Скачать 248.22 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МС зам. директора по УВР Директор МБОУ _______________ ____________________ Новоаганская ОСШ №1 Протокол № ____ ________Н.Л. Лысенко от «___» _______20___г. «____» _________20___г. Приказ №____ от __________ Рабочая программа учебного курса Информатика и ИКТ для 11 класса Составитель: учитель информатики МБОУ Новоаганская ОСШ №1 Нижневартовского района Коротаева Наталья Егоровна 2011-2012 уч. год Программу составила учитель информатики первой квалификационной категории МБОУ НОСШ №1- Коротаева Н.Е. Рецензент: канд. техн. наук, доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики НГГУ Махутов Б. Н. Рабочая учебная программа по информатике и информационно - коммуникационным технологиям для профильной подготовки в XI классах средней общеобразовательной школы. Требования к уровню подготовки выпускников основываются на обязательный минимум федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимого для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа составлена на основе: научно – методических журналов «Информатика и образование» №4 – 2004, №1,2,3,4,5,6 – 2005; Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 -11 классы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. Рекомендуется для учащихся профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Рабочая учебная программа предназначена для учителей информатики и методистов. Пояснительная записка Рабочая учебная программа по информатике и информационно - коммуникационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта профильного общего образования. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя. Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом. Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией». Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи. Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств. Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств. Это позволяет:
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики. Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты. Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы. Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели. Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности. Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения. Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления. Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере. Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Место предмета в учебном плане Содержание профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне определено стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 70 часов (1 час в неделю в 10—11 классах). Предлагаемое в планировании распределение часов по темам соответствует примерной программе профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом управлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения). Результаты обучения Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностного ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося. Межпредметные связи Знания, полученные при изучении курса «Информатика и информационные технологии», учащиеся могут в дальнейшем использовать для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Практические навыки и умения могут быть использованы при создании докладов, статье, мультимедиа презентации в различных предметах. Вычислительные и алгоритмические умения в математике, физике и др., овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Новизна и отличие данной учебной программы: Примерная программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Д. Угринович рассчитана для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени профильного образования X и XI классах на базовом уровне. В том числе в X — 1 учебный час в неделю, XI классах — 1 учебный час в неделю. В рабочей учебной программе изучается тема «Логические основы построения ПК» в разделе «Информация и информационные процессы». Данная тема вызывает трудности при изучении и включена в большом объеме в задания при сдаче ЕГЭ. Выделены часы для изучения материала по теме «Информационные основы управления». Распределение содержания по годам обучения и количество часов по темам адаптировано под конкретную школу из опыта работы учителей информатики. Минимальный уровень технологических умений учащихся перед прохождением курса: В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Учебно-тематический план
Содержание программы 11 класс
Теоретическая часть (0,2 часа) Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации ИКТ. Контроль знаний и умений (0,8 часа): тестирование. Результаты обучения базовой информационно – коммуникационной компетенции учащихся.
Теоретическая часть (1 час) Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Файловые менеджеры. Логическая структура дисков. Драйвер – устройств. Практическая часть (2 часа) Тестирование компьютера. Загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями. Работа с файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами. Контроль знаний и умений (1 час): тестирование, выполнение зачетной практической работы.
Теоретическая часть (3 часа) Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Алфавитный подход к определению количества информации. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Практическая часть (3 часа) Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. Решение задач и выполнение практических заданий на кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления. Построение таблиц истинности логических функций и выражений. Построение логических схем основных устройств компьютера. Контроль знаний и умений (1 час): тестирование, контрольная работа.
Теоретическая часть (1 час) Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференция. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Разработка Web-сайта. Практическая часть (5 часов) Подключение к Интернет. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Express. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Работа с поисковыми системами. Создание Web-сайтов с помощью MS Word, Publisher. Контроль знаний и умений (1 час): тестирование, выполнение зачетной практической работы.
Теоретическая часть (3 часа) Общие принципы управления. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Виды управления. Автоматизированные системы управления. Самоуправляющие системы. Технология управления, планирования и организации деятельности человека. Контроль знаний и умений (1 час): тестирование. 12. Моделирование и формализация. Теоретическая часть (1 час) Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход к моделированию. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Понятие моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Практическая часть (4 часа) Моделирование геометрических операций и фигур. Моделирование паркета, мозаики и др. Моделирование составного документа. Моделирование ситуаций. Моделирование биологических процессов. Оптимизационное моделирование. Стандартные и индивидуальные информационные модели. Контроль знаний и умений (1 час): тестирование, выполнение зачетной практической работы.
Теоретическая часть (3 часа) История развития компьютерной техники и ее перспективы. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. Контроль знаний и умений (1 час): тестирование, семинар. Резерв (3 часа). Повторительно – обобщающий урок. Годовая контрольная работа. Анализ контрольной работы. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Контроль уровня обученности включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню освоения предмета. Контроль уровня обучености запланирован проводиться в завершении каждого конкретного раздела в форме тестового среза и проверки практических навыков работы за компьютером, применяя современные информационные в практической деятельности и повседневной жизни представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося. Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы Аппаратные средства
Программные средства
Перечень используемых ЦОР
Рекомендуемая литература, используемая для подготовки программы:
Рекомендуемая литература для учащихся:
Дидактические средства:
|
Рабочая учебная программа по информатике для 10-11 классов. Пояснительная записка Программа рассчитана на изучение курса “Информатика и информационно-коммуникационные технологии (икт)” в основной и полной средней... | Рабочая программа по информатике и икт 9 класс России от 09. 03. 04. №1312 и рассчитана на изучение базового курса информатики и икт учащимися 9 классов в течение 68 часов. Программа... | ||
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика... Рабочая программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для обучающихся 10 б класса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям разработана на основе следующих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для обучающихся 11 а, в классов по информатике и информационно-коммуникационным технологиям разработана на основе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для обучающихся 9-ого класса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям разработана на основе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для обучающихся 10-ого класса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям разработана на основе... | Рабочая программа для обучающихся 8 классов по информатике и информационно-коммуникационным... Закон РФ «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17... | ||
Рабочая программа для обучающихся 10 а, в классов по информатике... Закон РФ «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17... | Рабочая программа для обучающихся 11 а класса по информатике и информационно-коммуникационным... Закон РФ «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17... | ||
Одобрено на заседании Ученого Совета Программа по информатике и информационно коммуникационным технологиям (икт) составлена на основе базисного учебного плана основного... | Программа по информатике и информационным технологиям составлена... Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение... | ||
Инструкция по подготовке ппэ 29 8 Схема информационного взаимодействия участников кегэ 29 ... | Программа обучения информатике в 8 классе общеобразовательной школы. Пояснительная записка Икт для 8 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ государственному стандарту основного общего образования... | ||
Рабочая программа по информатике для 8 «В» класса Составитель: учитель... Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный... | Программа вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным... Вступительные испытания проводятся в форме тестов, содержащих 15 заданий, оценивается по стобалльной шкале, в соответствие с критериями,... |