Скачать 189.6 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа для обучающихся 11 а класса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
Общая характеристика учебного предмета Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным о самой дисциплине и учебном предмете информатики. Общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. Приоритетной задачей курса информатики в школе является освоение информационной технологии решения задачи. При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств. Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Обучение информатики в общеобразовательной школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями некоторых изучаемых линий (модулей) в основной школе (8-9 класс), затем на следующей ступени обучения (10-11), изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов обычно 2-3. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере. Изучение информатики и информационных технологий в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Задачи программы:
Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. Универсальные учебные действия Личностные:
Метапредметные:
Предметные: в сфере познавательной деятельности:
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
в сфере коммуникативной деятельности:
в сфере трудовой деятельности:
в сфере физической деятельности:
Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения информатики в 11 классе отводится не менее 35 часов. Рабочая программа учебного предмета по информатике и ИКТ для 11 класса разработана с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007) и скорректирована на основе программы «Информатика и ИКТ». 11 класс. Угринович Н.Д., 2010 г. В примерную программу внесены изменения, уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Обоснование изменений: 1) в примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий; 2) содержание обучение в старшей школе распределено по годам обучения. 3) в Годовом календарном графике на 2011-2012 учебный год запланировано 34 часа, но связи с выпадением праздничных дней на уроки информатики в 10а классе планируется провести - 32 урока в учебном году. 4) учет требований, предъявляемых к ЕГЭ. Сравнительная таблица приведена ниже.
Количество учебных часов в год - 32 часов (1 час в неделю), в том числе: контрольных работ – 3; практических работ – 12 Основные учебно-плановые (внешние) формы обучения на уроках информатики: урок, лекция, практическая работа. В соответствие с действующими санитарно-гигиеническими нормами используются компьютерные формы обучения, ограничивая их продолжительность до 15–30 минут (в зависимости от возраста учащихся). Общие формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. Фронтальное обучение применяется при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний. Влияние компьютера проявляется в возможности немедленного воспроизведения учащимся деятельности, которая демонстрируется учителем. При этом учитель организационно и программно руководит фронтальной и индивидуальной деятельностью учащихся, но и переключает компьютеры учащихся в соответствующие режимы (фронтальной или индивидуальной деятельности), а также установить единое состояние компьютерной среды на всех РМУ. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия. В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей. При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Заметим, что часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя. Парную форму обучения можно понимать и как эпизодическое парное общение в процессе урока “учитель-ученик” и “ученик-ученик”. Парная работа бывает полезна в начале обучения или при освоении новой сложной темы. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (например, консультации). Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. В преподавании информатики можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме “ученик и компьютер”. Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока. Радикальное отличие этой формы от классической самостоятельной формы работы в том, что программа является интерактивным “слепком” интеллекта и опыта ее автора. Основные виды организационного использования кабинета вычислительной техники на уроках – демонстрация, лабораторная (практическая) работа и индивидуальный практикум. Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы,тексты и т.п.). При этом учитель сам работает на компьютере, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Основная дидактическая функция демонстрации – сообщение школьникам новой учебной информации. Лабораторная (практическая) работа (фронтальная) является основной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Деятельность учащихся может быть как синхронной (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), так и в различном темпе или даже с различными программными средствами. Нередко происходит быстрое “растекание” начавшейся фронтальной деятельности даже при общем исходном задании. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы – наблюдение за работой учащихся (в том числе через локальную сеть), а также оказание им оперативной помощи. Дидактическое назначение используемых программных средств может быть различным: освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), закрепление нового материала (например, с помощью программы-тренажера), проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков(например, с помощью контролирующей программы или компьютерного теста). Индивидуальный практикум – более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности; большей опорой на учебники, справочный материал, возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю. Учитывая гигиенические требования к организации работы учащихся в КВТ, учитель должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащихся за компьютером не превышало рекомендуемых норм. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь, при необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки. Лекция имеет два смысла: это и форма, и метод. Лекция всегда фронтальная. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и, если позволяет оборудование кабинета, проводится в компьютерном классе. Управление выполняет учитель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов (например, в виде гипертекста или презентации) усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Ученики могут получить и распечатку конспекта. При этом, возможно, оптимальная форма конспекта предполагает наличие в левой части страницы тезисно изложенных основных моментов, а справа – место для комментариев учащегося. Это способствует индивидуализации деятельности, развертыванию у учащихся мыслительных операций. При выборе фронтальной формы обучения условием продуктивной деятельности класса является учет того, что урок – это не монолог учителя и не традиционные объяснения и опросы, а беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ. При этом часть урока предназначена для работы за компьютером, которая в значительной мере индивидуальна. В этой работе учитель выступает в роли консультанта, и если ученику нужна помощь, он ее всегда должен получить от учителя Виды уроков информатики: урок-лекция, урок-практическое занятие, урок-самостоятельная работа, урок–контрольная работа, урок-фронтальная лабораторная работа, урок работы с книгой, урок на основе электронной рабочей тетради, урок на основе динамических опорных сигналов, урок на основе обобщающих таблиц, урок на основе технологической карты. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных и самостоятельных работ. Критерии оценивания ответов учащихся Критерий оценки устного ответа Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный. Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: отсутствие ответа. Критерий оценки практического задания Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности. Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Отметка «1»: работа не выполнена. Критерии оценки тестов
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец года В результате изучения информатики и информационных технологий ученик 10 должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Учебно-тематическое планирование
Содержание рабочей программы
Информационно-методическое обеспечение программы Основная и дополнительная литература:
. 2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Задачник - практикум / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 187 с.
Учебные и справочные пособия:
Перечень рекомендуемых средств обучения: Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов: 1. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru 2. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/ 3. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/ 4. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru 5. Сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/ 6. www.prosv.ru (рубрика «Информатика») Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса Аппаратные средства
Программные средства
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для обучающихся 10 б класса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям разработана на основе следующих... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для обучающихся 10-ого класса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям разработана на основе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для обучающихся 9-ого класса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям разработана на основе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа для обучающихся 11 а, в классов по информатике и информационно-коммуникационным технологиям разработана на основе... | ||
Рабочая программа для обучающихся 10 а, в классов по информатике... Закон РФ «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17... | Рабочая программа для обучающихся 8 классов по информатике и информационно-коммуникационным... Закон РФ «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17... | ||
Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика... Рабочая программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного... | Одобрено на заседании Ученого Совета Программа по информатике и информационно коммуникационным технологиям (икт) составлена на основе базисного учебного плана основного... | ||
Рабочая учебная программа по информатике и информационно коммуникационным... Рабочая учебная программа предназначена для учителей информатики и методистов | Рабочая программа по информатике и икт 9 класс России от 09. 03. 04. №1312 и рассчитана на изучение базового курса информатики и икт учащимися 9 классов в течение 68 часов. Программа... | ||
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для... Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание... | Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для... Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования | ||
Пояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе | Инструкция по подготовке ппэ 29 8 Схема информационного взаимодействия участников кегэ 29 ... | ||
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для... Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного... | Программа вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным... Вступительные испытания проводятся в форме тестов, содержащих 15 заданий, оценивается по стобалльной шкале, в соответствие с критериями,... |