Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф





Скачать 54.36 Kb.
НазваниеПроблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф
Дата публикации06.08.2013
Размер54.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФОРМООБРАЗОВАНИЕ»

Казаченко А.В.

Научный руководитель – Редько И.Ф.

Сибирский федеральный университет, г.Красноярск
На современном этапе развития общества большое внимание обращается на творческий подход к выполняемому делу. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях. Соответственно люди творческих профессий не только реализуют собственные художественные, эстетические потребности, но и оказывают существенное влияние своей деятельностью на социум вообще. Поэтому крайне важно способствовать развитию пространственно-образного мышления, творческих и художественных способностей, вкуса, воображения, чувства гармонии и т.д.

Специальность «Педагог профессионального обучения. Дизайн» - очень насыщена в плане получаемых студентами знаний и умений. Помимо обширной базы в области педагогики, студенты осваивают курс художественных дисциплин. Анализируя требования, предъявляемые к специалисту, обозначенные в ГОСе, можно выделить ряд качеств, позиционирующих специалиста как творческую личность, с высокоразвитыми художественными способностями, мышлением.

Можно сказать, что процесс «художественного конструирования» требует не только различных технических знаний, но особо важен здесь и творческий потенциал человека.

В настоящее время в педагогике активно разрабатывается проблема развития творческих способностей.

Изучение природы творческого мышления должно быть основано на комплексном исследовании различных компонентов мыслительной деятельности человека. Таким образом, например, тесно связывают коэффициент интеллекта человека и уровень развития творческих способностей. «В исследованиях Дж.Гилфорда и П.Кристиансена было выявлено, что при низком IQ практически не бывает проявлений творческой одаренности» [1].

Существует множество вариантов и способов развития творческих способностей. В педагогике распространено мнение, что творческое мышление учащихся эффективно формируется в результате выполнения специальных «творческих» заданий.

Сложность развития и, прежде всего, оценки творчества заключается в определении критериев, выявление которых до сих пор вызывает затруднения у ученых по всему миру. В отечественной психологии в ранний период исследований творчества единственным источником суждения о качествах творческой личности служили биографии, автобиографии, мемуары и другие литературные произведения, содержащие «самопризнания» выдающихся людей — художников, ученых, изобретателей.

«Путем анализа и обобщения такого материала были выделены наиболее яркие признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции, интеллекта, характера, мотивации деятельности» [3].

Ряд требований, представляющихся наиболее адекватными, представлены в данной работе в качестве требований к выполнению творческих заданий и оценки уровня креативности учащихся.

В настоящее время представлены два подхода к развитию творческого мышления. Первый представляет собой генерацию идей и замыслов с помощью использования заданного алгоритма действий. Этот подход выражает стремление к проектированию логической системы, которая бы вела людей к научным открытиям, изобретениям и т.п. «О такой логике мечтал средневековый схоласт Раймон Луллий, предложивший проект машины, с помощью которой, по его убеждению, можно было получать все возможные истины. В настоящее время такая тенденция ярко представлена направлением «машинного моделирования интеллектуальной деятельности» и рядом других направлений, ставящих своей целью разработку алгоритмов для решения творческих задач изобретателями, учеными и т. п.» [2].

Вторая тенденция отрицает алгоритмизацию процесса творчества. Однако не исключает возможности управления творчеством. Суть данного подхода – в создании условий для развития творческих способностей. Комплекс таких условий весьма многообразен. «Он начинается с ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности творца, созданием творческого климата в научно-исследовательском коллективе и т. д.».

При создании любого проекта важно соблюдать гармонию между используемыми элементами, выбирать в большей степени подходящую концепцию, организовывать «пространство» таким образом, чтобы при наименьших затратах воплотить в жизнь идеи заказчика. Это может касаться самых различных отраслей дизайна: от создания визиток до проектирования интерьера. Потому актуально преподавание комплекса дисциплин, направленных на приобретение столь необходимых человеку указанной специальности качеств. В контексте рассматриваемого ВУЗа (ИППС СФУ) можно выделить блок художественных дисциплин, отвечающих за развитие художественных способностей: живопись, рисунок, пластическая анатомия, история и теория дизайна, основы инженерно-технического обеспечения дизайна, проектирование, история стилей, архитектура, компьютерная графика. Одной из заключительных дисциплин, интегрирующих в себе полученные знания и умения, является «Формообразование».

Интерес к данному курсу вызван его длительностью (4 семестра). Таким образом, существует возможность проследить развитие тех или иных способностей на протяжении длительного периода, разнообразием видов используемых работ (самостоятельные аудиторные и внеаудиторные задания, курсовой проект). На примере указанной дисциплины рассмотрим развитие творческих способностей у студентов ИППС.

Анализируя собственный опыт обучения и результаты работ студентов нашего института (3, 4, 5 курсы), можно сказать о сложности выполнения творческих самостоятельных заданий. Особенно это прослеживается на первых этапах обучения. Студенты затрудняются придумать идею работы, выбрать средства и способы, наиболее подходящие для ее реализации. Т.е. мы видим противоречие между творческим смыслом задания и недостаточной способностью учащихся создавать непосредственно саму идею будущей работы по заданной тематике.

Исходя из вышесказанного, выявляется проблема - недостаточное развитие творческих способностей у студентов. А также сложность выявления прогресса в развитии творческого мышления при обучении.

В настоящее время существует необходимость инновационных изменений в подготовке студентов в связи с тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только знания, но и умения в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения.

Задача педагога - направить творческое мышление учащегося, создать стимул для творческого поиска новых путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи внимание уделяется методу проектов. Современный образовательный проект - это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. 

Предполагается, что использование инновационных технологий обучения по дисциплине «Формообразование» будет способствовать развитию творческих способностей студентов.
Список использованных источников


  1. Дружинин, В. Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений / В. Н. Дружинин // Интеллект и творчество: сб. науч. тр. РАН. Ин-т психологии / Отв. ред. А. Н. Воронин. - М., 1999. – С. 5-29.

  2. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. – 280 с.

  3. Тихомиров, О. К. Психологические исследования творческой деятельности. – М.: Наука, 1975. – 256 с.

  4. Клег, Б. Интенсивный курс по развитию творческого мышления. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 392 с.

  5. Боно. Э. де. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005. - 415 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconСоздание условий для развития познавательных и творческих способностей...
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconВласть как центральная проблема гуманитарного дискурса круглов Р....
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconРасширение диапазона мероприятий (олимпиады, выставки, конкурсы,...
Специфика применения информационных технологий одаренными учащимися при изучении дисциплины «Компьютерная графика и дизайн полиграфической...
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью дисциплины является овладение студентами практической позицией в изучении важнейших проблем развития музыкально-ритмических...
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconМихаленко А. О. научный руководитель д и. н. Дернова Н. А. Сибирский...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconТворческий отчет
Эвм. При изучении компьютерной графики, наверное, самой сложной задачей является развитие творческих способностей учеников. Творчество...
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconРазвитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности
Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой...
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного...
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентами...
Цель самостоятельной работы студентов состоит в обучении студентов навыкам работы с научно-теоретической литературой, практическими...
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconТема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся»
Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconСтатья на Фестивале педагогического творчества Приемы развития творческих...
Ашанина Марина Яковлевна, классный руководитель 5А класс, спецкурс по культуре речи 5, 9, 10 клссы
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconПрограмма внеурочной деятельности (художественно эстетическое направление)...
Внеурочная деятельность в гимназии является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для развития интеллектуальных...
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconУльтразвуковое воздействие как способ повышения качества сульфидных...
Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся...
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconКонкурс на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых...
В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи...
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучая тему «Природные зоны России», которая включает 8 часов, большое внимание уделяю развитию познавательного интереса и творческих...
Проблема развития творческих способностей у студентов при изучении дисциплины «формообразование» Казаченко А. В. Научный руководитель – Редько И. Ф iconУ к а з
В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск