Скачать 267.82 Kb.
|
МИНОБРАНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС-СИСТЕМ КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Основы заповедного дела Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа 022000.62 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК 20 Рабочая программа учебной дисциплины «Основы заповедного дела» составлена в соответствии с требованиями ООП: 022000.62 «Экология и природопользование" на базе ГОС ВПО Составитель: Л.И. Моисеенко, доцент кафедры «Экологии и природопользования» Утверждена на заседании кафедры «Экологии и природопользования» 19 февраля 2014 г. Протокол № 6 © Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 Введение Проблема территориальных ограничений природопользования, т.е. создания категории особо охраняемых территорий, в настоящее время становится все более актуальной во многих странах мира. Первые государственные заповедники были созданы на рубеже XIX и XX веков в США, Швейцарии и России. С того времени были созданы тысячи охраняемых территорий. По очень приблизительным оценкам их сейчас 70 тысяч и занимают они примерно 10% всей суши. Человечество быстро приближается к пределам устойчивости биосферы и осознает это, но задача ее сохранения оказывается слишком сложной и даже невыполнимой, если и дальше пытаться найти технические решения, при которых кладовая природы оказалась бы неистощимой, а человек оставался бы бездумным и безответственным потребителем даров природы, как это было до сих пор. Ни фундаментальная экология, ни многочисленные частные экологические дисциплины этой проблемы по существу не решают. И не потому, что наука не может дать ответа на вопросы, которые ставит перед нами жизнь, а потому, что научные достижения невозможно непосредственно воплотить в практику, минуя инженерную стадию освоения научных знаний. Эту стадию, переход от классической экологии и геоэкологии как академической научной дисциплины к практике природопользования на определенном историческом этапе взяла на себя специфическая область прикладной экологии — заповедное дело. «Основы заповедного дела» закономерно венчают собой целый цикл экологического обучения. Осваивая эти дисциплины, бакалавры не просто накапливали багаж экологических знаний, но и формировали экологическое мировоззрение, экологический стиль мышления, экологический взгляд на природу и общество. В системе общеобразовательных наук «Основы заповедного дела» тесно связана с такими дисциплинами как «Экология», «География», «Биогеография», «Биосфера», «Основы природопользования». Из роли и места дисциплины «Основы заповедного дела» логически вытекают основные особенности изучения. Бакалаврам предлагается не только продемонстрировать «багаж» полученных за время обучения экологических знаний, но показать умение пользоваться этими знаниями. Дело в том, что заповедное дело развивается, завоевывает заслуженное признание во всем мире, увеличивается число и разнообразие форм охраняемых территорий. В то же время заповедное дело переживает серьезные организационные и финансовые трудности, препятствующие нормальному функционированию заповедников, национальных парков и других категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Не до конца разработана правовая основа деятельности ООПТ. Среди ученых и специалистов имеются довольно серьезные расхождения по вопросам их статуса и функций. В этих вопросах необходимы единые методические подходы, основанные на систематизации данных проведенных исследований и экспериментов на согласованных концептуальных позициях. Данная программа построена в соответствии с учебным планом. Предназначена для бакалавров направления подготовки 022000.62 «Экология и природопользование». 1 Организационно-методические указания 1.1 Цели освоения учебной дисциплины Целью настоящей дисциплины является усвоение основных представлений об организации и способов сохранения природных комплексов. Так как дисциплина «Основы заповедного дела» завершает цикл экологических дисциплин, ее задача — служить тестом на правильное применение фундаментальных экологических законов, принципов, правил на конкретной территории и для выполнения конкретной экологической программы. Научить будущих специалистов правильно пользоваться системой охраняемых природных территорий как инструментом рационализации природопользования. Изучение взаимозависимости и взаимодействия в системе "общество – природа" на определенной территории и с использованием определенного инструментария, а именно– с помощью системы территориальных ограничений природопользования. В задачи курса входит достаточно основательное знакомство с различными категориями охраняемых природных территорий – заповедниками, национальными природными парками, заказниками, памятниками природы, этническими территориями, зелеными зонами и охраняемыми морскими побережьями. В задачи курса входит формирование системы взглядов и усвоение современных научных знаний в области заповедного дела: –глобальные, региональные и локальные экологические проблемы, роль заповедного дела в их решении; – заповедники среди других категорий особо охраняемых природных территорий; – экологические аспекты сохранения биологического разнообразия заповедников; – антропогенные воздействия на природу заповедников; – управление динамикой природных комплексов заповедников; – региональная система охраняемых природных территорий; – охраняемые природные территории и Экологическая программа Приморского края. 1.2 Место дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами) В структуре учебного плана дисциплина «Основы заповедного дела» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла ООП 022000.62 Экология и природопользование. Курс "Основы заповедного дела" завершает цикл экологических дисциплин. Настоящий курс служит тестом на правильное применение фундаментальных экологических законов, принципов, правил на конкретной территории и для выполнения конкретной экологической программы. Контрольно-проверочная роль курса "Основы заповедного дела" предполагает и соответствующее место в структуре учебного плана в конце периода обучения в университете. Для успешного освоения дисциплины «Основы заповедного дела» обучающиеся должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин естественнонаучного цикла бакалавриата: «Биология», «Основы природопользования», «География», «Биогеография», «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» «Правоведение» Промежуточная аттестация – зачет.1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Дисциплина направлена на формирование у бакалавров общих и специальных компетенций. Общие компетенции: -владеть на репродуктивно-творческом уровне базовыми знаниями в области заповедного дела; -способность использовать методологические знания в области организации и управления особо охраняемыми территориями; -способность работать на междисциплинарном уровне, для решения вопросов в области сохранения биоразнообразия; -способность взаимодействия с экспертами в других предметных областях. Специальные компетенции: -знание основ и истории становления специфической области прикладной экологии -способность критически осмысливать развитие теории и практики основ заповедного дела. Приобретенные практические компетенции позволят будущим специалистам устанавливать взаимозависимость и взаимодействие в системе «общество-природа» на определенной территории с использованием определенного инструментария, а именно — с помощью системы территориальных ограничений природопользования. |
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями гос впо | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Геоэкология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 «Экология и природопользование»... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Геология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"... | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Учение о биосфере и устойчивое развитие человечества» составлена в соответствии с требованиями... | Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"... | ||
Кафедра экологии и природопользования Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология... | Автомобильный институт Кафедра экологии и природопользования утверждаю:... «За особые успехи в учении» подтвердили уровень знаний на государственной итоговой аттестации (2 золотых медали); 24 выпускника школы... | ||
Методические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования» | Методические указания к курсу «Современные проблемы экологии и природопользования» | ||
Конспект лекций по социальной экологии раздел Экологическое знание:... Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | Рабочая программа дисциплины городская биота и методы ее изучения «Геохимия городских ландшафтов», «Современные проблемы экологии и природопользования». Для освоения материала по дисциплине «Городская... | ||
Программа по дисциплине «Ландшафтоведение» Утверждена на заседании кафедры «Экологии и природопользования» 19 февраля 2014 г., протокол №6 | Основы рационального природопользования: учеб пособие / Е. Р. Магарил.... Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология человека (название) Цырендоржиева Ольга Жундуевна, к б н., доцент кафедры экологии и природопользования | Рабочая программа дисциплины «Региональная экологическая геология» Рассмотрено на заседании умк именит, отделение географии, экологии, природопользования и туризма |