Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение





Скачать 397.4 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение
страница1/3
Дата публикации02.08.2015
Размер397.4 Kb.
ТипЗанятие
100-bal.ru > Право > Занятие
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. БРАТСКА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению
ОП. 14 Гигиена и экология человека

специальность «Стоматология ортопедическая»

(очная форма обучения)

Братск, 2014г.

Составитель:

Морозова Татьяна Валерьевна – преподаватель ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»
Рецензент:

Политковская Елена Валентиновна – преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании ЦМК № 5

Протокол № 1 от «03» сентября 2014г.
Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины ОП. 14 Гигиена и экология человека, предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности Стоматология ортопедическая (очная форма обучения) учебно-методическим комплексом.
Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно - тематическим планом по учебной дисциплине Гигиена и экология человека.
В соответствии с учебным планом на изучение рабочей программы учебной дисциплины Гигиена и экология человека отводится 72 часа.

Из них:

Теоретические занятия – 36 часов

Практические занятия – 12 часов

Самостоятельная работа студентов – 24 часа


Методические рекомендации для студентов включают в себя следующие разделы:

  1. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям;

  2. Вопросы для подготовки к итоговой аттестации;

  3. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).


Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.

СОДЕРЖАНИЕ




Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям


4



Вопросы для подготовки к итоговой аттестации

32



Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)

38


Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям
Тема: Введение
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Экология, гигиена, живые организмы, санитария, методы гигиенических исследований, основоположники
Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятиям гигиены и санитарии.

  2. Объясните роль гигиенической и экологической наук в обеспечении профилактических задач здравоохранения.

  3. Перечислите методы гигиенических исследований.

  4. Расскажите об основоположниках отечественной гигиены.


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

Основные положения гигиены
Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 10 – 15.

Раздел 1 Предмет гигиены и экологии человека

Тема 1.1 Предмет, задачи, методы и перспективы развития экологии и гигиены
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Экология, гигиена, факториальная экология, зоны гигиены, биосфера, ноосфера, абиотические, биотические и антропогенные факторы, человеческие экосистемы, среда обитания, пищевая цепь, агроциноз, акклиматизация, ПДК, ПДУ, ОДУ, ОБУВ, санитарное просвещение, законы гигиены.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Предмет «Экология», ее задачи; ученый, предложивший этот термин.

  2. Предмет «Экология человека»

  3. Предмет «Гигиена», ее задачи; связь с экологией.

  4. Гигиена и санитария, их задачи.

  5. Основные законы гигиены.

  6. Методы гигиенических исследований.

  7. Гигиеническое нормирование и его роль.

  8. ПДК, ПДУ, ОДУ и ОБУВ - их определение и роль.

  9. Виды санитарного просвещения.

  10. Что такое «биосфера»?

  11. Что такое «среда обитания» и какие факторы в ней действуют?

  12. Составные части биогеоценозов

  13. Формы взаимодействия организмов в экосистемах

  14. Что такое «пищевая цепь», «агроциноз»?

  15. Что такое «экологическое равновесие, бедствие и сукцессия»?

  16. Что такое «адаптация», «акклиматизация» и что происходит в организме при этих процессах?

  17. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду.


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

  2. Основные положения гигиены


Самостоятельная работа:

  1. Подготовить реферат на тему: «Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие науки».

  2. Законспектировать основные задачи экологии и гигиены.

  3. Перечислить и записать методы гигиенических исследований.

  4. Подобрать материал по теме «Роль демографических процессов в экологии человека».

  5. Составить кроссворд из понятий: экология, гигиена, биосфера, ноосфера, биотический, абиотический и антропогенный факторы, экологический кризис.


Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 15 – 20.

Раздел 2 Гигиена окружающей среды

Тема 2.1 Экологически значимые свойства воздуха. Погода, климат, микроклимат
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Атмосферный воздух, климат, погода, микроклимат, метеочувствительность, метеозависимость, солнечная радиация, температура воздуха, атмосферное давление, ионизация, инсоляция, влажность воздуха, скорость движения воздуха, Законодательство РФ по защите воздушной среды, приборы для измерения метеорологических факторов.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Физические свойства воздуха и их гигиенические нормативы.

  2. Какие приборы используются для измерения метеорологических факторов?

  3. На основании чего осуществляется гигиеническая оценка метеорологических факторов?

  4. Температура воздуха, гигиенические нормы, комплексное взаимодействие с другими физическими факторами.

  5. Механизмы потерь тепла организмом в процентах.

  6. Влажность воздуха и ее виды, влияние на здоровье.

  7. Атмосферное давление, гигиенические нормы, влияние на здоровье.

  8. Ионизация воздуха, влияние на здоровье.

  9. Солнечная радиация, её составляющие и их действие на организм.

  10. Адаптация и акклиматизация, основные изменения в организме.

  11. Метеочувствительность и метеозависимость.

  12. Метеотропные заболевания и их профилактика.

  13. Механизмы передачи инфекций через воздух.

  14. Инфекции, передаваемые воздушным путем.


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

  2. Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека


Самостоятельная работа:

  1. Составить кроссворд по разделу «Физические свойства воздуха и их гигиеническое значение».

  2. Законспектировать в тетради тему «Комплексное влияние метеорологических факторов на организм человека».

  3. Подготовить сообщение на тему: «Влияние микроклиматических условий на производство и хранение лекарственных препаратов».

  4. Написать доклад «Нормирование и пути оптимизации микроклиматических условий в помещении».


Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 31 – 66.

Раздел 2 Гигиена окружающей среды

Тема 2.2 Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Химические и физические свойства воздуха, загрязнение атмосферного воздуха, законодательные, технологические, санитарно-технические мероприятия по защите от атмосферных загрязнений.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Химический состав воздуха.

  2. Гигиеническое значение кислорода.

  3. Гигиеническое значение углекислого газа.

  4. Виды антропогенного загрязнения воздуха.

  5. Виды природного и биогенного загрязнения воздуха.

  6. Структура атмосферных загрязнений в городе.

  7. Структура атмосферных загрязнений в сельской местности.

  8. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на экологию и гигиену.

  9. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на быт населения.

  10. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на здоровье населения.

  11. Состав автомобильных загрязнений воздуха.

  12. Состав загрязнений атмосферы ТЭЦ.

  13. Принципы защиты атмосферы от загрязнений.

  14. Законодательные и архитектурно-планировочные мероприятия по защите от атмосферных загрязнений.

  15. Технологические и санитарно-технические мероприятия по защите от атмосферных загрязнений.

  16. Роль озеленения и мониторинга по защите от атмосферных загрязнений


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

  2. Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека


Самостоятельная работа:

  1. Найти дополнительно к теме «Влияние загрязнителей на здоровье и быт населения» из СМИ информацию о крупных промышленных предприятиях Иркутской области влияющих на экологию, здоровье и быт населения.

  2. Изучить и знать общие понятия о Законодательстве РФ по защите воздушной среды.


Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 31 – 66.

Тема 2.2 Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:

Произвести забор проб воздуха разных помещений, а также на открытых территориях окружающей среды. Дать оценку химического и физического состава атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Произвести сравнение полученных результатов исследования с параметрами норм.

Дать характеристику воздуха как фактора окружающей среды. Сделать гигиеническую оценку микроклимата закрытых помещений. Выполнить тест-контроль «Экологически значимые свойства воздуха». Решить ситуационные задачи по разделу « Погода, климат, микроклимат».
Вопросы для самоконтроля:

  1. Состав атмосферного воздуха

  2. Свойства атмосферного воздуха

  3. Что характеризует относительная влажность

  4. Чем характеризуется движение воздуха

  5. Дайте определение микроклимата

  6. На какую функцию организма влияет микроклимат

  7. Виды микроклимата по своему действию на организм

  8. По каким факторам оценивается воздух

  9. Действие загрязненного атмосферного воздуха на организм человека

  10. В чем выражается гигиенический норматив веществ загрязняющих атмосферный воздух

  11. Мероприятия по профилактике загрязнения атмосферного воздуха

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:


  1. Определять температурный режим, влажность, скорость движения воздуха, барометрическое давление;

  2. Давать комплексную гигиеническую оценку микроклимата помещений;

  3. Разрабатывать мероприятия по улучшению микроклимата помещений;

  4. Работать с нормативной документацией (НД).


Самостоятельная работа:

  1. Составить кроссворд по разделу «Физические и химические свойства воздуха и их гигиеническое значение».

  2. Законспектировать тему «Комплексное влияние метеорологических факторов на организм человека».

  3. Подготовить сообщения на тему: «Мероприятия по профилактике загрязнений атмосферного воздуха», «Санитарная охрана атмосферного воздуха».

  4. Написать доклад «Нормирование и пути оптимизации микроклиматических условий в помещении».

  5. Найти дополнительный материал из СМИ к теме «Влияние загрязнителей на здоровье и быт населения», а также информацию о крупных промышленных предприятиях Иркутской области влияющих на экологию, здоровье и быт населения.

  6. Изучить Законодательство РФ по защите воздушной среды.

  7. Перечислить причины развития декомпрессионных заболеваний.


Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 31 – 66.

Раздел 3 Экологическое и гигиеническое значение воды

Тема 3.1 Гигиеническое и экологическое значение воды. Роль водного фактора в формировании здоровья населения
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Гидросфера, водный баланс человека, самоочищение водоемов, СанПиН «Питьевая вода».
Вопросы для самоконтроля:

  1. Характеристика основных компонентов гидросферы.

  2. Вода как химический, физический и биологический фактор среды обитания человека.

  3. Характеристика источников водоснабжения.

  4. Водный баланс человека.

  5. Водный путь распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Основные гигиенические требования, предъявляемые к качеству питьевой воды и источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения;

  2. Влияние качества воды на организм человека


Самостоятельная работа:

  1. Подготовить сообщение по разделу «Физиологическая роль воды».

  2. Назвать характеристики и причины «вспышек» водных эпидемий.

  3. Дать характеристики геохимическим эндемиям.

  4. Перечислить и записать основные источники загрязнения воды в мировом масштабе.

Написать реферат на тему: «Санитарно-гигиеническое и хозяйственно-бытовое назначение воды».
Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 67 – 83.

Раздел 3 Гигиена окружающей среды

Тема 3.2 Санитарно-гигиеническое значение воды. Требования к качеству воды хозяйственно-бытового назначения
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Минеральный состав воды, источники водоснабжения, системы водоснабжения, самоочищение водоемов, СЗЗ, СанПиН «Питьевая вода».
Вопросы для самоконтроля:

  1. Гигиенические требования к химическим и органолептическим свойствам питьевой воды. Санитарно-химические показатели качества воды.

  2. Организация водоснабжения. Основные типы систем водоснабжения. Требования к оптимизации характера водоснабжения в соответствии с международным и отечественным экологическим и санитарным законодательством.

  3. Минеральный состав воды.

  4. Этапы подготовки воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

  5. Загрязнения источников водоснабжения как одна из ведущих проблем современности.

  6. Особенности и принципы защиты источников водоснабжения. Зоны охраны водоемов.

  7. Микробиологические показатели качества воды.

  8. Качественная и количественная характеристика состава и свойств воды у пунктов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Показатели состава воды водоема характеризующие его безопасность.

  9. Особенности химического, физического и бактериального загрязнения поверхностных и подземных водоисточников. Причины массивного загрязнения вод в последние десятилетия.

  10. Основные системы организации сбора и удаления жидких отходов. Эпидемические и санитарно-гигиенические требования к принципам организации.

  11. Устройство канализационных очистных сооружений. Основные компоненты.

  12. Основные химические, физические и биологические способы обработки сточных вод.

  13. Классификация загрязнителей.

  14. Принципы естественного самоочищения водоемов от органических и химических загрязнений. Контроль за самоочищением.

  15. Условия спуска сточных вод и охрана водоемов.

  16. Основные требования к устройству ливневой канализации.


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Основные гигиенические требования, предъявляемые к качеству питьевой воды и источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения;

  2. Влияние качества воды на организм человека


Самостоятельная работа:

  1. Письменно, перечислить основные требования к содержанию и обслуживанию источников водоснабжения.

  2. Дать определение нормам водопотребления.

  3. Назвать основные гигиенические требования к качеству воды централизованного и нецентрализованного водоснабжения. САНПиН «Питьевая вода».

  4. Оформить в виде информационного стенда правила по санитарной охране источников водоснабжения.


Литература для подготовки:

Основная литература:

Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека» -М.: ACADEMA, 2013, стр. 67 – 83.

Тема 3.2 Гигиеническое и экологическое значение воды. Роль водного фактора в формировании здоровья населения
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:

Произвести отбор проб воды для физико-химического исследования. Определить физико-химические свойства воды взятых проб. Ответить письменно на вопросы по теме: «Экологическое и гигиеническое значение воды». Выполнить тест-контроль по теме: «Гигиенические требования к источникам водоснабжения». Ответить на вопросы по темам «Санитарная охрана источников водоснабжения, место их расположения».
Вопросы для самоконтроля:

  1. Какая вода называется «вода питьевая»

  2. Перечислите качества питьевой воды

  3. Какие существуют систему водоснабжения

  4. Какие водоемы или воды могут быть использованы для централизованного водоснабжения

  5. Какие требования предъявляют к водоемам как к источникам водоснабжения

  6. Какими способами улучшают органолептические свойства воды на ВОС

  7. Какими способами обеспечивают отсутствие болезнетворных микроорганизмов в воде на ВОС

  8. Перечислите специальные методы улучшения качества воды

  9. Перечислите инфекционные заболевания возбудители, которых передаются через воду
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «государственный медицинский...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации по самоподготовке студентов к занятиям английского языка
Когда указано время или место обычного действия, перечисляются последовательные действия, в афоризмах и высказываниях, когда наречия...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации...
Парето-эффективность, технология, общественное производство, экономические ресурсы, факторы производства, предпринимательство, разделение...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации по практическим занятиям для студентов...
Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406....
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям...
Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации по подготовке к занятиям и организации...
Муниципальное право: методические указания к проведению практических занятий / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации...
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Тема: Введение iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск