Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Энгельсский медицинский колледж»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
по специальности среднего профессионального образования
060301 Фармация
базовый уровень подготовки
2011г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060301 «Фармация» Разработчик: Бондаренко Галина Ивановна – преподаватель гигиены и экологии человека.
Рассмотрена на заседании ЦМК «Сестринское дело в клинических дисциплинах».
Протокол № ____________от «___»___________20__г. Утверждена на заседании Методического Совета
Протокол № ____________от «___»___________20__г.
Председатель Методического Совета ______________________Г.А.Зотова
Рецензент:
Е.В. Верижникова, д.м.н., профессор, зав. кафедрой фармации и клинической фармакологии Саратовского филиала медицинского института «РЕАВИЗ»
СОДЕРЖАНИЕ
|
| ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7
| условия реализации учебной дисциплины | 17
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
19
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Гигиена и экология человека» 1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 060301 «Фармация». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Гигиена и экология человека» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности 060301 «Фармация».
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
проводить санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения гигиены и санитарии;
современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;
роль и влияние производственных и социальных факторов на здоровье населения;
гигиенические принципы организации здорового образа жизни;
значение гигиены в фармацевтической деятельности.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Выписка из ФГОС по специальности 060301 «Фармация».
ОК 1,2,4
ОК 11 - 12
ПК 1.3, 1.6
ПК 2.1, 2.2, 2.4
ПК 3.2, 3.5
Фармацевт должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке): Код компетенций
| Содержание
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
| ОК 4.
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 11.
| Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
| ОК 12.
| Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
| Фармацевт должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
Код компетенций
| Содержание
| ПК 1.3.
| Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.
| ПК 1.6.
| Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
| ПК 2.1.
| Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
| ПК 2.2.
| Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
| ПК 2.4.
| Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
| ПК 3.2.
| Организовывать работу структурных подразделений аптеки и осуществлять руководство аптечной организации.
| ПК 3.5.
| Участвовать в организации оптовой торговли.
|
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 36 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 108
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 72
| в том числе:
|
| лекционные занятия
| 32
| практические занятия
| 40
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 36
| в том числе:
|
| Написание доклада, реферата по конкретной теме;
Домашняя работа (работа с учебником, учебно-методическим пособием, составление таблиц, схем, диаграмм логико-дидактических структур по теме занятия, составление алгоритмов действий по теме или разделу дисциплины, решение ситуационных задач, решение или составление кроссвордов, подготовка к практическим занятиям и др.);
Работа с обучающе - контролирующей программой;
Создание презентации, дидактического раздаточного материала по конкретной теме по заданию преподавателя, поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet;
| 10
10
6
10
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Гигиена и экология человека.
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| Компетенции
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Раздел 1.
Понятие о гигиене и экологии.
|
| 4
|
|
| Тема 1.1.Введение. Предмет, задачи, методы гигиены и экологии.
|
| Содержание темы:
|
2
|
1
1
1
1
1
| ОК 1, 4
| 1.
2.
3.
4.
5.
| История возникновения гигиены, экологии, цели, задачи, методы, терминология.
Взаимосвязь экологии и гигиены с другими предметами, изучающими живую и неживую природу.
Основные определения и понятия: экология, гигиена, факториальная экология.
Разделы гигиены и экологии.
Значение гигиены в деятельности аптечных работников.
|
| Самостоятельная работа: Поиск информации в периодической печати, сети Интернет об экологическом состоянии в Саратовской области и регионе.
|
2
|
|
| Раздел 2.
Экологические и гигиенические проблемы воздушной среды
|
| 12
|
|
| Тема 2.1. Экологически значимые свойства воздуха. Погода, климат, микроклимат.
|
| Содержание темы:
|
2
|
2
3 2
3
2
2
| ОК 1,2,4
11,12
| 1.
2. 3.
4.
5.
6.
| Роль воздушной среды в жизни организмов.
Физические свойства воздуха - температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление, электрическое состояние, их гигиеническое значение.
Климат, погода, микроклимат и их влияние на здоровье.
Солнечная радиация и ее влияние на организм.
Влияние микроклиматических условий на производство и хранение лекарственных препаратов.
Требования к микроклимату в основных производственных помещениях аптек.
|
|
| Самостоятельная работа:
1.Подготовить реферат по теме: «Влияние микроклиматических условий на производство и хранение лекарственных препаратов».
2.Составить конспект лекции.
| 2
|
|
| Тема 2.2. Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение.
|
| Содержание темы:
|
2
|
2
2
2
2
| ОК 1,2,4
11
| 1.
2.
3.
4.
| Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение.
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха и его защита. ПДК.
Влияние загрязнителей на здоровье и быт населения.
Законодательство РФ по защите воздушной среды.
|
| Практические занятия: 1. Воздух как фактор окружающей среды. Гигиеническая оценка микроклимата закрытых помещений.
| 4
|
|
|
| Самостоятельная работа: Подготовка сообщения на тему: «Законы РФ по защите атмосферного воздуха».
| 2
|
|
| Раздел 3.
Экологическое и гигиеническое значение воды.
|
| 12
|
|
| Тема 3.1. Значение воды. Роль водного фактора в формировании здоровья населения.
|
| Содержание темы:
|
2
|
2
2 2
3
| ОК 1,2, 4, 11
| 1.
2. 3.
4.
| Физиологическая роль воды в организме.
Роль воды в распространении инфекционных и неинфекционных заболеваний, особенности водных эпидемий, геохимические эндемии.
Загрязнение и самоочищение водоемов.
Санитарная охрана водоемов и перспективы состояния водных ресурсов планеты.
| Тема 3.2. Санитарно-гигиеническое значение воды.
|
| Содержание темы:
|
2
|
3
3
2
2
| ОК 1,2,4, 11
| 1.
2.
3.
4.
| Санитарно-гигиеническое значение воды.
Источники водоснабжения и их гигиеническая характеристика.
Методы улучшения качества питьевой воды.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды в соответствии с СанПиН «Питьевая вода».
|
| Практическое занятие: 1.Роль водного фактора в формировании здоровья населения.
2. Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды.
| 4 2
2
|
|
|
| Самостоятельная работа: 1.Создание мультимедийной презентации на тему: «Санитарное состояние водоснабжения в г.Энгельсе».
2.Подготовить реферат на тему:«Влияние водного фактора на состояние здоровья населения».
| 4 2
2
|
|
| Раздел 4.
Экологическое и гигиеническое значение почвы.
|
| 8
|
|
| Тема 4.1.
Значение почвы:
экологическое, гигиеническое, эпидемиологическое, геохимическое. Санитарная охрана почвы.
|
| Содержание темы:
|
2
|
2
2
2
2
2
2
2
2
| ОК 1,2,4,11
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
| Значение почвы как элемента биосферы.
Химический состав, структура, типы, роль почвы.
Роль микроорганизмов в почвообразовательном процессе.
Роль почвы в распространении инфекционных заболеваний. Источники загрязнения почвы.
Санитарно-гигиенические показатели загрязнения почвы.
Самоочищение почвы.
Требования к устройству, эксплуатации сооружений по сбору и утилизации бытовых отходов.
Мероприятия по санитарной охране почвы.
|
|
| Практическое занятие: Гигиеническое значение почвы.
| 4
|
|
|
| Самостоятельная работа: Подготовка сообщения на тему: «Заболевания, передающиеся через почву».
| 2
|
|
| Раздел 5.
Экологическое и гигиеническое значение жилища.
|
| 8
|
|
| Тема 5.1. Гигиеническое и экологическое значение жилища.
|
| Содержание темы:
|
2
|
2
2
2
2
2
| .ОК 2, 4, 11, 12
ПК 1.6, 2.4
| 1.
2.
3.
4.
5.
| Гигиенические основы отопления, освещения, вентиляции жилых и общественных зданий.
Экологическое и гигиеническое значение жилища.
Зонирование населенных мест. Способы застройки населенных мест.
Экологическая характеристика отделочных и строительных материалов, бытовой техники.
Гигиенические требования к планировке, освещению, отоплению, вентиляции помещений различных назначений: жилых помещений, помещений учреждений здравоохранения.
|
| Практическое занятие: Гигиеническая оценка освещения жилых и общественных зданий.
| 4
|
|
|
| Самостоятельная работа: Составление тестовых заданий по разделу.
| 2
|
|
| Раздел 6.
Гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с характером питания и их профилактика.
|
| 18
|
|
| Тема 6.1.
Гигиенические основы питания. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания.
|
| Содержание темы:
|
2
|
2
2
2
2
2 2
2
2
2
2
|
ОК 1,2,4,11, 12
ПК 1.6, 2.4
| 1.
2.
3.
4.
5. 6.
7.
8.
9.
10.
| Обмен веществ и энергии в организме. Энергетический баланс.
Белки: их значение для жизни, роста и развития организма.
Состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
Жиры: их значение в питании. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение, источники.
Углеводы: их значение в питании. Гигиеническая характеристика и источники отдельных видов углеводов.
Минеральные элементы: макро- и микроэлементы. Основные источники минеральных элементов.
Витамины, их классификация.
Значение витаминов и их основные источники.
Профилактика гиповитаминозов.
Рекомендуемые величины физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения.
|
| Самостоятельная работа:
Составить тестовые задания по теме: «Гигиенические основы питания».
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 6.2. Основные принципы рационального питания. Лечебное, лечебно – профилактическое питание.
|
| Содержание темы:
|
2
|
2
2 3 3 2
2
|
ОК 1,2,4,11, 12
ПК 1.6, 2.4
| 1.
2. 3. 4. 5.
6.
| Рациональное питание. Определение.
Гигиенические требования к пищевому рациону, его энергетическая ценность и качественный состав, сбалансированность питательных веществ, усвояемость, разнообразие.
Режим питания, часы и продолжительность приема пищи, кратность и интервалы между приемами, очередность приема блюд, распределение рациона по приемам пищи.
Условия для приема пищи: интерьер столовой комнаты, сервировка стола, комфортность, микроклимат и пр.
Лечебное питание.
Характеристика основных лечебных диет. Механическое, химическое и термическое щажение в питании.
|
|
| Практическое занятие.
Расчет суточного рациона.
Контроль за энергетической адекватностью.
| 2
1
1
|
|
|
| Самостоятельная работа: 1. Составление меню-раскладки взрослого человека.
|
2
|
|
|
Тема 6.3. Заболевания, связанные с характером питания. Пищевые отравления различной этиологии и их профилактика
|
1.
2. 3.
4.
5.
6.
| Содержание темы:
Заболевания, обусловленные недостаточным питанием.
Болезни недостаточности питания, связанные с недостатком в рационе белков, витаминов, минеральных веществ.
Болезни избыточного питания.
Болезни животных, передающиеся человеку через мясо, молоко.
Рыба как фактор передачи гельминтозов. Профилактика.
Понятие о пищевых отравлениях и их классификация.
|
2
|
2
2 2
2
2
2
|
ОК 1,2,4,11,12
ПК 1.6, 2.4
|
|
| Практическое занятие:
Заболевания, связанные с характером питания и их профилактика.
| 2
|
|
|
|
| Самостоятельная работа:
Составление кроссворда по разделу.
Подготовка рефератов на тему: «ГМО в продуктах питания», «Ксенобиотики».
« Йодированные продукты и продукты, обогащенные йодом».
| 4
2
2
|
|
| Раздел 7.
Влияние производственных факторов на здоровье человека. Защита биосферы от вредного воздействия производственных факторов.
|
| 16
|
|
| Тема 7.1. Физиолого - гигиенические основы трудового процесса.
Особенности труда аптечных работников.
|
| Содержание темы:
| 2
|
2
2
2
2
2
| ОК 1,2,4,11,12
ПК 1.6, 2.4
| 1.
2.
3.
4.
5.
| Трудовая деятельность и физиологические функции организма.
Физиолого-гигиенические основы трудового процесса.
Профессиональные вредности и профессиональные заболевания.
Особенности труда аптечных работников.
Заболевания, связанные с напряжением отдельных органов и систем, меры профилактики.
|
|
| Практическое занятие.
|
4
|
|
|
| 1. Влияние производственных факторов на здоровье человека.
|
| Самостоятельная работа: Подготовка сообщения на тему: «Гигиена труда аптечных работников. Их профессиональные вредности и основные направления профилактики».
| 2
|
|
| Тема 7.2. Защита биосферы от вредного воздействия производственных факторов.
|
| Содержание темы:
| 2
|
2
2 3
3
3 3
2
|
ОК 1, 2, 4, 11, 12
ПК 1.6, 2.4
| 1.
2. 3.
4.
5. 6.
7.
| Производственные яды, и действие их на организм.
Токсикологическая характеристика основных химических соединений, применяемых в аптечных организациях (аптеках).
Профилактика вредного воздействия химических веществ.
Классификация и свойства производственной пыли.
Заболевания, возникающие при воздействии производственной пыли на организм. Меры профилактики.
Шум и вибрация как производственная вредность.
Охрана биосферы от шума и вибрации.
|
|
|
Практическое занятие:
Профилактика профессиональных заболеваний.
|
4
|
|
|
|
| Самостоятельная работа.
Составление кроссворда по разделу.
| 2
|
|
| Раздел 8.
Гигиена детей и подростков
|
| 9
|
|
| Тема 8.1. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Гигиенические требования к организации учебно – воспитательного процесса.
|
| Содержание темы:
|
2
|
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3 3
|
ОК 1, 2, 4, 11, 12
ПК 1.6, 2.4
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
| Здоровье детского населения.
Группы здоровья.
Физическое развитие детей и подростков как критерий здоровья.
Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков.
Явление акселерации.
Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп.
Основные гигиенические требования к организации учебно – воспитательного процесса.
Гигиена физического воспитания детей и подростков.
Планировка детских и подростковых учреждений.
Мебель дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Воздушно – тепловой режим. Показатели микроклимата: температура, влажность, скорость движения воздуха.
Отопление. Вентиляция. Естественное и искусственное освещение.
|
| Практическое занятие: 1. Гигиеническая оценка режима дня и расписания уроков в колледже.
2. Гигиеническая оценка мебели и микроклимата в учебных помещениях колледжа.
| 4 2
2
|
|
|
| Самостоятельная работа: Провести анализ заболеваемости среди студентов. (С использованием медицинской документации)
| 3
|
|
| Раздел 9.
Гигиена аптечных учреждений.
|
| 16
|
|
| Тема 9.1. Гигиенические требования к земельному участку, внутренней планировке и отделке помещений аптек. Инсоляция и освещение аптечных помещений. Нормы освещенности.
|
| Содержание темы:
| 2
|
3
3
3
3
| ОК 1, 2, 4, 11,12
ПК 1.3, 1.6, 2.1, 2.4, 3.2, 3.5
| 1.
2.
3.
4.
|
Гигиенические требования к выбору территории для размещения, внутренней планировке аптек.
Гигиенические требования к естественному освещению аптек.
Влияние освещения на качество изготовления лекарственных форм.
Нормирование уровня освещенности помещения аптеки.
|
|
| Практическое занятие:
Определение и оценка естественного и искусственного освещения основных помещений аптек.
| 4
|
|
| Тема 9.2.
Гигиеническое значение отопления и вентиляции в аптеке.
|
| Содержание темы:
| 2
|
3 3
3
2
2
3
3
3
|
ОК 1, 2, 4, 11,12
ПК 1.3, 1.6, 2.1, 2.4, 3.2, 3.5
| 1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
| Гигиеническое значение отопления и вентиляции и их роль в создании оптимальных условий труда и сохранении здоровья работающих.
Нормативные величины кратности воздухообмена и температуры основных помещений аптек.
Особенности состава воздушной среды производственных помещений аптек.
Типы вентиляционных систем, кондиционирование воздуха.
Виды отопления.
Планировка производственных помещений аптек.
Санитарные требования к содержанию и оборудованию аптечных организаций (аптек).
Правила личной гигиены аптечных работников.
|
|
| Практическое занятие:
Комплексная гигиеническая оценка размещения, условий труда и санитарного режима аптек.
| 4
|
|
|
| Самостоятельная работа:
1.Подготовка реферата на тему: «Микроклимат аптек».
2.Написание эссе на тему: «Моя аптека».
| 4
2
2
|
|
| Раздел 10.
Экология человека. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека.
|
| 5
|
|
| Тема 10.1. Образ жизни и его влияние на здоровье человека.
|
| Содержание темы:
| 2
|
2
3
3
3
3
3
|
ОК 1, 2, 4, 11, 12
ПК 1.3, 1.6, 2.4, 3.2.
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
| Здоровье – как критерий антропо-экологической системы.
Влияние экологических факторов на состояние здоровья населения.
Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность.
Законодательные документы по охране окружающей среды и улучшению здоровья населения.
Контроль за состоянием окружающей среды. Природоохранные организации и движения. Санитарно-просветительная работа среди населения.
|
| Самостоятельная работа:
Подготовка сообщения на тему: «Здоровый образ жизни как залог активного долголетия».
Составление презентации на тему: «Закаливание, основные методы и принципы».
| 3 1
2
|
|
|
| Всего:
Лекций:
Практических занятий:
Самостоятельной работы:
| 108
32
40
36
|
|
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
|