Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые»





Скачать 101.67 Kb.
НазваниеУрок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые»
Дата публикации16.09.2014
Размер101.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Умыганская средняя общеобразовательная школа»


Урок математики в 6 классе по теме:

«Перпендикулярные прямые»
Учитель математики

Дружинина И.А.

2010 г.
Краткая аннотация урока
Класс: 6

Тема урока: Перпендикулярные прямые

Тип урока: Изучение нового материала

Цели: Ввести определение перпендикулярных прямых, перпендикулярных отрезков (лучей)

Задачи: Научить строить перпендикулярные прямые;

Развивать навыки построения геометрических фигур;

Развивать логическое мышление

Приобретаемые навыки детей: построение перпендикулярных прямых

Формы организации работы детей: индивидуальная и фронтальная работа
Технологические особенности
Технические условия: кабинет математики, оборудованный 1ПК

Используемое оборудование: 1ПК, мультимедийное оборудование.

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: Новый материал (№ 115601); Слайд-резюме №1 (№115381); Новый материал (№115601); Справочник (№ 115374); Закрепление нового материала №2 (№ 115250); Проблема-упражнение I. №2 (№ 115553); Закрепление нового материала №3 (№ 115238); Слайд-резюме №3 (№ 115349).

Используемые ресурсы из других общедоступных источников: нет
Описание урока

  1. Организационный момент.

- Проверьте все ли готово у вас к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, линейка, чертежный треугольник, цветные карандаши.

  1. Сообщение темы урока и цели.

- Тема нашего урока: «Перпендикулярные прямые» (слайд 1). В 5 классе вы познакомились с разными углами. Один из них назывался прямой. Сегодня этот угол нам поможет узнать многое о перпендикулярных прямых. На этом же уроке вы научитесь строить перпендикулярные прямые.



  1. Устная работа.

- Но для начала нам нужно вспомнить некоторые геометрические фигуры. Посмотрите и скажите, какие геометрические фигуры изображены? Какими особенностями обладают эти фигуры? (слайд 2).



- Пересекутся или нет изображенные фигуры? Почему? (слайд 3).



  1. Вводная беседа.

- Изучая геометрические фигуры, вы уже не раз встречались с перпендикулярными прямыми. Например, смежные стороны прямоугольника перпендикулярны. Как убедиться в том, что две линии (прямые) перпендикулярны? С древних пор строители проверяли перпендикулярность стены основанию дома с помощью отвеса, то есть грузика на веревке. Отсюда и произошло название перпендикуляра: латинское «перпендикулярис» означает «отвесной». Чтобы построить перпендикуляр к прямой, достаточно построить прямой угол. Это вы умеете делать с помощью чертежного треугольника и с помощью транспортира.


  1. Изучение нового материала.


- Итак, давайте выясним, какие прямые называют перпендикулярными.

- Прямые АВ и MN пересекаются , но не образуют 4 прямых угла. Прямые CD и MN пересекаются и образуют 4 прямых угла (слайд 4) – ЦОР «Новый материал (№ 115601). Кадр 1-3».

- Такие прямые называются перпендикулярными. В математике слово «перпендикулярные» обозначают знаком «». Если при пересечении двух прямых образуется один прямой угол, то и три остальных угла тоже будут прямыми (слайд 4) - ЦОР «Новый материал (№ 115601). Кадр 4».


- Итак, перпендикулярными называются две прямые, при пересечении которых образуется четыре прямых угла (слайд 5) – ЦОР «Слайд-резюме №1 (№115381)».

- Вы узнали какие прямые называются перпендикулярными. Пришло время научиться стоить перпендикулярные прямые. И начнем мы с построение перпендикулярной прямой через точку, лежащую на данной прямой.

- Сначала строим произвольную прямую а, потом отмечаем на прямой произвольную точку М. Берем чертежный треугольник и совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М. Теперь можно провести прямую b вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника. Мы построили две перпендикулярные прямые, через точку, лежащую на данной прямой (слайд 6).



  1. Физминутка


- Сядьте равно. Руки положите за спины. Не поворачивая головы посмотрите на окно, на стенд на противоположной стороне, наверх, на парту, на доску. Закройте глаза, представьте голубое небо. Откройте глаза. Руки положите на стол. Продолжим…


  1. Изучение нового материала.


- Теперь самостоятельно попробуйте построить две перпендикулярные прямые через точку не лежащую на данной прямой.

- Проверим ваш алгоритм построения:

        1. Строим произвольную прямую.

        2. Отмечаем точку вне прямой.

        3. Прикладываем чертежный треугольник.

        4. Проводим перпендикулярную прямую (слайд 7).


- Ребята, попробуйте провести через эту же точку еще одну перпендикулярную прямую. Получилось? Какой вывод можно сделать? Правильно: через любую точку плоскости можно провести единственную прямую, перпендикулярную данной (слайд 8).

- Отрезки (или лучи), лежащие на перпендикулярных прямых, так же называют перпендикулярными отрезками (или лучами) (слайд 9).


- Подведем мини-итог. Если прямые перпендикулярны, то… Если при пересечении двух прямых образуются четыре прямых угла, то … (слайд 10) – ЦОР «Справочник (№ 115374)»



  1. Закрепление нового материала.


- Вставьте пропущенные слова (слайд 11-12) – ЦОР «Закрепление нового материала N2 (N 115250)»



- Пришла пора применить полученные знания при решении геометрических задач: «В треугольнике АВМ угол А – прямой. Установите, перпендикулярны ли прямые:

  1. АВ и АМ;

  2. АВ и ВМ;

  3. ВМ и АМ.

- Как ответить на этот вопрос? (Обычно дети отвечают «нужно построить треугольник», поэтому есть смысл потренироваться в построении перпендикулярных прямых) (слайд 13).


- А есть ли другой способ определить, перпендикулярны ли прямые? (обязательно найдется ученик, который по названию угла определит нужные прямые, если нет, то стоит детей подвести к этой простой версии).

- Как по рисунку доказать, что прямые перпендикулярны? Конечно нам поможет чертежный треугольник или транспортир. (слайд 14) – ЦОР «Закрепление нового материала №3 (№ 115238)»

- Конечно же, многие задачи можно решить устно путем логических рассуждений, не делая чертежи. Давай те попробуем:

«1. Прямые СЕ и МР пересекаются в точке К. Угол СКР равен 900. Найдите остальные три угла, образовавшихся при пересечении СЕ и МР.

2. Прямые СМ и ОЕ пересекаются в точке К. Один из углов, образовавшихся при пересечении – прямой. Образовался ли при этом хотя бы один не прямой угол?

3. Прямые АВ и ОС пересекаются в точке М. Один из углов, образовавшихся при пересечении – не прямой. Образовался ли при этом хотя бы один прямой угол?» (слайд 15)



  1. Дополнительное задание


- (Если на уроке останется время, то можно выполнить еще одно задание с проверкой). Откройте учебники на странице 234, задание номер 1341. Прочитайте внимательно задание и выполните его в тетради (слайд 16)


- И последнее. На чертежах не все углы можно проверить чертежными инструментами, так как величины углов искажаются при изображении. Как вы знаете из курса 5 класса, что прямой угол имеет специальное обозначение на чертежах, это нам и поможет понять, что угол прямой (слайд 17) – ЦОР «Слайд-резюме N3 (N 115349)»



  1. Подведение итогов.


- Какие прямые называют перпендикулярными? Какие отрезки и какие лучи называют перпендикулярными? С помощью каких чертежных инструментов строят перпендикулярные прямые?


  1. Домашнее задание


- п. 43, стр. 232, № 1349 (а), № 1350, № 1351, № 1353 (а) (слайд 18)


ПРИЛОЖЕНИЕ:
Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем на прямой произвольную точку М.

  3. Берем чертежный угольник и совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М.

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.


Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем на прямой произвольную точку М.

  3. Берем чертежный угольник и совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М.

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.


Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем на прямой произвольную точку М.

  3. Берем чертежный угольник и совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М.

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.



Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем на прямой произвольную точку М.

  3. Берем чертежный угольник и совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М.

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.



Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем на прямой произвольную точку М.

  3. Берем чертежный угольник и совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М.

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.



Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем на прямой произвольную точку М.

  3. Берем чертежный угольник и совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М.

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.



Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем на прямой произвольную точку М.

  3. Берем чертежный угольник и совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М.

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.



Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем на прямой произвольную точку М.

  3. Берем чертежный угольник и совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М.

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.


Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, не лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем вне прямой произвольную точку М.

  3. Прикладываем чертежный треугольник

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.


Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, не лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем вне прямой произвольную точку М.

  3. Прикладываем чертежный треугольник

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.


Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, не лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем вне прямой произвольную точку М.

  3. Прикладываем чертежный треугольник

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.


Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, не лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем вне прямой произвольную точку М.

  3. Прикладываем чертежный треугольник

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.


Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, не лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем вне прямой произвольную точку М.

  3. Прикладываем чертежный треугольник

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.


Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, не лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем вне прямой произвольную точку М.

  3. Прикладываем чертежный треугольник

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.


Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, не лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем вне прямой произвольную точку М.

  3. Прикладываем чертежный треугольник

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.


Алгоритм построения перпендикулярных

прямых через точку, не лежащую на прямой.

  1. Строим произвольную прямую а.

  2. Отмечаем вне прямой произвольную точку М.

  3. Прикладываем чертежный треугольник

  4. Проводим прямую б вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconПерпендикулярные прямые. Цель урока
Два угла называются смежными, если у них одна сторона общая, а другие стороны являются дополнительными прямыми
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок математики в 6 классе. Тема
Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа»....
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок математики в 6 классе по теме: «Раскрытие скобок»
Составила: Ломакина Л. И., учитель математики первой категории моу нагорненская сош
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок математики в 5 классе по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Доли. Обыкновенные дроби»
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части»
Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей...
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconКонспект урока в 1 классе с использованием интерактивной доски
Урок математики в 1 классе по теме: Число и циф­ра Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи)
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок Открытый урок математики в 1 классе по теме
Тема урока: Название компонентов и результата действия сложения: слагаемые, сумма
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок математики во 2 классе по теме: «Письменные приемы сложения...
Урок математики во 2 классе по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.» Закрепление...
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок математики во 2 классе по теме: «Прямой угол»
...
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрока Урок математики проведён в 1 классе по теме Способы сложения и вычитания числа 1
По основной дидактической цели данный урок является уроком ознакомления с новым материалом
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок математики в 4 классе по теме «Двойные неравенства»
Данный урок является третьим в теме «Неравенство» и опирается на тему «Решение неравенств». Знакомство с неравенствами имеет важное...
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок математики в 5 классе по теме: «Действия с натуральными числами»....
Моу «Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный Перелюбского района Саратовской области»
Урок математики в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые» iconУрок математики в 1 классе по теме
«Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением отдельных предметов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск