Скачать 71.44 Kb.
|
Шмакова К.В. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к. психол. н., В.В. Крутова На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический. Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Биологический подход предполагает существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:
Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Однако во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от какого-то усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Таким образом, отклоняющееся поведение – это систем поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани) [3, 4, 8, 9, 7, 10]. К основным условиям и причинам возникновения девиантного поведения подростков, как правило, являются:
К отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать [2]. Библиографический список:
Рецензия на статью студентки гр. П-401 ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы Шмаковой К.В. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В статье представлено описание понятия «девиантное поведение» с точки зрения различных наук, а также описываются особенности и причины его проявления. Необходимо отметить, что данный теоретический анализ предполагает дальнейшее практическое изучение социально-психологических особенностей девиантного поведения подростков. Научный руководитель - к. психол. н., доцент В.В. Крутова. |
Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика (презентация) ... | В. В. Крутова кандидат психологических наук, доцент Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Общественно-политическая и государственная деятельность и. Н. Ефремова Ведущая организация: Волгоградская академия государственной службы при Президенте РФ | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт государственной... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | ||
Удк 159. 922. 736. 4 Соотношение антропометрических особенностей... Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... | О принятии Программы социально -экономического развития Юго- камского... Охватываются вышеперечисленными признаками и поэтому не могут быть отнесены к деятельности организованной преступности | ||
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так,... | Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | 182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха Фгоу впо "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU) | ||
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха Фгоу впо "Великолукская государственная Сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU) | 182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха Фгоу впо "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU) | ||
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, фгоу впо вгсха Федеральное Государственное Образовательное Учреждение высшего Профессионального Образования "Великолукская государственная сельскохозяйственная... | Разрешимые и неразрешимые конфликты в деятельности молодого педагога... Задания к контрольной работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности»... | ||
Борис экто- и эндопаразитозы диких животных, наиболее распространенные... Работа выполнена в фгоу впо «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина» (фгоу... | Об итоговой государственной аттестации выпускников гоу спо бирский... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» |