Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям





Скачать 191.7 Kb.
НазваниеМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Дата публикации02.05.2015
Размер191.7 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Экономика > Методические указания


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Экономический факультет

«Экономика устойчивого развития»
Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления подготовки 081100 – «Государственное и муниципальное управление»

Составитель: доц. Дидаров А.Х.

асс. Амбалов Р.Б.

Владикавказ 2013

УДК 627.09

ББК К01

Д


Рецензент: доц., к.э.н. кафедры «Организации производства и экономики промышленности» ФГБОУ ВПО «СКГМИ (ГТУ)» Джагаева М.С.

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направлений 081100 – «Государственное и муниципальное управление»/ Сост.:Дидаров, А.Х. Амбалов Р.Б.; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет).


Рекомендована решением заседания

Ученого совета экономического факультета

Протокол № ____ от ______________2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ



1. Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям ………………………………………………...

4













2. Методические рекомендации по выполнению рефератов…...……………………………………………………………

15













3. Контроль знаний…………………………………. ………….............

17




3.1. Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Экономика устойчивого развития»……………………………………………… …..17

3.2Литература……………………………………………………………19














1. Методические указания по подготовке к семинарским (практическим) занятиями и самостоятельной работе студентов
При выборе вида самостоятельной работы, определении ее объема и со­держания студенту следует руководствоваться основными принципами дидактики. Наиболее важными являются принципы доступности и система­тичности, связи теории с практикой, постепенности в нарастании трудностей, дифференцированного подхода, творческой активности.

Применение этих принципов при планировании и проведении самостоя­тельной работы имеет следующие особенности.

            1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер и иметь четкую и ясную формулировку цели (целей). Это придает ей осмыс­ленный, целенаправленный характер и способствует более успешному вы­полнению поставленных задач.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что студенты, не поняв цели работы или не определив ее задачи, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно возвращаться к началу или консультироваться с преподавателем. Время тратится нерационально, эффективность самостоятельной работы снижается.

            1. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать студента при ее выполнении работать напряженно. Для само­стоятельной работы рекомендуется предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует развитию познавательных способностей студентов.

            2. Каждому студенту необходимо непрерывно пополнять и углублять свои общепрофессиональные и специальные знания. Основным средством выполнения этой задачи является работа с научной литературой, лекциями, участие в научно-исследовательской работе на кафедре.

4. В качестве основного метода обучения рекомендуется самостоятельное чтение текста и составление конспекта прочитанного. Работа с текстом должна носить творческий, преобразующий характер.

Методика поэтапного формирования умения самостоятельно работать с учебной и специальной литературой, основанная на логико-генетическом (струк­турном) анализе содержания учебных дисциплин, позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний - факты, понятия, законы и теории.

Главные структурные элементы знаний обычно выписываются отдельно, подчеркиваются или выделяются по тексту. При чтении текста необходимо: стремиться выделить в нем основные структурные элементы; выявить и проанализировать информацию, относящуюся к каждому из них; выделить главные мысли в тексте; исключить механическое заучивание текста.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента оказывает важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно опреде­ляет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учеб­ным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную ра­боту по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

Задания для самостоятельной работы составляются по темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем мате­риал в объеме запланированных часов.

Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде табли­цы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:

конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; проработка учебного материала (по лекциям, учебной и научной лите­ратуре), написание докладов, подготовке к участию в тематических дискус­сиях и деловых играх;

работа с нормативными документами и законодательной базой; поиск и обзор научных публикаций и электронных источников ин­формации, подготовка заключения по обзору;

выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, кур­совых работ (проектов);

решение задач, упражнений; написание рефератов (эссе); работа с тестами и вопросами для самопроверки; выполнение переводов на иностранные языки/с иностранных языков; моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций; обработка статистических данных, нормативных материалов; анализ статистических и фактических материалов, составление выво­дов на основе проведенного анализа и т.д.

Освоение предлагаемых в дисциплине материалов предполагает само­стоятельную, активную, творческую работу студентов. Каждая тема дис­циплины должна быть «проработана» студентом в той или иной форме. Закрепление материала проводится на практических занятиях.

При подготовке к практическим занятиям студент должен придержи­ваться следующей технологии:

    1. Внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании и учебном пла­не изучения дисциплины, ее связь с другими темами;

    2. Прочитать электронный вариант материалов для самостоятельного изу­чения по теме, найти и проработать соответствующие разделы в рекомендо­ванных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;

    3. После ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;

    4. Продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;

    5. Выявить дискуссионные вопросы и сформулировать свою точку зрения на них, аргументируя ее;

    6. Продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опи­раясь на материалы для самостоятельного изучения, расширяя и дополняя их данными из практики органов государственного и муниципального управле­ния, учебников, дополнительной литературы, материалов исследований и своего опыта.

Желательно к каждому практическому занятию самостоятельно подготовить выступление по одному из вопросов темы. В ходе практического занятия необ­ходимо участвовать в обсуждении темы, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, слушать и оценивать различные точки зрения, конструктивно по­лемизировать, находить точки соприкосновения разных позиций.
План семинарского занятия № 1.

Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития.
Обобщенная характеристика современного этапа в развитии общества. Обострение и глобализация экологических, социальных и экономических проблем. Взаимообусловленность и взаимозависимость глобальных проблем развития. Ключевые вызовы 21 века.

Вопросы:

1. Как взаимосвязаны глобальные проблемы развития?

2. Какие ключевые вызовы 21 века вы знаете?

3.Охарактеризуйте современный этап развития общества.

План семинарского занятия № 2.

Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития.
Необходимость изменения представлений о взаимодействии природы и общества, о месте и роли человека в природе, о сущности экологических проблем и возможностях их разрешения. Неразрывная взаимосвязь экологических проблем и общих проблем развития. Поиск путей изменения целей и качества развития природы и общества.

Вопросы:

1. Как изменяются представления о взаимодействии природы и общества, о месте и роли человека в природе, о сущности экологических проблем?

2.Какие вы можете перечислить возможности разрешения представлений о сущности экологических проблем?

3.Какая существует связь между экологическими проблемами и общими проблемами развития?

План семинарского занятия № 3.

Социальная миссия концепции устойчивого развития. Общенаучные основы устойчивого развития.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и ее основные документы. Декларация ООН по окружающей среде и развитию: основные принципы устойчивого развития. Глобальная повестка дня на 21 век – долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию. Другие документы, принятые на этой конференции.

Вопросы:

1. Какова цель и основные задачи конференции ООН по окружающей среде и развитию?

2.Перечислите основные принципы устойчивого развития окружающей среды.

3.В чем заключается долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию?

План семинарского занятия № 4.

Социальная миссия концепции устойчивого развития. Общенаучные основы устойчивого развития.
Устойчивое развитие с экологической, экономической и социальной точек зрения. Поиск синтеза экологических, экономических и социальных аспектов развития. Улучшение качества жизни как генеральная цель развития общества. Индекс развития человеческого потенциала.

Вопросы:

1. Как связаны экологические, экономические и социальные точки зрения?

2. Как улучшается качество жизни при развитии общества?

3. В чем заключается индекс развития человеческого потенциала?

План семинарского занятия № 5.

Экономико-географические, социально-географические и политико-географические аспекты устойчивого развития.
Осуществление экономического и социального развития с одновременным обеспечением защиты и охраны природной среды и культурного наследия.

Вопросы:

1. Как осуществляется экономическое развитие с одновременным обеспечением защиты и охраны природной среды и культурного наследия?

2. Как осуществляется социальное развитие с одновременным обеспечением защиты и охраны природной среды и культурного наследия?

План семинарского занятия № 6.

Экономико-географические, социально-географические и политико-географические аспекты устойчивого развития.
Осуществление процедур и организационных принципов, основанных на участии общественности, партнёрстве и взаимопомощи при территориальном планировании.
Вопросы:

1. Опишите подробно аспекты устойчивого развития.

2. Как осуществляются процедуры, основанные на участии общественности, партнёрстве и взаимопомощи при территориальном планировании?

3.Какие существуют организационные принципы,основанные на участии общественности, партнёрстве и взаимопомощи при территориальном планировании?

План семинарского занятия № 7.

Экономико-географические, социально-географические и политико-географические аспекты устойчивого развития
Усиление социальных и экономических связей между более или менее преуспевающими регионами и между городскими и сельскими районами.

Вопросы:

1. Какие социальные и экономические связи между более или менее преуспевающими регионами вы знаете?

2.Как происходит усиление социальных и экономических связей междугородскими и сельскими районами?

План семинарского занятия № 8.

Пространственный базис устойчивого развития
Изменение принципов и структуры управления. Увеличение временного интервала планирования, сценарии в прогнозировании и проектировании. Интеграция социальных, экономических и экологических аспектов в процессе принятия решений. Изменение методов подготовки и принятия решений. Широкое участие в процессе принятия решений, проблемы коммуникации. Инструменты управления устойчивым развитием. Информационное обеспечение принимаемых решений.

Вопросы:

1. Каким образом изменяются принципы и структуры управления?

2. Какие существуют методы подготовки и принятия решения?

3. Какие инструменты могут применяться для эффективного управления устойчивым развитием?

4. Какие проблемы коммуникации могут появиться в процессе принятия решений?

План практического занятия № 9.

Пространственный базис устойчивого развития
Формирование подходов к оценке продвижения к устойчивому развитию. Разработка критериев и индикаторов устойчивого развития. Анализ существующих вариантов таких индикаторов и проблемы их использования. Развитие и совершенствование систем индикаторов устойчивого развития с учетом целей, задач и условий их применения.

Вопросы:

1. Какие подходы существуют к оценке продвижения к устойчивому развитию?

2.Как разрабатываются критерии и индикаторы устойчивого развития и какие существуют варианты таких индикаторов?

3. Каким образом можно совершенствовать систему индикаторов устойчивого развития с учетом целей, задач и условий их применения?

План практического занятия № 10.

Проблемы перехода России к устойчивому развитию
Современная ситуация, существующие проблемы, стратегические ресурсы и сценарии развития России.

Вопросы:

1. Опишите современную ситуацию развития России.

2.Какие существуют проблемы развития России?

План практического занятия № 11.

Проблемы перехода России к устойчивому развитию
Политические решения. Разработка стратегии устойчивого развития в США, Швеции, России, сравнительный анализ. Повестка дня на 21 век – конкретные примеры.

Вопросы:

1. Какие проблемы перехода России к устойчивому развитию вы знаете?

2. Как разрабатываются стратегии устойчивого развития в США, Швеции, России?

3. Чем отличаются стратегии устойчивого развития в США и в России?

План семинарского занятия № 12.

Проблемы перехода России к устойчивому развитию
Достижения и трудности на пути к устойчивому развитию.

Вопросы:

1. Что достигнуто на пути к устойчивому развитию в России?

2. Какие трудности могут появиться на пути к устойчивому развитию в России?

План практического занятия № 13.

Глобализация и регионализация концепции устойчивого развития
Изменения парадигмы мышления и деятельности, формирование нового мировоззрения. Построение гражданского общества, осознание ответственности за ресурсное обеспечение будущих поколений. Изменение структуры потребления, формирование нового стиля жизни, экологизация всех ключевых видов деятельности.

Вопросы:

1. Как изменяется парадигма мышления и деятельности и формируется новое мировоззрение?

2. В чем заключается построение гражданского общества, осознание ответственности за ресурсное обеспечение будущих поколений?

3.Каким образом изменяется структура потребления, формирование нового стиля жизни, экологизация всех ключевых видов деятельности?

План практического занятия № 14.

Глобализация и регионализация концепции устойчивого развития
Образование для устойчивого развития. Место и роль специалистов-экологов в решении проблем устойчивого развития, современные требования к их профессиональной подготовке.

Вопросы:

1. Как влияет образование на устойчивое развитие?

2. Какое место занимают специалисты-экологи в решении проблем устойчивого развития?

3. Какие существуют современные требования к профессиональной подготовке специалистов-экологов?

План практического занятия № 15.

Глобализация и регионализация концепции устойчивого развития
Оценка реальности критических проблем и возможных временных этапов обеспечения устойчивого развития. Возможные источники финансового обеспечения развития. Задачи научного обеспечения устойчивого развития.

Вопросы:

1. Какие существуют критические проблемы и возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития?

2. Перечислите возможные источники финансового обеспечения развития.

3. Какие на данный момент стоят задачи для научного обеспечения устойчивого развития региона?

2. Методические рекомендации по написанию рефератов


      1. Тема реферата выбирается из списка, предложенного преподавателем, в соответствии с темами рабочей программы по курсу «Планирование на предприятии». Допускается выбор свободной темы, но по согласованию с преподавателем и в рамках тем учебного плана по данной дисциплине.

      2. Для написания реферата студенту необходимо ознакомиться, изучить и проанализировать по выбранной теме законодательные и нормативные документы, инструктивный материал, специализированную литературу, включая периодические публикации в журналах и газетах, сборники статей, монографии, учебники.

      3. Реферат должен содержать план работы, включающий введение, логически связанный перечень вопросов позволяющих раскрыть выбранную тему и сформулировать полученные выводы, заключение, библиографический список.

      4. Объём реферата должен составлять от 18 до 30 страниц машинописного текста. Работа должна быть выполнена на белой бумаге стандартного листа А4. Текст должен быть отпечатан на компьютере в текстовом редакторе MicrosoftWord и отвечать следующим требованиям: параметры полей страниц должны быть в пределах: верхнее и нижнее – по 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм, шрифт – TimesNewRomanCyr, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – полуторный. Лента принтера – только чёрного цвета. Нумерация страниц в реферате должна быть сквозной, начиная со второй страницы. Номер проставляется арабскими цифрами посредине сверху каждой страницы.

      5. Каждый пункт плана должен начинаться с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, библиографическому списку. Текстовая часть работы начинается с введения, которое не считается самостоятельным разделом, поэтому не имеет порядкового номера. Введение есть структурная часть работы, в которой аргументируется выбор конкретной темы, обозначается её актуальность, ставятся цели и задачи, которые предполагается решить. Введение по объёму может быть от одной до двух страниц. Текстовая часть работы завершается заключением, которое, как и введение не рассматривается в качестве самостоятельного раздела и тоже не имеет порядкового номера. Заключение может быть выполнено в объёме от одной до двух страниц и содержит основные выводы, к которым пришёл студент при выполнении реферата.

      6. Библиографический список составляется на основе источников, которые были просмотрены и изучены студентом при написании реферата. Данный список отражает самостоятельную творческую работу студента, что позволяет судить о степени его подготовки и углублении в выбранную тематику. Чтобы избежать ошибок при описании какого-либо источника, необходимо тщательно сверить его со сведениями, которые содержатся в соответствующих выписках из каталогов и библиографических указателях. Вся использованная литература размещается в следующем порядке: законодательные акты, постановления, нормативные документы; вся остальная литература в алфавитном порядке; источники из сети Интернет.

3. Контроль знаний

3.1. Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Экономика устойчивого развития»

  1. Актуальность и значение проблемы перехода к устойчивому развитию на глобальном, региональном, национальном и локальном уровнях.

  2. Формирование идей устойчивого развития. Первая конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.).

  3. Международная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х.Брундтланд). Первые определения устойчивого развития. Подготовка материалов для ООН.

  4. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.): итоги, принятые документы, значение.

  5. Декларация ООН по окружающей среде и развитию. Основные принципы устойчивого развития.

  6. Глобальная Повестка дня на 21 век – долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию.

  7. Место и роль профессиональных экологов в решении современных проблем развития общества.

  8. Практическая реализация принципов устойчивого развития на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  9. Основные декларации по продвижению к устойчивому развитию в Европе.

  10. Устойчивое развитие с экологической точки зрения.

  11. Устойчивое развитие с экономической точки зрения.

  12. Устойчивое развитие с социальной точки зрения.

  13. Принципы устойчивости в развитии энергетики.

  14. Устойчивое развитие в промышленности и бизнесе.

  15. Принципы устойчивости в производстве товаров и в потреблении.

  16. Устойчивое развитие транспорта.

  17. Принципы устойчивого развития в пространственном планировании.

  18. Устойчивое развитие туризма.

  19. Изменение традиционных принципов и структуры управления при переходе к устойчивому развитию города.

  20. Инструменты управления устойчивым развитием.

  21. Широкое участие в процессе принятия решений по устойчивому развитию.

  22. Интеграция социальных, экономических и экологических аспектов в процессе принятия решений.

  23. Условия и предпосылки перехода к устойчивому развитию.

  24. Локальная повестка 21: методические подходы к разработке и анализ конкретных примеров.

  25. Проблемы перехода России к устойчивому развитию.

  26. Принятие решений, касающихся устойчивого развития.

  27. Экономические показатели устойчивого развития. Условия устойчивости.

  28. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских районов.

  29. Население и устойчивость.

  30. Концепция устойчивого развития Российской Федерации.

  31. Экологические задачи на предстоящие 30 лет.

  32. Научные и технические круги в обеспечении устойчивого развития.

  33. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.

  34. Концепция устойчивого развития городов Российской Федерации.

  35. Характеристика состояния экологического образования в Российской Федерации.

  36. Глобальные экологические проблемы человечества. Специфика для различных регионов планеты.

  37. Различные сценарии развития человеческих сообществ.

  38. Наука в целях устойчивого развития.

  39. Деловые и промышленные круги в обеспечении устойчивого развития.

  40. Этические и экономические предпосылки появления концепции устойчивого развития.

  41. Международное сотрудничество в целях устойчивого развития.

  42. Организация устойчивого места жительства (устойчивое развитие и планирование городов).

3.2. Литература
а) Основная литература

  1. Устойчивое развитие горных территорий (на примере РСО-Алания) 2011год Ч/З №1-1, ОУЛ-9

  2. Тускаева М.Р. - Управление инвестициями 2014 год Ч/З №1-1, ОУЛ-19

  3. Попов Р.А. - Региональное управление и территориальное планирование 2014 год ОНЛ-1,Ч/З №1-1

б) Дополнительная литература

1. Устойчивое развитие горных территорий в условиях глобальных изменений 2010год ОНЛ-2, Ч/З №1-1

2. Базарова Л.А. - Менеджмент устойчивого развития 2007 год ОНЛ-3

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. ООО «Изд.Лань» ЭБС – эл. адрес: http://www.e.lanbook.com

  2. ООО «Центр цифровой дистрибуции «ЭБС Книгофонд» - эл. адрес: http://www.knigafund.ru

  3. ООО «Политехресурс» (Консультант студента) ЭБС – эл. адрес: http://www.studentlibraty.ru

  4. ООО «РУНЭБ» ЭБС http: elibrary- эл. адрес: http://www.elibrary.ru

  5. Учебная, учебно – методическая и научная работа преподавателей СКГМИ(ГТУ) (на основании лицензионных договоров с авторами на использование РИД) – эл. адрес: http://lib- server

  6. Публикации ученых СКГМИ(ГТУ) (на основании лицензионных договоров с авторами на использование РИД) – эл. адрес: http://lib- server




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconБиблиография
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и...
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
«Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconИиаэ днц ран за 2011 год Важнейшие итоги
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине...
...
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconТема: гражданское право
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
Практические (семинарские) занятия проводятся по наиболее трудноусвояемым и актуальным темам курса. Именно на практических (семинарских)...
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям icon«Право социального обеспечения» «Social Security Law»
...
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,...
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconОформление доски: снежинки со стихами, письмо от Зимы, иллюстрации...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть II
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник»
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос...
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям 22
Макаров Аркадий Иванович, кандидат экономических наук, доцент кафедры административного, финансового и коммерческого права


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск