Скачать 79.78 Kb.
|
Учитель физики Н.П.Николаева, школа № 476. Урок физики в 5 классе . Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах». Цели: Обучающие: - обобщить и закрепить знания учащихся о явлениях преломления и отражения световых лучей; - закрепить навыки и умения построения изображений в сферических зеркалах; Развивающие: - способствовать развитию культуры устной речи; - развитие интереса к чтению; - способствовать развитию познавательных интересов учащихся, их творческого потенциала. Воспитательные: - воспитание чувства взаимопомощи; - воспитание самостоятельности и самоконтроля. Содержание урока. Учитель: Ну, вот мы и снова у сказки в гостях, Никто не услышит о том в новостях. Да мы и не думали шум создавать, А будем тихонько страницы листать. Смеяться с героями, переживать. Грустить, веселиться, о чуде мечтать, И снова забудем, дружок впопыхах, Что чудо-то держим с тобою в руках. И это чудо- книга, повесть - сказка А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». (Демонстрируется слайд №1) Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте «Успешное чтение», поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова на урок приходит книга. Вместе с Элли и её друзьями мы отправимся в путешествие по Волшебной стране к Гудвину, чтобы узнать рецепт эликсира успеха. А помогут нам ваши знания о поведении световых лучей. И так в путь. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. (Слайд №2) Учитель: В пути нас ждут самые разные испытания и неожиданные встречи. С кем встретились в угрюмом , тёмном лесу Элли и её спутники? Ученик: С саблезубыми тиграми. Учитель: Предлагаю вам назвать оптические явления, посмотрев видеосюжеты и узнать волшебное слово- пароль, которое поможет нам убежать от саблезубых тигров. Ответы записывайте в тетради в столбик. Возьмите из каждого слова-ответа указанные мною буквы и составьте слово –пароль. Демонстрируются слайд № 3. Учитель: Из этого слова возьмите первую букву. Демонстрируются слайд № 4. Учитель: Возьмите из ответа пятую букву. Следующее необходимое нам слово обозначает естественный источник света, а волшебник Гудвин считал его своим другом и ещё более могущественным волшебником, чем он сам. Из этого слова возьмите первую букву. Демонстрируются слайд № 5. Учитель: Из ответа возьмите вторую букву. Составьте слово-пароль. Проверим ваши ответы. (Слайд № 6) Ученик: Миражи Преломление Солнце Отражение Учитель: Мы идём дальше в Изумрудный город. Дорога из жёлтого кирпича привела нас к реке, где нас ждёт ещё одно испытание, ведь Страшила попал в беду, остался висеть на шесте посреди реки. Чтобы ему помочь вам необходимо разгадать филлворд. Вычеркните вписанные в сетку филлворда слова, определения которых заданы. Из оставшихся четырёх букв составьте слово.
Учащиеся разгадывают филлворд, работая в парах. Проверка осуществляется с использованием мультимедийного проектора.( слайд № 7) Из оставшихся букв получается слово « аист». Звучит отрывок из книги: «Аист взмахнул широкими крыльями и полетел к Страшиле. Он вцепился ему в плечи крепкими когтями, легко поднял и перенёс на берег, где сидела Элли с друзьями». Учитель: Дружба и взаимопомощь помогли нам справиться и с этой задачей. Ребята, вы вспомнили некоторые характеристики сферического зеркала . Теперь мы сможем решить задачи на построение изображений в сферических зеркалах, а заодно помочь Страшиле и Дровосеку перенести Элли и Тотошку через коварное маковое поле. Соберите маки, освобождая путь нашим друзьям. На доске висит плакат- иллюстрация. Рисунки маков содержат с обратной стороны задания на построение изображений в сферических зеркалах. Учащиеся берут карточки и выполняют построение в тетрадях. Проверка выполняется построением рисунков на доске. Задания на построение изображений в сферических зеркалах. Учитель: Ну вот все трудности позади и мы добрались до Изумрудного города. Звучит отрывок из книги « Перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами, сверкающими так ярко, что они ослепили даже нарисованные глаза Страшилы. У этих ворот кончилась дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, которая много дней верно вела их и наконец привела к долгожданной цели». (слайд № 7) Объясните почему драгоценные камни сильно блестят? Ученик: Блеск объясняется отражением света от граней камней. Учитель: Отправляемся во дворец Великого Мудреца и Волшебника Гудвина. Дворец Гудвина хорошо защищён, его окружает высокая стена, где стоит Солдат.(Слайд № 9). «В руках у Солдата было зеркальце и гребешок. Он смотрелся в зеркальце и расчёсывал гребешком свою великолепную бороду, и это занятие настолько поглощало его внимание, что он ничего не видел и не слышал». Предлагаю вам, ребята, взять волшебную систему, состоящую из зеркал и используя законы отражения выполнить построение дальнейшего хода изображённого луча. Ваша задача собрать три буквы. Учащиеся выполняют построение чертежей по вариантам. 1 вариант. Получаются буквы Д, Н, И. 2 вариант. Получаются буквы И, Г, О. Учитель: Прочитаем поочерёдно буквы первого и второго варианта. Буквы закрепляются на доске с помощью магнитов. Последнюю букву добавляет учитель. Дин Гиор. Теперь мы можем крикнуть Солдата по имени и пройти к Великому Гудвину. Здесь нас ждут волшебства и превращения. Демонстрируется занимательный опыт. На столе располагается ящик в форме куба. На задней стороне ящика устанавливается лампочка. Свет от неё проходит через отверстия. Зрители это хорошо видят. У боковой стенки также устанавливается лампочка. Нетолстая книга оборачивается чёрной бумагой. Учитель сообщает, что эта бумага обладает особыми свойствами, т.к. книга становится прозрачной. Учитель помещает книгу внутрь ящика и все продолжают видеть горящую лампочку. Идёт обсуждение секрета опыта. (секрет фокуса: во втором случае зрители видят не проходящий сквозь книгу свет, а отражённый от стекла свет боковой лампы) Учитель: Великий и Ужасный Гудвин не открыл нам тайны эликсира успеха. Нам предстоит сразиться с Бастиндой. (Слайд № 10). Задача. Владения Бастинды пустынны и солнце палит нещадно. На какой высоте находится солнце над горизонтом, если угол между падающим и отражённым лучом составляет 50 º. Ученик: Угол между падающим и преломлённым лучом равен сумме угла падении и отражения. По закону отражения эти углы равны, значит каждый из них равен 25º. Высота солнца над горизонтом будет равна 90º- 25º=65º. Учитель: Как же удалось друзьям победить злую волшебницу Бастинду? Ученик: Бастинда боялась воды. Элли окатила старуху водой и она растаяла. Учитель: Какое оптическое явление происходит на границе раздела воды и воздуха? Ученик: Наблюдается явление преломления. Учитель: Выберите правильные на ваш взгляд пояснения к рисунку (Слайд № 11). А. Скорость света в воде больше, чем в воздухе. Б. Угол падения луча больше, чем угол преломления. В. Вода является оптически более плотной средой, чем воздух. Ученик: Правильные утверждения Б,В. Учитель: Теперь предлагаю воспользоваться волшебными зелёными очками и прочесть рецепт эликсира успеха. (Слайд № 12).Прочтите только зелёные буквы. Текст с рецептом эликсира успеха состоит из букв разного цвета, лишь белые буквы сквозь зелёные очки будут казаться зелёными. Учащиеся читают: Знания Трудолюбие Взаимопомощь Учитель: Вот, наконец, финал маршрута. Но чтоб итоги подвести, Давайте вспомним, что в пути Нам помогло не заблудиться, Умнее стать, к мечте пробиться. И хоть порой бывало нам Пожалуй, не до смеха, Но все, же мы его нашли – Волшебный эликсир успеха. Мы шли за световым лучом: Он нас манил, загадки предлагая. Но трудности нам были нипочём. Ведь были вместе мы, друг другу помогая. Делились знаниями, трудились, И цели мы своей добились. О главном не сказать нельзя: Важней всего, что мы друзья. Выставляются оценки, подводятся итоги. Учитель: Ваше домашнее задание – творческое .Составьте задачи, кроссворды, ребусы по теме нашего урока с использованием сюжета повести – сказки «Волшебник Изумрудного города» . Мы создадим головоломки Страшилы Мудрого. |
Закон независимости световых лучей. Закон прямолинейного распространения... Направление светового луча совпадает с направлением распространения света. Или, проще говоря, световой луч можно представить как... | Урок по физике в 10 классе. Учитель физики Челак Л. М. Тема урока... Исследовать первый закон термодинамики и записать уравнения первого закона термодинамики для различных изопроцессов (изохорного,... | ||
Урок обществознания 11 класс. Тема: Отклоняющееся поведение Раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы | Урок физики в 10 классе на тему «Электрический ток в различных средах.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тема : Продукты XXI века ... | Урок физики. 10 класс. Тема: закон ома для полной цепи Урок физики с использованием электронно-образовательных ресурсов (эор) в образовательном процессе | ||
Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | Урок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука» «Механические колебания и волны. Звук»; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно- следственную... | ||
Уроков физики в 9 классе Тема: «Кинематика» Моу гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов; учитель физики Шишкина М. Н | План конспект урока по обществознанию в 11 классе. Тема урока: «Политическое поведение» Урок построен на материале учебника “Обществознание” для учащихся 11 класса (базовый уровень) под ред. Л. Н. Боголюбова | ||
Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика (презентация) ... | Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» Цели: Ввести определение перпендикулярных прямых, перпендикулярных отрезков (лучей) | ||
Урок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Урок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн” Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова... | Тезисы к уроку физики в 9 классе по теме: «Искусственные спутники Земли» Место урока: Тема Законы Ньютона. Урок проводится после темы «Закон всемирного тяготения» |