Скачать 0.89 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Кафедра экономической теории ЭКОНОМИКА Часть I. Микроэкономика Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010 УДК 330.1 (075) ББК 65я 7 Э 40 Авторы: С.К. Ашванян, д-р экон. наук, проф. (тема 3); Т.А. Сапожникова, канд. экон. наук, доц. (предисловие, тема 2); Е.А. Плосконосова, канд. техн. наук, доц. (тема 4, 6); А.П. Короткий, ст. преп. (тема 8); О.Б. Кузнецова, ст. преп. (тема 1, 5); С.М. Коробко, преп. (тема 7). Рекомендовано редакционно-издательским советом Кемеровского технологического института пищевой промышленности Экономика: Методические указания в 2-х частях. Часть I. Микроэкономика / [авторы: С.К. Ашванян и др.]; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2010 г. – 101 с. ISBN 978-5-89289-523-1 Методические указания для подготовки к семинарским занятиям разработаны в соответствии с программой курса «Экономика» и предназначены для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям технологического и механического профиля. Они могут быть использованы как студентами очной, так и заочной форм обучения. Охраняется законом об авторских правах, Не может быть использовано любым незаконным ©КемТИПП, 2010 Способом без письменного договора ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие………………………………………………………..4 Тема 1. Предмет и методы экономики как учебной дисциплины (как отрасли знаний)………………………………………………5 Тема 2. Общие основы экономического развития…….………..13 Тема 3. Общая характеристика рыночного хозяйства………….28Тема 4. Теория спроса и предложения………………….……….36 Тема 5. Предпринимательство и фирма в рыночной экономике…………………………………………………………………...57 Тема 6. Фирма: затраты и выпуск………………………………..63 Тема 7. Конкуренция и монополия………………………………75 Тема 8. Ценообразование на факторы производства и формирование факторных доходов………………………………………..87 Ответы на тесты…………………..………………………………99 Предисловие Преподавание микроэкономики направлено на формирование у будущих специалистов теоретических знаний о микроэкономических проблемах, о принципах хозяйствования первичных ячеек рыночной экономики, об их экономических издержках, о взаимодействии спроса и предложения, о различных типах рыночных структур и закономерностях функционирования рынков потребительских товаров и рынков факторов производства. Семинарские занятия выполняют ряд функций обучающего, организационного и контролирующего характера. Подготовка к семинарским занятиям занимает важное место в самостоятельной работе студентов при изучении курса «Экономика». Предложенные учебно-методические указания должны сыграть значимую роль в процессе познания микроэкономических проблем, призваны сориентировать студентов на подбор литературы и проверку собственных знаний. Они включают в себя планы семинарских занятий, литературу, тематику рефератов, вопросы для самоконтроля, тестовые задания, структурно-логические схемы, упражнения и задачи по каждому разделу курса. В них содержатся задания по восьми темам курса «Экономика», которые последовательно расположены на основании требований Государственного образовательного стандарта и отражают устоявшуюся структуру изложения данного курса. Данный методический комплекс помогает глубже разобраться в различных аспектах экономической теории, прививает студентам навыки самостоятельной работы. Тема 1: Предмет и методы экономики как учебной дисциплины (как отрасли знаний) План занятия
Структурно-логические схемы Рис. 1 Структура, методы и функции экономической теории Рис. 1 дает возможность получить представление об основных разделах, методах и функциях экономической теории. Рис. 2 Структура элементов общественного производства с точки зрения марксизма Рис. 2 позволяет представить с позиции марксистской экономической теории базовые элементы способа производства. Рис. 3 Этапы становления и развития экономической науки Рис. 3 дает представление об основных концепциях и направлениях, существующих в экономической науке, изложенных в хронологической последовательности. Литература
Темы рефератов
Вопросы для самоконтроля
Тестовые задания
а) А.Смит; б) К.Маркс; в) Дж.М.Кейнс; г) В.И.Ленин.
а) А.Монкретьеном; б) Т.Маном; в) А.Смитом; г) Ф.Кенэ.
а) как стимулировать экономический рост; б) как снизить темпы инфляции; в) как строить международные экономические отношения; г) что и сколько производить.
а) А.Смита; б) Д.Рикардо; в) Р.Оуэна; г) Л.фон Мизеса.
а) людей и орудий труда; б) средств труда и рабочей силы; в) средств производства и рабочей силы; г) предметов труда и средств труда.
а) орудию труда; б) предмету труда; в) средству труда; г) базису.
а) средств труда и рабочей силы; б) рабочей силы и предметов труда; в) средств труда и предметов труда; г) средств производства и рабочей силы.
а) принципы экономики, позволяющие максимизировать удовлетворение экономических потребностей; б) внешнеторговые операции; в) экономические отношения в процессе производства, обмена, распределения и потребления экономических благ и экономические законы; г) особенности действия рыночного механизма.
а) носят объективный характер; б) не зависят от деятельности людей; в) проявляются через экономическую деятельность людей; г) носят исторически преходящий характер; д) являются вечными.
а) нормативный; б) позитивный; в) макроэкономический; г) микроэкономический.
а) за последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции; б) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции.
а) изучение явлений в развитии, во взаимосвязи с другими явлениями; б) выделение главного, существенного в явлении, отвлечение от второстепенных, случайных связей и факторов, использование допущений; в) формулировка гипотезы и проверка ее на фактическом материале, движение познания от общего к частному; г) разделение изучаемого явления на отдельные элементы, части, стороны и изучение каждой из них.
а) проведение эксперимента; б) конструирование системы законов и категорий; в) выведение теории из фактов; г) умозаключение от общих суждений к частным выводам.
а) классической школы политэкономии; б) кейнсианства; в) физиократы.
а) К.Маркс; б) Т.Веблен; в) А.Маршалл.
а) Дж.Гэлбрейт; б) А.Маршалл; в) М.Фридмен; г) Дж.Кейнс.
а) выступает научной базой для разработки государственной экономической политики; б) позволяет людям принимать рациональные решения в различных хозяйственных ситуациях; в) раскрывает связи между экономическими явлениями и процессами; г) является теоретической базой для конкретных экономических дисциплин.
1) 1а, 2б, 3в, 4г; 2) 1г, 2а, 3в, 4б; 3) 1б, 2в, 3г, 4а.
1) 1г, 2а, 3в, 4б; 2) 1а, 2б, 3в, 4г; 3) 1б, 2в, 3г, 4а.
1) 1г, 2б, 3в, 4а; 2) 1а, 2в, 3г, 4б; 3) 1г, 2а, 3в, 4б.
а) классическая; б) неоклассическая; в) институционализм; г) монетаризм.
а) Пол Самуэльсон; б) Василий Леонтьев; в) Джон Мейнард Кейнс; г) Милтон Фридмен. Тема 2: Общие основы экономического развития План занятия
1.1. Экономические потребности и их структура. Закон возвышения потребностей. 1.2. Экономические ресурсы и их виды. Ограниченность экономических ресурсов. Факторы производства.
6.1. Традиционная экономика. 6.2. Командная экономическая система. 6.3. Рыночная система хозяйства. 6.4. Смешанная экономика и ее модели. 6.5. Переходная экономика. Структурно-логические схемы Рис. 1 Типы экономических систем Рис. 1 предназначен для того, чтобы студенты смогли уяснить основные характеристики 4-х типов экономических систем, существующих в истории человечества. Рис. 2 Общественное воспроизводство Рис. 2 позволяет проследить последовательность этапов движения экономических благ в процессе воспроизводства. Литература
Темы рефератов
Вопросы для самоконтроля
Тестовые задания
а) акции и облигации; б) деньги и акции; в) средства производства; г) деньги, акции, облигации.
а) плановый; б) рыночный; в) традиционный; г) индикативный.
а) может стоять только перед предпринимателем, но не перед обществом в целом; б) может возникнуть только в условиях острого дефицита; в) может рассматриваться как проблема выбора точки на кривой производственных возможностей; г) возникает только в условиях действия закона убывающей производительности факторов производства.
а) разделение труда и специализация производства; б) открытость экономических связей; в) планомерное развитие экономики; г) универсальный характер труда и производства.
а) может быть употреблено без процесса производства; б) процессу его потребления предшествует процесс переработки, т.е. воздействие человека; в) если по поводу его люди вступают в экономические отношения; г) достается человеку даром.
а) бурильщик, газ, земля; б) работник конвейера, конвейер, автомобиль; в) водитель, автомобиль, горюче-смазочные материалы; г) трактор, земля, фермер.
а) посредством подчинения человека привычке, обычаю, приказу других людей; б) посредством разверстки плановых заданий, осуществляемой из единого экономического центра общества; в) через стремление к достижению своих частных интересов, свободу выбора и экономическую ответственность за результаты деятельности; г) нет верного ответа.
а) командной; б) рыночной; в) натуральной; г) смешанной.
а) развитая специализация; б) все необходимые блага производятся внутри хозяйства; в) произведенный продукт не подлежит обмену; г) низкая эффективность экономической деятельности.
а) производство; б) распределение; в) обмен; г) потребление.
а) распоряжается потребительной стоимостью имущества; б) является полным собственником; в) может продать его или подарить; г) является владельцем имущества.
а) продажа активов, ценных бумаг инвесторам на денежных конкурсах, аукционах; б) льготная продажа или бесплатная передача государственных активов работникам приватизируемых компаний; в) массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров.
а) в увеличении времени на производство какого-либо блага; б) в сокращении затрат труда на производство единицы продукции; в) в сокращении удельного веса капитала в общих затратах; г) в сокращении выпуска продукции в единицу времени.
а) земля, полезные ископаемые, водные ресурсы; б) технология; в) информация; г) умственные и физические способности человека; д) экологическая среда.
а) вся КПВ сместится влево и вниз; б) вся КПВ сместится вправо и вверх; в) точка переместится вдоль КПВ вниз; г) точка сместится влево от КПВ; д) точка сместится вправо от КПВ.
а) передача земель в собственность государства; б) продажа государственного жилья квартиросъемщикам; в) продажа акций государственных предприятий; г) передача заводов в собственность государства.
а) материальные; б) нематериальные; в) неэкономические; г) экономические.
1) 1б, 2а, 3в, 4г; 2) 1а, 2б, 3г, 4в; 3) 1б, 2в, 3а, 4г.
1) 1в, 2г, 3а, 4б; 2) 1б, 2в, 3г, 4а; 3) 1в 2б, 3г, 4а.
а) по электроснабжению населения; б) по производству обуви и одежды; в) по обеспечению теплоснабжения; г) по производству строительных материалов.
а) совместном потреблении; б) индивидуальном потреблении; в) недостаточной доступности (даже для лиц, желающих за это благо платить); г) неделимости.
а) наличием капиталоемких нерентабельных отраслей; б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач; в) необходимостью производства общественных благ; г) необходимостью увеличения государственных расходов; д) необходимостью сокращения государственных расходов.
а) автомобилестроительные производства; б) производство крупных турбин; в) опытные заводы; г) производство товаров массового спроса.
1) 1а, 2в, 3б; 2) 1б, 2в, 3а; 3) 1в, 2б, 3а.
а) обеспечения эффективного использования ограниченных ресурсов; б) обеспечения граждан общественными благами; в) рыночной дифференциации доходов в обществе; г) осуществления директивного планирования.
1) 1в, 2а, 3г, 4б; 2) 1a, 2б, 3в, 4г; 3) 1г, 2в, 3а, 4б.
а) смешанной; б) частной; в) муниципальной; г) государственной.
а) из чего; б) как; в) что; г) для кого.
1) 1а, 2б, 3в, 4г; 2) 1б, 2в, 3а, 4г; 3) 1г, 2а, 3в, 4б.
а) директивность; б) высокая эффективность (результативность) данных процессов; в) социальная деформация при быстрой концентрации капитала; г) отсутствие политических целей; Задачи и упражнения
Заполните пропуски: Премьер-министр знает, что максимальное количество пушек, которое может быть произведено в Экомании, составляет ______ тыс. шт. При производстве 60 тыс. т. масла не может быть выпущено более ______ тыс. пушек. Альтернативной стоимостью увеличения производства пушек с 20 тыс. до 30 тыс. в год будет уменьшение производства масла на _____ тыс. т. в год. При производстве 30 тыс. т масла и 30 тыс. штук пушек выпуск масла может быть увеличен до _____ тыс. т. Максимальная альтернативная стоимость производства одной тысячи пушек равна _______ тыс. т. масла, а минимальная – не более ______ тыс. т. масла.
а) 120 тыс.руб.; б) 150 тыс.руб.; в) 100 тыс.руб.; г) 180 тыс.руб.
Альтернативные издержки производства одного дополнительного автомобиля составляют… а) 5 пушек; б) 1/5 пушки; в) 15 пушек; г) 1 1/5 пушки.
Альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля, если его выращивается 150т, составляет: а) 2 тонны пшеницы; б) 0,1 тонны пшеницы; в) 0,5 тонны пшеницы; г) 1 тонну пшеницы. |
Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | ||
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским... | Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | ||
Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям... Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов... | Библиография Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей... Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:... | История экономических учений методические указания к семинарским занятиям Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,... | ||
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» | Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» | ||
Ииаэ днц ран за 2011 год Важнейшие итоги Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | ||
Методические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология» Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для... | Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | ||
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям ... | Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине... ... |