Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики





Скачать 314.93 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики
страница1/2
Дата публикации28.02.2015
Размер314.93 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Военное дело > Примерная программа
  1   2
проект

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Генетика человека с основами медицинской генетики

2012 г.

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 060301 Фармация.
Организация-разработчик:

ГБОУ СПО «Ульяновский фармацевтический колледж» Минздравсоцразвития России

ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский фармацевтический колледж»
Разработчики:

Тарпанова Татьяна Валериевна, преподаватель ГБОУ СПО «Ульяновский фармацевтический колледж» Минздравсоцразвития России;

Тырлышкина Елена Викторовна, преподаватель ГБОУ СПО «Ульяновский фармацевтический колледж» Минздравсоцразвития России;

Дроняева Галина Михайловна, преподаватель ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский фармацевтический колледж».
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №________ от «____» ___________20__г.

СОДЕРЖАНИЕ














стр.

1

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




4

2

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




5

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




13

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




14




  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Генетика человека с основами медицинской генетики

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060301 Фармация.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Генетика человека с основами медицинской генетики является частью цикла общепрофессиональных дисциплин (ОП.04.) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 060301 Фармация базовой и углубленной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в современной информации по генетике при изучении аннотаций лекарственных препаратов;

  • решать ситуационные задачи, применяя теоретические знания;

  • пропагандировать здоровый образ жизни как один из факторов, исключающий наследственную патологию.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • биохимические и цитологические основы наследственности;

  • закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;

  • методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии;

  • основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза;

  • основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения;

  • цели, задачи, методы и показания к медико–генетическому консультированию.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Генетика человека с основами медицинской генетики

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:




лабораторные работы

0

практические занятия

16

контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:




дополнение лекций материалом из рекомендуемой литературы (подготовка сообщений, докладов).

4

подготовка кроссвордов, тестовых заданий, графических диктантов.

3

подготовка и оформление творческой работы по тематике, предложенной преподавателем (или по выбору студента).

4

составление схем и таблиц к тексту.

3

разработка мультимедийных презентаций.

2

исследовательская работа.

4

решение и составление генетических задач.

5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

История генетики человека. Программа «Геном человека»

1,5




Тема 1.1.

Геном человека

Содержание учебного материала

1

1

Генетика – область биологии, изучающая наследственность и изменчивость.

1

2

История исследований генетики человека.

3

Программа «Геном человека».

4

Понятие антропогенетика, медицинская генетика.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

История исследований генетики человека

Программа «Геном человека»

0,5

Раздел 2.

Цитологические основы наследственности

13,5

Тема 2.1.

Кариотип человека

Содержание учебного материала:

1

1

Строение и типы метафазных хромосом человека.

1

2

Современные методы цитологического анализа хромосом.

3

Ядро, ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышки, хроматин и хромосомы.

4

Понятие о кариотипе.

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Строение ядра

Кариотип человека

Генетические карты

0,5


Тема 2.2.

Жизненный цикл клетки. Митоз

Содержание учебного материала

4

1

Жизненный цикл клетки: интерфаза и период деления.

2

2

Хромосомные наборы соматических и половых клеток.

3

Способы деления эукариотических клеток: митоз, амитоз, мейоз, их краткие характеристики.

4

Интерфаза, ее периоды, характеристика происходящих процессов.

5

Митоз (непрямое деление) – универсальный способ деления соматических клеток. Фазы митоза, их характеристика.

6

Биологическое значение митоза. Факторы, влияющие на протекание митоза.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

Кариотип человека. Строение и типы хромосом. Митоз – универсальный способ деления соматических клеток.

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Значение различных типов деления в природе и жизни человека.

2

Тема 2.3.

Мейоз. Гаметогенез


Содержание учебного материала

4

1

Бесполое размножение.

2

2

Виды полового размножения.

3

Характеристика половых клеток. Строение яйцеклеток. Типы яйцеклеток.

4

Строение сперматозоида. Хромосомные наборы половых клеток.

5

Образование половых клеток (гаметогенез). Периоды овогенеза и сперматогенеза, сходства и различия.

6

Мейоз – способ деления половых клеток в период созревания. Сходство и различие митоза и мейоза. Факторы, влияющие на протекание мейоза. Значение соблюдения разовой и суточной дозы при приеме лекарственных препаратов.

7

Первое мейотическое деление (редукционное). Профаза I, метафаза I, анафаза I, телофаза I.

8

Особенности профазы I – конъюгация и кроссинговер гомологичных хромосом.

9

Второе мейотическое деление (эквационное). Профаза II, метафаза II, анафаза II, телофаза II.

10

Биологическое значение мейоза.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

Размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз.

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Факторы, влияющие на протекание мейоза.

Значение соблюдения разовой и суточной дозы при приеме лекарственных препаратов.

2

Раздел 3.

Биохимические и молекулярные основы наследственности.

12

Тема 3.1.

Строение и генетическая роль нуклеиновых кислот. Ген и его свойства


Содержание учебного материала

2

1

Генный уровень организации наследственного материала. Химическая организация гена.

2

2

Мономеры нуклеиновых кислот – нуклеотиды. Виды нуклеотидов ДНК и РНК.

3

Биологический (генетический) код и его свойства.

4

Свойства ДНК: репликация и репарация.

5

Основные различия в строении и функциях ДНК и РНК.

6

Локализация нуклеиновых кислот в клетке.

7

Нуклеиновые кислоты. Виды нуклеиновых кислот. ДНК и РНК как биополимеры.

8

Виды РНК. Структура ДНК. Модель Дж. Уотсона и Ф. Крика.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

История открытия и изучения нуклеиновых кислот.

Генетический код человека.

1

Тема 3.2.

Строение белковых молекул

Содержание учебного материала

2

1

Органические вещества клетки.

1

2

Свойства белков. Денатурация. Гидрофильные свойства белков.

3

Функции белков в организме. Белки, как биологические полимеры. Аминокислоты – мономеры белков, их амфотерный характер.

4

Механизм образования полипептида.

5

Структуры белковых молекул.

6

Проблемы несовместимости белков.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Проблемы несовместимости белков.

Лекарственные препарата белковой природы (гормоны, ферменты и т.д.).

1

Тема 3.3.

Реализация генетической информации. Биосинтез белка. Генетический код и его свойства

Содержание учебного материала

4

1

Роль нуклеиновых кислот в процессе передачи наследственной информации. Роль ферментов и АТФ в биосинтезе белка.

2

2

Генетический код и свойства ДНК.

3

Участие и-РНК, т-РНК и р-РНК в биосинтезе белка.

4

Процесс транскрипции и его характеристика.

5

Последовательность процессов трансляции, протекающих в рибосомах.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

Конструирование сборки белковой молекулы, закодированной в ДНК. Биосинтез белка.

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Нарушения при биосинтезе белка и их последствия.


2

Раздел 4.

Закономерности наследования признаков

18

Тема 4.1.

Законы Г. Менделя. Типы скрещивания. Хромосомная теория Т.Моргана

Содержание учебного материала

4

3

1

Предмет изучения генетики, задачи генетики и ее значение для медицины и фармации.

2

Наследование альтернативных признаков. Аутосомное наследование.

3

Моногибридное скрещивание.

4

Дигибридное скрещивание.

5

Анализирующее скрещивание.

6

Хромосомная теория наследственности Т. Моргана.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

Основные закономерности наследования признаков. Моногибридное и дигибридное скрещивания. Решение задач.


2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление задач на моно- и дигибридное скрещивание.

2

Тема 4.2.

Типы наследования признаков


Содержание учебного материала

1

1

Половые и неполовые хромосомы.

2

2

Аутосомный и сцепленный с полом типы наследования.

3

Доминантный и рецессивный характер наследования.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск примеров на различные типы наследования признаков.

0,5

Тема 4.3.

Взаимодействие генов. Наследование групп крови и резус – фактора у человека


Содержание учебного материала

4

1

Наследование признаков при взаимодействии аллельных генов: явления полного и неполного доминирования.

3

2

Наследование признаков при взаимодействии неаллельных генов. Комплементарное взаимодействие. Эпистаз. Полимерия. Плейотропия.

3

Генетическое определение групп крови и резус – фактора.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

Взаимодействие генов. Наследование групп крови и резус-фактора. Решение задач.

2

Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся

Генетическое обоснование своей группы крови и резус-фактора.

2

Тема 4.4.

Наследование признаков сцепленных с полом


Содержание учебного материала

3

3

1

Половые хромосомы.

2

X-сцепленное наследование, Y-сцепленное наследование.

3

Сцепленное с полом наследование.

4

Наследственные заболевания, сцепленные с полом (гемофилия, дальтонизм).

Лабораторные работы

0



Практические занятия

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.

2

Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся

Характеристика наследственных заболеваний сцепленных с полом.

1,5

Раздел 5.

Наследственность и среда

3

Тема 5.1.

Модификационная изменчивость. Роль генотипа и внешней среды в проявлении признаков

Содержание учебного материала

1

1

Классификация форм изменчивости.

1

2

Ненаследственная изменчивость.

3

Модификации. Норма реакции. Вариационный ряд. Закон Кетле.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Модификационная изменчивость человека: причины и примеры.

0,5

Тема 5.2.

Наследственная изменчивость. Мутации, мутагены


Содержание учебного материала

1

1

Мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

2

2

Комбинативная изменчивость.

3

Примеры наследственной изменчивости у человека.

4

Наследственная изменчивость.

5

Классификация мутаций.

6

Факторы, вызывающие мутации. Мутагенез и его виды.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Лекарственные препараты как мутагенный фактор: примеры и меры предосторожности.

0,5

Раздел 6.

Наследственность и патология

21

Тема 6.1.

Классификация наследственных заболеваний

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о моногенных и хромосомных заболеваниях.

2

2

Понятие о мультифакториальных (полигенных) заболеваниях, их особенности, профилактика.

3

Наследственные болезни и их классификация.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Характеристика отдельных наследственных заболеваний (причины, симптомы, частота встречаемости и т.д.).

1

Тема 6.2.

Хромосомные заболевания


Содержание учебного материала

3

1

Хромосомные болезни.

1

2

Синдромы с числовыми аномалиями аутосом (синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау).

3

Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом (синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдром трисомии Х).

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Характеристика отдельных наследственных заболеваний (причины, симптомы, частота встречаемости и т.д.).

1,5

Тема 6.3.

Моногенные заболевания


Содержание учебного материала

3

1

Нарушение обмена аминокислот.

1

2

Нарушение обмена углеводов, липидов.

3

Мукополисахаридозы.

4

Нарушение обмена гормонов.

5

Причины моногенных заболеваний.

6

Клиника, диагностика, лечение моногенных заболеваний.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Характеристика отдельных наследственных заболеваний (причины, симптомы, частота встречаемости и т.д.).

1,5

Тема 6.4.

Методы изучения генетики человека

Содержание учебного материала

6

1

Особенности человека, как объекта генетических исследований.

2

2

Биохимический метод изучения генетики человека.

3

Генеалогический метод изучения генетики человека.

4

Цитогенетический метод изучения генетики человека.

5

Близнецовый метод изучения генетики человека.

6

Популяционно-статистический метод изучения генетики человека.

7

Примеры наследственных заболеваний, определяемые данными методами.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

Методы изучения генетики человека. Составление родословных. Решение задач.

Кариотипирование. Составление и анализ кариограмм.

4

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Применение различных методов изучения генетики человека в современной медицине.

3

Раздел 7.

Профилактика наследственной патологии. Медико-генетическое консультирование

6

Тема 7.1.

Медико-генетическое консультирование. Цели, задачи, показания


Содержание учебного материала (дидактические единицы):

2

2

1

Цели, задачи медико-генетического консультирования.

2

Проспективное и ретроспективное консультирование.

3

Медико-генетическое консультирование как профилактика наследственных заболеваний.

4

Показания к медико-генетическому консультированию.

5

Здоровый образ жизни как один из факторов, исключающий наследственную патологию.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Медико-генетическое консультирование в регионе (области, крае, республике и т.д.).

1

Тема 7.2.

Пренатальная диагностика, методы

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

2

1

Методы пренатальной (дородовой) диагностики (УЗИ, амниоцентоз, биопсия хориона, определение фетопротеина).

1

2

Сроки проведения, основные показания, оценка результатов.

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0




Контрольные работы

0




Самостоятельная работа обучающихся

Применение методов пренатальной диагностики в современной медицине, показания и результаты.

1




Всего:

75




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconПримерная программа дисциплины оп. 05. Генетика человека с основами...

Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики является частью основной профессиональной...
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconРабочая программа учебной дисциплины генетика человека с основами...
Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060301 Фармация
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconОбластное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего...
Большешапова В. А. – преподаватель дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 10 Генетика человека с основами...
О «Ульяновский фармацевтический колледж Росздрава», фгоу спо "Санкт-Петербургский базовый фармацевтический колледж Росздрава" Тарпановой...
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconРабочая программа учебной дисциплины оп. О4 Генетика человека с основами...
О «Ульяновский фармацевтический колледж Росздрава», фгоу спо "Санкт-Петербургский базовый фармацевтический колледж Росздрава" Тарпановой...
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconПримерная программа дисциплины детская стоматология модуль «медицинская генетика»
Цель модуля сформировать у врача-стоматолога системные знания об основах и последних достижениях медицинской генетики для использования...
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconРабочая программа По дисциплине «Общая и медицинская генетика» Для...
По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 315 часов
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconПРимерная программа учебной дисциплины Техническая механика с основами...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconПримерная программа учебной дисциплины физиология питания с основами...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Неврология, медицинская генетика
Кафедры Неврологии и нейрохирургии, медицинской биологии и генетики (название кафедры)
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 01 Основы латинского языка
Примерная программа учебной дисциплины основ латинского языка с медицинской терминологией разработана на базе Федерального государственного...
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconРеферат по биологии «Генетика и проблемы человека»
Генетика представляет собой одну из основных, наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания....
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconРеферат по биологии «Генетика и проблемы человека»
Генетика представляет собой одну из основных, наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания....
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики iconПримерная программа учебной дисциплины гигиена и экология человека
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск