Скачать 461.27 Kb.
|
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Психолого-педагогическая диагностика: Учебно-методическое пособие. Составители: Н.Н.Баль, И.Н.Логинова Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический словарь терминов, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемых источников. Материалы пособия адресованы студентам III курса дефектологического факультета, могут быть использованы слушателями курсов переподготовки специалистов образования ИПКиПК по специальности «Дефектология». ВВЕДЕНИЕУчебно – методическое пособие разработано в соответствии с программой курса «Психолого-педагогическая диагностика» для студентов дефектологического факультета. Данный курс состоит из двух разделов: «Основы психолого-педагогической диагностики» (изучается в 5 семестре) и «Дифференциальная диагностика нарушений развития» (изучается в 8 семестре). В пособии рассматриваются вопросы первого раздела: общее понятие о психологической диагностике и педагогической диагностике, истории их становления, диагностических методах и процедурах, направленности и содержания. Материал пособия представлен в виде разработок основных тем курса, а именно – в виде формализованных схем содержания курса. Использование структурированного в таблицах учебного материала обеспечивает ориентировку студентов в содержании тем, что позволяет интенсифицировать их самостоятельную работу. По ряду тем, включающих изучение основных понятий психолого-педагогической диагностики, к формализованным схемам представлены тематические терминологические словари. По каждой теме предлагается перечень источников из списка основной и дополнительной литературы. Пособие содержит методические разработки по составлению тестов учебных достижений (одного из основных методов оценки результатов учебной деятельности), использование которых в современных условиях реформирования системы образования является актуальным. Наряду с теоретическим материалом в пособии содержатся вопросы для самоконтроля знаний по курсу, тематика рефератов, разработка содержания «учебного портфолио», которое демонстрирует учебные достижения студентов по «Психолого-педагогической диагностике». Использование данных материалов пособия направлено на активизацию самостоятельной и исследовательской работы студентов по курсу. Тема: Психологическая диагностика как наука и практическая деятельность
Психологическая диагностика:
Центральная категория психодиагностики – «психологический диагноз»
Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью:
Психологический диагноз – структурированное описание комплекса взаимосвязанных психологических свойств – способностей. Стилевых черт и мотивов личности. Литература: Основная: 1, 2, 3, 5, 6. Дополнительная: 17. ТЕМА: История развития психологической диагностики
Литература: Основная: 1, 2, 4, 6. ТЕМА: Классификация методов психодиагностики
Диагностический метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется обоснованность данного класса методик. Диагностическая техника – класс методик, объединенных родством технологического приема. Диагностическая методика – конкретная, частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия исследования) для решения определенных задач (цель исследования). Литература: Основная: 2, 5, 6. ТЕМА: Психометрические требования к методикам Основные требования к построению и проверке теста:
Психометрия – область психологии, связанная с теорией практикой измерения психических явлений. Стандартизация – совокупность процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста. Рестандартизация – исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, а в некоторых случаях и других компонентов теста (набора заданий, ключей). Выборка стандартизации – группа испытуемых, на которых проводится стандартизация теста, часть генеральной совокупности, отражающая ее специфику как по составу, так и по индивидуальным характеристикам включенных в генеральную совокупность людей. Генеральная совокупность – множество людей, на которых распространяются результаты исследования. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надежность параллельных форм – характеристика надежности психодиагностической методики с помощью взимозаменяющих форм теста (наборов заданий, сходных, но не идентичных по своему содержанию). Ретестовая надежность – характеристика надежности психодиагностической методики, получаемой путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста. Надежность частей теста – характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных заданий теста. Валидность – соответствие результатов, получаемых при помощи данной методики тому, для чего она была по замыслу предназначена. Конструктная валидность – тип валидности, отражающий степень репрезентации психологического конструкта (т.е. теоретической идеи, разработанной для объяснения и организации некоторых аспектов существующего знания) в результатах теста. Конвергентная валидность – тип конструктной валидности, отражающий степень связи с родственной методикой, имеющей одинаковое теоретическое обоснование с валидизируемой методикой. Дискриминантная валидность – тип конструктной валидности, отражающий отсутствие связи валидизируемой методики с методикой, имеющей другое теоретическое обоснование. Критериальная валидность – комплекс характеристик, включающий валидность текущую и прогностическую и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления. Текущая (диагностическая, конкурентная) валидность – характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике. Прогностическая ( предсказывающая ) валидность – соответствие прогноза, сделанного на основании данного теста, с реальным состоянием измеряемого качества спустя некоторое время. Содержательная валидность – тип валидности, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств. Литература: Основная: 1, 2, 4, 5, 6. Дополнительная: 7, 11, 17, 25. ТЕМА: Тест как метод психодиагностики
Систематизация тестов
Этапы тестирования
Тест – краткое стандартизированное и чаще всего ограниченное во времени задание (испытание), направленное на выявление индивидуально-психологических различий. Тесты интеллекта – группа тестов, предназначенных для изучения уровня интеллектуального развития. Тесты способностей – группа тестов, оценивающих возможность овладения определенными знаниями, умениями, навыками, уровня развития психофизических функций, обеспечивающих эффективность осуществления определенной деятельности. Тесты достижений – группа тестов, направленных на оценку достигнутого уровня знаний, умений и навыков. Тесты личности – группа тестов, направленных на изучение различных неинтеллектуальных проявлений личности (интересы, мотивы, эмоции, отношения и др.). Тесты, ориентированные на статистическую норму, - тесты, оценки в которых интерпретируются путем сравнения с нормами, отображающими выполнение теста в выборке стандартизации (т.е. индивидуальные результаты тестирования соотносятся с групповыми). Тесты, ориентированные на социально-психологический норматив – тесты, критерием оценки в которых является степень близости индивидуальных результатов тестирования к социально-психологическому нормативу (системе требований, которое общество предъявляет к психическому развитию каждого из его членов). Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Критериально-ориентированные тесты – тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Тестовые нормы – количественные и ( или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектом измерения. Тестовая компетентность – совокупность требований, предъявляемых к специалисту, осуществляющему психодиагностическое обследование с помощью тестов. Литература: Основная: 1, 2, 4, 5, 6. Дополнительная: 5, 7, 8, 11, 16, 25. ТЕМА: Опросники как метод диагностики
Опросники – группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов (утверждений). Опросники–анкеты – группа опросников, предназначенных для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого. Опросники биографические – группа опросников-анкет, предназначенных для получения данных об истории жизни человека. Опросники личностные – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Шкала лжи – вопросы, направленные на оценку тенденции испытуемого к социально положительным ответам (желание показать себя в максимально выгодном свете). Литература: Основная: 1, 2, 5, 6. Дополнительная: 7, 25. ТЕМА: Проективные методики
Классификация проективных методик
Проективные методики – совокупность методик, напрвленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Проекция – бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями,эмоциями и чертами характера других лиц. Литература: Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дополнительная: 2, 4, 5, 6, 7, 20, 21, 25. ТЕМА: Психофизиологические методики
Психофизиологические методики – группа методик, диагностирующих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Литература: Основная: 6. Дополнительная: 1, 8, 16, 22. ТЕМА: Малоформализованные методы психодиагностики Наблюдение
Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, целью которого является определение наличия или изменения каких-либо явлений или объектов. Литература: Основная: 6. Дополнительная: 1, 5, 7, 8, 27. Беседа
Беседа – метод психодиагностического исследования, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений об изучаемом путем вербального общения с ним. Литература: Основная: 6. Дополнительная: 5, 7, 8. Анализ продуктов деятельности
Контент – анализ – метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях, а также в продуктах человеческой деятельности. Литература: Основная: 6. Дополнительная: 7. ТЕМА: Психодиагностическое изучение отдельных параметров личности.
Литература: Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дополнительная: 3, 6, 8, 18, 19, 23, 25. ТЕМА: Диагностика умственного развития, общих и специальных способностей
Литература: Основная: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Дополнительная: 3, 6, 8, 18, 19, 23, 25. ТЕМА: Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. Литература: Основная: 1, 5, 6. Дополнительная: 6, 7, 8, 9, 10, 17, 18, 19, 25. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая... Б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» | Учебно-методический комплекс по дисциплине б8 «Психолого-педагогическая... Б8 «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая... Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения... | Рабочая программа учебная Б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» | ||
«Психолого-педагогическая диагностика профессиональной направленности... Прохорова М. А., педагог-психолог 1 квалификационной категории специальной (коррекционной) школы №3 г. Костромы | Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 12. Психолого-педагогическая коррекция Целью курса “Психолого-педагогическая коррекция” является изучение и практическое освоение способов психологической помощи детям,... | ||
Психолого-педагогическая диагностика одаренности диагностический материал Дисциплина изучается один год, с недельной нагрузкой 6-8 часов. При изучении дисциплины используется учебник Математика. 10 класс:... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология» ... | ||
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для... Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации | Конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой... Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся 5-7 классов. Перед началом экскурсии кабинет химии оформляется... | ||
Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так,... | Психологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы:... Ы сходства и расхождения рассмотрения этих понятий во взглядах психологов и педагогов. Сформулирован вывод о конвергенции понятий... | ||
Анализ выполнения год Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей | Познавательно-речевое развитие Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей | ||
Сценарий спортивного праздника посвященный Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей | Конспект занятия по физической культуре Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей |