Школы двфу





Скачать 110.94 Kb.
НазваниеШколы двфу
Дата публикации15.02.2015
Размер110.94 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы



лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
ТРАДИЦИОННОЕ И КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Направление— 050400.68. Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа: Креативные педагогические технологии

Форма подготовки (очная)
Название школы ДВФУ: Школа педагогики

Название кафедры: Теории и методики профессионального образования

курс 2 семестр 4

лекции - 6 (час.)

практические занятия - 12 (час.)

лабораторные работы - 12 ( час.)

всего часов аудиторной нагрузки - 30 (час.)

самостоятельная работа - 78 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет

экзамен - 4 семестр
Рабочая программ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.).
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол № 12 от «13» июня 2012 г.
Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н __________2012г.
Составители: Косолапова Ю.В., Шемилина Е.М.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


АННОТАЦИЯ
Данная учебная дисциплина разработана для студентов направления 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерской программы «Креативные педагогические технологии», 2 курс. Данный курс входит в вариативную часть профессионального цикла и логически и содержательно связан с такими дисциплинами, как: «Психологические процессы и состояния человека», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Когнитивная психология».

Цель:

  • обеспечение научно-методологической и практико-методической основы педагогической деятельности в контексте креативного образования

Задачи:

  1. Сформировать представление о креативном образовании; актуализация современных требований к образованию в условиях постиндустриального общества.

  2. Раскрыть специфику креативного образования.

  3. Способствовать формированию готовности к обновлению профессиональной педагогической деятельности.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • философские основания креативного образования;

  • концептуальные положения креативного образования;

  • основные принципы дидактической эвристики и теории креативного обучения (А.В. Хуторской и др.);

  • основные характеристики креативной образовательной среды, технологии ее создания, принципы ее мониторинга;

  • специфику профессиональной деятельности педагога в креативном образовании.

Уметь:

  • проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

  • ориентироваться в современных тенденциях, подходах, принципах современного образования;

  • организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов);

  • применять креативные методы обучения в психолого-педагогической деятельности;

  • создавать креативную образовательную среду.

Владеть:

  • методологией психолого-педагогического исследования;

  • способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности;

  • способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения;

  • способностью создавать научные тексты по заданной логической структуре;

  • способами создания и мониторинга креативной образовательной среды.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

  • способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

  • способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

  • способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

  • готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

  • способность разрабатывать и реализовывать индивидуально - ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5);

  • способность совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКОД-8);

  • способность проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9);

  • способность к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКОД-10).


I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Раздел 1. Образование постиндустриальной парадигмы (6 час.)

Тема 1.1. Образование XXI века: смена парадигм, ценности, проблемы (4 час.)

Сравнительный анализ образования индустриального и постиндустриального общества. Специфика постиндустриального образования. Парадигмальные изменения. Кен Робинсон о современном образовании. Осмысление феноменов: педагогика творчества, креативная педагогика, педагогическая инноватика. Составление сравнительная таблица в контексте парадигмальных изменений образования.
Тема 1.2. Философские основы креативного образования (2 час.)

Гершунский Б.С. о философии образования для XXI века: специфика, проблемы, перспективы. Вагин Ю. об особенностях креативной личности. Составление интеллект-карты по содержанию темы.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Практические занятия (12 час.)

Раздел 2. Дидактические основания креативного образования» включает три темы (12 час.)

Занятие 1, 2. Тема 2.1. Современная дидактика: содержание, процесс обучения, учебное сообщество (4 час.)

Проблемы современной дидактики. Раскрытие содержания и особенностей традиционного и креативного процесса обучения через сопоставление по ключевым параметрам: целеполагание, ведущий подход и метод, ведущие принципы и характер процесса обучения, функции обучающего и обучаемого, стиль организации образовательного процесса, результаты. Сильные и слабые стороны каждого. Многоуровневое непрерывное креативное образование.
Занятие 3, 4. Тема 2.2. Креативная образовательная среда: сущность, характеристики (4 час.)

Раскрытие сущности понятий «среда», «креативная среда», «образовательная среда», «креативная образовательная среда». Основные требования к креативной образовательной среде: высокая степень неопределённости и проблемности, непрерывность, преемственность, принятие обучающегося, включение его в активную образовательную деятельность (по К.Г. Кречетникову). Педагогические условия формирования креативной образовательной среды.
Занятие 5, 6. Тема 2.3. Дидактическая эвристика (4 час.)

Дидактическая эвристика как теория эвристического обучения (по А.В. Хутороскому). Истоки дидактической эвристики. Ключевые понятия: эвристическое обучение, эвристический метод, эвристическое задание, индивидуальная образовательная траектория, эвристическая ситуация, образовательный продукт, рефлексия, креативная компетенция, портфолио. Специфика эвристического обучения. Семь принципов дидактической эвристики. Формы дидактической эвристики: индивидуальные, коллективно-групповые, индивидуально-коллективные. Методы дидактической эвристики: когнитивные, креативные, оргдеятельностные.
Лабораторные работы (12 час.)

Раздел 3. «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности педагога в креативном образовании» (12 час.)

Занятие 1, 2, 3. Тема 3.1. Педагог креативной школы: миссия, цели, ценности (6 час.)

Специфика современного этапа развития системы образования. Ценностно-смысловое отношение педагога к профессиональной деятельности. Интегральные характеристики труда педагога (по Л. М. Митиной): педагогическая направленность, педагогическая компетентность и эмоциональная гибкость. Две модели поведения педагога (по Л.М. Митиной): адаптивное поведение (модель 1) и профессиональное развитие (модель 2). Значимость профессиональной педагогической рефлексии.
Занятие 4, 5, 6. Тема 3.2. Профессиональная педагогическая деятельность: специфика и обновление (6 час.)

Участие в учебной конференции в рамках интернет-форума по содержанию раздела. Тема интернет-форума «Обновление профессиональной деятельности педагога: проблемы и пути решения». Возможное место расположение интернет-форума – виртуальная среда ПримВики.
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Контроль предусматривает различные формы: составление сравнительной таблицы, составление интеллект-карты, создание электронного продукта - документ общего доступа для совместного редактирования в виртуальной среде ПримВики, составление аннотированного интернет-каталога эвристических методов обучения, написание рефлексивного эссе, участие студентов в учебной конференции в рамках интернет-форума, тестирование (см. Контрольно-измерительные материалы), вопросы к экзамену.

Вопросы к экзамену

1. Характеристика образования постиндустриальной парадигмы.

2. Философские основы креативного образования.

3. Содержание современной дидактики.

4. Новые цели и задачи современного образования.

5. Предпосылки возникновения креативного образования.

6. Креативное образование: основные принципы и подходы.

7. Сущность креативного образовательного процесса.

8. Содержательный компонент креативного обучения.

9. Специфика креативной образовательной среды.

10. Актуальные проблемы креативного образования.

11. Специфика креативных педагогических технологий.

12. Триада Учитель-Ученик-Деятельность в креативном образовании.

13. Педагогика творчества, креативная педагогика, педагогическая инноватика: черты сходства и различие.

14. Дидактическая эвристика: принципы, методы, формы.

15. Инновационные идеи дидактических систем (по А.В. Хуторскому).

16. Методы и средства активизации творческого мышления в процессе обучения.

17. Научные исследования в области креативной образования: обзор ключевых источников.

18. Современный педагог: миссия, цели, ценности.

19. Педагогическая рефлексия в инновационной деятельности педагога.

20. Условия готовности педагога к обновлению профессиональной деятельности.
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые и реферативные работы не предусмотрены учебным планом.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Богданова Р.У. Гуманитарные ориентиры исследования творческой индивидуальности человека (педагогический аспект). – СПб.: Книжный дом, 2008. - 304 с.

  2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: пособие для системы профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.

  3. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. – М.: Приоритет-МВ, 2009. – 48 с., Ил. 17.

  4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. – М.: Академия, 2007. – 352 с.

  5. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. – М., 2009. – 360 с.

  6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.

  7. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.: МГУ, 2009. – 416 с.

Дополнительная литература

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Автореф. дис. . докт. психол. наук: 19.00.07. СПб , 2003. - 44 с.

  2. Барышева Т. А., Альбицкая Т. А., Сеничева И. О. Комплекс профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования // Процесс непрерывности в системе дополнительного образования.- СПб.: РИО «Свет», 1997. С. 58 - 66.

  3. Барышева Т. А. «Анаграммы» (Диагностический урок творчества)// Эвристические технологии в эстетическом воспитании младших школьников. Серия Эстетическая библиотека учителя. Вып № 3. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И, Герцена, 2000. - С. 23 - 27.

  4. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. – 216 с.

  5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. – М.: Совершенство, 1998. – 605 с.

  6. Давыдова В. В. Теория развивающего обучения – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

  7. Зеер Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. – 2002. - № 3.

  8. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев.– Гомель, 1976.

  9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200 с.

  10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., Смысл.2001. – 365 с.

Электронные ресурсы

  1. http://www.psichology.vuzlib.net/book_o717_page_1.html Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы. - Вагин Ю. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персонологии и психопатологии. - Глава 7. Психология креативной личности. - г. Пермь, 2002. – 29 с.

  2. http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/19ecca5220b6984fc325757600462132 Гендина Н.И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч.1) // Информационное общество, 2008, вып. 5-6. – С. 78-83.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школы двфу iconТурции Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности...
Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности «Социология» Школы гуманитарных наук (УФ) двфу
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Школы двфу iconШколы двфу школа биомедицины
Название кафедры – Продукты питания из растительного сырья и технологии живых систем
Школы двфу iconШколы двфу школа биомедицины
Заведующий кафедрой продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем
Школы двфу iconШколы двфу
Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма...
Школы двфу iconШколы двфу
Направление– 050400. 68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Психология управления образованием Форма подготовки...
Школы двфу iconШколы двфу
Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма...
Школы двфу iconЛичная жизнь и семья Происхождение
Подготовила Литовченко Любовь, студентка бакалавриата 3 курса специальности «История и Обществознание» Школы педагогики двфу
Школы двфу iconСтрахи детей младшего школьного возраста
Подготовила студентка II курса, специальности «Педагогика и психология» Высшей школы педагогики двфу заводиленко Алёна
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Школы двфу iconО кафедре в 2011 году в рамках слияния крупнейших вузов Приморья...
Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного...
Школы двфу iconТрадиционная корейская система семейных ценностей
...
Школы двфу iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Школы двфу iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск