Форма Альбома форм документов СМК
УТВЕРЖДАЮ
первый проректор,
д-р экон. наук, профессор
____________ И.В.Баранова
«____» ______________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.ОД.4.5 Экономический анализ
Направление подготовки
высшего профессионального образования
080100 Экономика
Профиль «Банковское дело»
Квалификация выпускника – бакалавр
Общая трудоемкость дисциплины: 216 часа
6 зачетных единиц
Новосибирск 2014
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080100 Экономика, профиль «Банковское дело» и основной образовательной программой НОУ ВПО САФБД.
Разработчик (и) рабочей программы
ст. преподаватель кафедры
«Финансы и экономический анализ»___________________________ Ю.П. Брежнева
Программа одобрена на 2014-2015 учебный год на заседании кафедры «Финансы и экономический анализ» (Протокол № 10 от 17.04.2014 г.) и Научно-методического совета (Протокол № 5 от 30.06.2014 г.).
Зав. кафедрой
д-р экон. наук, профессор_______________________________________ И.В. Баранова
Эксперт: И.В. Баранова - д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Финансы и экономический анализ»
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ В соответствии с основной образовательной программой САФБД дисциплина «Экономический анализ» должна содержать следующие дидактические единицы:
Анализ финансово-хозяйственной деятельности в системе управления организацией. Система комплексного анализа финансово- хозяйственной деятельности организации. Анализ эффективности использования производственных и трудовых ресурсов и технико-организационного уровня производства в организации. Анализ доходов и объемов продаж товаров, продукции, работ, услуг. Анализ расходов и себестоимости продаж. Анализ в управлении рисками. Анализ финансового состояния организации по данным бухгалтерской отчетности. Экономическое чтение и методика анализа бухгалтерской отчетности. Анализ финансового состояния организации: оценка ликвидности, платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости организации. Анализ финансовых результатов деятельности организации. Комплексная оценка эффективности финансово- хозяйственной деятельности организации.
Цель дисциплины «Экономический анализ» - сформировать у студентов базовую систему теоретических знаний об основах экономического анализа, его содержание и задачи, определить место экономического анализа в системе управления экономикой организации, сформировать у студентов практические навыки проведения экономического анализа деятельности организации, определения внутренних резервов дальнейшего повышения эффективности производства.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: обучить навыкам подготовки, обоснования и принятия управленческих решений, формирования качественной информации для разработки бизнес-планов, определения стратегии и тактики развития предприятия, определения текущих затрат организации, оценки финансово-хозяйственной деятельности, овладение навыками оценки финансового состояния организации, обучить навыкам прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Экономический анализ» относится к вариативной части профессионального цикла структуры основной образовательной программы (ООП) бакалавриата ФГОС ВПО по направлению 080100 Экономика (квалификация – «бакалавр») и является обязательной дисциплиной.
Для изучения дисциплины «Экономический анализ» необходимо знать категориальный аппарат экономической теории, основные нормативные акты, регламентирующие деятельность экономических субъектов, владеть навыками применения математического и статистического инструментария, владеть навыками применения традиционных, эвристических и экономико-математических методов экономического анализа, навыками научной речи и участия в научных дискуссиях, а также самостоятельной работы и организации выполнения самостоятельных заданий.
При ее изучении дисциплины «Экономический анализ» студенты приобретают фундаментальные экономические знания в области, связанной с функционированием экономических субъектов в условиях рыночной экономики, овладевают современным инструментарием управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.
Содержание дисциплины имеет внутренние связи с рядом дисциплин: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Гражданское право», «Финансовое право», «Статистика», «Финансы», «Бухгалтерский учет и анализ», «Экономика организации (предприятия)», «Корпоративные финансы». Дисциплина «Экономический анализ» формирует у студентов общее представление о функционировании финансово-хозяйственной деятельности организации, создавая тем самым теоретическую базу для дальнейшего изучения финансовых дисциплин профессионального цикла и дисциплин вариативной части профиля («Финансовый менеджмент»).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В совокупности с другими дисциплинами ФГОС ВПО дисциплина «Экономический анализ» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность кредитных институтов (ПК-1);
способен на основе типовых методик и действующих нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
объект, предмет, цели, задачи и место экономического анализа в системе профессиональных дисциплин при подготовке специалистов по финансам и кредиту и антикризисному управлению;
основные понятия, признаки, параметры, характеристики, свойства предмета экономического анализа;
информационную базу, методы и приемы, способы решения задач анализа хозяйственной деятельности организаций;
виды и особенности экономического анализа;
методику проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;
уметь:
формировать аналитическую информацию о финансовых процессах на предприятии, выдвигать гипотезы о причинах возникновения различных экономических ситуаций;
применять аналитическую информацию для принятия соответствующих управленческих решений и прогнозирования развития событий;
обобщать результаты, делать логические выдержанные и аргументированные выводы по результатам проведенных аналитических процедур;
приобретать навыки использования нормативно-правовой базы, относящейся к будущей профессиональной деятельности;
владеть навыками:
расчета и анализа основных финансово-хозяйственных показателей работы организации
абстрактного логического мышления;
использования приемов познания для изучения финансово-хозяйственной деятельности организации;
самостоятельной исследовательской работы;
обработки исходной экономической информации для оценки эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(очная форма обучения)
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестр
| 5
| 6
| Аудиторные занятия (всего)
| 116/3,22
| 60/1,67
| 56/1,55
| В том числе:
|
|
|
| Лекции
| 74
| 38
| 36
| Практические занятия: всего
в т.ч. в интерактивной форме
| 34
28
| 18
16
| 16
12
| КСР
| 8
| 4
| 4
| Самостоятельная работа (всего)
| 100/2,78
| 30/0,83
| 70/1,95
| В том числе:
|
|
|
| Работа с учебной и научной литературой
| 44
| 30
| 14
| Составление проектов документов
| Составление схем, таблиц
| Подготовка мини-реферата
| Подготовка и защита курсовой работы
| 20
|
| 20
| Вид промежуточной аттестации – зачет, экзамен
| 36
|
| 36
| Общая трудоемкость часы/зачетные единицы
| 216/6
| 90/2,5
| 126/3,5
|
Объем дисциплины и виды учебной работы по очно-заочной и заочной формам обучения представлены в Приложении 2.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в системе управления организацией
Тема 1.1. Система комплексного анализа финансово- хозяйственной деятельности организации
Роль комплексного анализа в управлении. Содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения. Виды, направления и основные методы анализа. Приемы экономического анализа. Бизнес-план и основы планирования деятельности. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей. Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет. Информационное обеспечение экономического анализа.
Тема 1.2. Анализ эффективности использования производственных и трудовых ресурсов и технико-организационного уровня производства в организации
Анализ технико-организационного уровня и других условий производства. План производства и методы производственного анализа. Анализ использования производственных ресурсов. Анализ технической оснащенности производства, возрастного состава основных средств. Анализ движения и эффективности использования основных производственных фондов. Анализ использования оборотных средств в организации. Анализ достаточности формирования запасов. Оценка эффективности использования оборотных средств. Анализ состава и движения трудовых ресурсов. Анализ использования фондов рабочего времени. Анализ наличия, движения и использования персонала организации. Анализ производства и реализации продукции. Жизненный цикл изделия, техники и технологии и учет его влияния на анализ технико-организационного уровня. Оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования производственных ресурсов на приращение объема реализации продукции. Оценка влияния оборота на прибыль коммерческой организации.
|