Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема





НазваниеПсихология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
страница1/6
Дата публикации23.08.2014
Размер0.92 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6


Психология девиантных подростков.
Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике само­го отклоняющегося поведения. Так, выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:

1) отклонения, не являющиеся нарушением общепри­нятых этических норм. Это может быть поведение, не со­ответствующее возрасту при нормальном психическом развитии;

2) нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, жестокость, зам­кнутость, недоверчивость);

3) правонарушения, т.е. поведение, нарушающее пра­вовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;

4) отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболевани­ями. Оно может быть у школьников с психопатически­ми чертами личности, у невротиков, у психически боль­ных людей (Л. М. Зюбин).

В других классификациях отклоняющееся поведение связано с неблагоприятными условиями социального раз­вития и характеризуется как устойчивое проявление от­клонения от социальных норм, имеющее социально пас­сивную, корыстную и агрессивную направленность:

— отклонения социально пассивного типа, выража­ющиеся в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязаннос­тей и долга, нежелании решать как личные, так и соци­альные проблемы (уклонение от учебы, работы, бродяж­ничество, побеги из дома, пьянство, токсикомания и наркомания, суицид);

— отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);

  • отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои) (С. А. Беличев).


Классификация отклоняющегося поведения несовершеннолетних
В современной научной литературе раскрываются раз­личные аспекты такого весьма сложного социального яв­ления, как отклоняющееся поведение несовершеннолет­них. Существует целый ряд подходов к классификации девиантного поведения по различным основаниям. Одна из классификаций — В. Н. Липника, который сгруппи­ровал девиации несовершеннолетних:

1) по характеру взаимоотношений подростков с кол­лективом;

2) по отклонению в нравственном развитии личности,

по отношению к интересам общества;

3) по отклонениям в понимании общественных интересов;

4) по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития;

5) по степени деформации психики;

6) по отклонениям в системе ведущих мотивов;

7) по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.

В другой классификации отклонения в поведении сгруппированы:

1)по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудновоспитуемые, неуп­равляемые, дезорганизаторы);

2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные);

3) по специфике ошибок и недостатков в процессе вос­питания (педагогически запущенные);

4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии);

5) по несоответствию их действий закону, право­вым нормам (несовершеннолетние правонарушители) (А. Ф. Никитин).

В целях определения силы и результативности соци­альных последствий отклоняющегося поведения оно раз­личается по уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней струк­туры (социально-групповая принадлежность, половозра­стная характеристика); по ориентированности (экстравертное — направленное во внешнюю среду, интровертное — направленное на себя), по типу эмоциональной устойчивости и др.

В связи с многообразием параметров и характеристик отклоняющегося поведения детей и подростков, наличи­ем различных подходов к изучению данной проблемы в психологии, педагогике, криминалистике и медицине, в современной научной литературе можно найти не только неоднозначное определение этого явления, но и различ­ную характеристику его проявлений у детей и подрост­ков, находящихся на различных степенях девиации по­ведения и деформации личности,

Медицинский (психобиологический) аспект пробле­мы отклоняющегося поведения детей и подростков на­шел отражение в работах А. Л. Гройсмана, В. П. Кащен­ко, А. Е. Личко, В. Ф. Матвеева, Н. И. Фелинской и др., которые в качестве основы для дифференциации пока­зателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психи­ческие недостатки детей, извращённные психобиологи­ческие потребности.

Один из первых исследователей проблемы отклоняю­щегося поведения несовершеннолетних В. П. Кащенко отмечал, что эти отклонения обусловлены физическими или умственными недостатками, дефектами, проявляю­щимися в осложненной форме поведения. Причины тако­го рода отклонений могут быть приобретенными и врож­денными. Если своевременно не обратить на них внима­ние и не принять необходимые меры, .то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности.

Педагогическая направленность исследований от­клоняющегося поведения несовершеннолетних получи­ла свое дальнейшее развитие в работах А. Л. Гройсма­на, В. Ф. Матвеева. Выделяются следующие разновид­ности отклоняющегося поведения подростков и детей:

1) страхи навязчивости; 2) двигательная расторможенность; 3) заикание; 4) побеги из дома и бродяжничество; 5) расстройство аппетита; 6) патологическое фан­тазирование; 7) страх перед своей физической неполно­ценностью (дисморфобия); 8) патологические увлечения (хобби-реакции).

Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в науч­ной психолого-педагогической литературе (М. А. Алемаскин, А. С. Белкин, Л. М. Зюбин, Н. Н. Верцинская, А.И. Кочетов, И. А. Невский и др.). Исследователи рас­сматривают данную проблему с точки зрения как возрас­тного подхода, так и общественной активности школьни­ков. Прослеживая психолого-педагогическую закономер­ность отклоняющегося поведения, исследователи выделяют четыре группы трудных детей: 1) трудновоспитуемые дети, которые равнодушно относятся к учебе, пери­одически нарушают дисциплину, правила поведения (со­вершают прогулы, затевают драки), проявляют некоторые отрицательные качества (грубость, лживость, нечест­ность); 2) педагогически запущенные подростки, отри­цательно относящиеся к учебной и общественно полез­ной деятельности, систематически нарушающие дисцип­лину и нормы морали, допускающие проступки (прогу­лы, драки, курение, употребление вина), постоянно про­являющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость); 3) подростки-правона­рушители — трудновоспитуемые или педагогически за­пущенные подростки, которые совершили правонаруше­ние (мелкое воровство, хулиганство и т. д.), нарушают административные и другие нормы, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних или направ­лены комиссиями по делам несовершеннолетних в спец­школы и спецпрофтехучилища; 4) несовершеннолетние преступники — педагогически запущенные подростки и юноши, совершившие уголовные преступления, нару­шившие правовые нормы и направленные судом в вос­питательно-трудовые колонии (М. А. Алемаскин).
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.
Влияние возрастных особенностей на формирование девиантного поведения несовершеннолетних.

Молодежь всегда встречала недопонимание со стороны людей старших поколений. Для доказательства этого приведем любопытный, на наш взгляд пример. "Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие". Актуальное высказывание, не правда ли? Остается добавить, что сказано это было ... почти 25 тысячи лет назад Сократом, который жил, напомним, в 470-399 годах до нашей эры.

В отечественной психологии, педагогике, физиологии особенности подросткового возраста освещались в работах С. И. Андреева, Л. И. Божович, В. Г. Властовского, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. В. Мудрика, И. А. Невского, Е. А. Шумилина, Д. Б. Эльконина и др.

Подростковый период часто называют периодом диспропорций в раз­витии. Этот возраст характеризуется интенсивными преобразованиями во всей психической сфере подростка. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость, а физические недостатки часто преувеличиваются. Подросток не всегда соответствует требованиям, которые общество предъявляет к нему, к выполнению им определенных социальных функций. Сам же он, в свою очередь, считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать.

Существенные сдвиги происходят в формировании интеллектуальной деятельности. Этому возрасту особенно свойственны стремление к познанию, формирование абстрактного мышления, творческий подход к интел­лектуальным проблемам. Восприятие, память, внимание достигают уровня высокой производительности и избирательности. Интенсивное развитие приобретают волевые черты: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности, способность к целенаправ­ленной волевой деятельности. Активно формируются самосознание и са­мооценка, возникает повышенный интерес к оценке окружающими своих личностных качеств.

Происходят существенные сдвиги в интересах, развиваются духовные потребнпсти, строится иерархия ценностных ориентации, начинает выра-батываться собственное мировоззрение, отношение к обществу, людям и себе. Идёт интенсивное формирование нравственных убеждений и идеалов, развиваются моральные чувства. В восприятии действительности большое место начинает занимать эстетический компонент.

В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания и трудовой подготовки подрастающего поколения. Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы со школьниками предподросткового и подросткового возраста. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей, трудовых установок.

В реализации этих мероприятий значительное место принадлежит проблеме так называемых трудных подростков, у которых нарушения по­ведения или нарушения в аффективной сфере становятся причиной школьной дезадаптации. Задачи профилактики и коррекции нарушений поведения в данном возрасте требуют дальнейшего углубления знаний о структуре этих явлений, причинах и условиях их происхождения. Проблема нарушений поведения у подростков привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (психологов, социологов, педагогов, физиологов, врачей и т.п.).

Изучение неблагоприятных социальных факторов, играющих ведущую роль в формировании трудностей поведения у подростков, включает исследование особенностей окружения, воспитания и обучения, препятст­вующих процессу правильного формирования личности подростка.

Как видим, сложности подросткового возраста были раньше и остаются сейчас серьезной педагогической проблемой. Ее первая объективная основа - в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и взрослым, различия в их обязанностях и правах. Известно, что "взрослая" жизнь сложнее, чем жизнь детей, и далеко не все взрослые могут поддерживать гармоничные отношения с окружающими. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать эту сферу человеческих взаимоотношений во всей ее сложности.

Психологические особенности подросткового периода, когда они резко выражены, получили название пубертатного криза. Широкое распространение в западной психологии получила концепция Э. Эриксона о "кризисе идентичности" как о главной особенности подросткового периода. Формирование "идентичности" рассматривается как результат распада "детского Я" и необходимости синтеза нового "взрослого Я". Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды рассматриваются как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков. В отечественной психологии большое внимание уделялось характерному для этого возраста кризису самосознания и формированию чувства взрослости (И. С. Кон, Д. И.

Фельдштейн и др.).

Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной

физиологической перестройки организма. Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, ожирение и т.п.). Подростки под влиянием этих физиологических процессов становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных об­стоятельствах такого рода реакции легко фиксируются и даже приобретают патологические формы.

Так, например, семиклассник - интеллектуальный и физически сильный лидер класса - на уроке без видимых причин почувствовал неприятные ощущения в области груди, "сердце будто остановилось", как позже вспоминал он сам. Возникла мысль: "А вдруг меня спросят?" - и ... его действительно вызвали к доске. Он растерялся, стал запинаться, не мог ничего связно сказать, "мысли все исчезли".

На следующий день его снова спросили. Он стал отвечать заикаясь. Учитель расценила это как упрямство, поставила "двойку" и добавила (при всем классе): "Стоишь, мямлишь...". Это замечание вызвало смех у присутствующих в классе учеников. Подросток стал тревожно спать, утром просыпался с "тяжелой" головой, при подходе к школе испытывал сильную тревогу. Заикание у него зафиксировалось.

Особенно часто соматические изменения (типа зафиксировавшегося заикания) наступают при выраженных проявлениях акселерации. Явления соматической акселерации обнаруживаются во всех возрастах, но особенно они заметны в период полового созревания. Несовпадение ускоренного физического и раннего полового развития с отставанием социальной зрелости (ограниченность выполнения общественных функций и полная материальная зависимость от родителей) создает большие психологические и межличностные трудности.

Таким образом, второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психологическом состояниях подростка, в характере его реакций на внешние воздействия и т.д. Можно сказать, что подросток и взрослые живут в разном масштабе времени, а отсюда происходят и все различия в оценках одних и тех же событий или явлений. При этом для взрослого в поведении подростка многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что все это оказывается неожиданным и непонятным часто и для самого подростка. Действительно, с подростком начинают происходить изменения, смысл, а главное, необходимость которых для него не всегда ясны. (Стараясь объективно взглянуть на себя со стороны, он не может себя узнать; у некоторых подростков возникает ощущение как бы насильственноести происходящих изменений.

Следует подчеркнуть также и значение больших различий в индиви­дуальных темпах развития подростков: различия в степени зрелости между отдельными школьниками, учениками одного и того же класса могут достигать 3-4 лет.

Третья причина сложности подросткового возраста связана с психо­логическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания. В знании и поведении подростка значительную роль приобретают сексуальные интересы. Появляется повышенное внимание к своей внешности, интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Закрепляются особенности половых различий восприятия, эмоциональной сферы, интеллектуальной направленности, общих личностных установок, отличающие подростков-девочек от подростков-мальчиков. Так, для девочек характерны более выраженные эмоциональная восприимчивость и реактивность, более гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, большая конформность поведения. У девочек значительно более высок интерес к своей внешности. В повседневной деятельности девочки, как правило, более аккуратны, исполнительны и терпеливы, чем мальчики. В школе они лучше успевают по гуманитарным предметам. Мальчики менее конформны, чем девочки; более раскованны в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям.

Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. До этого периода различия между мальчиками и девочками менее выражены, и к тому же степень различий за 3-4 года совместного обучения и за предшествующие школе годы стала для детей привычной. В период полового созревания эти различия быстро и резко усиливаются. Достаточно указать хотя бы на различия в степени физической зрелости, которые достигают между мальчиками и девочками в подростковом возрасте полутора-двух, а порою и более лет. В процессе полового созревания меняется самовосприятие подростка. В ходе полового созревания многие качества начинают оцениваться впервые, другие переоцениваются. К тому же подростки становятся объектом специфического внимания некоторых взрослых, особенно это касается девочек. Это порождает свои проблемы. Еще вчера, казалось, на девочку никто не обращал внимания, и мир взрослых был для нее недоступен. А сегодня вдруг взрослые мужчины не только снисходят до внимания к ней, но и начинают ухаживать. Одной девушке это льстит, другую пугает, и поведение девушек в связи с этим может быть разным.

Четвертая объективная основа сложности подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье есть свой уклад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. Одному разрешают приходить домой поздно, другого чуть ли не за руку водят в школу и насильно кормят манной кашей. Одному предоставлена большая самостоятельность, и родители ему доверяют, другого мелочно опекают и дергают по пустякам.

До подросткового возраста эти различия обычно не замечаются, во-первых, потому, что, в отличие от подростков, дети младшего возраста не обладают достаточно выраженной способностью к анализу и сравнению характера взаимоотношений между людьми, а во-вторых, потому, что классный коллектив складывается постепенно, и именно в подростковом возрасте начинает особенно заметно проявляться интерес школьников к событиям коллективной жизни, усиливается обмен мнениями между ними по разным вопросам, а взаимоотношения между людьми становятся объектом внимания. В результате формирования в классе общественного мнения, относительно независимого от мнения взрослых, подростки начинают сознавать преимущества и недостатки своего положения в семье.

Пятой объективной основой сложностей подросткового возраста яв­ляется накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись из-за недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения. Многое из того, что делает ребенок, он делает по прямому побуждению взрослых. Система внутренних побуждений формируется у него постепенно. Подросток же все в большей степени должен действовать, исходя из своих внутренних побуждений, а деятельность его оценивается окружающими строже, чем деятельность ребенка.

Психическое созревание подростка, по мнению ряда зарубежных ис­следователей (К. Рейнигер, X. Бюлер, Стензингер), включает в себя две следующие друг за другом фазы психических изменений: негативную (12-15 лет) и позитивную (16-18 лет). Негативная фаза характеризуется внешне отрицательными характерологическими сдвигами, большой дисгармонией, особенно в сфере эмоций. Наблюдается сочетание повышенной чув­ствительности и ранимости в отношении собственных переживаний и ин­тересов с определенной черствостью к другим, застенчивости и тормозимости с развязностью и самоуверенностью. Критицизм, оппозиционная готовность во взаимоотношениях с окружающими, в первую очередь, с родителями, невыносимость опеки, гипертрофированное стремление к самостоятельности иногда приобретают характер реакции протеста.

Повышенный интерес к своей внешности обусловливает обостренную реакцию на ее оценку другими, отсюда возникают переживания, нередки конфликты, связанные с пробуждением сексуального влечения. Для под­ростков типичны эмоциональная неустойчивость, лабильность (быстрота и легкость возникновения) аффектов.

В этой фазе подросток отличается повышенной внушаемостью к стилю поведения внешне эффектных случайных авторитетов и резко противостоит авторитету родителей, учителей и других взрослых, которые еще недавно были для него значимы. Свойственная негативной фазе импульсивность поступков, нетерпеливость в достижении цеди при неблагоприятных средовых условиях либо у незрелых личностей приводит к легкому возникновению реакций оппозиции и отказа.

Повышение активности в неинтеллектуальной деятельности в сочетании со снижением в интеллектуальной способствует, по мнению В. С. Кулакова появлению педагогической запущенности.

В последующей позитивной фазе происходит постепенное уравнове­шивание эмоционально-волевой сферы личности подростка, сглаживание непредсказуемости его поведения. На первый план выступают значительные изменения в сфере мышления, развития личности в целом. Формируется мировоззрение, оформляется осознание собственного "Я", дифференцируются интеллектуальные интересы, растет самосознание. Эта фаза "положительна" по своей направленности. Однако и для нее характерна определенная противоречивость тенденций. Бескомпромиссность, связанная с высокими идеалами, по-прежнему нередко обусловливает нетерпимость и конфликты с окружающими; стремление к мудрствованию, решение мировоззренческих задач часто соседствует с протестом по отношению к школьным занятиям.

Заострение перечисленных психологических особенностей подрост­кового возраста, дисгармоничность протекания его фаз под влиянием раз­личных биологических или социальных факторов формируют варианты так называемых подростковых кризов.

Л. С. Выготский, называя подростковый возраст одной из самых сложных критических эпох в онтогенезе человека, характеризовал его как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового со­зревания, а новое еще не обретено. В этом определении выдающегося пси­холога акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов:

•роль процесса полового созревания и

•роль неустойчивости различных физиологических систем, в первую очередь, нервной.

К биологическим факторам, играющим роль в нарушениях поведения подростков, некоторые современные исследователи относят и дисгармоническое протекание периода полового созревания: как его ускорение, так и задержку. При этом речь в одних случаях идет о физиологической акселерации или, наоборот, конституциональных формах замедленной динамики полового развития (рост, вес, пропорции), предрасполагающих к отклонениям поведения; а в других — о нарушениях сроков и темпа полового созревания, связанных с неполноценностью нервной системы, В настоящее время большое значение придается ретардации (замедлению) темпа полового развития. Задержка полового созревания у "трудных" подростков встречается в 3-4 раза чаще, чем среди всех подростков данного возраста. Сочетание двух факторов - напряженности протекания полового созревания и некомпенсированности различных видов недостаточности ЦНС - приводит к тому, что в подростковой фазе развития чаще, чем в других критических возрастных фазах детства, выявляются психические заболевания; заостряются патологические черты характера и психические отклонения, связанные недостаточной компенсацией органической недостаточности ЦНС; возникают "возрастные" синдромы, типичные для патологического ускорения либо задержки самого темпа полового созревания; повышается склонность к патологическим реакциям, обусловленным ситуационно.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальные статусы водителей и подростков по-прежнему несовместимы. Родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, опекуны, производители, законодатели, защитники и т.п. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон еще очень ограничен. Они не являются собственниками, производителями, законодателями. Они лишь потребители. Но хотя в правовом смысле подростки еще не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане они уже созрели для них. Но родители ограничивают их в этом.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков -меньшим объемом прав и обязанностей по сравнению с взрослыми.

Подобный сплав биологических и социальных факторов затрудняет социальную адаптацию юных, выделяя их в группу риска девиантного поведения.

Говоря о специфике подросткового возраста при формировании деви­антного поведения нельзя упускать из виду и еще один важный психоло­гический момент, связанный с самоуважением подростков. Как показали исследования американского психолога Говарда Кэпдана , пониженное самоуважение связано у юноши практически со всеми видами девиантного поведения - от нечестности до суицида, потому что при конфликтных ситуациях в семье и школе главным диктатором поведения подростка нередко становится асоциальная группа. Желание самоутвердиться в данной группе -частая причина вовлечения подростка в девиантные и делинквентные действия.

Дело в том, что такие юноши постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из 3 различных видов опыта:

• они считают, что не имеют личностно-ценных качеств и обладают отрицательными чертами характера;

• они уверены, что значимые для них другие люди относятся к ним отрицательно;

• они не обладают совсем или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия

двух вышеназванных элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у таких юношей особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантному поведению. На первых этапах девиантное поведение способствует повышению самооценки, так как:

• в состоянии алкогольного или наркотического опьянения юноша может

даже гордиться собой;

• принадлежность к преступной или антисоциальной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и способы самоутвер­ждения, позволяющие видеть себя в благоприятном свете не за счет соци­ально положительных качеств, в которых он ранее оказался несостоятель­ным, а за счет социально отрицательных черт характера и поступков. Социальное осуждение, а затем и отчуждение способствует активизации общения такого юноши с девиантной средой и дальнейшему усилению отклоняющегося поведения. В результате, девиантное поведение, которое всегда вначале бывает немотивированным (т.е. такой подросток хочет соответствовать требованиям общества, но не может), становится мотивированным, то есть осознанным, целенаправленным.

Предпосылки и причины девиантного поведения несовершеннолетних.

Предпосылки девиантного поведения несовершеннолетних можно разделить на несколько категорий :

1. Социально-психологические предпосылки (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогическая несостоя­тельность родителей или их низкий общеобразовательный уровень).

2. Психобиологические предпосылки.

Необходимость самостоятельного рассмотрения психобиологических предпосылок девиантного поведения диктуется, прежде всего, тем, что они имеют специфические отличительные особенности как по своей природе, так и по тем мерам превентивного характера, которые должны приниматься к ним с целью профилактики асоциальных отклонений.

Можно выделить относительно самостоятельные группы неблагоприятно характеризующихся особенностей подростков, которые в случае отсутствия специальных корректирующих воздействий могут обусловить различные асоциальные отклонения несовершеннолетних.

Прежде всего, к такого рода неблагоприятным индивидным особенно­стям следует отнести некоторые кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте, которые обу­словливают известную трудновоспитуемость подростков.

На основе анализа многочисленной психологической, медицинской и педагогической литературы о подростковом возрасте к возрастным пси­хофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости и девиантного поведения несовершеннолетних можно отнести некоторые кризисные явления в организме, психике и взаимоотношениях подростков.

Во-первых, это ускоренное и неравномерное развитие организма под­ростка в период полового созревания. Оно проявляется в неравномерности развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем (это отягощает физическое и психологическое самочувствие подростка) и в так называемой "гормональной буре", вызванной повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющейся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости и непредсказуемости настроения.

Во-вторых, это изменения в характере взаимоотношений с взрослыми, выражающиеся в повышенной конфликтности. Эта повышенная конфликтность подростков, в свою очередь, объясняется такими причинами, как:

• так называемым "конфликтом моралей", когда "мораль подчинения", характеризовавшая до этих пор отношения ребенка и взрослого, сменяется "моралью равенства";

• чувством взрослости, реакцией эмансипации, освобождением от влияния взрослого (у подростков появляется повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременном повышении внимания к мне­нию сверстников).

В-третьих, это изменения в характере взаимоотношений со сверстниками

как с представителями своего, так и противоположного пола. Это тоже имеет

свое объяснение:

• активное формирование потребности общения со сверстниками обостряет стремление к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных уродливых формах социального поведения;

• половое созревание вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в подростковом возрасте (первая любовь, повы­шенный интерес к вопросам интимной жизни), что также может служить толчком к асоциальным проявлениям в сфере сексуальной жизни подростка.

Особое место среди неблагоприятных индивидных характеристик, со­ставляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии (олигофрения), обусловленная либо врожденным характером, либо наступившая в результате черепно-мозговых травм или заболеваний центральной нервной системы; перенесенных а возрасте до 2-3 лет.

В отдельных случаях в роли психобиологических предпосылок деви­антного поведения могут выступать различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность.В роли психобиологических предпосылок девиантного поведения могут выступать извращенные биологические потребности. Кроме того, социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconДевиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика (презентация)
...
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconДевиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconУроках математики
Продуктивное мышление как философская и психолого-педагогическая проблема,общий подход к понятию
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconРеферат подготовила преподаватель 1 квалификационной категории моудод «Детская школа искусств»
Адаптация первоклассников как психолого-педагогическая проблема
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано для студентов специальности: 03030165 «Психология»
Профессиональная ориентация – сложная комплексная проблема. По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая,...
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconРеферат «Руководитель образовательного учреждения» Модуль «Психология...
Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя: его личностные качества и стиль руководства
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconОтклоняющееся (девиантное) поведение
В этом реферате я не знал и даже, что означает само слово "реферат" я тоже не очень, то представлял. Но, как говорят "замутить воду"...
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconШмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская...
На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим....
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconВведение 2 немного истории 2
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему...
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое...
«Психология одаренности и творчества», «Психология искусства», «Психология и философия образования», «Экологическая психология образования»,...
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема icon«Педагогическая психология»
Филиал ноу впо «Московский психолого-социальный университет» в г. Электростали Московской обл


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск