Скачать 54.36 Kb.
|
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФОРМООБРАЗОВАНИЕ» Казаченко А.В. Научный руководитель – Редько И.Ф. Сибирский федеральный университет, г.Красноярск На современном этапе развития общества большое внимание обращается на творческий подход к выполняемому делу. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях. Соответственно люди творческих профессий не только реализуют собственные художественные, эстетические потребности, но и оказывают существенное влияние своей деятельностью на социум вообще. Поэтому крайне важно способствовать развитию пространственно-образного мышления, творческих и художественных способностей, вкуса, воображения, чувства гармонии и т.д. Специальность «Педагог профессионального обучения. Дизайн» - очень насыщена в плане получаемых студентами знаний и умений. Помимо обширной базы в области педагогики, студенты осваивают курс художественных дисциплин. Анализируя требования, предъявляемые к специалисту, обозначенные в ГОСе, можно выделить ряд качеств, позиционирующих специалиста как творческую личность, с высокоразвитыми художественными способностями, мышлением. Можно сказать, что процесс «художественного конструирования» требует не только различных технических знаний, но особо важен здесь и творческий потенциал человека. В настоящее время в педагогике активно разрабатывается проблема развития творческих способностей. Изучение природы творческого мышления должно быть основано на комплексном исследовании различных компонентов мыслительной деятельности человека. Таким образом, например, тесно связывают коэффициент интеллекта человека и уровень развития творческих способностей. «В исследованиях Дж.Гилфорда и П.Кристиансена было выявлено, что при низком IQ практически не бывает проявлений творческой одаренности» [1]. Существует множество вариантов и способов развития творческих способностей. В педагогике распространено мнение, что творческое мышление учащихся эффективно формируется в результате выполнения специальных «творческих» заданий. Сложность развития и, прежде всего, оценки творчества заключается в определении критериев, выявление которых до сих пор вызывает затруднения у ученых по всему миру. В отечественной психологии в ранний период исследований творчества единственным источником суждения о качествах творческой личности служили биографии, автобиографии, мемуары и другие литературные произведения, содержащие «самопризнания» выдающихся людей — художников, ученых, изобретателей. «Путем анализа и обобщения такого материала были выделены наиболее яркие признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции, интеллекта, характера, мотивации деятельности» [3]. Ряд требований, представляющихся наиболее адекватными, представлены в данной работе в качестве требований к выполнению творческих заданий и оценки уровня креативности учащихся. В настоящее время представлены два подхода к развитию творческого мышления. Первый представляет собой генерацию идей и замыслов с помощью использования заданного алгоритма действий. Этот подход выражает стремление к проектированию логической системы, которая бы вела людей к научным открытиям, изобретениям и т.п. «О такой логике мечтал средневековый схоласт Раймон Луллий, предложивший проект машины, с помощью которой, по его убеждению, можно было получать все возможные истины. В настоящее время такая тенденция ярко представлена направлением «машинного моделирования интеллектуальной деятельности» и рядом других направлений, ставящих своей целью разработку алгоритмов для решения творческих задач изобретателями, учеными и т. п.» [2]. Вторая тенденция отрицает алгоритмизацию процесса творчества. Однако не исключает возможности управления творчеством. Суть данного подхода – в создании условий для развития творческих способностей. Комплекс таких условий весьма многообразен. «Он начинается с ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности творца, созданием творческого климата в научно-исследовательском коллективе и т. д.». При создании любого проекта важно соблюдать гармонию между используемыми элементами, выбирать в большей степени подходящую концепцию, организовывать «пространство» таким образом, чтобы при наименьших затратах воплотить в жизнь идеи заказчика. Это может касаться самых различных отраслей дизайна: от создания визиток до проектирования интерьера. Потому актуально преподавание комплекса дисциплин, направленных на приобретение столь необходимых человеку указанной специальности качеств. В контексте рассматриваемого ВУЗа (ИППС СФУ) можно выделить блок художественных дисциплин, отвечающих за развитие художественных способностей: живопись, рисунок, пластическая анатомия, история и теория дизайна, основы инженерно-технического обеспечения дизайна, проектирование, история стилей, архитектура, компьютерная графика. Одной из заключительных дисциплин, интегрирующих в себе полученные знания и умения, является «Формообразование». Интерес к данному курсу вызван его длительностью (4 семестра). Таким образом, существует возможность проследить развитие тех или иных способностей на протяжении длительного периода, разнообразием видов используемых работ (самостоятельные аудиторные и внеаудиторные задания, курсовой проект). На примере указанной дисциплины рассмотрим развитие творческих способностей у студентов ИППС. Анализируя собственный опыт обучения и результаты работ студентов нашего института (3, 4, 5 курсы), можно сказать о сложности выполнения творческих самостоятельных заданий. Особенно это прослеживается на первых этапах обучения. Студенты затрудняются придумать идею работы, выбрать средства и способы, наиболее подходящие для ее реализации. Т.е. мы видим противоречие между творческим смыслом задания и недостаточной способностью учащихся создавать непосредственно саму идею будущей работы по заданной тематике. Исходя из вышесказанного, выявляется проблема - недостаточное развитие творческих способностей у студентов. А также сложность выявления прогресса в развитии творческого мышления при обучении. В настоящее время существует необходимость инновационных изменений в подготовке студентов в связи с тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только знания, но и умения в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения. Задача педагога - направить творческое мышление учащегося, создать стимул для творческого поиска новых путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления. В этой связи внимание уделяется методу проектов. Современный образовательный проект - это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Предполагается, что использование инновационных технологий обучения по дисциплине «Формообразование» будет способствовать развитию творческих способностей студентов. Список использованных источников
|
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей... Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей» | Власть как центральная проблема гуманитарного дискурса круглов Р.... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, выставки, конкурсы,... Специфика применения информационных технологий одаренными учащимися при изучении дисциплины «Компьютерная графика и дизайн полиграфической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью дисциплины является овладение студентами практической позицией в изучении важнейших проблем развития музыкально-ритмических... | ||
Михаленко А. О. научный руководитель д и. н. Дернова Н. А. Сибирский... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | Творческий отчет Эвм. При изучении компьютерной графики, наверное, самой сложной задачей является развитие творческих способностей учеников. Творчество... | ||
Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного... | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентами... Цель самостоятельной работы студентов состоит в обучении студентов навыкам работы с научно-теоретической литературой, практическими... | Тема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских | ||
Статья на Фестивале педагогического творчества Приемы развития творческих... Ашанина Марина Яковлевна, классный руководитель 5А класс, спецкурс по культуре речи 5, 9, 10 клссы | Программа внеурочной деятельности (художественно эстетическое направление)... Внеурочная деятельность в гимназии является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для развития интеллектуальных... | ||
Ультразвуковое воздействие как способ повышения качества сульфидных... Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся... | Конкурс на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых... В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучая тему «Природные зоны России», которая включает 8 часов, большое внимание уделяю развитию познавательного интереса и творческих... | У к а з В целях поддержки талантливой молодежи, пропаганды научных знаний и творческих достижений, выявления и развития у российской молодежи... |