Скачать 258.78 Kb.
|
Пояснительная записка Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 272 учебных часа (из расчета 4 часа в неделю), в том числе в X классе – 136 учебных часов и в XI классе – 136 учебных часов. Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса [5] и для 11 класса [6]. Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне [3], разработанной автором учебников [5, 6] Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует [7] Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне [2], рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Так увеличено количество часов на повторение и подготовку к ЕГЭ, уменьшено количество часов на темы «Разработка Web–сайтов и Web–дизайн» и «Информационное общество» [4]. Для обучения основам объектно-ориентированного программирования используется язык Turbo Delphi, так как в основной школе обучение основам программирования проводилось на языке Turbo Pascal. Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к другим школьным предметам. Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы обучающего характера. Цели: Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
Основные задачи программы:
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося. Содержание дисциплины (272 часа) 10 класс (136 час.)
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая файловая система Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Компьютерные вирусы. Сетевые черви. Троянские программы. Рекламные и шпионские программы. Спам. Компьютерный практикум: Практическое задание «Тестирование системной платы». Практическое задание «Определение объемов кэш-памяти процессора». Практическое задание «Определение температуры процессора». Практическое задание «Производительность процессора». Практическое задание «Виртуальная память». Практическое задание «Объем файла в различных файловых системах». Практическое задание «Форматирование из командной строки». Практическое задание «Расширение и атрибуты файла». Практическое задание «Архивация файлов». Практическое задание «Проверка файловой системы диска». Практическое задание «Дефрагментация диска». Практическое задание «Копирование файлов». Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows». Практическое задание «Защита от компьютерных вирусов». Практическое задание «Защита от сетевых червей». Практическое задание «Защита от троянских программ». Практическое задание «Защита от рекламных и шпионских программ». Практическое задание «Защита от файлов cookies». Практическое задание «Защита от спама». Практическое задание «Настройка межсетевого экрана». Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Хранение информации Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой. Компьютерный практикум: Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации». Практическое задание «Определение количества информации». Практическое задание «Римская система счисления». Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа». Практическое задание «Арифметические операции в позиционных системах счисления». Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер. Компьютерный практикум: Практическое задание «Таблицы истинности». Практическое задание «Определение истинности логического выражения». Практическое задание «Функция импликации». Практическое задание «Функция эквивалентности». В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ». В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ». В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций. В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел. В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера. Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». История развития языков программирования Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование. Объекты: свойства и методы. События. Проекты и приложения Система объектно-ориентированного программирования Delphi. Переменные. Графический интерфейс. Процедуры и функции. Итерация и рекурсия. Алгоритмы перевода чисел и их кодирование на языке объектно-ориентированного программирования Delphi. Алгоритмы перевода целых и дробных чисел. Графика в языке программирования Delphi. Компьютерная и математическая системы координат. Анимация. Модульный принцип построения решений и проектов. Чтение и запись данных в файлы. Массивы. Заполнение массивов. Поиск элемента в массивах. Сортировка числовых массивов. Сортировка строковых массивов Компьютерный практикум: Выполнение проектов на языке Delphi: Проект «Консольное приложение». Проект «Переменные». Проект «Отметка». Проект «Функции преобразования типов». Проект «Передача по ссылке и по значению». Проект «Функция». Проект «Факториал (итерация)». Проект «Факториал (рекурсия)». Проект «Перевод целых чисел». Проект «Перевод дробных чисел». Проект «Графический редактор». Проект «Треугольник». Проект «Система координат». Проект «Часы». Проект «Домики». Проект «Заполнение массива». Проект «Поиск в массиве». Проект «Сортировка числового массива». Проект «Сортировка строкового массива». Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
11 класс (136 час.)
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений. Вероятностные модели. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических веществ. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами. Графы, подграфы и деревья. Ориентированные графы. Взвешенные графы. Описание графа с помощью матрицы смежности. Компьютерный практикум: Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений, вероятностные модели, геометрические модели. Исследование физических моделей. Исследование биологических моделей развития популяций. Использование информационных моделей. Использование химических моделей. Оптимизационное моделирование. Построение логических моделей. Построение информационных моделей управления объектами. Построение остовного связного дерева графа. Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций. Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Использование систем распознавания текстов. Компьютерный практикум: Практическая работа. Установка конвертора в формат PDF для Microsoft Office 2007 Практическая работа. Создание плаката в Microsoft Word 2007 Практическая работа. Создание плаката в OpenOffice.org Writer Практическая работа. Создание плаката в настольной издательской системе Scribus Практическая работа. Цветоделение Практическая работа. Перевод с использованием компьютерных словарей Практическая работа. Оптическое распознавание документов в формате изображений Групповой проект «Школьная газета» Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
Базы данных, их виды. Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Компьютерный практикум: Система управления базами данных. Создание структуры табличной базы данных. Ввод и редактирование данных. Поиск и сортировка данных. Создание реляционных баз данных. Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов. Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования. Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудиовизуальных объектов. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ. Компьютерный практикум: Практическая работа. Растровая и векторная графика. Практическая работа. Системы управления цветом в Open Office.org Draw и Gimp 2. Практическая работа. Создание и обработка графических объектов. Практическая работа. Создание и обработка звуковых объектов. Проект «Мультимедийная презентация». Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
Глобальная компьютерная среда Интернет. Адресация в Интернете. Доменная система имен. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Язык HTML для создания Web-страниц. Топология сайта. Меню. Цветовое оформление и вставка изображений. Интерактивные формы для получения информации от посетителей сайта. Размещение сайта в Интернете. Компьютерный практикум: Практическая работа. IP-адрес в различных форматах. Практическая работа. «География» Интернета. Практическая работа. Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы. Практическая работа. Работа с файловыми архивами. Практическая работа. Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа. Покупки в Интернет-магазинах. Практическая работа. Создание Web-страниц в Блокноте. Практическая работа. Размещение готового сайта в Интернете. Проект «Мой сайт». Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
Требования к уровню подготовки выпускниковВ результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Перечень учебно-методического обеспеченияI. Учебно-методический комплект 10 класс 1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2010. 2. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: http://infcd.metodist.ru (дата обращения: 24.08.12). 11 класс 1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 2. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: http://infcd.metodist.ru (дата обращения: 24.08.12). II. Литература для учителя 1. Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip (дата обращения: 24.08.12). 2. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 3. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc (дата обращения: 24.08.12). 4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 5. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: http://infcd.metodist.ru (дата обращения: 24.08.12). 6. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2013 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2012, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm (дата обращения: 24.08.12). III. Технические средства обучения
IV. Программные средства
Список литературы 1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 3. Программы профильного курса «Информатика и ИКТ» и элективного курса «Исследование информационных моделей» (10–11 классы) (Н. Д. Угринович) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 4. Тематическое планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне / Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2010. 6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 7. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc (дата обращения: 24.08.12). 1 Приложение к методическому пособию: Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. |
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для... Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного... | Общие сведения о программе MyTest Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Учебник по предмету 9 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности 10-11 Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Демонстрационный вариант теста в 2012-2013 учебном году Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального... Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям базовый уровень... | Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального... Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям базовый уровень... | ||
Тест 1 Банк выкупает у физических лиц собственные доли в уставном... Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для... Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования | ||
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Факсимильной связи Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Тема реферата Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Новизна текста Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Конспект лекций по дисциплине Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | План-конспект урока виды химической связи Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного... Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным... | Конспект урока. 8 класс Тема: «Металлическая химическая связь» Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... |