Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| Объем часов
| Уровень усвоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел 1.
| История генетики человека. Программа «Геном человека»
| 1,5
|
|
Тема 1.1.
Геном человека
| Содержание учебного материала
| 1
|
1
| Генетика – область биологии, изучающая наследственность и изменчивость.
| 1
|
2
| История исследований генетики человека.
|
3
| Программа «Геном человека».
|
4
| Понятие антропогенетика, медицинская генетика.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
История исследований генетики человека
Программа «Геном человека»
| 0,5
|
Раздел 2.
| Цитологические основы наследственности
| 13,5
|
Тема 2.1.
Кариотип человека
| Содержание учебного материала:
| 1
|
1
| Строение и типы метафазных хромосом человека.
| 1
|
2
| Современные методы цитологического анализа хромосом.
|
3
| Ядро, ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышки, хроматин и хромосомы.
|
4
| Понятие о кариотипе.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Строение ядра
Кариотип человека
Генетические карты
| 0,5
|
Тема 2.2.
Жизненный цикл клетки. Митоз
| Содержание учебного материала
| 4
|
1
| Жизненный цикл клетки: интерфаза и период деления.
| 2
|
2
| Хромосомные наборы соматических и половых клеток.
|
3
| Способы деления эукариотических клеток: митоз, амитоз, мейоз, их краткие характеристики.
|
4
| Интерфаза, ее периоды, характеристика происходящих процессов.
|
5
| Митоз (непрямое деление) – универсальный способ деления соматических клеток. Фазы митоза, их характеристика.
|
6
| Биологическое значение митоза. Факторы, влияющие на протекание митоза.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
Кариотип человека. Строение и типы хромосом. Митоз – универсальный способ деления соматических клеток.
| 2
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Значение различных типов деления в природе и жизни человека.
| 2
|
Тема 2.3.
Мейоз. Гаметогенез
| Содержание учебного материала
| 4
|
1
| Бесполое размножение.
| 2
|
2
| Виды полового размножения.
|
3
| Характеристика половых клеток. Строение яйцеклеток. Типы яйцеклеток.
|
4
| Строение сперматозоида. Хромосомные наборы половых клеток.
|
5
| Образование половых клеток (гаметогенез). Периоды овогенеза и сперматогенеза, сходства и различия.
|
6
| Мейоз – способ деления половых клеток в период созревания. Сходство и различие митоза и мейоза. Факторы, влияющие на протекание мейоза. Значение соблюдения разовой и суточной дозы при приеме лекарственных препаратов.
|
7
| Первое мейотическое деление (редукционное). Профаза I, метафаза I, анафаза I, телофаза I.
|
8
| Особенности профазы I – конъюгация и кроссинговер гомологичных хромосом.
|
9
| Второе мейотическое деление (эквационное). Профаза II, метафаза II, анафаза II, телофаза II.
|
10
| Биологическое значение мейоза.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
Размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз.
| 2
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Факторы, влияющие на протекание мейоза.
Значение соблюдения разовой и суточной дозы при приеме лекарственных препаратов.
| 2
|
Раздел 3.
| Биохимические и молекулярные основы наследственности.
| 12
|
Тема 3.1.
Строение и генетическая роль нуклеиновых кислот. Ген и его свойства
| Содержание учебного материала
| 2
|
1
| Генный уровень организации наследственного материала. Химическая организация гена.
| 2
|
2
| Мономеры нуклеиновых кислот – нуклеотиды. Виды нуклеотидов ДНК и РНК.
|
3
| Биологический (генетический) код и его свойства.
|
4
| Свойства ДНК: репликация и репарация.
|
5
| Основные различия в строении и функциях ДНК и РНК.
|
6
| Локализация нуклеиновых кислот в клетке.
|
7
| Нуклеиновые кислоты. Виды нуклеиновых кислот. ДНК и РНК как биополимеры.
|
8
| Виды РНК. Структура ДНК. Модель Дж. Уотсона и Ф. Крика.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
История открытия и изучения нуклеиновых кислот.
Генетический код человека.
| 1
|
Тема 3.2.
Строение белковых молекул
| Содержание учебного материала
| 2
|
1
| Органические вещества клетки.
| 1
|
2
| Свойства белков. Денатурация. Гидрофильные свойства белков.
|
3
| Функции белков в организме. Белки, как биологические полимеры. Аминокислоты – мономеры белков, их амфотерный характер.
|
4
| Механизм образования полипептида.
|
5
| Структуры белковых молекул.
|
6
| Проблемы несовместимости белков.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Проблемы несовместимости белков.
Лекарственные препарата белковой природы (гормоны, ферменты и т.д.).
| 1
|
Тема 3.3.
Реализация генетической информации. Биосинтез белка. Генетический код и его свойства
| Содержание учебного материала
| 4
|
1
| Роль нуклеиновых кислот в процессе передачи наследственной информации. Роль ферментов и АТФ в биосинтезе белка.
| 2
|
2
| Генетический код и свойства ДНК.
|
3
| Участие и-РНК, т-РНК и р-РНК в биосинтезе белка.
|
4
| Процесс транскрипции и его характеристика.
|
5
| Последовательность процессов трансляции, протекающих в рибосомах.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
Конструирование сборки белковой молекулы, закодированной в ДНК. Биосинтез белка.
| 2
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Нарушения при биосинтезе белка и их последствия.
|
2
|
Раздел 4.
| Закономерности наследования признаков
| 18
|
Тема 4.1.
Законы Г. Менделя. Типы скрещивания. Хромосомная теория Т.Моргана
| Содержание учебного материала
| 4
| 3
|
1
| Предмет изучения генетики, задачи генетики и ее значение для медицины и фармации.
|
2
| Наследование альтернативных признаков. Аутосомное наследование.
|
3
| Моногибридное скрещивание.
|
4
| Дигибридное скрещивание.
|
5
| Анализирующее скрещивание.
|
6
| Хромосомная теория наследственности Т. Моргана.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
Основные закономерности наследования признаков. Моногибридное и дигибридное скрещивания. Решение задач.
|
2
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление задач на моно- и дигибридное скрещивание.
| 2
|
Тема 4.2.
Типы наследования признаков
| Содержание учебного материала
| 1
|
1
| Половые и неполовые хромосомы.
| 2
|
2
| Аутосомный и сцепленный с полом типы наследования.
|
3
| Доминантный и рецессивный характер наследования.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск примеров на различные типы наследования признаков.
| 0,5
|
Тема 4.3.
Взаимодействие генов. Наследование групп крови и резус – фактора у человека
| Содержание учебного материала
| 4
|
1
| Наследование признаков при взаимодействии аллельных генов: явления полного и неполного доминирования.
| 3
|
2
| Наследование признаков при взаимодействии неаллельных генов. Комплементарное взаимодействие. Эпистаз. Полимерия. Плейотропия.
|
3
| Генетическое определение групп крови и резус – фактора.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
Взаимодействие генов. Наследование групп крови и резус-фактора. Решение задач.
| 2
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Генетическое обоснование своей группы крови и резус-фактора.
| 2
|
Тема 4.4.
Наследование признаков сцепленных с полом
| Содержание учебного материала
| 3
| 3
|
1
| Половые хромосомы.
|
2
| X-сцепленное наследование, Y-сцепленное наследование.
|
3
| Сцепленное с полом наследование.
|
4
| Наследственные заболевания, сцепленные с полом (гемофилия, дальтонизм).
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.
| 2
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Характеристика наследственных заболеваний сцепленных с полом.
| 1,5
|
Раздел 5.
| Наследственность и среда
| 3
|
Тема 5.1.
Модификационная изменчивость. Роль генотипа и внешней среды в проявлении признаков
| Содержание учебного материала
| 1
|
1
| Классификация форм изменчивости.
| 1
|
2
| Ненаследственная изменчивость.
|
3
| Модификации. Норма реакции. Вариационный ряд. Закон Кетле.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Модификационная изменчивость человека: причины и примеры.
| 0,5
|
Тема 5.2.
Наследственная изменчивость. Мутации, мутагены
| Содержание учебного материала
| 1
|
1
| Мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
| 2
|
2
| Комбинативная изменчивость.
|
3
| Примеры наследственной изменчивости у человека.
|
4
| Наследственная изменчивость.
|
5
| Классификация мутаций.
|
6
| Факторы, вызывающие мутации. Мутагенез и его виды.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Лекарственные препараты как мутагенный фактор: примеры и меры предосторожности.
| 0,5
|
Раздел 6.
| Наследственность и патология
| 21
|
Тема 6.1.
Классификация наследственных заболеваний
| Содержание учебного материала
| 2
|
1
| Понятие о моногенных и хромосомных заболеваниях.
| 2
|
2
| Понятие о мультифакториальных (полигенных) заболеваниях, их особенности, профилактика.
|
3
| Наследственные болезни и их классификация.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Характеристика отдельных наследственных заболеваний (причины, симптомы, частота встречаемости и т.д.).
| 1
|
Тема 6.2.
Хромосомные заболевания
| Содержание учебного материала
| 3
|
1
| Хромосомные болезни.
| 1
|
2
| Синдромы с числовыми аномалиями аутосом (синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау).
|
3
| Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом (синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдром трисомии Х).
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Характеристика отдельных наследственных заболеваний (причины, симптомы, частота встречаемости и т.д.).
| 1,5
|
Тема 6.3.
Моногенные заболевания
| Содержание учебного материала
| 3
|
1
| Нарушение обмена аминокислот.
| 1
|
2
| Нарушение обмена углеводов, липидов.
|
3
| Мукополисахаридозы.
|
4
| Нарушение обмена гормонов.
|
5
| Причины моногенных заболеваний.
|
6
| Клиника, диагностика, лечение моногенных заболеваний.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Характеристика отдельных наследственных заболеваний (причины, симптомы, частота встречаемости и т.д.).
| 1,5
|
Тема 6.4.
Методы изучения генетики человека
| Содержание учебного материала
| 6
|
1
| Особенности человека, как объекта генетических исследований.
| 2
|
2
| Биохимический метод изучения генетики человека.
|
3
| Генеалогический метод изучения генетики человека.
|
4
| Цитогенетический метод изучения генетики человека.
|
5
| Близнецовый метод изучения генетики человека.
|
6
| Популяционно-статистический метод изучения генетики человека.
|
7
| Примеры наследственных заболеваний, определяемые данными методами.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
Методы изучения генетики человека. Составление родословных. Решение задач.
Кариотипирование. Составление и анализ кариограмм.
| 4
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Применение различных методов изучения генетики человека в современной медицине.
| 3
|
Раздел 7.
| Профилактика наследственной патологии. Медико-генетическое консультирование
| 6
|
Тема 7.1.
Медико-генетическое консультирование. Цели, задачи, показания
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
| 2
| 2
|
1
| Цели, задачи медико-генетического консультирования.
|
2
| Проспективное и ретроспективное консультирование.
|
3
| Медико-генетическое консультирование как профилактика наследственных заболеваний.
|
4
| Показания к медико-генетическому консультированию.
|
5
| Здоровый образ жизни как один из факторов, исключающий наследственную патологию.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
Контрольные работы
| 0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Медико-генетическое консультирование в регионе (области, крае, республике и т.д.).
| 1
|
Тема 7.2.
Пренатальная диагностика, методы
| Содержание учебного материала (дидактические единицы):
| 2
|
1
| Методы пренатальной (дородовой) диагностики (УЗИ, амниоцентоз, биопсия хориона, определение фетопротеина).
| 1
|
2
| Сроки проведения, основные показания, оценка результатов.
|
Лабораторные работы
| 0
|
|
Практические занятия
| 0
|
|
Контрольные работы
| 0
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Применение методов пренатальной диагностики в современной медицине, показания и результаты.
| 1
|
|
Всего:
| 75
|
|