Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»





Скачать 330.83 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
страница1/3
Дата публикации18.09.2013
Размер330.83 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

И.Ю. Левченко

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине Б.3.Б.7. «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)

Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии

Составитель:
Волковская Т.Н. доцент

кафедры специальной педагогики

и специальной психологии

Москва-2012


Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю"

Зав.кафедрой

И.Ю. Левченко




___________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.


Программа дисциплины

Б.3.Б.7. «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)

Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии

Составитель:
Волковская Т.Н. доцент

кафедры специальной педагогики

и специальной психологии

Москва-2012

1. Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса.

Цель: подготовка будущих бакалавров специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ.

Задачи:

  • обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психодиагностики нарушений развития;

  •  сформировать у студентов практические навыки своевременного выявления нарушений развития у детей;

  •  сформировать навыки психологического и педагогического изучения детей с учетом имеющихся нарушений;

  •  обеспечить усвоение нормативных и практических материалов по вопросам комплектования специальных образовательных учреждений (дошкольных и школьных).


Объем в ЗЕ: 3 .

Время изучения: курс 3 семестр 5,6 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии» (Неврология, Основы генетики, Основы нейрофизиологии и ВНД), Специальная педагогика, Специальная психология в объеме подготовки бакалавра

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методы психологической коррекции и реабилитации, Психологическое консультирование, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями интеллектуального развития, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
из числа общекультурных компетенций:

способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
из числа профессиональных компетенций:

общепрофессиональными способности и готовность:

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2)

в области диагностико-консультативной деятельности:

способностю организовыать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференцированной диагностики (ПК-6);

способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8).
Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с недостатками речевого развития;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация с недостатками речевого развития как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

консультирование детей с недостатками речевого развития, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • в области исследовательской деятельности:

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • в области преподавательской деятельности:

готовностью к использованию актуальных научно обоснованных педагогических технологий

  • в области организационно-управленческой деятельности:

способностью организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность

способностью к проектированию нормативно-правового поля специального образования

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Курс «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» выделен в самостоятельную учебную дисциплину как дисциплина по выбору, опирающаяся на достижение современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики. При изучении курса раскрывается содержание понятий: принципы ППД, методы ППД, психодиагностическая процедура, психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), психолого-педагогический консилиум (ПМПк), дифференциальная диагностика, сходные состояния, дифференциальный диагноз, инклюзия, интеграция, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая помощь, инклюзивное образование, тьюторство и др., характеризующих современное состояние и перспективы образования детей с ОВЗ.

Эффективность обучения детей с ОВЗ зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития детей данной категории и их специальным образовательным потребностям, что может быть достигнуто только в результате квалифицированно осуществленной диагностики.

Курс «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» позволяет углубить и расширить знания и умения студентов в исследовательской и диагностической работе с детьми данной категории. Программа рассчитана на учебный курс, объемом180 часа, включает лекционную, лабораторную и самостоятельную работу. Лабораторные занятия проводятся с использованием атласов, таблиц, схем, а также непосредственно в деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста.

бакалавры должны иметь представление:

об этапах становления системы специального образования в России и за рубежом;

об общих закономерностях аномального развития;

о государственной политике в области специального образования

о нормативных актах, регламентирующих инклюзивное образование;

о вариативных моделях инклюзивного образования;

о специальных образовательных условиях для детей с ОВЗ.

бакалавры должны овладеть знаниями:

 теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса;

 современными подходами к организации и методическому обеспечению изучения детей с отклонениями в развитии;

 основными психодиагностическими методиками и путями анализа;

 системой отбора детей в специальные образовательные учреждения.

бакалавры должны уметь:

выявлять в детской популяции детей с отклонениями в развитии;

 проводить психолого-педагогическое изучение детей с разными нарушениями;

 на основании диагностики определять пути коррекционной работы;

 квалифицированно решать вопрос о направлении ребенка в специальное образовательное учреждение (школьное или дошкольное) и об организационных формах обучения.

Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские

занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая

работа)

Самостоятельная

работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК- 01, ОП-2



Тема 1

Конспекты лекции 1, презентации




реферирование,

Рабочая тетрадь

Тема 1

Письменный опрос


ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8


Тема 2

Конспекты лекции 2, презентации

Конспекты нормативных документов

реферирование

Рабочая тетрадь Тема 2


Тесты

ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8


Тема 3

Конспекты лекции 3, презентации




реферирование,

Рабочая тетрадь

Тема 3

Письменный опрос

ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8


Тема 4

Конспекты лекции 4, презентации




реферирование,

Рабочая тетрадь

Тема 4

Письменный опрос



2. Объем дисциплины и виды учебной работы

(по заочной форме обучения)

Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час


Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Организация научно-исследовательской работы

Лекции

8







Практические/семинарские










Лабораторные

14







Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы







5

Итоговый контроль

Экзамен








6

Общий объем часов по дисциплине

22

158

180


Краткое содержание курса

Тема 1. Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики. Место психодиагностики в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития. Задачи ППД: выявление детей с проблемами в развитии, определение их образовательных потребностей; определение путей коррекции и компенсации нарушений; определение оптимального педагогического маршрута. Теоретико-методологическая основа ППД. Взгляды Л.С. Выго­тского, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского на проблему изучения нарушений развития. Принципы ППД: комплексность, системный анализ нарушений, динамическое изучение, качественно-количественный анализ результатов. Роль ППД на разных этапах развития ребенка. Прогностическое значение психодиагностики нарушений развития.

Тема 2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Психологические средства. Основные методы ППД — наблюдение, эксперимент. Дополнительные методы — анализ документации, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности ребенка. Наблюдение. Естественный психолого-педагогический эксперимент. Патопсихологический эксперимент. Обучающий эксперимент. Экспериментально-психологические методики изучения познавательной деятельности и личности. Методы изучения речи. Дифференциальная психометрия. Тестирование: репрезентативность, надежность, валидность тестов. Нейропсихологическое изучение детей. Рисуночные тесты: их место в изучении ребенка с отклонениями в развитии. Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к организации и проведению обследования детей с отклонениями в развитии. Методическое обеспечение психодиагностического процесса. Заключение по результатам психологического изучения ребенка. Особенности обследования детей в зависимости от возраста и характера нарушений (сенсорные, моторные, речевые). Педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии в условиях образовательного учреждения. Психолого-педагогическая характери­стика на ребенка с нарушением развития: ее назначение, требования к составлению, использование в практике образовательных учреждений.

Тема 3. Психолого-педагогическая диагностика в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития. Психолого-педагогическая диагностика и ее значение для организации психокоррекционных, психопрофилактических мероприятий, психолого-педагогического консультирования и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Психолого-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения: состав, задачи, организация и содержание деятельности, документация. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Нормативно-правовая база деятельности. Цель, задачи, состав, организация работы. Оборудование для обследования детей. Документация. Особенности изучения детей в ПМПК. Психолого-педагогический диагноз. Психолого-медико-педагогическая консультация. Задачи, организация и содержание работы.

Тема 4. Дифференциальная диагностика. Понятие «сходные состояния», «дифференциально-диагностические критерии». Задачи дифференциальной диагностики. Значение дифференциальной диагностики для комплектования специальных образовательных учреждений и организации коррекционно-развивающего процесса. Особенности дифференциального диагноза при интеллектуальных, речевых, сенсорных, двигательных нарушениях, при сложных (комплексных) дефектах. Отграничение умственной отсталости от сходных состояний как важнейшая задача дифференциальной диагностики. Основные критерии отграничения умственной отсталости от сходных состояний.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б8 «Психолого-педагогическая...
Б8 «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconРабочая программа учебная
Б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая...
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» icon«информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании»
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аппаратно-программный комплекс для учащихся с нарушениями слуха в классе образовательного учреждения, реализующего совместное обучение...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconТема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,...
Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 12. Психолого-педагогическая коррекция
Целью курса “Психолого-педагогическая коррекция” является изучение и практическое освоение способов психологической помощи детям,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Технологии семейного воспитания...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconИстория становления и развития юридического образования в восточной сибири (1918-1991 гг.)
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» iconКонспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся...
Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск