Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи»
страница1/5
Дата публикации18.07.2013
Размер0.64 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине М2.КВ7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи»

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии

Составитель:

Борякова Н.Ю., к.п.н., профессор

кафедры логопедии
Москва-2012

Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"



"Утверждаю"

Зав.кафедрой

Орлова О.С.




___________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.


Программа дисциплины

М2.КВ7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи»

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии

Составитель:
Борякова Н.Ю., к.п.н., профессор

кафедры логопедии

Москва-2012

1. Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса.

Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи.

Задачи:

  • обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психодиагностики нарушений развития;

  • сформировать у студентов практические навыки своевременного выявления нарушений развития у детей;

  • сформировать навыки психологического и педагогического изучения детей с учетом имеющихся нарушений;

  • обеспечить усвоение нормативных и практических материалов по вопросам комплектования специальных образовательных учреждений (дошкольных и школьных).


Объем в ЗЕ: 3 .

Время изучения: курс 2 семестр 4 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии» (Неврология, Основы генетики, Основы нейрофизиологии и ВНД), Специальная педагогика, Специальная психология в объеме подготовки магистра
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методы психологической коррекции и реабилитации, Психологическое консультирование, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями интеллектуального развития, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ


Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

из числа общекультурных компетенций:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

готовностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

способностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-5);

способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7).

из числа профессиональных компетенций:

общепрофессиональными способности и готовность:

способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);

в области диагностико-консультативной и профилактической деятельности:

готовностью к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения (ПК-7);

способностью проектирования, апробации и внедрения психолого-педагогических технологий выявления отклонений в развитии (ПК-8);

способностью осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК-9);

Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с ОВЗ;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация с недостатками речевого развития как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

диагностика детей с ОВЗ на основе комплексного подхода к изучению ребенка.

  • в области исследовательской деятельности:

выбор и обоснование диагностической программы.

  • в области преподавательской деятельности:

готовностью к использованию актуальных научно обоснованных диагностических технологий

  • в области организационно-управленческой деятельности:

способностью организовывать процесс диагностического изучения в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять мониторинг и оценивать результативность коррекционной работы.

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Курс «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития» выделен в самостоятельную учебную дисциплину как дисциплина по выбору, опирающаяся на достижение современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики. При изучении курса раскрывается содержание понятий: принципы ППД, методы ППД, психодиагностическая процедура, психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), психолого-педагогический консилиум (ПМПк), дифференциальная диагностика, сходные состояния, дифференциальный диагноз, инклюзия, интеграция, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая помощь, инклюзивное образование, тьюторство и др., характеризующих современное состояние и перспективы образования детей с ОВЗ.

Эффективность обучения детей с ОВЗ зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития детей данной категории и их специальным образовательным потребностям. Инклюзивное образование в настоящее время является приоритетным в системе психолого-педагогической сопровождения детей с ОВЗ, что соответствует современным гуманистическим тенденциям и государственной политике.

Курс «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития» позволяет углубить и расширить знания и умения студентов в исследовательской и диагностической работе с детьми данной категории. Программа рассчитана на учебный курс, объемом108 часа, включает лекционную, лабораторную и самостоятельную работу. Лабораторные занятия проводятся с использованием атласов, таблиц, схем, а также непосредственно в деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста.
магистранты должны иметь представление:

об этапах становления системы специального образования в России и за рубежом;

об общих закономерностях аномального развития;

о государственной политике в области специального образования

о нормативных актах, регламентирующих инклюзивное образование;

о вариативных моделях инклюзивного образования;

о специальных образовательных условиях для детей с ОВЗ.

магистранты должны овладеть знаниями:

 теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса;

 современными подходами к организации и методическому обеспечению изучения детей с отклонениями в развитии;

 основными психодиагностическими методиками и путями анализа;

 системой отбора детей в специальные образовательные учреждения.

магистрант должны уметь:

выявлять в детской популяции детей с отклонениями в развитии;

 проводить психолого-педагогическое изучение детей с разными нарушениями;

 на основании диагностики определять пути коррекционной работы;

 квалифицированно решать вопрос о направлении ребенка в специальное образовательное учреждение (школьное или дошкольное) и об организационных формах обучения.

Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер

Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские

занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая

работа)

Самостоятельная

работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК- 01, ОК-2, ОК-5, ОК-7, ОП-1



Тема 1

Конспекты лекции 1, презентации




реферирование,

Рабочая тетрадь

Тема 1

Письменный опрос


ОК- 02, ПК-7, ПК-8, ПК-9


Тема 2

Конспекты лекции 2, презентации

Конспекты нормативных документов

реферирование

Рабочая тетрадь Тема 2


Тесты


ОК- 05, ПК-7, ПК-8, ПК-9



Тема 3

Конспекты лекции 3, презентации




реферирование,

Рабочая тетрадь

Тема 3

Письменный опрос

ОК-7, ПК-7, ПК-8, ПК-9



Тема 4

Конспекты лекции 4, презентации




реферирование,

Рабочая тетрадь

Тема 4

Письменный опрос


2. Объем дисциплины и виды учебной работы

(по заочной форме обучения)

Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час


Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

ППД детей с нарушениями речи

Лекции

4







Практические/семинарские










Лабораторные

12







Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен







4

Общий объем часов по дисциплине

16

56

72


Краткое содержание курса

Тема 1. Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики. Место психодиагностики в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития. Задачи ППД: выявление детей с проблемами в развитии, определение их образовательных потребностей; определение путей коррекции и компенсации нарушений; определение оптимального педагогического маршрута. Теоретико-методологическая основа ППД. Взгляды Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского на проблему изучения нарушений развития. Принципы ППД: комплексность, системный анализ нарушений, динамическое изучение, качественно-количественный анализ результатов. Роль ППД на разных этапах развития ребенка. Прогностическое значение психодиагностики нарушений развития.

Тема 2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Психологические средства. Основные методы ППД — наблюдение, эксперимент. Дополнительные методы — анализ документации, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности ребенка. Наблюдение. Естественный психолого-педагогический эксперимент. Патопсихологический эксперимент. Обучающий эксперимент. Экспериментально-психологические методики изучения познавательной деятельности и личности. Методы изучения речи. Дифференциальная психометрия. Тестирование: репрезентативность, надежность, валидность тестов. Нейропсихологическое изучение детей. Рисуночные тесты: их место в изучении ребенка с отклонениями в развитии. Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к организации и проведению обследования детей с отклонениями в развитии. Методическое обеспечение психодиагностического процесса. Заключение по результатам психологического изучения ребенка. Особенности обследования детей в зависимости от возраста и характера нарушений (сенсорные, моторные, речевые). Педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии в условиях образовательного учреждения. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с нарушением развития: ее назначение, требования к составлению, использование в практике образовательных учреждений.

Тема 3. Психолого-педагогическая диагностика в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития. Психолого-педагогическая диагностика и ее значение для организации психокоррекционных, психопрофилактических мероприятий, психолого-педагогического консультирования и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Психолого-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения: состав, задачи, организация и содержание деятельности, документация. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Нормативно-правовая база деятельности. Цель, задачи, состав, организация работы. Оборудование для обследования детей. Документация. Особенности изучения детей в ПМПК. Психолого-педагогический диагноз. Психолого-медико-педагогическая консультация. Задачи, организация и содержание работы.

Тема 4. Дифференциальная диагностика. Понятие «сходные состояния», «дифференциально-диагностические критерии». Задачи дифференциальной диагностики. Значение дифференциальной диагностики для комплектования специальных образовательных учреждений и организации коррекционно-развивающего процесса. Особенности дифференциального диагноза при интеллектуальных, речевых, сенсорных, двигательных нарушениях, при сложных (комплексных) дефектах. Отграничение умственной отсталости от сходных состояний как важнейшая задача дифференциальной диагностики. Основные критерии отграничения умственной отсталости от сходных состояний.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б8 «Психолого-педагогическая...
Б8 «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая...
Б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 12. Психолого-педагогическая коррекция
Целью курса “Психолого-педагогическая коррекция” является изучение и практическое освоение способов психологической помощи детям,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине б в. Дв. 12. 1 Педагогическая конфликтология для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс опд. В. 04 Психолого-педагогическая антропология
Ознакомление с основными теоретическими положениями антропологии; основными принципами антропологического подхода в общей и клинической...
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Современные методы коррекции и реабилитации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая диагностика нарушений речи» iconРабочая программа учебная
Б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск