Скачать 191.7 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» Экономический факультет «Экономика устойчивого развития» Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления подготовки 081100 – «Государственное и муниципальное управление» Составитель: доц. Дидаров А.Х. асс. Амбалов Р.Б. Владикавказ 2013 УДК 627.09 ББК К01 Д Рецензент: доц., к.э.н. кафедры «Организации производства и экономики промышленности» ФГБОУ ВПО «СКГМИ (ГТУ)» Джагаева М.С. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направлений 081100 – «Государственное и муниципальное управление»/ Сост.:Дидаров, А.Х. Амбалов Р.Б.; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Рекомендована решением заседания Ученого совета экономического факультета Протокол № ____ от ______________2013 г. СОДЕРЖАНИЕ
1. Методические указания по подготовке к семинарским (практическим) занятиями и самостоятельной работе студентов При выборе вида самостоятельной работы, определении ее объема и содержания студенту следует руководствоваться основными принципами дидактики. Наиболее важными являются принципы доступности и систематичности, связи теории с практикой, постепенности в нарастании трудностей, дифференцированного подхода, творческой активности. Применение этих принципов при планировании и проведении самостоятельной работы имеет следующие особенности.
Недооценка указанного требования приводит к тому, что студенты, не поняв цели работы или не определив ее задачи, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно возвращаться к началу или консультироваться с преподавателем. Время тратится нерационально, эффективность самостоятельной работы снижается.
4. В качестве основного метода обучения рекомендуется самостоятельное чтение текста и составление конспекта прочитанного. Работа с текстом должна носить творческий, преобразующий характер. Методика поэтапного формирования умения самостоятельно работать с учебной и специальной литературой, основанная на логико-генетическом (структурном) анализе содержания учебных дисциплин, позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний - факты, понятия, законы и теории. Главные структурные элементы знаний обычно выписываются отдельно, подчеркиваются или выделяются по тексту. При чтении текста необходимо: стремиться выделить в нем основные структурные элементы; выявить и проанализировать информацию, относящуюся к каждому из них; выделить главные мысли в тексте; исключить механическое заучивание текста. Внеаудиторная самостоятельная работа студента оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий. Задания для самостоятельной работы составляются по темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы: конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; проработка учебного материала (по лекциям, учебной и научной литературе), написание докладов, подготовке к участию в тематических дискуссиях и деловых играх; работа с нормативными документами и законодательной базой; поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору; выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов); решение задач, упражнений; написание рефератов (эссе); работа с тестами и вопросами для самопроверки; выполнение переводов на иностранные языки/с иностранных языков; моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций; обработка статистических данных, нормативных материалов; анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа и т.д. Освоение предлагаемых в дисциплине материалов предполагает самостоятельную, активную, творческую работу студентов. Каждая тема дисциплины должна быть «проработана» студентом в той или иной форме. Закрепление материала проводится на практических занятиях. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующей технологии:
Желательно к каждому практическому занятию самостоятельно подготовить выступление по одному из вопросов темы. В ходе практического занятия необходимо участвовать в обсуждении темы, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно полемизировать, находить точки соприкосновения разных позиций. План семинарского занятия № 1. Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития. Обобщенная характеристика современного этапа в развитии общества. Обострение и глобализация экологических, социальных и экономических проблем. Взаимообусловленность и взаимозависимость глобальных проблем развития. Ключевые вызовы 21 века. Вопросы: 1. Как взаимосвязаны глобальные проблемы развития? 2. Какие ключевые вызовы 21 века вы знаете? 3.Охарактеризуйте современный этап развития общества. План семинарского занятия № 2. Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития. Необходимость изменения представлений о взаимодействии природы и общества, о месте и роли человека в природе, о сущности экологических проблем и возможностях их разрешения. Неразрывная взаимосвязь экологических проблем и общих проблем развития. Поиск путей изменения целей и качества развития природы и общества. Вопросы: 1. Как изменяются представления о взаимодействии природы и общества, о месте и роли человека в природе, о сущности экологических проблем? 2.Какие вы можете перечислить возможности разрешения представлений о сущности экологических проблем? 3.Какая существует связь между экологическими проблемами и общими проблемами развития? План семинарского занятия № 3. Социальная миссия концепции устойчивого развития. Общенаучные основы устойчивого развития. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и ее основные документы. Декларация ООН по окружающей среде и развитию: основные принципы устойчивого развития. Глобальная повестка дня на 21 век – долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию. Другие документы, принятые на этой конференции. Вопросы: 1. Какова цель и основные задачи конференции ООН по окружающей среде и развитию? 2.Перечислите основные принципы устойчивого развития окружающей среды. 3.В чем заключается долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию? План семинарского занятия № 4. Социальная миссия концепции устойчивого развития. Общенаучные основы устойчивого развития. Устойчивое развитие с экологической, экономической и социальной точек зрения. Поиск синтеза экологических, экономических и социальных аспектов развития. Улучшение качества жизни как генеральная цель развития общества. Индекс развития человеческого потенциала. Вопросы: 1. Как связаны экологические, экономические и социальные точки зрения? 2. Как улучшается качество жизни при развитии общества? 3. В чем заключается индекс развития человеческого потенциала? План семинарского занятия № 5. Экономико-географические, социально-географические и политико-географические аспекты устойчивого развития. Осуществление экономического и социального развития с одновременным обеспечением защиты и охраны природной среды и культурного наследия. Вопросы: 1. Как осуществляется экономическое развитие с одновременным обеспечением защиты и охраны природной среды и культурного наследия? 2. Как осуществляется социальное развитие с одновременным обеспечением защиты и охраны природной среды и культурного наследия? План семинарского занятия № 6. Экономико-географические, социально-географические и политико-географические аспекты устойчивого развития. Осуществление процедур и организационных принципов, основанных на участии общественности, партнёрстве и взаимопомощи при территориальном планировании. Вопросы: 1. Опишите подробно аспекты устойчивого развития. 2. Как осуществляются процедуры, основанные на участии общественности, партнёрстве и взаимопомощи при территориальном планировании? 3.Какие существуют организационные принципы,основанные на участии общественности, партнёрстве и взаимопомощи при территориальном планировании? План семинарского занятия № 7. Экономико-географические, социально-географические и политико-географические аспекты устойчивого развития Усиление социальных и экономических связей между более или менее преуспевающими регионами и между городскими и сельскими районами. Вопросы: 1. Какие социальные и экономические связи между более или менее преуспевающими регионами вы знаете? 2.Как происходит усиление социальных и экономических связей междугородскими и сельскими районами? План семинарского занятия № 8. Пространственный базис устойчивого развития Изменение принципов и структуры управления. Увеличение временного интервала планирования, сценарии в прогнозировании и проектировании. Интеграция социальных, экономических и экологических аспектов в процессе принятия решений. Изменение методов подготовки и принятия решений. Широкое участие в процессе принятия решений, проблемы коммуникации. Инструменты управления устойчивым развитием. Информационное обеспечение принимаемых решений. Вопросы: 1. Каким образом изменяются принципы и структуры управления? 2. Какие существуют методы подготовки и принятия решения? 3. Какие инструменты могут применяться для эффективного управления устойчивым развитием? 4. Какие проблемы коммуникации могут появиться в процессе принятия решений? План практического занятия № 9. Пространственный базис устойчивого развития Формирование подходов к оценке продвижения к устойчивому развитию. Разработка критериев и индикаторов устойчивого развития. Анализ существующих вариантов таких индикаторов и проблемы их использования. Развитие и совершенствование систем индикаторов устойчивого развития с учетом целей, задач и условий их применения. Вопросы: 1. Какие подходы существуют к оценке продвижения к устойчивому развитию? 2.Как разрабатываются критерии и индикаторы устойчивого развития и какие существуют варианты таких индикаторов? 3. Каким образом можно совершенствовать систему индикаторов устойчивого развития с учетом целей, задач и условий их применения? План практического занятия № 10. Проблемы перехода России к устойчивому развитию Современная ситуация, существующие проблемы, стратегические ресурсы и сценарии развития России. Вопросы: 1. Опишите современную ситуацию развития России. 2.Какие существуют проблемы развития России? План практического занятия № 11. Проблемы перехода России к устойчивому развитию Политические решения. Разработка стратегии устойчивого развития в США, Швеции, России, сравнительный анализ. Повестка дня на 21 век – конкретные примеры. Вопросы: 1. Какие проблемы перехода России к устойчивому развитию вы знаете? 2. Как разрабатываются стратегии устойчивого развития в США, Швеции, России? 3. Чем отличаются стратегии устойчивого развития в США и в России? План семинарского занятия № 12. Проблемы перехода России к устойчивому развитию Достижения и трудности на пути к устойчивому развитию. Вопросы: 1. Что достигнуто на пути к устойчивому развитию в России? 2. Какие трудности могут появиться на пути к устойчивому развитию в России? План практического занятия № 13. Глобализация и регионализация концепции устойчивого развития Изменения парадигмы мышления и деятельности, формирование нового мировоззрения. Построение гражданского общества, осознание ответственности за ресурсное обеспечение будущих поколений. Изменение структуры потребления, формирование нового стиля жизни, экологизация всех ключевых видов деятельности. Вопросы: 1. Как изменяется парадигма мышления и деятельности и формируется новое мировоззрение? 2. В чем заключается построение гражданского общества, осознание ответственности за ресурсное обеспечение будущих поколений? 3.Каким образом изменяется структура потребления, формирование нового стиля жизни, экологизация всех ключевых видов деятельности? План практического занятия № 14. Глобализация и регионализация концепции устойчивого развития Образование для устойчивого развития. Место и роль специалистов-экологов в решении проблем устойчивого развития, современные требования к их профессиональной подготовке. Вопросы: 1. Как влияет образование на устойчивое развитие? 2. Какое место занимают специалисты-экологи в решении проблем устойчивого развития? 3. Какие существуют современные требования к профессиональной подготовке специалистов-экологов? План практического занятия № 15. Глобализация и регионализация концепции устойчивого развития Оценка реальности критических проблем и возможных временных этапов обеспечения устойчивого развития. Возможные источники финансового обеспечения развития. Задачи научного обеспечения устойчивого развития. Вопросы: 1. Какие существуют критические проблемы и возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития? 2. Перечислите возможные источники финансового обеспечения развития. 3. Какие на данный момент стоят задачи для научного обеспечения устойчивого развития региона? 2. Методические рекомендации по написанию рефератов
3. Контроль знаний 3.1. Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Экономика устойчивого развития»
3.2. Литература а) Основная литература
б) Дополнительная литература 1. Устойчивое развитие горных территорий в условиях глобальных изменений 2010год ОНЛ-2, Ч/З №1-1 2. Базарова Л.А. - Менеджмент устойчивого развития 2007 год ОНЛ-3 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
|
Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Библиография Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | ||
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» | Ииаэ днц ран за 2011 год Важнейшие итоги Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине... ... | ||
Тема: гражданское право Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям Практические (семинарские) занятия проводятся по наиболее трудноусвояемым и актуальным темам курса. Именно на практических (семинарских)... | ||
«Право социального обеспечения» «Social Security Law» ... | Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,... | ||
Оформление доски: снежинки со стихами, письмо от Зимы, иллюстрации... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | ||
Методические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник» Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос... | Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям 22 Макаров Аркадий Иванович, кандидат экономических наук, доцент кафедры административного, финансового и коммерческого права |