Скачать 59.22 Kb.
|
Урок физики в 9 классе Тема урока: « Звук. Источники звука». Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Цели урока: Образовательные: актуализировать и расширить знания по разделу «Механические колебания и волны. Звук»; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно- следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями; определить значение звука в различных видах искусства и жизни человека. Развивающие: обеспечить развитие аналитических умений, уровня самостоятельности мышления учеников в применении знаний в различных ситуациях, познавательных интересов в области знаний об окружающем мире, о звуке, расширение кругозора школьников по теме « Звуковые колебания». Воспитательные: обеспечить стимулирование интереса к предмету, воспитание и формирование коммуникативных качеств, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности. Оборудование: различные музыкальные инструменты, камертон, молоточек камертона ЭОР: урок реализуется в классе, оснащенном проектором, экраном, ПК учителя, ПК учащихся, модульной системой экспериментов PROLog, система голосования. Ход урока I.Актуализация опорных знаний. Учащиеся выполняют тест с использованием системы голосования. приложение 1 Фронтальный опрос (слайд 2) II. Изучение нового материала. (Презентация1, сопровождаемая комментариями учителя). приложение2 (Слайд 3) Человек живет в мире звуков. Звук- это то, что слышит наше ухо. Мы слышим голоса людей, звуки музыкальных инструментов, пение птиц, шум леса, гром во время грозы, работа машин и т.д. Что такое звук? Как он возникает? Чем одни звуки отличаются от других? Сегодня мы постараемся это выяснить. Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется акустикой. Звуки начали изучать еще в далекой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены ТВ VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны, издающей звук. В IV веке до н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха, и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В XV веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников. (Слайд 4) Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц... Эти звуки слышал еще древний человек. Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг. Услышав какой- то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого- то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдем в нем, что- то колеблющееся. Если, например, звук исходит от репродуктора, то в нем колеблется мембрана- легкий диск, закрепленный по его окружности. Если звук издает музыкальный инструмент, то источник звука- это колеблющаяся струна, колеблющийся столб воздуха и др. (Демонстрация (проводя учащиеся): возникновение звуковых волн с помощью музыкальных инструментов) ? Но как звук доходит до нас? Ваше мнение пожалуйста. ( Ответы учеников) Итак, мы можем предположить, что звук до нас доходит через воздух, который разделяет ухо и источник звука, причем звук распространяется в виде волн. Выясним причины возникновения звука, для этого проведем опыт. (Демонстрация (проводя учащиеся):опыт с металлической линейкой, зажатой одним концом в тисках.) ? Какой вывод вы можете сделать? О. Колеблющееся тело создает звук. (Слайд5) Информационная справка об истории создания камертона (учащийся). ? Всегда ли звук создается колеблющимся телом? (Демонстрация (проводя учащиеся):опыт с камертоном и теннисным шариком, подвешенным на нити вблизи вилки камертона). Придвигая камертон к шарику, шарик совершает колебания. Почему? О: Звук порождается любым колеблющимся телом. (Слайд6) Звук – распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом. Процесс распространения звука также представляет собой волну. Впервые это предположение сделал знаменитый английский физик Исаак Ньютон (1643–1727). Звук (звуковые волны) – это упругие волны, способные вызвать у человека слуховые ощущения. (Слайд7) Мы живем в океане звуков. Существуют как искусственные, так и естественные его источники. Естественные (голос, шелест листьев, шум прибоя и др.). Искусственные (камертон, струна, колокол, мембрана и др.) Общим во всех случаях является их происхождение. Колебания тел порождают колебания воздуха. (Слайд8) Как возникают колебательные движения? О:Если оттянуть и отпустить струну музыкального инструмента или стальную пластину, зажатую одним концом в тисках, они будут издавать звук. Колебания струны или металлической пластины передаются окружающему воздуху. При отклонении пластины в левую сторону, она сжимает слои воздуха слева и разрежает слои воздуха, прилегающие к ней с правой стороны и т.д. Сжатие и разрежение прилегающих к пластине слоев воздуха будет передаваться соседним слоям. (Слайд9) Загадки ( учащиеся отвечают) (Слайд10) Источник звука – это любое тело, совершающее колебания с частотой от 16 до 20000 Гц. Любое колеблющееся тело создает звук, распространяющийся в воздухе в виде звуковых волн, звуки бывают слышимые и неслышимые; ультразвук – это неслышимый звук, частота колебаний выше 20 000 Гц; инфразвук- это неслышимый звук, частота колебаний ниже 16 Гц. Ультразвук широко применяется в науке, медицине, технике. (Слайд11) ? Справедлива ли поговорка: Нем, как рыба? Как вы думаете? Поговорка «нем как рыба» оказалась опровергнутой. Рыбы очень общительны. Звуки одних рыб напоминают свистки футбольных судей, других – стрельбу из винтовки или пистолета, а кое-кто шумит, словно мотоцикл, или издает хлопки. Одна лишь акула всегда молчит. (Слайд 12) Звук – это продольная волна. Почему? Как бы вы ответили на этот вопрос? Поперечными волнами называются волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению распространения волны. Продольными называются волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны. (Демонстрация опыта с насосом Комовского и будильником). (Слайд 13-14) Почему нельзя услышать звон колокола, находящегося внутри сосуда, из которого откачан воздух? (Звук распространяется в любой упругой среде – твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества). (Слайд 15) Анализ таблицы. Звук может распространяться и в жидкой, и в твердой среде. Те кто нырял в реку, море, знают, что под водой хорошо слышны звуки. Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу. Если звук- это волна, распространяющаяся в воздухе, то он должен возникать всякий раз, когда частицы воздуха приходят в колебательное движение. Скорость звука различна в разных средах. Известно, что размахивание руками не воспринимается ухом как звук, хотя волна при этом возникает. Как вы думаете почему? О.Ощущение звука создается только при определенных частотах колебаний в волне. Для человеческого органа слуха звуковыми являются волны, колебания в которых происходят от 20 до 20 000 Гц. (Слайд 16, 17) Формулы записываются в тетради. Анализ таблицы. III. Закрепление (Слайд 18,19). IV. Исследовательская работа. Учащиеся выполняют исследования в группах с использованием модульной системой экспериментов PROLog, оформляют результаты работы, обобщают, предоставляют полученные результаты в виде мини- проектов. приложение3 V.Подведение итогов. VI.Домашнее задание. §34,37,38, ДЭИ приложение4 |
Конспект урока по физике в 9 классе тема «Звук». Цели урока Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | Тема: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Цель урока Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Урок по физике и биологии Тема: «Звуковые волны» Образовательная: сформировать у учащихся понятие «звук»; познакомить с характеристиками звука; научить различать звуки по громкости,... | Тема урока: Источники звука, высота, громкость, тембр звука Это отрывок из великолепного документального фильма «микрокосмос». Очень советую посмотреть. Фильм погружает в волшебный мир природы,... | ||
Урок русского языка. Тема: Звук «ш». Буквы Ш,ш Цель : познакомить учащихся сособенностями согласного звука «ш»: -его графическим обозначением | Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | ||
Тема урока: «источники звука. Высота и тембр звука». Учебно-воспитательные задачи. Учебная Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими... | Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания Показать причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями | ||
Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте «Успешное чтение», поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова... | Конспект логопедичес кого занятия по теме «звук «Л». (методический... Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,... | ||
Конспект урока физики в 7 классе Тема: «Плотность вещества» ... | Тема урока : «Звук [ж]. Буквы Ж,ж» План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Тема. Источники и приемники звука Класс. 6 русс Время: 18-апрел Цели урока Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения, научить учащихся,... | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание физики Цели урока: выяснить, что является источником звука, каковы его характеристики, показать единство законов природы, установить связь... | Тезисы к уроку физики в 9 классе по теме: «Искусственные спутники Земли» Место урока: Тема Законы Ньютона. Урок проводится после темы «Закон всемирного тяготения» |