Школы двфу





Скачать 147.8 Kb.
НазваниеШколы двфу
Дата публикации03.05.2015
Размер147.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Направление— 050400.68. Психолого-педагогическое образование
Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные педагогические технологии, Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия, Психология управления образованием
Форма подготовки (очная)

Название школы ДВФУ: Школа педагогики

Название кафедры: Теории и методики профессионального образования

курс - 1 семестр - 2

лекции - 12 (час.)

практические занятия - 18 (час.)

лабораторные работы

консультации

всего часов аудиторной нагрузки - 30 (час.)

самостоятельная работа - 42 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет

экзамен – 2 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2010 г. N 376).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования, протокол № 12 от «13» июня 2012 г.
Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. 2012 г.

Составитель: Невзорова М.А.
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Психология интеллекта» рассчитана на студентов магистратуры, имеющих базовую подготовку бакалавра или специалиста в области педагогики или психологии

Целью освоения дисциплины является развитие личностной (интеллектуальной) компетентности студента магистратуры через теоретическое и практическое погружение в проблематику феномена развития интеллекта, основных концепций и подходов по его изучению; рассмотрение сущности интеллектуальной продуктивности и интеллектуальных стилей; а также, через освоение диагностического инструментария по данному разделу психологии.

Задачи дисциплины:

  1. Осветить историю становления психологии интеллекта.

  2. Продемонстрировать различные подходы к проблеме интеллекта, раскрыть понимание интеллекта как особой формы организации ментального опыта.

  3. Научить студентов ориентироваться в особенностях организации ментального опыта.

  4. Развить способность к критическому анализу концептуальных подходов к интеллекту разного типа.

  5. Освоить умения разрабатывать методические приемы, направленные на формирование интеллектуальных способностей обучающихся на основе собственного педагогического опыта.

В результате освоения дисциплины магистрант должен

знать:

  • понятие о когнитивной системе индивида, ее структуре, базовых процессах.

  • различные методологические подходы к изучению феномена «интеллект».

  • строение ментального опыта индивида как основы для построения обогащающей педагогической модели.

уметь:

  • разрабатывать дидактические развивающие материалы.

  • применять методические приемы, обогащающие интеллект учащихся.

  • проектировать интеллектуально обогащающие формы педагогического взаимодействия.

владеть:

  • диагностиками интеллектуальных способностей.

  • приёмами диагностики метакогнитивной осведомленности.

  • приемами развития своего интеллектуального потенциала.

В результате изучения дисциплины студент должен будет овладеть следующими компетенциями:

  • способностью с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКОД-1),

  • готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы (ПКОД-2),

  • способностью проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9),

  • способностью выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9),

  • способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8).


I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Раздел 1. Подходы и основные определения интеллекта (4 час.)

Тема 1.1. Объяснительные подходы к проблеме интеллекта (2 час.)

Феноменологический подход. Генетический подход. Социокультурный, подход. Процессуально - деятельностный подход. Образовательный подход. Информационный подход. Функционально - уровневый подход. Регуляционный подход.

Тема 1.2. Интеллект как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (2 час.)

Интеллект - в широком смысле - совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле – мышление.

Интеллект - форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего.

Раздел 2. Интеллект как особая форма организации ментального опыта личности (4 час.)

Тема 2.1. Ментальный опыт, ментальные структуры, ментальное пространство, ментальные репрезентации (2 час.)

Ментальный опыт – это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности.

В ментальном опыте выделяются три типа элементов различной природы: метальные структуры, ментальные пространства и ментальные репрезентации. Также, в данном модуле рассматриваются интеллектуальные возможности личности, как базовый психологический ресурс, лежащий в основе самодостаточной, продуктивной жизнедеятельности.

Согласно современным теориям интеллекта, принято понимание интеллекта как особой формы организации ментального опыта личности.

Тема 2.2. Интеллектуальное воспитание и интеллектуальные возможности личности, психологическая целостность; индивидуальный познавательный стиль (2 час.)

Интеллект - комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре. Интеллект - интегральное проявление способностей знаний, умений. Интеллект - а) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; б) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; в) способность к решению проблем без проб и ошибок в «уме».

Раздел 3. Когнитивные стили (4 час.).

Тема 3.1. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей (2 час.)

Природа когнитивных стилей, под которыми принято понимать присущие человеку индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении.

Полезависимость/поленезависимость, узкий/широкий диапазон эквивалентности, узость/широта категории, ригидный/гибкий познавательный контроль, толерантность к нереалистическому опыту, фокусирующий/сканирующий контроль, сглаживание/заострение, импульсивность/рефлективность, конкретная/абстрактная концептуализация, когнитивная простота/сложность; соотношение стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности.

Тема 3.2. Интеллектуальные способности (2 час.)

Классификация и содержание интеллектуальных способностей и сущность их психических процессов по М.А. Холодной.

Интеллектуальные возможности личности, как базовый психологический ресурс, лежащий в основе самодостаточной, продуктивной жизнедеятельности.
II. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части курса

Практические занятия (18 час.)

Занятие 1. Классификация интеллектуальный способностей (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

      1. Классификация содержание интеллектуальных способностей

      2. Сущность психических процессов (М.А. Холодная).

Занятие 2. Подбор методик для выявления интеллектуальных способностей (2 час.)

  1. Методики для изучения когнитивных способностей

  2. Составление кратких методических рекомендаций по инструментам диагностики интеллектуальных способностей школьников с учётом их возрастной периодизации.

Занятие 3. Подбор методик для выявления интеллектуальных способностей (2 час.)

Подобрать и провести обследование на выявление когнитивного опыта в рамках своей профессиональной деятельности

    1. Разработать и описать методические приемы из собственного педагогического опыта (2-3), направленных на формирование интеллектуальных способностей обучающихся.

    2. Провести защиту выбранных приемов

Занятие 4. Индивидуальный познавательный стиль (2 час.)

  1. Индивидуальный познавательный стиль – способность к индивидуальным специфическим формам познания.

  2. Уровни развития интеллекта происходит на четырех горизонтальных уровнях: когнитивном, метакогнитивном, интенциальном, способности.

Занятие 5. Когнитивное развитие (2 час.)

  1. Методы обучения, способствующие когнитивному развитию.

  2. Декларативная и процедурная информация

  3. Взаимодействие человека с информацией сильно отличается от полной объективной фиксации воспринимаемых данных

  4. Когнитивные схемы (У.Найссер). Когнитивные структуры.

  5. Связь научных понятий определенными общелогическими (причинно-следственными, родо-видовыми, функциональными и т.п.) и специфическими предметными (явление-опыт, опыт-величина, опыт-закон и т.п.) видами связей.

Занятие 6. Типы интеллектуальных стилей (2 час.)

Раскрыть содержание диагностик индивидуальных способов постановки и решения проблем.

1. Рассмотреть три типа интеллектуальных стилей (по Р. Стернбергу), которые проявляются в выборе профессиональной деятельности и в способах решения профессиональных задач.

2.Презентация выбранных стилей

3.Составление аннотированного каталога типов интеллектуальных стилей, которые проявляются в выборе профессиональной деятельности и в способах решения профессиональных задач; обоснованный подбор к ним 2-3 диагностик.

4.Представление результатов работы в форме ментальной карты

Занятие 7. Модели интеллекта (2 час.)

Вопросы для обсуждения

1.Рассмотрите: модель Ч. Спирмена; модель Л. Терстоуна; модель Дж. Гилфорда; модель Р.Б. Кеттелла

2.Постройте интеллект карты, указав как можно больше логических связей между представленными моделями

3.Презентуйте составленные карты

4.Сравните с другими картами

5. По итогам составьте небольшое суждение по вопросам модели интеллекта

6.Составление SWAT-анализа по каждой модели.

Занятие 8. Особенности организации когнитивного опыта (2 час.)

Провести обследование по выявлению особенностей организации когнитивного опыта, используя следующие методики:

2.Представить результаты

Занятие 9. Функция в регуляции поведения как основной критерий выделения интеллекта как психологического конструкта (2 час.)

Определить основные критерии для выделения конструкта интеллекта (по М.А. Холодной)

Проведение диагностики интеллектуального стиля на любой экспериментальной группе взрослых в рамках своей профессиональной деятельности.
III. контроль достижения целей курса

Работа студентов в семестре предполагает текущий контроль успеваемости, позволяющий вести мониторинг знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами: вопросы и задания для самопроверки, тестовые задания по содержанию (см. «Контрольно-измерительные материалы»).

По итогам семестра предусмотрена промежуточная аттестация в форме экзамена.

Вопросы к экзамену:

  1. Виды мышления и типы репрезентаций

  2. Формирование понятий, суждения, умозаключение.

  3. Тестологические теории интеллекта

  4. Подходы в изучении интеллекта.

  5. Атрибутивные процессы. Теория каузальной атрибуции.

  6. Влияние эмоций на восприятие и внимание.

  7. Влияние эмоций на память и на мышление.

  8. Перцептивная защита. Принцип защиты и настороженности.

  9. Подходы к когнитивному развитию: теория бихевиоризма, психоаналитическая традиция,

  10. Концепция Ж. Пиаже.

  11. Альтернативы теории Ж. Пиаже.

  12. Глобальные теории когнитивного развития после Пиаже.

  13. Проблема определения понятия «интеллект».

  14. Системный подход к исследованию интеллекта.

  15. Биологические теории интеллекта.

  16. Иерархические теории интеллекта.

  17. Социальный интеллект.

  18. Эмоциональный интеллект.

  19. Развитие интеллекта в онтогенезе.

  20. Факторные теории интеллекта.

  21. История становления психологии интеллекта

  22. Методологические предпосылки когнитивной науки

  23. Проблема порогов чувствительности.

  24. Законы Г. Фехнера и С. Стивенса.

  25. Виды сенсорной информации.

  26. Принципы гештальта.

  27. Восприятие формы, движения, пространства.

  28. Законы восприятия

  29. Функции внимания

  30. Структурные модели внимания.

  31. Формы памяти, типы памяти.

  32. Семантическая организация памяти.

  33. Модули переработки. Взаимодействие модулей при переработке информации.

  34. Теория «множественного интеллекта» Х.Гарднера.

  35. Понятие о g-факторе и его трактовки.

  36. Теория интеллекта Р.Стернберга.

  37. Теория интеллекта М.А.Холодной.

  38. Теория интеллекта Л.М.Веккера.

  39. Исследования интеллекта В.Н.Дружининым и его учениками.

  40. Интеллект и личность.

  41. Интеллект и творчество.

  42. Быстрые методы оценки интеллекта.

  43. Методы исследования социального интеллекта.

  44. Методы исследования эмоционального интеллекта.

  45. Методы исследования практического интеллекта.


IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - Спб.: Питер, 2010. – 712 с.

  2. Особенности взаимодействия больших полушарий при решении когнитивных задач разного уровня. Под. ред. П.Н. Ермакова. М: Кредо. 2010. 188 с.

  3. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

  4. По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования по когнитивной психологии Изд-во: Бахрах-М. 2012. – 182 с.

  5. Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. Изд-во: Новое знание (Минск), 2008. – 376 с.

  6. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2008. – 687 с.

  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – М.: Проспект, 2012. – 458 с.

Электронные ресурсы

1. http://www.alleng.ru/d/psy/psy166.htm Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М., 2008. – 352 с.

2. http://www.alleng.ru/d/psy/psy167.htm Возрастная психология. Конспект лекций. Хилько М.Е., Ткачева М.С. – М., 2010. – 194 с.

3. http://www.alleng.ru/d/psy/psy070.htm Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

Дополнительная литература

  1. Стернберг Р. Практический интеллект.- СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

  2. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / О.К. Тихомиров. - М.: Академия, 2002. - 288с.

  3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - Спб.: Питер, 2002. – 264 с.

  4. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с.

  5. Андерсен Дж. Когнитивная психология. – СПб., 2002. – 362 с.

  6. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс. 2000. – 288 с.

  7. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: учебное пособие для вузов: в 2 т.: т.2 / Б.М. Величковский. - М.: Академия: Смысл, 2006. – 432 с.

  8. Гейвин Х. Когнитивная психология. Изд-во Питер, 2003. – 266 с.

  9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

  10. Занков Л.В. Избранные педагогические труды, 1990. – 198 с.

  11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004 - 384 с. 

  12. Лабунская В.А. Теоретические подходы к проблеме измерения уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения как составляющей социального и эмоционального интеллекта // Социальный и эмоциональный интеллект личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С.228-264.

  13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – Спб.: Питер, 2004.– 320 с.

  14. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб.пособие: в 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 384 с.

  15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб.пособие: в 2 кн. Кн. 2. Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения / Е. И. Рогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 480 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школы двфу iconТурции Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности...
Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности «Социология» Школы гуманитарных наук (УФ) двфу
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Школы двфу iconШколы двфу школа биомедицины
Название кафедры – Продукты питания из растительного сырья и технологии живых систем
Школы двфу iconШколы двфу школа биомедицины
Заведующий кафедрой продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем
Школы двфу iconШколы двфу
Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма...
Школы двфу iconШколы двфу
Направление– 050400. 68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Психология управления образованием Форма подготовки...
Школы двфу iconШколы двфу
Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма...
Школы двфу iconЛичная жизнь и семья Происхождение
Подготовила Литовченко Любовь, студентка бакалавриата 3 курса специальности «История и Обществознание» Школы педагогики двфу
Школы двфу iconСтрахи детей младшего школьного возраста
Подготовила студентка II курса, специальности «Педагогика и психология» Высшей школы педагогики двфу заводиленко Алёна
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Школы двфу iconО кафедре в 2011 году в рамках слияния крупнейших вузов Приморья...
Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного...
Школы двфу iconТрадиционная корейская система семейных ценностей
...
Школы двфу iconШколы двфу
Рабочая программ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Школы двфу iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск