Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова





Скачать 71.44 Kb.
НазваниеШмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова
Дата публикации18.10.2014
Размер71.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы


Шмакова К.В.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы»

Научный руководитель – к. психол. н., В.В. Крутова
На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический.

Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Биологический подход предполагает существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:

  • генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;

  • психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

  • физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе. 

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Однако во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от какого-то усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности.

Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Таким образом, отклоняющееся поведение – это систем поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани) [3, 4, 8, 9, 7, 10].

К основным условиям и причинам возникновения девиантного поведения подростков, как правило, являются:

  1. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.

  2. Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации. Как отмечают П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др., акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуации характера как провоцируют девиантное поведение несовершеннолетних. Родителям, учителям и другим взрослым, которые наиболее тесно взаимодействуют с подростками, следует учитывать, что в норме большинство детей в подростковом возрасте имеют акцентуации характера [1, 5, 6].

  3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется. При этом следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать на поведение подростков из-за своих собственных комплексов. Подростковый возраст детей в первую очередь обнажает психологические проблемы их родителей.

  4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельность подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться подростков специально никто и не учит, поэтому основными источниками научения являются семейные и «киношные» образцы общения. При этом очень велико влияние референтной группы подростков, т.к. процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то и характер девиантного поведения подростка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.

  5. Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. К таким семьям относятся: криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические. Но и в функционально-состоятельных семьях подростковый возраст создает множество проблем, и неправильное их решение приводит к девиациям в поведении подростков. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков.

  6. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т.д.

К отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать [2].
Библиографический список:


  1. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий. Их динамика, статистика, систематика. – М.: Медицинская книга, 2007. – 124 с.

  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.

  3. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. - 288с.

  4. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

  5. Леонгард, К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.

  6. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. –Л.: Речь, 1983. - 125 с.

  7. Смелзер, Н. Социология. – М.: Феникс, 1998. – 688 с.

  8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Академия, 1997. – 320 с.

  9. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.

  10. Шибутани, Т. Социальная психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 539 с.


Рецензия на статью студентки гр. П-401

ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы

Шмаковой К.В.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
В статье представлено описание понятия «девиантное поведение» с точки зрения различных наук, а также описываются особенности и причины его проявления.

Необходимо отметить, что данный теоретический анализ предполагает дальнейшее практическое изучение социально-психологических особенностей девиантного поведения подростков.

Научный руководитель - к. психол. н., доцент В.В. Крутова.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconДевиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика (презентация)
...
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconВ. В. Крутова кандидат психологических наук, доцент
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconОбщественно-политическая и государственная деятельность и. Н. Ефремова
Ведущая организация: Волгоградская академия государственной службы при Президенте РФ
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт государственной...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconУдк 159. 922. 736. 4 Соотношение антропометрических особенностей...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconО принятии Программы социально -экономического развития Юго- камского...
Охватываются вышеперечисленными признаками и поэтому не могут быть отнесены к деятельности организованной преступности
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconПсихология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике само­го отклоняющегося поведения. Так,...
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconПроблема развития творческих способностей у студентов при изучении...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconДевиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова icon182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха
Фгоу впо "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU)
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова icon182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха
Фгоу впо "Великолукская государственная Сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU)
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова icon182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха
Фгоу впо "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU)
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова icon182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, фгоу впо вгсха
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение высшего Профессионального Образования "Великолукская государственная сельскохозяйственная...
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconРазрешимые и неразрешимые конфликты в деятельности молодого педагога...
Задания к контрольной работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности»...
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconБорис экто- и эндопаразитозы диких животных, наиболее распространенные...
Работа выполнена в фгоу впо «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина» (фгоу...
Шмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова iconОб итоговой государственной аттестации выпускников гоу спо бирский...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск