Скачать 93.15 Kb.
|
Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика (презентация) Опубликовано: 25/08/2012 автором Анна Вечёркина Содержание презентации:
Скачать презентацию ⇓ Скачано раз: 1444 Речь к презентации: Слайд 2 Во все времена общество осуждало поведение людей, отклоняющееся от общепринятых норм – это прослеживается в философии, религии, искусстве, литературе и многих других видах человеческой деятельности. Думаю, всем знакомо стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»: Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо? Давайте же и мы попробуем в этом разобраться. Слайд 3 При сборке и подготовке материала к своей презентации, у меня, как у студентки, только начинающей знакомиться с вопросом, связанным с отклоняющимся поведением, неизбежно возник ряд трудностей. Я пролистывала многочисленные пособия, просматривала изловленные в сети Интернет рефераты, и очень скоро сформировала обо всём этом впечатление разрозненности и поверхности изложенного. Мне стало казаться, будто найденные тексты либо безосновательно посягают на всеобщность, либо, напротив, излишне уходят в частности, а то и чередуют одно со вторым. Этот список претензий не исчерпывается, и более того, я заметила в этих текстах попытку авторов рассмотреть и объяснить всё так, как им видится с их точки зрения – каждому со своего поста. Этот пост может располагаться на территории самых разных наук, а, как известно, одна и та же действительность с разных позиций видна по-разному. Слайд 4 Как замечает Я.М. Гилинский: «Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое». А всё потому, что девиантное поведение – это область междисциплинарных исследований, а не предмет какой-то особой науки. Слайд 5 Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Хотя уже в стадии становления находится новая научная дисциплина – психология девиантного поведения или девиантология. Слайд 6 Рассмотрим некоторые подходы к определению понятия «Девиантное поведение»: Педагогический подход Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. Медицинский подход Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. Психологический подход Девиантное поведение – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе. Слайд 7 Следовательно, общем виде, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани). Слайд 8 В исследованиях девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения: Биологическое объяснение причины девиантного поведения Во-первых, это физические факторы. Некоторые исследователи склонны считать, что физические данные человека могут вызывать склонность к девиантному поведению. В. Шелдон и Ч. Ломброзо в своих исследованиях доказывали, что людям с некой физической структурой свойственно поведение, отклоненное от социальной нормы. Современные физиономисты поддерживают теорию физических факторов. В своих исследованиях они доказываю, что по чертам лица человека можно определить его склонность к агрессии, вседозволенности и аморальности. Впрочем, на практике часто данная теория не находит подтверждения. Например, когда преступниками становятся люди, которые имеют черты лица, говорящие о порядочности и гармоничности личности. Или, наоборот, люди, у которых физиономисты диагностируют склонность к девиантному поведению, никогда не нарушают социальных норм поведения. Слайд 9 Психологическое объяснение причины девиантного поведения Факторы внутренних конфликтов. Основателем теории конфликтов является легендарных психолог Зигмунд Фрейд. Он считал, что внутренний конфликт между Я, бессознательным Я и сверх-Я приводят к потери личностью понятий о норме поведения и реакции на события окружающего мира. Этот процесс происходит на подсознательном уровне, но отображается внешне. Девиантное поведение может быть одним из проявлений дисбаланса ит, эго и суперэго. Слайд 10 Социологическое объяснение причины девиантного поведения Социальные факторы. Эта теория гласит о том, что человек имеет девиантное поведение, если его адаптация к среде, в которую он попадает, происходит неудачно. Разочарования разрушают некую грань личности, на месте которой возникает склонность к нестандартному поведению, вредящему окружающим. Простейшим примером является детский коллектив, скажем, школьный класс. Если в школу приходит новенький ученик и не может в первые дни общения установить с одноклассниками нормальные отношения, дети его отвергают. Часто в отместку им и для поднятия собственной самооценки новенький становится непослушным и проблемным учеником. Такого рода девиантное поведение – реакция на несостоявшуюся адаптацию к новой среде. Еще одной социальной причиной девиантного поведения является аномия. Аномией называется отсутствие единой линии поведения у личности. Человек просто не знает, какое поведение в данном обществе и ситуации принято и по этому ведет себя нестандартно, удивляя, а порой и шокируя, окружающих. Слайд 11 Социально-личностный подход в объяснении девиантного поведения Сторонниками данного подхода являются С.А.Белокобыльская, В.П.Емельянов, Я.Л.Коломский, А.А.Реан, С.А.Тарарухин и др. Слайд 12-13 В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
Слайд 14 Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:
Слайд 34 Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий. Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственность за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности. Психологическая помощь имеет два ведущих направления – это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Рассмотрим каждый вид более подробно. Слайд 50 Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медко-санитарном, педагогическом, социальнозпсихологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе особенно важно в работе с активно формирующейся личностью – с подростком. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику: Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например, подростками, имеющих выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактикаТретичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Слайд 50 Проблема девиантного поведения это обширная тема, и поместить всю информацию в пятиминутную презентацию также невозможно, как поместить всё содержимое чемодана в дамскую сумочку. |
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так,... | Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | ||
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская... На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим.... | План урока Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Причины... «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей; развивать познавательные интересы учащихся,... | ||
Урок обществознания 11 класс. Тема: Отклоняющееся поведение Раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы | Рожков М. И., Ковальчук М. А. Рбз профилактика наркомании у подростков: Учеб метод, пособие Рбз профилактика наркомании у подростков: Учеб метод, пособие. М.: Гуманит изд центр владос, 2004. 144 с. (Психология для всех).... | ||
Методика определения уровни умственного развития для младших подростков... Поведение собаки оставленной на привязи, поведение по отношению к другим животным | Отклоняющееся (девиантное) поведение В этом реферате я не знал и даже, что означает само слово "реферат" я тоже не очень, то представлял. Но, как говорят "замутить воду"... | ||
План Смутное время в России: причины, сущность, последствия. Социально-экономическое... Российского государства в конце XVI начале XVII вв. Следует выявить причины, сущность и проявления общенационального кризиса начала... | Введение 2 немного истории 2 Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему... | ||
Девиантное поведение некоторых представителей национальных меньшинств... Терапевтические трансы: Руководство по эриксоновской гипнотерапии /Пер с англ. А. Д. Иорданского. М.: Независимая фирма "Класс" (Библиотека... | Урок по истории в 8 классе по теме «Революционное народничество II... С. Г. Нечаева, сущность нечаевщины; причины перехода к тактике «хождения в народ» и ее неудача; программа и тактика «Земли и воли»,... | ||
«профилактика агрессивного поведения у молодежи» Студенты Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | Кризисы в социально-экономическом развитии. Понятие кризиса, сущность,... | ||
Советы психолога Выделяют 4 глобальные причины, которые препятствуют нормальному ходу обучения подростков | Министерства образования и науки российской федерации В то же время растет число подростков, злоупотребляющих курением и алкоголем, а также попавших в наркотическую зависимость, проявляющих... |