Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания





Скачать 56.17 Kb.
НазваниеТема урока: Источники звука. Звуковые колебания
Дата публикации18.09.2014
Размер56.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока: « Источники звука. Звуковые колебания»
Цели урока: 1.Ввести понятие источника звука;

2.Показать причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями;

3.Расширить кругозор знаний учащихся по теме «Звуковые колебания».
Оборудование:

1.компьютер;

2.проектор;

3.камертон с резонатором;

4. воздушный шарик;

5.линейка металлическая;

6. штатив с лапкой;

7.теннисный шарик на нити.
Ход урока.


  1. Организационный этап.

  2. Повторение опорных знаний


Учитель: Сегодняшний наш урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. Сегодня вы узнаете, что является источником звука, что такое звуковые колебания, как они возникают, где практически применяются в жизни.

Мир звуков так многообразен,

Богат, красив, разнообразен,

Но всех нас мучает вопрос…

Откуда звуки возникают,

Что слух наш всюду услаждают?

Пора задуматься всерьёз.

В грозу мы слышим рокот грома,

Вот шум прибоя, плеск волны.

Другие звуки нам знакомы…

Сегодня мы понять должны

Причину и природу звука,

Что слышим мы то, здесь то там.

Спасибо физике!

Наука поможет разобраться нам!
Объяснение нового материала



Опыт №1: металлическая линейка зажатая одним концом в тисках.

? что вы наблюдали?

? какой можно сделать вывод?

Колеблющееся тело создаёт звук.( причина возникновения звука)
Опыт№2: с камертоном и теннисным шариком подвешенным на нити вблизи вилки.

Вы слышите звук, который издаёт камертон, но колебания вилки зубьев камертона не видны. Чтобы убедиться в том, что колебания действительно происходят, осторожно пододвинем его к теннисному шарику и увидим, что шарик начинает совершать периодические движения.

- звук порождается любым колеблющимся телом.
Опыт№3: опыт с воздушным шариком; (проткнём его- шарик лопается с громким звуком)

за счёт чего создаётся звук?

Воздух в шарике находится в сжатом состоянии. Если шар проколоть, воздух резко расширяется и создаёт звуковую волну.

Итак, звук создаёт не только колеблющееся, но и резко изменяющееся в объёме тело. Очевидно, что во всех случаях происходит быстрое перемещение слоёв воздуха, т.е. возникает звуковая волна.

Звуковая волна невидима. Но её можно услышать и зарегистрировать с помощью физических приборов, в том числе и с помощью компьютера.

Проведём опыт с камертоном с пером. Резиновым молоточком ударяем по камертону. Почему колебания есть, а звук не слышен? Оказывается, человеческое ухо воспринимает звук только в диапазоне от 16 Гц до 20000 Гц, - это слышимый звук.
(сообщение уч-ся «Голосовой аппарат человека»)

Есть звуки, не слышимые человеческим ухом. Это инфразвук (частота колебаний меньше 16 Гц) и ультразвук ( частота больше 20000 Гц)

---- ИНФРАЗВУК ---
В 20-годах прошлого века ученые обратили внимание на странные явления, вызываемые низкочастотными (ниже 16 Гц) колебаниями. Интерес к ним возник после одного загадочного происшествия. В Марселе рядом с научным Центром была построена небольшая фабрика. Вскоре после её пуска в одной из научных лабораторий обнаружили странные явления. Пробыв в помещении пару часов, исследователь становился абсолютно тупым: с трудом решал даже несложную задачу.

Колебания частотой 7 Гц опасно воздействуют на мозг человека, возможно, потому, что эта частота соизмерима с периодом альфа-ритмов, одной из составляющих биотоков мозга. При совпадении частоты инфразвуковых колебаний с частотой сокращения сердца у подопытных животных лопались кровеносные сосуды: они не выдерживали возросшего напора крови. Это конечно, экспериментальные крайности.

Вообще же инфразвуки возникают при сильном ветре и морском волнении, во время грозы и землетрясения, они сопровождают работу различных промышленных установок и средств транспорта. Раздражающие нас шумы звуковой частоты легко зафиксировать приборами и измерить их интенсивность, в то время как инфразвук для шумомеров почти неуловим. Мы говорим «почти», ибо за последние годы научились регистрировать и низкочастотные колебания, которые подсказывают приближение землетрясения или страшного для прибрежных стран цунами.

Инфразвуки во многих случаях неблагоприятно воздействуют на психику человека. Почему это происходит , пока ещё не ясно. Но одно несомненно: человек небезразличен к инфразвукам, они рефлекторно вызывают отрицательные эмоции. Поэтому от инфразвуков желательно себя ограждать.
--- УЛЬТРАЗВУК ---
Ультразвуки давно и тщательно исследуются. Эти колебания оказывают сильное воздействие на живой организм: нити водорослей разрываются, живые клеточки лопаются, кровяные тельца разрушаются; мелкие рыбы и лягушки умерщвляются за 1-2 мин; температура тела испытуемых животных повышается.

Неслышимый ультразвук находит применение в медицине, как и невидимое ультрафиолетовое излучение. Особенно успешно применяется ультразвук в металлургии: для обнаружения неоднородностей, раковин, трещин и других дефектов в толще металла. Метод состоит в том. Что испытуемый металл покрывают плёнкой масла и облучают ультразвуком. Звук рассеивается неоднородными участками металла, образуя как бы звуковую тень, и неоднородности так чётко вырисовываются на фоне равномерной ряби, покрывающей масляный слой, что получившуюся картину можно фотографировать.
Закрепление изученного материала.

Для закрепления предлагаю сыграть в игру «Верно-неверно». Я зачитываю ситуацию, а вы поднимаете табличку с соответствующей надписью и поясняете свой ответ.

- Верно ли, что источником звука является любое колеблющееся тело? ( верно)

- Верно ли, что в зале, заполненном публикой. Музыка звучит громче, чем в пустом? ( неверно, пустой зал является резонатором.)

- Верно ли, что комар быстрее машет крыльями, чем шмель?

( верно, звук производимый комаром, выше, сл-но, выше и частота колебаний крыльев.)

- Верно ли, что колебания звучащего камертона быстрее затухают, если его ножку поставить на стол? ( верно, колебания камертона передаются столу.)

- Верно ли, что летучие мыши видят с помощью звука? ( верно, они излучают ультразвуковой импульс, а затем слушают отражённый сигнал.)

- Верно ли, что некоторые животные «предсказывают» землетрясение, ощущая инфразвук? ( верно, слоны чувствуют землетрясение за несколько часов и при этом крайне возбуждаются.)

- Верно ли, что инфразвук вызывает психические расстройства у людей? ( верно)

- Верно ли, что на Луне произошёл взрыв, например извержение вулкана. Мы услышим его на Земле? ( неверно)
Слова, слова,….
КВЗУ - звук

РАМТНОКЕ - камертон

ТРЬАКЗУВЛУ - ультразвук

ФРАКВЗУНИ - инфразвук

ОКЛАБЕИНЯ - колебания
Итог урока:

На уроке мы выяснили, что

- любое колеблющееся тело создаёт звук;

- звук распространяется в воздухе в виде звуковых волн;

- звуки бывают слышимые и неслышимые;

- ультразвук – это неслышимый звук, частота колебания которого выше 20кГц;

- инфразвук – это неслышимый звук с частотой колебаний ниже 16 Гц;

- ультразвук широко применяется в науке и технике.
Д/З: §34.упр.29.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconУрок физики в 9 классе Тема урока: «Звук. Источники звука»
«Механические колебания и волны. Звук»; сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны; объяснить причинно- следственную...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconТема: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Цель урока
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconКонспект урока по физике в 9 классе тема «Звук». Цели урока
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconРаспоряжение
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconПреддипломная штурманская
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconКонспект воспитательного мероприятия *
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconРеализация программ здоровьесбережения в доу
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: ввести понятие источника звука; показать причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями;...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconБюллетень новых поступлений в библиотеку игма за I квартал 2013 года
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconБюллетень новых поступлений в библиотеку игма за IV квартал 2012 года
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский...
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconКонспект занятия №1 по физическому воспитанию в суо для студентов III курса в осеннем семестре
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconПрограмма модуля «Нарушение речи у слабослышащих детей» Направление:...
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconПрограмма модуля «Логопедическая работа после кохлеарной имплантации»...
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconПлан – график должностного (внутрисадовского) контроля мбдоу детский...
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания iconПрограмма модуля «Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями...
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск