя учащиеся):опыт с камертоном и теннисным шариком, подвешенным на нити вблизи вилки камертона).

Придвигая камертон к шарику, шарик совершает колебания. Почему?

О: Звук порождается любым колеблющимся телом.

(Слайд6) Звук – распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом.

Процесс распространения звука также представляет собой волну. Впервые это предположение сделал знаменитый английский физик Исаак Ньютон (1643–1727).

Звук (звуковые волны)это упругие волны, способные вызвать у человека слуховые ощущения.

(Слайд7) Мы живем в океане звуков. Существуют как искусственные, так и естественные его источники. Естественные (голос, шелест листьев, шум прибоя и др.). Искусственные (камертон, струна, колокол, мембрана и др.) Общим во всех случаях является их происхождение. Колебания тел порождают колебания воздуха.

(Слайд8) Как возникают колебательные движения?

О:Если оттянуть и отпустить струну музыкального инструмента или стальную пластину, зажатую одним концом в тисках, они будут издавать звук.

Колебания струны или металлической пластины передаются окружающему воздуху. При отклонении пластины в левую сторону, она сжимает слои воздуха слева и разрежает слои воздуха, прилегающие к ней с правой стороны и т.д.

Сжатие и разрежение прилегающих к пластине слоев воздуха будет передаваться соседним слоям.

(Слайд9) Загадки ( учащиеся отвечают)
(Слайд10) Источник звука – это любое тело, совершающее колебания с частотой от 16 до 20000 Гц. Любое колеблющееся тело создает звук, распространяющийся в воздухе в виде звуковых волн, звуки бывают слышимые и неслышимые; ультразвук – это неслышимый звук, частота колебаний выше 20 000 Гц; инфразвук- это неслышимый звук, частота колебаний ниже 16 Гц. Ультразвук широко применяется в науке, медицине, технике.

(Слайд11) ? Справедлива ли поговорка: Нем, как рыба?

Как вы думаете?
Поговорка «нем как рыба» оказалась опровергнутой. Рыбы очень общительны. Звуки одних рыб напоминают свистки футбольных судей, других – стрельбу из винтовки или пистолета, а кое-кто шумит, словно мотоцикл, или издает хлопки. Одна лишь акула всегда молчит.

(Слайд 12)

Звук – это продольная волна. Почему? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Поперечными волнами называются волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению распространения волны.

Продольными называются волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны.

(Демонстрация опыта с насосом Комовского и будильником).

(Слайд 13-14)

Почему нельзя услышать звон колокола, находящегося внутри сосуда, из которого откачан воздух?

(Звук распространяется в любой упругой среде – твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества).

(Слайд 15) Анализ таблицы.

Звук может распространяться и в жидкой, и в твердой среде. Те кто нырял в реку, море, знают, что под водой хорошо слышны звуки. Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу.

Если звук- это волна, распространяющаяся в воздухе, то он должен возникать всякий раз, когда частицы воздуха приходят в колебательное движение.

Скорость звука различна в разных средах.

Известно, что размахивание руками не воспринимается ухом как звук, хотя волна при этом возникает. Как вы думаете почему?

О.Ощущение звука создается только при определенных частотах колебаний в волне. Для человеческого органа слуха звуковыми являются волны, колебания в которых происходят от 20 до 20 000 Гц.

(Слайд 16, 17)

Формулы записываются в тетради.

Анализ таблицы.

III. Закрепление

(Слайд 18,19).

IV. Исследовательская работа.

Учащиеся выполняют исследования в группах с использованием модульной системой экспериментов PROLog, оформляют результаты работы, обобщают, предоставляют полученные результаты в виде мини- проектов.

приложение3

V.Подведение итогов.
VI.Домашнее задание.

§34,37,38, ДЭИ

приложение4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconКонспект урока по физике в 9 классе тема «Звук». Цели урока
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconТема: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Цель урока
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconУрок по физике и биологии Тема: «Звуковые волны»
Образовательная: сформировать у учащихся понятие «звук»; познакомить с характеристиками звука; научить различать звуки по громкости,...
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconТема урока: Источники звука, высота, громкость, тембр звука
Это отрывок из великолепного документального фильма «микрокосмос». Очень советую посмотреть. Фильм погружает в волшебный мир природы,...
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconУрок русского языка. Тема: Звук «ш». Буквы Ш,ш
Цель : познакомить учащихся сособенностями согласного звука «ш»: -его графическим обозначением
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconКонспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и...
Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции)
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconТема урока: «источники звука. Высота и тембр звука». Учебно-воспитательные задачи. Учебная
Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими...
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconТема урока: Источники звука. Звуковые колебания
Показать причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconУрок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах»
Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте «Успешное чтение», поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова...
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconКонспект логопедичес кого занятия по теме «звук «Л». (методический...
Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,...
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconКонспект урока физики в 7 классе Тема: «Плотность вещества»
...
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconТема урока : «Звук [ж]. Буквы Ж,ж»
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconТема. Источники и приемники звука Класс. 6 русс Время: 18-апрел Цели урока
Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения, научить учащихся,...
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание физики
Цели урока: выяснить, что является источником звука, каковы его характеристики, показать единство законов природы, установить связь...
Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» iconТезисы к уроку физики в 9 классе по теме: «Искусственные спутники Земли»
Место урока: Тема Законы Ньютона. Урок проводится после темы «Закон всемирного тяготения»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск