Кафедра экологии и природопользования





Скачать 318.9 Kb.
НазваниеКафедра экологии и природопользования
страница1/3
Дата публикации28.02.2015
Размер318.9 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > География > Основная образовательная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ, ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС-СИСТЕМ
КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Л.В. ЯКИМЕНКО
ГЕОЭКОЛОГИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины

Основная образовательная программа

022000.62 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2013

ББК 20

Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» составлена в соответствии с требованиями ООП: 022000.62 «Экология и природопользование» на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Л.В. Якименко, д.б.н., заведующая кафедрой «Экологии и природопользования»
Утверждена на заседании кафедры экологии и природопользования от 26.04.2011 г.,протокол № 8, редакция 2013 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института информатики, инноваций и бизнес-систем


© Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2013

ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Геоэкология» является одной из фундаментальных дисциплин общепрофессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 022000.62 экология и природопользование, которая позволит будущему бакалавру свободно разбираться в вопросах оценки и всестороннего анализа воздействия человеческой деятельности на объекты окружающей среды и реакций компонентов биосферы на эти воздействия.

Учебная дисциплина «Геоэкология» является одним из интегральных учебных географических курсов, отвечающих принципам комплексного университетского образования. Он направлен на формирование представлений о неразрывном единстве всех компонентов географической среды, знаний об образующих ее структуру геосистемах. Курс «Геоэкология» базируется на анализе глобальных геоэкологических проблем человечества, особенностях их регионального и локального проявления. В нем рассматриваются теоретические и методологические основы геоэкологии, различные подходы к изучению изменений географической среды, происходящих в ходе естественных тенденций ее развития и антропогенного воздействия, геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных геосистем, возможные пути решения геоэкологических проблем и т. д. Изучение этого курса позволит студентам углубить свои знания в области разработки основ оптимизации взаимодействия человека и природы.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цели освоения учебной дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины является: формирование представлений о закономерностях функционирования геосистем крупного иерархического ранга в условиях глобального воздействия человека на природу.

  • Задачи дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Научиться ориентироваться в существующем множестве понятий о взаимоотношениях и взаимодействии в системе «природа – общество»;

  • Иметь представление об особенностях антропогенного воздействия на различные геосферные оболочки и о методах оценки возникающего экологического риска;

  • Изучить образование сложных природно-территориальных комплексов и природно-хозяйственных систем, а также особенности антропогенного воздействия на природные и искусственные экосистемы.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)
Дисциплина является частью фундаментальной подготовки студентов по направлению 022000.62 «Экология и природопользование». Читается на третьем году обучения студентов. Для успешного освоения дисциплины «Геоэкология» студенты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла бакалавриата: «Геология», «География», «Почвоведение», а также дисциплин профессионального цикла: «Общая экология», «Экологические катастрофы», «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества», «Прикладная экология», «Учение о гидросфере», «Учение об атмосфере».

В структуре учебного плана дисциплина «Геоэкология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин ООП 022000.62 «Экология и природопользование».

Знания и владения, полученные при изучении дисциплины «Геоэкология» позволят студенту расширить компетенции, полученные при изучении предшествующих дисциплин бакалавриата, а также развить научно-методологическую культуру мышления, соответствующую современной практике решения сложных системных задач в области экологии и природопользования.
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Таблица 1. Формируемые компетенции

Направление подготовки

Компетенции

Составляющие компетенции

022000.62

Экология и природо-пользование

ПК-4

Иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды

Знания:

теоретических основ геоэкологии


Умения:

применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач

Владения:

методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях





ПК-12

знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы


Знания:

основы геоэкологии

Умения:

решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы, применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач

Владения:

методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы, методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях


ПК-13

знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования

Знания:

основы геохимии и геофизики окружающей среды

Умения:



применять экологические методы при решении типовых профессиональных задач

Владения:



методами геохимических и геофизических исследований; методами общего и геоэкологического картографирования, методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях

ПК-14

владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике


Знания:


Умения:


Владения:



основы геоэкологии, основы безопасности при проведении полевых и лабораторных исследований

- проводить комплексные геоэкологические исследования на отраслевом, региональном, а в определенных ситуациях национальном и даже глобальном уровнях, разрабатывать рекомендации по их разрешению

- методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации;

- навыками разработки и осуществления геоэкологического мониторинга



1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения
Общая трудоемкость в семестре составляет 144 часа, 4 зачетные единицы;

При изучении данной дисциплины 34 часа отводится на лекционные занятия, 17 – на практические и 57 часов – на самостоятельное изучение. Промежуточная аттестация – экзамен. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме - 30%
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Контроль успеваемости осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов.

Текущий контроль успеваемости содержит задания, которые способствуют развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник и включает:

  • проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания;

  • участие студента в дискуссиях по основным моментам изучаемой темы;

  • участие студента в семинарах;

  • написание и защиту презентаций по заданным темам;

Помимо индивидуальных оценок используются групповые и взаимооценки:

  • рецензирование студентами работ друг друга;

  • оппонирование студентами отчетов по практическим работам.

Промежуточный контроль предусматривает использование фондов оценочных средств:

  • тестирование.

Промежуточный контроль знаний студентов осуществляется в виде экзамена.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций
Тема 1. Введение в геоэкологию (2 часа). История становления геоэкологии как междисциплинарной науки. История развития геоэкологических взглядов. Основные понятия. Взаимосвязь экосферы и общества.

Тема 2. Естественнонаучные основы геоэкологии (2 часа). Геосферы и экосферы. Энергетические и вещественные особенности экосферы. Роль биоты в функционировании экосферы.

Тема 3. Механизмы устойчивости биосферы (2 часа). Синергетика биосферы. Биоразнообразие. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Реализация экологических ниш. Сукцессии сообществ. Принцип экологической эквивалентности. Охрана природы на основе использования механизмов устойчивости биосферы.

Тема 4. Аксиоматические основы геоэкологии(2 часа). Системообразующая и экологическая роль элементов геосфер. Принципы ограничения разнообразия при выделении инварианта природной системы. Три начала геосистемы. Формы отношений и причинно-следственных связей между элементами экосистем. Действие принципа симметрии П. Кюри в экологии. Иерархические уровни природных систем и принцип иерархической определенности в географо-экологических исследованиях. Границы гео- и экосистем. Свойство континуальности и дискретности географической оболочки и биосферы.

Тема 5. Взаимоотношения общества и природы (2 часа). Социально-экономические факторы экосферы. Основные детерминанты состояния экосферы. Население мира как геоэкологический фактор. Потребление природных ресурсов и «услуг». Виды капитала и богатство стран.

Тема 6. Техногенез и закономерности функционирования современной техносферы (4 часа). Геоэкологическая роль технического прогресса. Рост и развитие. Необходимость изменения стратегии развития. Определение понятия «техногенез». Причины возникновения техногенеза. Техносфера. Общая характеристика функционирования современной техносферы. Состав и структура техносферы. Техносфера и ноосфера. Переход биосферы в ноосферу. Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский и их представления о ноосфере. Окружающая среда как объект антропогенного воздействия. Классификация источников техногенеза. Типы техногенного воздействия. Масштабы техногенного воздействия на окружающую среду. Природно-техногенные системы. Геоэкологические аспекты урбанизации, энергетики, промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

Тема 7. Природные и антропогенные процессы в литосфере (4 часа). Эндогенные и экзогенные процессы. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геопатогенные зоны. Охрана литосферы. Твердые отходы и методы их утилизации. Охраняемые природные территории. Основы рационального природопользования. Безотходные и малоотходные производства. Безотходное потребление. Твердые отходы: городской мусор, ил сточных вод, отходы сельскохозяйственного производства, целлюлоза и бумага, отходы химической промышленности, зола, шлак. Их свойства, переработка, захоронение. Химическая и биохимическая обработка отходов. Термические способы обезвреживания. Использование методов разделения веществ для классификации и утилизации отходов. Экологически безопасное удаление и использование токсичных химических веществ и опасных твердых отходов. Безопасное и экологически обоснованное удаление радиоактивных отходов. Экологически безопасное использование биотехнологий.

Тема 8. Природные и антропогенные процессы в гидросфере (2 часа). Проблема охраны гидросферы. Глобальный круговорот воды и его роль. Водные ресурсы. Регулирование водопотребления. Проблемы качества воды. Водно-экологические катастрофы. Проблемы загрязнения прибрежных зон и открытого моря. Использование морских биологических ресурсов. Загрязнение Мирового океана. Подходы в охране гидросферы: замкнутые водооборотные системы, методы очистки сточных вод. Методы предотвращения загрязнения вод, очистка сточных вод от возбудителей болезней, органических и неорганических соединений, радиоактивных веществ, питательных веществ и термальных загрязнений. Переработка жидкофазных отходов, использование ценных компонентов. Методы уменьшения объема сточных вод. Система оборотного водоснабжения. Озонирование.

Тема 9. Природные и антропогенные процессы в атмосфере (2 часа). Антропогенное загрязнение атмосферы. Парниковый эффект и глобальные изменения климата, методы противодействия. Причины возникновения “озоновых дыр”, последствия их образования и способы устранения. Кислотные осадки, их причины и последствия. Охрана атмосферы: основные загрязнители атмосферы, физико-химические методы очистки воздуха. Методы очистки атмосферы от газообразных и аэрозольных загрязнителей, фтористых соединений, радиоактивных веществ. Методы снижения и предотвращения выбросов загрязнителей в атмосферу. Разработка и реализация новых технологий, отличающихся отсутствием выбросов "парниковых" газов.

Тема 10. Педосфера (2 часа). Антропогенное воздействие на почвы. Почва и кора выветривания. Факторы и процессы почвообразования. Природные процессы почвообразования и почв. Земельный фонд и земельные мировые ресурсы. Экологические функции почв. Загрязнение почв металлами, углеводорода-ми. Загрязнение поверхности Земли твердыми отходами. Искусственные грунты. Загрязнение почвы радионуклидами. Изъятие почв из обо-рота городами. Типы почв по степени антропогенного давления.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями гос впо
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Геология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы заповедного дела» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Кафедра экологии и природопользования iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология...
Кафедра экологии и природопользования iconАвтомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю:...
«За особые успехи в учении» подтвердили уровень знаний на государственной итоговой аттестации (2 золотых медали); 24 выпускника школы...
Кафедра экологии и природопользования iconМетодические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования»

Кафедра экологии и природопользования iconМетодические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования»

Кафедра экологии и природопользования iconКонспект лекций по социальной экологии раздел Экологическое знание:...
Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания...
Кафедра экологии и природопользования iconРабочая программа дисциплины городская биота и методы ее изучения
«Геохимия городских ландшафтов», «Современные проблемы экологии и природопользования». Для освоения материала по дисциплине «Городская...
Кафедра экологии и природопользования iconПрограмма по дисциплине «Ландшафтоведение»
Утверждена на заседании кафедры «Экологии и природопользования» 19 февраля 2014 г., протокол №6
Кафедра экологии и природопользования iconОсновы рационального природопользования: учеб пособие / Е. Р. Магарил....
Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов
Кафедра экологии и природопользования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название)
Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования
Кафедра экологии и природопользования iconРабочая программа дисциплины «Региональная экологическая геология»
Рассмотрено на заседании умк именит, отделение географии, экологии, природопользования и туризма


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск