Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии





Скачать 293.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии
страница1/3
Дата публикации23.11.2017
Размер293.9 Kb.
ТипЗанятие
100-bal.ru > Право > Занятие
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. БРАТСКА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению
ОП. 05 Гигиена и экология человека

специальность «Фармация»

(очно-заочная форма обучения)



Братск, 2014г.

Составитель:

Морозова Татьяна Валерьевна – преподаватель ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»
Рецензент:

Политковская Елена Валентиновна – преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании ЦМК № 5

Протокол № 1 от «03» сентября 2014г.
Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины ОП. 05 Гигиена и экология человека, предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности Фармация (очно-заочная форма обучения) учебно-методическим комплексом.
Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно - тематическим планом по учебной дисциплине Гигиена и экология человека.
В соответствии с учебным планом на изучение рабочей программы учебной дисциплины Гигиена и экология человека отводится 72 часа.

Из них:

Теоретические занятия – 20 часов

Практические занятия – 12 часов

Самостоятельная работа студентов – 40 часа


Методические рекомендации для студентов включают в себя следующие разделы:

  1. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям;

  2. Вопросы для подготовки к итоговой аттестации;

  3. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).


Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.

СОДЕРЖАНИЕ




Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям


4



Вопросы для подготовки к итоговой аттестации

32



Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)

35


Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям
Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Экология, гигиена, живые организмы, санитария, методы гигиенических исследований, основоположники
Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятиям гигиены и санитарии.

  2. Объясните роль гигиенической и экологической наук в обеспечении профилактических задач здравоохранения.

  3. Перечислите методы гигиенических исследований.

  4. Расскажите об основоположниках отечественной гигиены.


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

Основные положения гигиены
Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 10 – 15.

Раздел 1 Предмет гигиены и экологии человека

Тема 1.1 Предмет, задачи, методы и перспективы развития экологии и гигиены
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Экология, гигиена, факториальная экология, зоны гигиены, биосфера, ноосфера, абиотические, биотические и антропогенные факторы, человеческие экосистемы, среда обитания, пищевая цепь, агроциноз, акклиматизация, ПДК, ПДУ, ОДУ, ОБУВ, санитарное просвещение, законы гигиены.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Предмет «Экология», ее задачи; ученый, предложивший этот термин.

  2. Предмет «Экология человека»

  3. Предмет «Гигиена», ее задачи; связь с экологией.

  4. Гигиена и санитария, их задачи.

  5. Основные законы гигиены.

  6. Методы гигиенических исследований.

  7. Гигиеническое нормирование и его роль.

  8. ПДК, ПДУ, ОДУ и ОБУВ - их определение и роль.

  9. Виды санитарного просвещения.

  10. Что такое «биосфера»?

  11. Что такое «среда обитания» и какие факторы в ней действуют?

  12. Составные части биогеоценозов

  13. Формы взаимодействия организмов в экосистемах

  14. Что такое «пищевая цепь», «агроциноз»?

  15. Что такое «экологическое равновесие, бедствие и сукцессия»?

  16. Что такое «адаптация», «акклиматизация» и что происходит в организме при этих процессах?

  17. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду.


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

  2. Основные положения гигиены


Самостоятельная работа:

  1. Подготовить реферат на тему: «Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие науки».

  2. Законспектировать основные задачи экологии и гигиены.

  3. Перечислить и записать методы гигиенических исследований.

  4. Подобрать материал по теме «Роль демографических процессов в экологии человека».

  5. Составить кроссворд из понятий: экология, гигиена, биосфера, ноосфера, биотический, абиотический и антропогенный факторы, экологический кризис.


Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 15 – 20.

Раздел 2 Гигиена окружающей среды

Тема 2.1 Экологически значимые свойства воздуха. Погода, климат, микроклимат
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Атмосферный воздух, климат, погода, микроклимат, метеочувствительность, метеозависимость, солнечная радиация, температура воздуха, атмосферное давление, ионизация, инсоляция, влажность воздуха, скорость движения воздуха, Законодательство РФ по защите воздушной среды, приборы для измерения метеорологических факторов.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Физические свойства воздуха и их гигиенические нормативы.

  2. Какие приборы используются для измерения метеорологических факторов?

  3. На основании чего осуществляется гигиеническая оценка метеорологических факторов?

  4. Температура воздуха, гигиенические нормы, комплексное взаимодействие с другими физическими факторами.

  5. Механизмы потерь тепла организмом в процентах.

  6. Влажность воздуха и ее виды, влияние на здоровье.

  7. Атмосферное давление, гигиенические нормы, влияние на здоровье.

  8. Ионизация воздуха, влияние на здоровье.

  9. Солнечная радиация, её составляющие и их действие на организм.

  10. Адаптация и акклиматизация, основные изменения в организме.

  11. Метеочувствительность и метеозависимость.

  12. Метеотропные заболевания и их профилактика.

  13. Механизмы передачи инфекций через воздух.

  14. Инфекции, передаваемые воздушным путем.


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

  2. Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека


Самостоятельная работа:

  1. Составить кроссворд по разделу «Физические свойства воздуха и их гигиеническое значение».

  2. Законспектировать в тетради тему «Комплексное влияние метеорологических факторов на организм человека».

  3. Подготовить сообщение на тему: «Влияние микроклиматических условий на производство и хранение лекарственных препаратов».

  4. Написать доклад «Нормирование и пути оптимизации микроклиматических условий в помещении».


Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 31 – 66.

Тема 2.2 Экологически значимые свойства воздуха. Погода, климат, микроклимат
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:

Произвести забор проб воздуха разных помещений, а также на открытых территориях окружающей среды. Дать оценку химического и физического состава атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Произвести сравнение полученных результатов исследования с параметрами норм.

Дать характеристику воздуха как фактора окружающей среды. Сделать гигиеническую оценку микроклимата закрытых помещений. Выполнить тест-контроль «Экологически значимые свойства воздуха». Решить ситуационные задачи по разделу « Погода, климат, микроклимат».
Вопросы для самоконтроля:

  1. Состав атмосферного воздуха

  2. Свойства атмосферного воздуха

  3. Что характеризует относительная влажность

  4. Чем характеризуется движение воздуха

  5. Дайте определение микроклимата

  6. На какую функцию организма влияет микроклимат

  7. Виды микроклимата по своему действию на организм

  8. По каким факторам оценивается воздух

  9. Действие загрязненного атмосферного воздуха на организм человека

  10. В чем выражается гигиенический норматив веществ загрязняющих атмосферный воздух

  11. Мероприятия по профилактике загрязнения атмосферного воздуха

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:


  1. Определять температурный режим, влажность, скорость движения воздуха, барометрическое давление;

  2. Давать комплексную гигиеническую оценку микроклимата помещений;

  3. Разрабатывать мероприятия по улучшению микроклимата помещений;

  4. Работать с нормативной документацией (НД).


Самостоятельная работа:

  1. Составить кроссворд по разделу «Физические и химические свойства воздуха и их гигиеническое значение».

  2. Законспектировать тему «Комплексное влияние метеорологических факторов на организм человека».

  3. Подготовить сообщения на тему: «Мероприятия по профилактике загрязнений атмосферного воздуха», «Санитарная охрана атмосферного воздуха».

  4. Написать доклад «Нормирование и пути оптимизации микроклиматических условий в помещении».

  5. Найти дополнительный материал из СМИ к теме «Влияние загрязнителей на здоровье и быт населения», а также информацию о крупных промышленных предприятиях Иркутской области влияющих на экологию, здоровье и быт населения.

  6. Изучить Законодательство РФ по защите воздушной среды.

  7. Перечислить причины развития декомпрессионных заболеваний.


Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 31 – 66.

Раздел 3 Экологическое и гигиеническое значение воды

Тема 3.1 Значение воды. Роль водного фактора в формировании здоровья населения
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Гидросфера, водный баланс человека, самоочищение водоемов, СанПиН «Питьевая вода».
Вопросы для самоконтроля:

  1. Характеристика основных компонентов гидросферы.

  2. Вода как химический, физический и биологический фактор среды обитания человека.

  3. Характеристика источников водоснабжения.

  4. Водный баланс человека.

  5. Водный путь распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Основные гигиенические требования, предъявляемые к качеству питьевой воды и источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения;

  2. Влияние качества воды на организм человека


Самостоятельная работа:

  1. Подготовить сообщение по разделу «Физиологическая роль воды».

  2. Назвать характеристики и причины «вспышек» водных эпидемий.

  3. Дать характеристики геохимическим эндемиям.

  4. Перечислить и записать основные источники загрязнения воды в мировом масштабе.

Написать реферат на тему: «Санитарно-гигиеническое и хозяйственно-бытовое назначение воды».
Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 67 – 83.

Тема 3.2 Значение воды. Роль водного фактора в формировании здоровья населения
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:

Произвести отбор проб воды для физико-химического исследования. Определить физико-химические свойства воды взятых проб. Ответить письменно на вопросы по теме: «Экологическое и гигиеническое значение воды». Выполнить тест-контроль по теме: «Гигиенические требования к источникам водоснабжения». Ответить на вопросы по темам «Санитарная охрана источников водоснабжения, место их расположения».
Вопросы для самоконтроля:

  1. Какая вода называется «вода питьевая»

  2. Перечислите качества питьевой воды

  3. Какие существуют систему водоснабжения

  4. Какие водоемы или воды могут быть использованы для централизованного водоснабжения

  5. Какие требования предъявляют к водоемам как к источникам водоснабжения

  6. Какими способами улучшают органолептические свойства воды на ВОС

  7. Какими способами обеспечивают отсутствие болезнетворных микроорганизмов в воде на ВОС

  8. Перечислите специальные методы улучшения качества воды

  9. Перечислите инфекционные заболевания возбудители, которых передаются через воду
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации по самоподготовке студентов к занятиям английского языка
Когда указано время или место обычного действия, перечисляются последовательные действия, в афоризмах и высказываниях, когда наречия...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История...
История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации...
Парето-эффективность, технология, общественное производство, экономические ресурсы, факторы производства, предпринимательство, разделение...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации по практическим занятиям для студентов...
Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406....
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации для самостоятельного изучения и подготовки...
Составители: д-р полит наук В. А. Смышляев, канд экон наук И. А. Толстых, ст преп. В. А. Рыкова
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским...
Методические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским занятиям, зачету и экзамену по предметам: «История и...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconПоложение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации для студентов Специальность 032101 «физическая культура и спорт»
Биология с основами экологии. Методические рекомендации /Сост.:, Полева Н. В. – Красноярск: 2007. – 45 с
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconГ. И. Мартынова Методические рекомендации к изучению темы «история...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины гсэ....
Макарова Надежда Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение. История возникновения наук гигиены и экологии iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск