| Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Тюменской области
«Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
| 2.5. Реализация образовательных программ
| СМК – РОП - РУП - 2.5.21-2013
|
Международный протокол и этикет
|
Согласовано
Проректор по учебной работе
_______________ Т.А.Кольцова
2013 г.
| УТВЕРЖДЕНО
Решением Учёного совета
(протокол № 11 от 03.07.2013 г.)
|
А.В Жидкова Международный протокол и этикет Рабочая учебная программа Направление подготовки
080100.62 «Экономика» Профиль подготовки
«Мировая экономика»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
Очная
Тюмень
2013
|
ББК 65.02
И89 Международный протокол и этикет [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: ТГАМЭУП, 2013. 50 с.
Рабочая учебная программа Рабочая учебная программа по дисциплине «Международный протокол и этикет» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и ПрООП ВПО по направлению 080100.62 «Экономика». Учебная рабочая программа включает в себя цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, материально-техническое обеспечение дисциплины. Одобрено на заседании кафедры экономики и мирохозяйственных связей (протокол № 10 от 24 мая 2013 г.), печатается по решению Учебно-методического совета (протокол заседания УМС № 11 от 03.07.2013 г.).
Рецензенты:
А.А.Ткачев, д.и.н., зам.директора по научной работе Института освоения Севера Со РАН
М.А.Радион, к.э.н., доцент кафедры «Экономики и мирохозяйственных связей»
Автор А.В.Жидкова Ответственный за выпуск к.э.н. Д.Ю. Руденко
(сохранена редакция автора-составителя) Формат 60х84/16. Гарнитура Arial Narrow.
Тираж 5. Объем 2,09 у.-п.л. Отпечатано в лаборатории множительной техники «ТГАМЭУП»
© «ТГАМЭУП», 2013
© Жидкова А.В., 2013
1. Цели и задачи дисциплины:
Целью предлагаемого курса является изучение международных норм протокола, правил поведения и общения с иностранными партнерами, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности.
Задачи дисциплины – ознакомить с международными нормами делового протокола и правилами этикета, а именно: организацией деловых контактов с зарубежными партнерами, правилами ведения международной переписки, этикетом встреч и переговоров, технологией и психологией делового общения, основными видами протокольных мероприятий, официальными церемониями и процессиями. Кроме того, студенты и слушатели получат возможность изучить действующее международное и российское законодательство, содержащее нормы протокола и этикета; законодательство, регулирующее въезд и пребывание иностранных граждан на территории России. В курсе рассмотрены основные принципы международного протокола и этикета, описаны конкретные формы и методы протокольной работы с иностранными партнерами с учетом этических и социально-психологических особенностей ведения бизнеса зарубежных стран. 2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Международный протокол и этикет» входит в базовую часть профессионального цикла ООП.
Перед изучением дисциплины «Международный протокол и этикет» студентам необходимо изучить дисциплины «Экономическая история», «Мировая экономика» и др.
Знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения дисциплины «Международный протокол и этикет» используются при изучении дисциплин «Организация и техника внешнеэкономической деятельности» и др., прохождении производственной практики, проведении научных исследований.
Студент в ходе изучения данной дисциплины должен:
Знать:
международные нормы делового протокола и правила этикета;
содержание понятия «международной вежливости»;
функции и задачи Министерства иностранных дел Российской Федерации;
виды, категории и формат визитов; порядок организации и проведения визитов;
виды приемов в международной практике, как протокольных мероприятий; формы и время проведения приемов, меню, форма одежды;
правила сервировки стола и предназначение всех приборов;
правила ведения международной переписки, правила составления приглашений и ответа на них, протокол использования визитных карточек;
этикет встреч, приема иностранной делегации;
основные характеристики переговорного процесса, составляющие организационной и содержательной подготовки к переговорам; основные технологии обеспечения социального благополучия;
тактические приемы ведения переговоров;
характеристику собеседников различных психологических типов, уметь применять поведенческую стратегию с собеседниками различных психологических типов;
виды посредничества, значение и функции посредника при деловых контактах, в т.ч. при ведении переговоров;
содержание невербальных средств общения, их значение;
виды и основные правила делового этикета;
национальные особенности ведения бизнеса в различных странах как реальных, так и потенциальных экономических партнеров России;
национальные особенности семейного этикета в разных странах.
Уметь:
прорабатывать действующее международное и российское законодательство, содержащее нормы протокола и этикета; законодательство, регулирующее въезд и пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации
оперировать основными терминами и понятиями;
использовать полученные знания и навыки в практике.
Владеть:
техникой ведения переговоров;
психологическими приемами убеждения в споре;
психологией делового общения в целом;
навыками самостоятельного осмысления и анализа различных аспектов ведения переговоров.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире(ОК-3);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12). 4. Структура и содержание дисциплины «Международный протокол и этикет»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
очная форма обучения
Лекции – 18 час.
Практические занятия – 18 час.
Самостоятельная работа – 36 час.
Структура дисциплины
очная форма обучения
Раздел
дисциплины
(темы)
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в час.)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма итоговой аттестации (по семестрам)
| Всего часов
| Лекц.
| Практ.
| СРС
| Тема 1. Дипломатические основы международного протокола и этикета
| 5
| 1
| 4
| 1
| 1
| 2
| Опрос, доклады и обсуждение, выполнение проблемно-тематических заданий
| Тема 2. Дипломатический протокол (понятие, нормы, принципы, содержание). Деловой протокол
| 5
| 2
| 7
| 2
| 2
| 3
| Опрос, доклады и обсуждение
| Тема 3. Международная вежливость
| 5
| 3
| 4
| 1
| 1
| 2
| Контрольная работа
| Тема 4. Протокольные мероприятия (визиты, приемы)
| 5
| 4
| 4
| 1
| 1
| 2
| Тестовые задания
| Тема 5. Протокольные аспекты ведения переговоров
| 5
| 5
| 4
| 1
| 1
| 2
| Опрос, доклады и обсуждение
| Тема 6. Подходы и типы поведения на переговорах
| 5
| 6
| 4
| 1
| 1
| 2
| Контрольная работа
| Тема 7. Техника ведения переговоров
| 5
| 7
| 4
| 1
| 1
| 2
| Тестовые задания
| Тема 8. Наличие конфликта между участниками переговоров. Роль посредника в данной ситуации
| 5
| 8
| 5
| 1
| 1
| 3
| Опрос, доклады и обсуждение
| Тема 9. Основные правила и принципы международного этикета
| 5
| 9
| 4
| 1
| 1
| 2
| Контрольная работа
| Тема 10. Деловое общение
| 5
| 10
| 4
| 1
| 1
| 2
| Опрос, доклады и обсуждение
| Тема 11. Психология делового общения. Поведенческая стратегия с собеседниками различных типов
| 5
| 11
| 5
| 1
| 1
| 3
| Опрос, доклады и обсуждение
| Тема 12. Понятие и значение невербальных средств общения.
| 5
| 12
| 4
| 1
| 1
| 2
| Опрос, доклады и обсуждение
| Тема 13. Правовые основы общения с зарубежными партнерами. Правовой режим иностранных граждан в России
| 5
| 13-15
| 7
| 2
| 2
| 3
| Контрольная работа
| Тема 14. Особенности семейного этикета в разных странах
| 5
| 16
| 5
| 1
| 1
| 3
| Опрос, доклады и обсуждение
| Тема 15. Национальные особенности делового общения. Учет этнических и социально-психологических особенностей бизнеса зарубежных стран
| 5
| 17-18
| 7
| 2
| 2
| 3
| Опрос, доклады и обсуждение
| Всего
| -
| -
| 72
| 18
| 18
| 36
| зачет
|
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля № темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Технические формы контроля
| Информационные системы и технологии
| Итого количество баллов
| ответ на семинаре
| дополнение к устному ответу, обсуждение доклада
| Самостоятельная работа
| контрольная работа (текущий контроль)
| Составление тестовых заданий, кроссвордов
| реферат
| эссе
| Творческое задание
| комплексные ситуационные задания
| Подготовка презентации
| другие формы
| Модуль 1
| 1.
| 0-1
| 0-1
| -
| -
| 0-2
| -
| -
| -
| -
| 0-7
| -
| 0-11
| 2.
| 0-1
| 0-1
| 0-2
| 0-2
| -
| -
| -
| -
| 0-2
| -
| 0-2
| 0-10
| 3.
| 0-1
| 0-1
| -
| -
| -
| -
| 0-3
| -
| -
| 0-6
| -
| 0-11
| 4.
| 0-1
| 0-1
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-3
| -
| 0-2
| -
| 0-2
| 0-11
| 5.
| 0-1
| 0-1
| 0-2
| -
| -
| -
| -
| 0-6
| -
| -
| -
| 0-10
| 6.
| 0-1
| 0-1
| -
| 0-2
| -
| -
| -
|
| -
| 0-6
| -
| 0- 10
| 7.
| 0-1
| 0-1
| -
| -
| -
| -
| -
| 0-6
| -
| -
| 0-2
| 0-10
| 8.
| 0-1
| 0-1
| 0-2
| -
| 0-2
| -
| 0-2
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-10
| 9.
| 0-1
| 0-1
| -
| -
| 0-2
| 0-6
| -
| -
| -
| -
| -
| 0-10
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 93
|
Планирование самостоятельной работы студентов №
| Модули и темы
| Виды СРС
| Объем часов
| обязательные
| дополнительные
|
| Дипломатические основы международного протокола и этикета
| Самостоятельная работа; составление конспекта темы
| Составление таблиц с сопоставительным анализом данных
| 2
|
| Дипломатический протокол (понятие, нормы, принципы, содержание). Деловой протокол
| комплексные ситуационные задания;
| Самостоятельные исследования;
| 3
|
| Международная вежливость
| Составление конспекта темы, проекты,
| Составление тестовых заданий, кроссвордов;
| 2
|
| Протокольные мероприятия (визиты, приемы)
| контрольная работа; комплексные ситуационные задания; проекты,
| Эссе; составление таблиц с сопоставительным анализом данных;
| 2
|
| Протокольные аспекты ведения переговоров
| Составление конспекта темы
| Составление тестовых заданий, кроссвордов;
| 2
|
| Подходы и типы поведения на переговорах
| Составление конспекта темы, контрольная работа;
| Реферат;
самоанализы,
| 2
|
| Техника ведения переговоров
| Контрольная работа;
Анализ статистических данных;
| Самостоятельная работа;
Составление тестовых заданий, кроссвордов;
| 2
|
| Наличие конфликта между участниками переговоров. Роль посредника в данной ситуации
| Комплексные ситуационные задания;
| Реферат;
самостоятельные исследования;
| 3
|
| Основные правила и принципы международного этикета
| Эссе;
| Составление таблиц с сопоставительным анализом данных;
| 2
|
| Деловое общение
| Составление конспекта темы
| Составление тестовых заданий, кроссвордов
| 2
|
| Психология делового общения. Поведенческая стратегия с собеседниками различных типов
| Составление конспекта темы
| Составление тестовых заданий, кроссвордов
| 3
|
| Понятие и значение невербальных средств общения.
| Составление конспекта темы
| Составление тестовых заданий, кроссвордов
| 2
|
| Правовые основы общения с зарубежными партнерами. Правовой режим иностранных граждан в России
| Составление конспекта темы
| Составление тестовых заданий, кроссвордов
| 3
|
| Особенности семейного этикета в разных странах
| Составление конспекта темы
| Составление тестовых заданий, кроссвордов
| 3
|
| Национальные особенности делового общения. Учет этнических и социально-психологических особенностей бизнеса зарубежных стран
| Составление конспекта темы
| Составление тестовых заданий, кроссвордов
| 3
|
| ИТОГО:
|
|
| 36
|
Содержание дисциплины
Тема 1. Дипломатические основы международного протокола и этикета
Подходы к определению «дипломатии». Виды дипломатии (официальная, неофициальная, народная, превентивная). Дипломатия и дипломатическая служба. Задачи и функции дипломатической службы. Дипломатические классы и ранги. Дипломаты, дипломатический корпус, дуайен, старшинство дипломатов. Посольства и миссии как основные дипломатические представительства. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Тема 2. Дипломатический протокол (понятие, нормы, принципы, содержание). Деловой протокол
Понятие дипломатического протокола. Правовые основы дипломатического протокола: международные нормативные правовые акты и законодательство Российской Федерации. Венский конгресс 1815ггг., Аахенский конгресс 1818г., Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963г., двусторонние консульские конвенции, Конституция Российской Федерации, Указ Президента РФ «Об Управлении протокола Президента Российской Федерации», Основные положения протокольной практики Совета Министров – Правительства Российской Федерации.
Принципы дипломатического протокола. Содержание основных норм дипломатического протокола.
Международный характер протокола и последствия его неисполнения.
Понятие делового протокола и его соотношение с дипломатическим протоколом.
Протокол в ООН, в других международных организациях и на международных конференциях. Тема 3. Международная вежливость
Понятие международной вежливости. Символы государства как объект проявления международной вежливости. Государственный флаг. Государственный герб. Государственный гимн.
Международные события и мероприятия, требующие проявления международной вежливости: национальные праздники, памятные даты и события. Тема 4. Протокольные мероприятия (визиты, приемы)
Виды визитов (официальный, деловой, частный). Категории визитов (визиты на высшем и высоком уровне), характер и формат визитов (официальный визит, рабочий визит, визит пролетом (проездом), неофициальный визит). Визит супруги дипломата. Протокольная беседа.
Протокольные подразделения организаций и предприятий, их структура, задачи и функции.
Определение уровня делегации и формы приема. Подготовка программы пребывания делегации. Общая программа. Рабочая программа. Программа для супруги главы делегации.
Составление сметы расходов на прием делегации.
Порядок встречи делегации, приветствия и представления. Порядок проводов делегации.
Рассадка по автомобилям. Особенности размещения гостей в отеле.
Визит вежливости.
Протокольные вопросы проведения переговоров.
Прием как протокольное мероприятие. Виды приемов. Речи и тосты на приемах.
Вручение подарков и сувениров.
Организация и проведение презентаций.
Визитные карточки. Этикет вручения и обмена визитными карточками, ситуации их использования.
Заключительные мероприятия: подписание документов, прием, подарки, проводы.
Деловая переписка. Тема 5. Протокольные аспекты ведения переговоров
Подготовка к переговорам как начальная стадия процесса переговоров. Формирование делегации, определение места и времени проведения переговоров, подготовка помещения и т.д. Проведение предварительных совещаний. Содержательная часть подготовки к переговорам: - анализ проблемы и диагностика ситуации; - формирование общего подхода, основных целей и задач; - определение переговорной позиции, возможных вариантов решения проблемы и согласования интересов; - формирование предложений и их аргументация.
Протокольные вопросы ведения переговоров: подготовка помещения.; рассадка за столом переговоров; запись беседы; разговор по телефону с официальными лицами. Тема 6. Подходы и типы поведения на переговорах
Подходы и тактические приемы при проведении переговоров:
Понятие жесткого подхода; возможные тактические приемы: завышение первоначальных требований, расстановка ложных акцентов в собственной позиции, вымогательство, постановка партнера в безвыходную ситуацию, ультимативность требований, угрозы, выдвижение требований по возрастающей, «салями», дача заведомо ложной информации (блеф), отказ от собственных предложений, двойное толкование.
Понятие мягкого подхода; возможные тактические приемы: принятие практически любых предложений партнера, значительные уступки, прямое «открытие своих карт».
Понятие принципиального подхода; возможные тактические приемы: тщательный анализ проблемы, выявление моментов, объединяющих участников, постепенное повышение сложности решаемых проблем, разработка и внесение предложений, которые бы способствовали реализации обоюдных интересов, разделение проблемы на отдельные составляющие. Тема 7. Техника ведения переговоров
Психология делового общения.
Техника ведения переговоров с более сильным партнером (апелляция к принципу, апелляция к длительным «историческим отношениям» с данной стороной, увязка различных вопросов в один «пакет», образование коалиции). Тема 8. Наличие конфликта между участниками переговоров. Роль посредника в данной ситуации
Наличие конфликта между участниками переговоров – как разрешимая проблема. Положительные и отрицательные последствия обращения в суд или арбитраж по урегулированию спорных вопросов. Различие понятий «посредничество» и «арбитраж».
Категории посредников(государственные и негосударственные службы, оказывающие посреднические услуги; юридические фирмы; организация; авторитетное лицо и т.п. )
Значение и функции посредника.
Виды посредничества (предлагаемое – испрашиваемое; договорное – фактическое; формальное – неформальное; постоянное – временное; одностороннее – многостороннее (индивидуальное – коллективное); официальное – неофициальное; персональное – деперсонализированное.
Психологические приемы убеждения в споре. Тема 9. Основные правила и принципы международного этикета
Деловой этикет, понятие. Патриотизм и уважение к культуре других народов.
Виды этикета: придворный, воинский, дипломатический, общегражданский, деловой. Основные правила делового этикета.
Культура речи, умение разговаривать и поддерживать беседу, умение управлять своими эмоциями, курение и алкоголь. Общие требования к одежде, манеры поведения за столом, в гостях, общественных местах. Создание своего имиджа как деловая задача.
Национальные особенности делового этикета. Тема 10. Деловое общение
Значение переговоров в международной практике. Формы и особенности делового общения. Основные характеристики переговорного процесса. Классификация переговоров. Подготовка переговоров. Содержательная и организационная подготовки. Техника ведения переговоров, тактические приемы. Использование жестов и мимики. Национальные стили переговорного процесса. Тема 11. Психология делового общения. Поведенческая стратегия с собеседниками различных типов
Общие принципы и правила в процессе ведения диалога.
Классификация типов характеров людей. Поведенческая стратегия с собеседниками различных типов. Тема 12. Понятие и значение невербальных средств общения
Понятие невербальных средств общения, их значение.
Типы жестов и их интерпретация: жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-адапторы.
Понятие и значение расстояния между собеседниками и объема пространства общения. Мимика.
Различия в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира различных стран. Тема 13. Правовые основы общения с зарубежными партнерами. Правовой режим иностранных граждан в России
Правовые основы общения с зарубежными партнерами. Порядок въезда в Россию и выезда из России иностранных граждан. Порядок приглашения иностранных граждан в Россию со служебными и деловыми целями. Правовой режим пребывания иностранных граждан в России: регистрация, проживание иностранных граждан. Медицинское страхование иностранного гражданина. Ответственность за нарушение правил пребывания иностранных граждан.
Командирование сотрудника фирмы за рубеж. Оформление заграндокументов (заграничный паспорт, виза, медицинская страховка). Правила пребывания российских граждан в иностранных государствах. Экстремизм как мировая проблема, меры противодействия экстремизму. Тема 14. Особенности семейного этикета в разных странах
Особенности семейного этикета в странах:
США, Великобритания, Франция , Германия, Венгрия, Италия , Испания , Швеция , Россия, Япония, Южная Корея, Китай, Арабские страны…(Египет), Мусульманские страны Ближнего и Среднего Востока (Турция), Россия. Тема 15. Национальные особенности делового общения. Учет этнических и социально-психологических особенностей бизнеса зарубежных стран
США, Великобритания, Франция , Германия, Венгрия, Италия , Испания , Швеция , Россия, Япония, Южная Корея, Китай, Арабские страны…(Египет), Мусульманские страны Ближнего и Среднего Востока (Турция), Россия. Патриотизм как фактор экономического развития России.
|