Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом





Скачать 257.65 Kb.
НазваниеОбластное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом
Дата публикации19.11.2017
Размер257.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ г.БРАТСКА»



УТВЕРЖДЕНО:

Методическим советом

колледжа

протокол №

от « ___ » ________________ 201 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОГОБУСПО

«Государственный

медицинский колледж г.Братска»

__________ С.А. Черемных

« » _______________ 201 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.04 ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ

МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ
Специальность 060301 Фармация

Очная форма обучения

Братск, 2012г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009 года по специальности среднего профессионального образования 060301 Фармация, квалификация Фармацевт.
Организация-разработчик:

Областное Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Государственный медицинский колледж г. Братска»

Разработчик:

Большешапова В.А. – преподаватель дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики».


Рецензенты:


Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол № ___ от « ___ » __________ 20___ г.



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5-16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


18



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ
1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Генетика с основами медицинской генетики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, по специальности 060301 Фармация.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 060301 Фармация следующими умениями и знаниями, которые формируют общие компетенции (ОК) и в дальнейшем профессиональные компетенции (ПК):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентировать в современной информации по генетике при изучении аннотаций лекарственных препаратов;

  • решать ситуационные задачи, применяя теоретические знания;

  • пропагандировать здоровый образ жизни как один из факторов, исключающий наследственную патологию;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • биохимические и цитологические основы наследственности;

  • закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;

  • методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии;

  • основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза;

  • основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения;

  • цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию.


Перечень формируемых компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 75 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 50 часа;

- самостоятельная работа обучающегося - 25 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:




лабораторные занятия

-

практические занятия

18

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:




Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Генетика человека с основами медицинской генетики»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся


Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Генетика человека с основами медицинской генетики – теоретический фундамент современной медицины


2




Тема 1.1.

Основные понятия дисциплины и ее связь с другими науками. История развития науки

Содержание учебного материала:

2



1. Генетика – область биологии, изучающая наследственность и изменчивость.

2. История исследований генетики человека.

3. Программа «Геном человека».

4. Антропогенетика.

5. Медицинская генетика.

7. Значение генетики для фармации.


1


1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы: « История исследований генетики человека», «Программа «Геном человека»)


1


2

Раздел 2.

Цитологические основы наследственности

11




Тема 2.1.

Кариотип человека


Содержание учебного материала:

2



1. Понятие о гетерохроматине и эухроматине. Половой хроматин.

2. Строение и типы метафазных хромосом человека.

3. Современные методы цитологического анализа хромосом.

4. Ядро, ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышки, хроматин и хромосомы.

5. Понятие о кариотипе.


1


1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы «Строение ядра»,

«Кариотип человека», «Генетические карты».

1


3



Тема 2.2.

Жизненный цикл клетки. Митоз

Содержание учебного материала:

3




1. Жизненный цикл клетки: интерфаза и период деления.

2. Хромосомные наборы соматических и половых клеток.

3. Способы деления эукариотических клеток: митоз, амитоз, мейоз, их краткие характеристики.

4. Интерфаза, ее периоды, характеристика происходящих процессов.

5. Митоз (непрямое деление) – универсальный способ деления соматических клеток. Фазы митоза, их характеристика.

6. Биологическое значение митоза. Факторы, влияющие на протекание митоза.



1


1

Практическое занятие

1. Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза.



1


2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза.

3. Подготовка рефератов ( примерные темы «Регуляция клеточного цикла», «Старение и гибель клеток»).


1


3

Тема 2.3.

Мейоз. Гаметогенез


Содержание учебного материала:


6




1. Бесполое размножение.

2. Виды полового размножения.

3. Характеристика половых клеток. Строение яйцеклеток. Типы яйцеклеток. Строение сперматозоида. Хромосомные наборы половых клеток.

4. Образование половых клеток (гаметогенез). Периоды овогенеза и сперматогенеза, сходства и различия.

5. Мейоз – способ деления половых клеток в период созревания. Сходство и различие митоза и мейоза. Факторы, влияющие на протекание мейоза. Значение соблюдения разовой и суточной дозы при приеме лекарственных препаратов.

6. Первое мейотическое деление (редукционное). Профаза I, метафаза I, анафаза I, телофаза I. Особенности профазы I – конъюгация и кроссинговер гомологичных хромосом.

7. Второе мейотическое деление (эквационное). Профаза II, метафаза II, анафаза II, телофаза II.

8. Биологическое значение мейоза.


2



1


Практические занятия:

1. Изучение и анализ рисунков и схем развития половых клеток, мейоза.


2


2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы «Факторы, влияющие на протекание мейоза», «Значение соблюдения разовой и суточной дозы при приеме лекарственных препаратов»).



2


3

Раздел 3.

Биохимические и молекулярные основы наследственности.


10




Тема 3.1.

Строение и генетическая роль нуклеиновых кислот. Ген и его свойства


Содержание учебного материала:


3




1. Генный уровень организации наследственного материала. 2.Химическая организация гена. Мономеры нуклеиновых кислот – нуклеотиды. Виды нуклеотидов ДНК и РНК.

3. Биологический (генетический) код и его свойства.

4. Свойства ДНК: репликация и репарация.

5. Основные различия в строении и функциях ДНК и РНК.

6. Локализация нуклеиновых кислот в клетке.

7. Нуклеиновые кислоты. Виды нуклеиновых кислот. ДНК и РНК как биополимеры.

8. Виды РНК.

9. Структура ДНК. Модель Дж. Уотсона и Ф. Крика.


2


1

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы:« История открытия и изучения нуклеиновых кислот», « Генетический код человека»).


1


3

Тема 3.2.

Строение белковых молекул


Содержание учебного материала:


2




1. Органические вещества клетки.

2. Свойства белков: денатурация и ренатурация. Гидрофильные свойства белков. Специфичность белков.

3. Функции белков в организме. Белки, как биологические полимеры. 4. Аминокислоты – мономеры белков, их амфотерный характер.

5. Механизм образования полипептида.

6. Структуры белковых молекул.

7. Проблемы несовместимости белков.


1


1

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы: «Проблемы несовместимости белков», «Лекарственные препарата белковой природы (гормоны, ферменты и т.д.)».


1


3

Тема 3.3.

Реализация генетической информации. Биосинтез белка. Генетический код и его свойства

Содержание учебного материала:

5




1. Роль нуклеиновых кислот в процессе передачи наследственной информации. Роль ферментов и АТФ в биосинтезе белка.

2. Генетический код и свойства ДНК.

3. Участие и-РНК, т-РНК и р-РНК в биосинтезе белка.

4. Процесс транскрипции и его характеристика.

5. Последовательность процессов трансляции, протекающих в рибосомах.


1



1

Практические занятия:

1. Конструирование сборки белковой молекулы, закодированной в ДНК. Биосинтез белка .


2


2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы: «Нарушения при биосинтезе белка и их последствия»).


2


3

Раздел 4.

Закономерности наследования признаков

21




Тема 4.1.

Законы Г. Менделя. Типы скрещивания. Хромосомная теория Т.Моргана

Содержание учебного материала:

8




1. Наследование альтернативных признаков.

2. Аутосомное наследование.

3. Моногибридное скрещивание.

4. Дигибридное скрещивание.

5. Анализирующее скрещивание.

6. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана.


4



1

Практические занятия:

1. Основные закономерности наследования признаков. Моногибридное и дигибридное скрещивания. Решение задач.


2


2


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Составление задач на моно- и дигибридное скрещивание.


2


3

Тема 4.2.

Типы наследования признаков


Содержание учебного материала:

1




1. Половые и неполовые хромосомы.

2. Аутосомный и сцепленный с полом типы наследования.

3. Доминантный и рецессивный характер наследования.


1


1

Тема 4.3.

Взаимодействие генов. Наследование групп крови и резус – фактора у человека

Содержание учебного материала:

8




1. Наследование признаков при взаимодействии аллельных генов: явления полного и неполного доминирования.

2. Наследование признаков при взаимодействии неаллельных генов. 3. Комплементарное взаимодействие. Эпистаз. Полимерия. Плейотропия.

4. Генетическое определение групп крови и резус – фактора.


4



1

Практические занятия:

1. Взаимодействие генов. Наследование групп крови и резус-фактора. Решение задач.


2


2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Генетическое обоснование своей группы крови и резус-фактора.


2


3

Тема 4.4.

Наследование признаков сцепленных с полом


Содержание учебного материала:


4




1. Половые хромосомы.

2. Сцепленное с полом наследование.

3. X-сцепленное наследование.

4. Y-сцепленное наследование.

5. Наследственные заболевания, сцепленные с полом (гемофилия, дальтонизм).


1


1

Практические занятия:

1. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач.


2


2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы:«Наследственные заболевания сцепленные с полом»)


1


3

Раздел 5.

Наследственность и среда

6




Тема 5.1.

Модификационная изменчивость. Роль генотипа и внешней среды в проявлении признаков

Содержание учебного материала:

1




1. Классификация форм изменчивости.

2. Ненаследственная изменчивость.

3. Модификации. Норма реакции. Вариационный ряд. Закон Кетле.


1



1

Тема 5.2.

Наследственная изменчивость. Мутации, мутагены


Содержание учебного материала:


5




1. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

2. Комбинативная изменчивость.

3. Примеры наследственной изменчивости у человека.

4. Классификация мутаций.

5. Факторы, вызывающие мутации. Мутагенез и его виды.


2


1

Практические занятия:

1. Конструирование сборки белковой молекулы, закодированной в ДНК. Биосинтез белка при возникновении мутации.


1


2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы:«Лекарственные препараты как мутагенный фактор: примеры и меры предосторожности»).


2


3

Раздел 6.

Наследственность и патология

21




Тема 6.1.

Классификация наследственных заболеваний

Содержание учебного материала:

4




1. Наследственные болезни и их классификация.

2. Понятие о моногенных и хромосомных заболеваниях.

3. Понятие о мультифакториальных (полигенных) заболеваниях, их особенности, профилактика.


2


2


Самостоятельная работа обучающихся:

- Характеристика отдельных наследственных заболеваний (причины, симптомы, частота встречаемости и т.д.).


2


3

Тема 6.2.

Хромосомные заболевания

Содержание учебного материала:

6




1. Хромосомные болезни.

2. Синдромы с числовыми аномалиями аутосом (синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау).

3. Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом (синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдром трисомии Х).


2


1




Практические занятия:

  1. Раскладка и изучение аномальных кариотипов по фотографиям метафазной пластинки.

2. Изучение кариотипов и фотографий больных с синдромом Дауна, синдромом Эдвардса, синдромом Патау


2


2




Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы:«Проявление умственной отсталости при хромосомных синдромах», «Клинические проявления хромосомных аберраций»).


2


3

Тема 6.3.

Моногенные заболевания


Содержание учебного материала:

3




1. Нарушение обмена аминокислот.

2. Нарушение обмена углеводов.

3. Нарушение обмена липидов.

4. Мукополисахаридозы.

5. Нарушение обмена гормонов.

6. Причины моногенных заболеваний.

7. Клиника, диагностика, лечение моногенных заболеваний.


2


1

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы: «Главные черты клинической картины генных болезней», «Клинический полиморфизм генных заболеваний и его причины», «Генетика некоторых генных болезней – болезни Реклингхаузена, миотоническая дистрофия, семейная гиперхолестериемия и др.» «



1



3

Тема 6.4.

Методы изучения генетики человека

Содержание учебного материала:


8




1. Особенности человека, как объекта генетических исследований.

2. Биохимический метод изучения генетики человека.

3. Генеалогический метод изучения генетики человека.

4. Цитогенетический метод изучения генетики человека.

5. Близнецовый метод изучения генетики человека.

6. Популяционно-статистический метод изучения генетики человека.


2



1

Практические занятия:

(по выбору)

1. Решение задач по расчету частоты генов и генотипов в популяциях (Закон Харди-Вайнберга).

2. Определение полового хроматина в буккальном эпителии. Тельца Барра и их диагностическое значение.

3. Составление родословных.



4




2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы: «Применение различных методов изучения генетики человека в современной медицине»).


2


3

Раздел 7.

Профилактика наследственной патологии. Медико-генетическое консультирование

4




Тема 7.1.

Медико-генетическое консультирование. Цели, задачи, показания


Содержание учебного материала:


2




1. Проспективное и ретроспективное консультирование.

2. Массовые, скринирующие методы выявления наследственных заболеваний.

3. Неонатальный скрининг на гипотиреоз, фенилкетонурию.

4.Медико-генетическое консультирование как профилактика наследственных заболеваний.

Показания к медико-генетическому консультированию.


1


2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы: «Медико-генетическое консультирование, значение для профилактики наследственных заболеваний»)

1

3

Тема 7.2.

Пренатальная диагностика, методы

Содержание учебного материала:


2




1. Методы пренатальной диагностики (УЗИ, амниоцентоз, биопсия хориона, определение фетопротеина).

2. Сроки проведения, основные показания, оценка результатов.


1


1

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Изучение основной и дополнительной литературы.

2. Подготовка рефератов (примерные темы: «Применение методов пренатальной диагностики в современной медицине, показания и результаты»).


1


3

Всего:

75




Всего аудиторных занятий

50




В том числе практических занятий

18




Самостоятельной работы

25



3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Оборудование учебного кабинета:

1.Таблицы.

2. Наборы фотоснимков больных с наследственными заболеваниями

3. Микроскопы

4. Контролирующие компьютерные программы
3.2. Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Литература:
Основные источники:

1. Бочков Н.П. Клиническая генетика – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006.
Дополнительные источники:

1. Атлас Хромосомы человека – Москва, 1982

2. Е.К. Тимолянова Медицинская генетика Ростов-на- Дону: Феникс, 2003.

3. Н.Н. Приходченко, Т.П. Шкурат Основы генетики человека– Ростов-на- Дону: Феникс, 1997.

4. В.А. Орехова, Т.А. Лашковская, М.П. Шейбах Медицинская генетика Минск Высшэйшая школа 1999.

5. Н.С. Демидова, О.Е. Блинникова Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование Ленинград Медицина 1987.
Интернет-источники:
1. Консультант студента – электронная библиотека медицинского колледжа www.medkollegelib.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины




Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:




  • Наблюдение и оценка выполнения практических действий;

  • Оценка решения ситуационных задач;

  • Экспертная оценка результатов дифференцированного зачета.




  • Ориентироваться в современной информации по генетике при изучении аннотаций лекарственных препаратов

  • Решать ситуационные задачи, применяя теоретические знания

  • Наблюдение и оценка выполнения практических действий;

  • Оценка выполнения компьютерных тестовых заданий;

  • Оценка решения ситуационных задач;

  • Экспертная оценка результатов дифференцированного зачета.




  • Пропагандировать здоровый образ жизни как один из факторов, исключающий наследственную патологию

  • Наблюдение и оценка выполнения практических действий;

  • Оценка выполнения компьютерных тестовых заданий;

  • Оценка решения ситуационных задач;

  • Экспертная оценка результатов дифференцированного зачета.




Усвоенные знания:




  • Оценка выполнения компьютерных тестовых заданий;

  • Оценка результатов индивидуального и группового опроса;

  • Экспертная оценка результатов дифференцированного зачета.




  • Биохимические и цитологические основы наследственности




  • Закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов

  • Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии

  • Основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза

  • Основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения




  • Цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconОбластное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconМетодические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconМетодические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconОбластное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего...
Мдк 02. 01. 02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconМетодические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом icon«Астраханский базовый медицинский колледж»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconЗаслушан, на общешкольной конференции 08. 09. 2011 г. Утверждено общественным советом
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconПубличный доклад о деятельности огбоу спо «Черемховский горнотехнический...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом icon«Вот и закончен колледж»
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уваровский химико-технологический...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconДоклад директора огбоу спо «Плесский колледж бизнеса и туризма»
«Плесский аграрный колледж» переименован в Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconПубличный
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «губкинский государственный музыкальный...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconПояснительная записка Лабораторно-практические занятия
Утверждено научно-методическим советом гбоу спо рс(Я) «Якутский медицинский колледж»
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ивановский педагогический...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconДепартамент смоленской области по образованию, науке и делам молодежи...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Брянский базовый медицинский колледж»...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский колледж г. Братска» утверждено: Методическим советом iconОбластное государственное автономное образовательное учреждение среднего...
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск