Скачать 56.08 Kb.
|
Школа: МОУ «Толиковская СОШ» Чебоксарского района ФИО преподавателя: Андреева Надежда Константиновна Категория: I квалификационная Стаж работы: 15 лет Предметная область: Русский язык Ступень обучения учащихся: Начальная школа (1 класс) Тема урока: Буква е после мягких согласных Аннотация: Урок проводится в 1 классе. На этом уроке учащиеся должны научиться читать слова с буквой е, обозначающей звук э в слиянии с мягким согласным. Урок начинается с повторения пройденного о звуках и буквах. Далее рассматривая рисунки, разбирая слова учащиеся знакомятся с тремя «работами» буквы е. (Е обозначает два звука йэ – слияние, если стоит в начале слова или после гласного звука. Буква е обозначает мягкость предшествующего согласного. В слиянии она обозначает гласный звук э.) Описание оборудования: Компьютер для учителя; Мультимедийный проектор; Рабочие тетради для учеников, слайды к уроку Портрет А.Л. Барто Задачи:
Организационная форма проведения урока: урок с использованием компьютера и мультимедийного проектора. Поэтапное описание урока:
(Слайды 2,3,4,5,6,7;)
5. «Открытие» нового знания. 5 минуты (Слайд 10) 6. Вывод. 7. Физкультминутка (1 минута.) Слайд 11 8. Работа по учебнику. 10 минут 9. Работа в тетрадях. 5 минут 10. Закрепление изученного. – 5 минут 11. Итог урока. 2 минуты Ход урока
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, поговорим об особенной букве.
- Сегодня с нами на уроке будет работать Знайка. А сейчас он предлагает вам игру «Дополни предложение» (Слайды 2,3,4,5,6,7;) 1.) Звуки бывают … 2.) Звуки слышим, буквы … 3.) В слове столько слогов, сколько … 4.) После твёрдых согласных пишутся гласные … 5.) После мягких согласных пишется гласная … - Как отличить согласный звук от гласного? (При произношении согласного звука воздух встречает преграду: губы, зубы, язык. А при произношении гласного - нет.) Чтение стихотворения Валентина Берестова о гласных и согласных. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. С-с-с … - змеиный слышен свист. Ш-ш-ш … - шуршит опавший лист. Ж-ж-ж … - шмели в саду жужжат. Р-р-р … - моторы тарахтят.
- Какова тема нашего урока? (Буква Е) - Для чего мы изучаем буквы Е, е? (Чтобы уметь читать и писать слова с этими буквами) - Когда появилась в волшебной стране Знаний буква Е, её сразу спросили, что она умеет делать. - Я умею делать три работы, - сказала Е. - Какие же это три работы? Вот это мы должны понять и запомнить. 4. Повторение пройденного материала. - 10 минут Разбор слов. а) (Слайд 8) Тут ели. - Произносите хором слово ели по слогам. - Сколько слогов в слове ели? - Произносите первый слог протяжно. - Что слышите? (Слияние, в котором два звука. Это слияние мягкого согласного с гласным звуком.) - Произносите второй слог. Из чего он состоит. (Из слияния мягкого согласного с гласным.) Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первым слогом? (Букву Е) Схема Ели - - Где стоит буква Е? (В начале слова) - Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова) б) (Слайд 9) Роет нору. Суслик – грызун. Зверёк небольших размеров, окраска меха по спине бурая с белыми крапинками, грудь и брюхо желтоватые. Суслики живут на склонах оврагов и вдоль дорог в глубоких норах. На зиму залегает в спячку. Они питаются семенами трав и зерновых культур. - Произносите протяжно слово роет. - Сколько звуков слышится в этом слове? (Пять) - А сколько в нём букв? (Четыре) - Почему так? (Буква Е обозначает два звука) - После какого звука следует Е? (После гласного о) Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного.) 5. «Открытие» нового знания. (Слайд 10) Три вопроса – это три работы буквы е. Так мы знаем одну её работу, то можем открыть один вопросительный знак. Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласной. На доске: се ле ве не ке те Дети читают хором за учителем. - Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко) - Какой вывод можно сделать? (Буква е пишется после мягких согласных) - Мы ответили на второй вопрос. Е обозначает мягкость согласного в слиянии. - Какой гласный слышится в этих слияниях? (Слышится звук э) - Звук э гласный или согласный? (Гласный) - Какой делаем вывод? (Буква е обозначает гласный звук э и показывает мягкость согласного звука) - Мы ответили на третий вопрос. Е обозначает гласный звук э в слиянии с мягким согласным. 6. Вывод. - Теперь вы всё знаете о букве Е. - Какие три работы она выполняет? (Е обозначает два звука йэ – слияние, если стоит в начале слова или после гласного звука. Буква е обозначает мягкость предшествующего согласного. В слиянии она обозначает гласный звук э.) 7. Физкультминутка (1 минута.) Слайд 11 8. Работа по учебнику. 1) Упражнение в чтении слов. Стр.56 2) (Слайд 12) - Рассмотрите внимательно рисунки и скажите одним словом что тут? (игрушки) а) Вспомним стихотворения А.Л. Барто Мишка, Лошадка, Самолёт, Кораблик, Флажок. Мишка. Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Васе равно его не брошу – Потому что он хороший. Самолёт. Самолёт построим сами, Понесемся над лесами. Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме. Лошадка. Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Кораблик. Матросская шапка, Верёвка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня: - Прокати капитан! Флажок Горит на солнышке Флажок, Как будто я Огонь зажёг. б) самостоятельное чтение вполголоса. в) Произносительные упражнения. Корзина, собрала, они, в корзине, флажки. г) Упражнения в громком чтении. д) Ответы на вопросы по тексту: - Кому дал брат корзину? - Что собрала в корзину Лена? - Как зовут куклу Лены? 9. Работа в тетрадях. 10. Закрепление изученного. – 5 минут - Следующее задание от Знайки - соотнесите рисунки и схемы. (Слайд 12) Посмотрите внимательно на рисунки и назовите три слова подходящие к этим схемам. - Проверим и ответим на вопрос: сколько звуков и сколько букв в этих словах? 1) Жук – 3 звука, 3 буквы; 2) Ели – 4 звука, 3 буквы. 3) Лес – 2 звука, 3 буквы; 11. Итог урока. - Какую букву изучили сегодня? Что вы узнали о букве е? Что было интересно? Что трудно? 12. Домашнее задание. Подготовить рассказ о любимой игрушке. |