Рабочая программа учебная





НазваниеРабочая программа учебная
страница1/7
Дата публикации18.09.2013
Размер0.78 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Спорт > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7




ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет физической культуры, спорта и туризма

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета физической

культуры, спорта и туризма

________________ М.М.Полевщиков

« ____ » ________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина Б.3.7 Анатомия человека
Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

Профиль

Физическая культура, дополнительное образование
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Кафедра теоретических основ физического воспитания
Курс 1 семестр 1, 2

форма обучения очная


Программа разработана

доцентом Дороговой Ю.А., к.б.н.




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2011

Рекомендована к утверждению решением учебно-методического совета факультета физической культуры, спорта и туризма_

направление 032100 – физическая культура и спорт

(название фак./инст., спец-ти)

протокол № _ от

" ___ " _______ 20___ г.

Полевщиков М.М..

(подпись, Ф.И.О. председателя)




Рассмотрена и одобрена на

заседании кафедры теоретических основ физического воспитания

(название кафедры)

протокол № __ от

" ___ " _______ 20___ г.

Шрага А.М..

(Ф.И.О. председателя, подпись)






Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Анатомия человека – одна из наиболее важных и трудных фундаментальных дисциплин в цикле биологических наук. Она раскрывает перед студентами важнейшие общебиологические закономерности строения тела человека, укрепляет биологическое мировоззрение.

Знания анатомии человека являются основой для изучения общей, возрастной и спортивной физиологии, биомеханики, спортивной медицины, гигиены спорта, лечебной физкультуры и массажа, общей психологии и психологии спорта, а также способствуют овладению умениями и навыками, необходимыми в профессиональной деятельности.

В данном курсе большое внимание уделяется практическому применению анатомических знаний для планирования, контроля учебных занятий и нормативов с учетом возрастных и половых особенностей организма человека, а также для соблюдения гигиенических требований и оздоровительных мероприятий.

Программа дисциплины «Анатомия человека» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050100.62 «Педагогическое образование».


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Анатомия человека как дисциплина ставит своей целью:

– изучение строения и закономерностей формирования тела человека с позиций современной функциональной анатомии и с учетом возрастно-половых особенностей организма как единого целого;

– познание специфики влияния физической культуры и спорта на структуры тела и умение использовать анатомические знания в спортивно-оздоровительной работе с различными контингентами.

Лекционный курс, лабораторные и самостоятельные занятия предусматривают поэтапное решение следующих задач курса анатомии человека:

– дать представление об уровнях структурной организации (клетка — ткань — орган — система органов — организм в целом) и этапах формирования организма (эмбриогенез, филогенез, онтогенез);

– объяснить специфику строения, топографии и функции органов и систем жизнеобеспечения;

– научить определению проекций внутренних органов на внешние структуры живого тела;

– обеспечить усвоение навыков анатомического анализа положений и движений тела и его частей с позиций взаимодействия внешних и внутренних сил, воздействующих на тело;

– познакомить с позитивным и негативным влиянием специфических спортивных нагрузок на анатомические структуры тела человека;

– сформировать теоретическую базу знаний для дальнейшего изучения физиологии человека и других дисциплин биологического цикла.

Место дисциплины в учебном процессе. «Анатомия человека» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. Курс тесно связан физиологией человека. Дисциплина проводится на 1 курсе, в течение 1 и 2 семестров. Формой отчетности в первом и во втором семестрах является экзамен.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен знать:

– анатомию тела человека с учетом возрастно-половых особенностей (уровни структурной организации; строение, топография и функции органов и функциональных систем; основы проекционной анатомии);

– основы анализа положений и движений тела с позиций влияния на него внешних и внутренних сил;

– специфику влияния на анатомические структуры тела систематических занятий физической культурой и спортом.

Студент должен уметь:

– четко и обоснованно формулировать сведения об анатомических особенностях тела в возрастно-половом аспекте и с учетом влияния специфических спортивных нагрузок; профессионально выражать позиции анатомического анализа положений и движений тела;

– уметь объяснить и показать основные ориентиры и проекции, оси, линии, плоскости, возможности движения в подвижных соединениях частей тела;

– владеть навыками определения типа телосложения, анатомического анализа положений и движений тела; оценки морфологических показателей физического развития;

– предвидеть и по возможности снижать негативные влияния различных видов спорта на анатомические структуры (кости, связки, мышцы и т.д.), специфические спортивные травмы и их последствия.

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

- способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

- готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области педагогической деятельности:

- способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

- готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

- способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8);

в области культурно-просветительской деятельности:

- способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9);

- способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

в области научно-исследовательской деятельности:

- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

- способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

- способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1. Введение

Предмет, задачи и методы изучения анатомии человека.

Становление наук о человеке. Систематическое положение человека.

Уровни организации живых организмов. Понятие об органах, системах органов. Структура тела человека. Части, области, поверхности тела. Условные оси, плоскости, линии, ориентиры, анатомические термины. Органы и системы органов. Организм человека как единое целое.

Сведения о строении клетки человека, химическом составе и основных процессах ее жизнедеятельности.

Развитие организма человека: понятие об онтогенезе и филогенезе; этапы развития организма (от оплодотворения до рождения; от рождения до созревания); возрастная морфология и ее значение для обоснования средств и методов физического воспитания; морфологические характеристики физического развития; типы телосложения; половой диморфизм.

2. Ткани человека

Классификация тканей. Эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани: особенности строения клеток и межклеточного вещества, местонахождение, свойства, функции.

Общие характерные особенности эпителиев.

Соединительные ткани. Классификация соединительных тканей: собственно соединительная (рыхлая и плотная волокнистая), скелетные (хрящевая, костная), кровь, лимфа, ткани со специальными свойствами (жировая, ретикулярная, пигментная).

Мышечные ткани: общая характеристика, классификация (поперечнополосатая, гладкая, сердечная), их особенности.

Нервная ткань. Общая характеристика нервных клеток и нейроглии. Нейрон, классификация по форме и функции.

3. Опорно-двигательная система

Основные составные части и функции опорно-двигательной системы. Пассивная и активная части опорно-двигательной системы.

Особенности клеточного и химического состава костной ткани. Строение костной ткани: костные клетки (остеобласты, остеоциты, остеокласты) и межклеточное вещество. Грубоволокнистая и пластинчатая костная ткань. Характеристика компактного и губчатого вещества. Остеон (гаверсова система) – структурно-функциональная единица пластинчатой костной ткани. Изменения соотношения неорганических и органических веществ в кости в зависимости от возраста.

Классификация костей: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные, воздухоносные. Строение длинной трубчатой кости. Надкостница и ее значение в питании кости. Рост костей в толщину и длину.

Типы соединения костей (синартрозы, симфизы, диартрозы) и их характеристика. Строение, функции суставов. Классификации суставов: по числу суставных поверхностей, по форме суставных поверхностей и числу осей вращения.

Общий обзор скелета человека. Функции скелета. Осевой и добавочный скелет. Скелет туловища. Отделы позвоночника и их строение. Изгибы позвоночника, формирование их в процессе развития и их функциональное значение. Грудная клетка. Кости туловища и их соединения. Череп человека: функции, строение. Мозговой и лицевой отделы черепа. Соединения костей черепа: швы, височно-нижнечелюстной сустав. Соединение позвоночника с черепом. Добавочный скелет: скелет верхних и нижних конечностей. Скелет верхней конечности: плечевой пояс, свободная верхняя конечность. Соединения костей верхней конечности. Скелет нижней конечности: пояс нижней конечности, свободная нижняя конечность. Основные суставы и другие соединения костей нижних конечностей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и членораздельной речью. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах и переломах.

Понятие, функции скелетных мышц. Изменение общей массы скелетной мускулатуры от массы тела в зависимости от возраста. Общее строение мышцы. Классификация скелетных мышц (по форме, направлению мышечных волокон, расположению, функциям). Вспомогательные аппараты мышц и их значение. Основные группы мышц человеческого тела – головы, шеи, туловища, конечностей – расположение, функции.

Возрастно-половые особенности опорно-двигательного аппарата: закономерности роста и развития костей и мышц: однонаправленность, необратимость, неравномерность темпов, гетерохрония. Периоды окостенения. Костные критерии биологической зрелости. Возрастные особенности черепа, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей верхних и нижних конечностей. Возрастные особенности мышечной системы. Специфика костной и мышечной систем с учетом половой принадлежности.

Анатомический анализ положений и движений тела: классификация положений и движений тела и его частей (при нижней, верхней, смешанной опоре). Внешние и внутренние силы, действующие на тело в покое и при движениях. Общий центр тяжести тела, его расположение в зависимости от пола, возраста, ин­дивидуальных особенностей и других факторов. Площадь опоры. Виды равновесия. Работа опорно-двигательного аппарата (мышц, суставов, при разных положениях (стойка на ногах, руках, мост, упор лежа, вис, упор на параллельных брусьях) и движениях тела (ходьба, бег, прыжок в длину и высоту).

Основы спортивной морфологии опорно-двигательного аппарата: содержание, задачи и методология спортивной морфологии. Анализ приспособительной деятельности опорно-двигательного аппарата к специфическим спортивным нагрузкам: позитивные и негативные изменения в опорно-двигательном аппарате при сис­тематических физических нагрузках преимущественно статичес­кого или динамического характера. Основные методы исследования, морфофункциональных особенностей спортсменов. Общетеоретические и биологические основы морфофункциональной адаптации организма спортсмена. Морфологические проявления компенсаторно-приспособительных процессов. Гипертрофия. Атрофия. Дистрофия. Регенерация.

Соматоскопическая и соматометрическая оценка влияния физических нагрузок на костную и мышечную систему: описание состояния позвоночника, формы грудной клетки, осанки, со­стояния стопы, формы и рельефности мышц; измерение длинников, поперечников, окружностей, массы тела; расчеты и анализ индексов физического развития (росто-весовые и весо-ростовые показатели) с учетом пола и возраста и с использованием региональных оценочных таблиц физического развития; определение и оценка типа пропорций тела; графическое изображение гармоничности физического развития (профиль физического развития).

4. Внутренние органы

Спланхнология. Полые (трубчатые) и  паренхиматозные внутренних органы. Строение стенок полых органов. Общая характеристика внутренних органов.

Пищеварительная система. Пищеварительный тракт и пищеварительные железы. Строение стенок пищеварительного тракта. Ротовая полость, строение ее стенок. Органы ротовой полости. Глотка, ее стенки. Пищевод. Желудок, микроскопическое строение его стенки. Тонкий и толстый кишечник. Особенности строения их стенок. Поджелудочная железа. Печень, ее микроскопическое строение. Желчный пузырь.

Дыхательная система. Носовая полость, ее деление на обонятельную и дыхательную части. Гортань, ее хрящи, суставы, связки, мышцы. Гортань как орган голосообразования. Трахея и бронхи. Легкие: топография, доли, поверхности. Микроскопическое строение легких. Ацинус – структурно-функциональная единица легкого. Плевральная полость, средостение. Взаимосвязь дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Органы выделения. Мочевыделительная система. Почки, их положение, фиксация, макро- и микроскопическое строение. Нефрон – структурно-функциональная единица почки. Особенности кровоснабжения почек. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал и сфинктеры, их значение.

Половая система. Мужские половые органы. Наружные мужские половые органы: мошонка, половой член. Внутренние мужские половые органы: яички с их придатками, семявыносящие пути, семенные пузырьки, предстательная железа, бульбоуретральные железы.

Женские половые органы. Наружные женские половые органы: лобок, большие половые губы, малые половые губы, клитор, преддверие влагалища, большие и малые железы преддверия, луковицы преддверия. Внутренние женские половые органы: яичники, матка, маточные трубы, влагалище. Возрастные и циклические особенности строения женской половой системы.

Сердечно-сосудистая система. Значение. Деление сердечно-сосудистой системы на кровеносную и лимфатическую.

Кровеносная система. Кровообращение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Топография сердца взрослого человека в связи с вертикальным положением тела. Околосердечная сумка. Внешнее строение сердца. Внутреннее строение сердца: стенки, полости, клапаны. Особенности сердечной мышцы. Собственные сосуды сердца. Кровеносные сосуды: капилляры, вены и артерии. Строение их стенок. Круги кровообращения. Сосуды малого круга кровообращения. Артерии и вены большого круга кровообращения. Ветви дуги аорты, грудной и брюшной аорты. Системы верхней и нижней полой вен. Влияние физических нагрузок на сердце и сосуды.

Лимфатическая система и ее значение. Лимфатические капилляры, сосуды, узлы, протоки. Строение лимфатических узлов.

Иммунная система. Центральные и периферические органы иммунной системы: строение, функции. Центральные органы иммунной системы: костный мозг, тимус (вилочковая железа). Периферические органы иммунной системы: миндалины, аппендикс, лимфатические узлы, селезенка, скопление лимфоидной ткани (лимфоидные или Пейеровы бляшки) по ходу дыхательных путей и органов пищеварения.

Эндокринная система. Эндокринология. Понятие о железах внешней и внутренней секреции. Особенности строения желез внутренней секреции. Понятие о железах смешанной секреции. Строение и функции желез внутренней секреции: гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной (или паращитовидной), вилочковой (тимус) желез; надпочечников; эдокринных частей поджелудочной железы, семенников и яичников. Параганглии (хромаффинные тела). Одиночные гормонообразующие клетки (диффузная эндокринная система).

Нервная система. Функции нервной системы. Особенности строения нервной ткани. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Центральный и периферический отделы нервной системы. Понятие о соматической и вегетативной нервной системе. Оболочки мозга.

Спинной мозг: строение, функции. Корешки спинного мозга. Микроскопическое строение серого и белого вещества спинного мозга. Спинномозговые нервы.

Отделы головного мозга: продолговатый, задний (мост и мозжечок), средний, промежуточный, конечный (большой мозг). Их строение и основные функции. Ствол мозга. Желудочки мозга. Общая морфология больших полушарий, их доли, основные борозды и извилины. Кора, ее микроскопическое строение. Белое вещество полушарий.

Периферическая нервная система. Нервы, нервные узлы, нервные окончания. Нервные волокна. Сравнительная характеристика миелиновых (мякотных) и безмиелиновых (безмякотных) нервных волокон. Черепные нервы. Спинно-мозговые нервы. Нервные сплетения: шейное, плечевое, поясничное, крестцовое, копчиковое.

Вегетативная (автономная) нервная система. Ее функции. Центральная и периферическая части автономной нервной системы. Характеристика парасимпатического отдела автономной нервной системы. Характеристика симпатического отдела автономной нервной системы.

Анализаторы. Органы чувств. Понятие об анализаторе и его отделах: периферическом, проводниковом и центральном. Виды анализаторов. Понятие об органах чувств. Классификация органов чувств по характеру ощущений. Значение органов чувств. Понятие о рецепторах как периферическом звене анализаторов. Экстерорецепторы, проприорецепторы, интерорецепторы Примеры рецепторов разных органов чувств.

Зрительный анализатор, орган зрения. Значение зрения. Строение оптического аппарата глаза. Оболочки глаза и их функции. Роговица. Радужная оболочка. Зрачок. Хрусталик. Значение изменения кривизны хрусталика. Общие сведения о строении сетчатки. Рецепторы сетчатки и их функции. Характеристика изображения предмета на сетчатке. Проявления и причины врожденной близорукости и дальнозоркости, старческой дальнозоркости. Причины и проявления нарушений свето- и цветовосприятия: «куриной слепоты» и дальтонизма. Чувствительная зрительная зона коры больших полушарий. Веки, ресницы, слезные железы, глазные мышцы как органы вспомогательного аппарата глаза, их функции. Гигиена зрения. Возрастные изменения органа зрения.

Слуховой анализатор, орган слуха. Значение слуха. Отделы органа слуха. Функции ушной раковины и наружного слухового прохода. Евстахиева труба и ее функция. Среднее ухо как аппарат усиления звука. Барабанная перепонка и слуховые косточки среднего уха, их функции. Составные части внутреннего уха: улитка, полукружные каналы, овальный и круглый мешочки. Понятие о костном и перепончатом лабиринтах. Строение улитки внутреннего уха. Слуховые рецепторы улитки: расположение, особенности строения и функции. Чувствительная слуховая зона коры больших полушарий. Проявления и причины нарушения деятельности органов наружного и среднего отделов органов слуха и их предупреждение.

Вестибулярный анализатор, орган равновесия. Строение мешочков и полукружных каналов внутреннего уха. Рецепторные клетки вестибулярного аппарата. Чувствительная зона вестибулярного аппарата коры больших полушарий. Нарушение деятельности вестибулярного аппарата.

Анализатор мышечной чувствительности, орган мышечного чувства.

Анализатор кожной чувствительности, орган кожной чувствительности.

Зона кожно-мышечной чувствительности коры больших полушарий. Примеры ориентации человека в пространстве с помощью рецепторов мышечного чувства.

Органы осязания. Расположение и виды осязательных рецепторов. Значение осязания.

Обонятельный анализатор, орган обоняния. Расположение, строение и возбуждение обонятельных рецепторов. Значение обоняния.

Вкусовой анализатор, орган вкуса. Значение вкуса. Расположение вкусовых рецепторов. Вкусовые почки, их расположение. Участие рецепторов разных типов в формировании вкусовых ощущений. Взаимосвязь органов чувств.

Покровная система. Кожа: строение, функции. Волосы и ногти. Кожные железы.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Зачетные единицы

Общая трудоемкость

144

1, 2

4

Аудиторные занятия

35







Лекции

20







Практические занятия

15







Самостоятельная работа

37







Вид итогового контроля




экзамен



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Внешняя политика и дипломатия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 27 с
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Международный протокол и этикет [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 50 с
Рабочая программа учебная iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа Направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Уголовное право. [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2011. – 72 с
Рабочая программа учебная iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы...
Рабочая программа учебная iconРабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая программа учебная iconРабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»...
...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа по общей гигиене с экологией III курс
Рабочая учебная программа составлена согласно госу направления 5710200 – «Лечебное дело», учебному плану и программе дисциплины Общественного...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании...
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа по информатике и информационно коммуникационным...
Рабочая учебная программа предназначена для учителей информатики и методистов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск