Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»





Скачать 432.98 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
страница1/5
Дата публикации12.12.2014
Размер432.98 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Методические указания к практическим занятиям

РПК «Политехник»

Волгоград

2008

ББК 81.2 Рус. я7

Р 89
Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2008. – 27 с.


Излагается содержание практических занятий. Рассматриваются основные понятия, предлагаются вопросы для контроля занятий теоретического материала и план работы студентов по каждой теме.

Предназначены для студентов ВПО всех специальностей.

Табл. 10. Библиогр.: 7 назв.
Рецензент: доцент А. Г. Бондаренко

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 Волгоградский

государственный технический университет, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Владение русским языком и культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Основная задача курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции будущих специалистов, развитие их языковых способностей, воспитание современной языковой личности, владеющей всем богатством языковых средств и умеющей использовать их в разных ситуациях общения в соответствии с нормами современного русского языка.

Работа на практических занятиях предполагает использование различных методов обучения:

  1. Репродуктивный метод. Студенты готовят сообщения по вопросам практического занятия.

  2. Метод самостоятельной работы. Одной из наиболее эффективных форм является тестирование. Оно позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала, стимулировать самостоятельность студентов. С целью закрепления орфографических и пунктуационных навыков используются различные виды диктантов, карточек для индивидуальной работы.

  3. Проблемный метод используется для активизации работы студентов. В процессе выполнения заданий, содержащих справочный материал, тексты, требующие редактирования, студенты формируют собственный подход к решению проблемы, аргументируют свою точку зрения.

  4. Исследовательский метод предполагает индивидуальную самостоятельную творческую работу над текстом. Преподаватель предлагает параметры текста (тему, объем, стиль, жанр, изобразительно-выразительные средства языка и пр.), студент выполняет творческую работу, подводит итоги, делает выводы.

При этом способы подачи информации, формирование определенных навыков варьируются с учетом реальных знаний, умений, степени подготовленности студентов, их специальности, общего развития, интересов.

Всего на практические занятия отводится до 19 часов.

Занятие 1. Предмет курса «Русский язык и культура речи». Национальный язык.

План занятия.

  1. Место русского языка среди других языков мира.

  2. Статус и функции русского языка.

  3. Структура языка (единицы языка, его уровни и разделы).

  4. Формы существования национального языка.

Цель занятия: студенты должны уметь

    • проводить анализ статуса русского языка;

    • определять структурные составляющие языка;

    • анализировать текст с языковыми единицами, находящимися за рамками литературного языка;

    • редактировать текст с целью улучшения его речевых качеств.

Основные понятия. Национальный язык существует в нескольких формах: диалекты (территориальные), просторечие (речь недостаточно грамотных слоев городского населения), жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления) и литературный язык. Литературный (кодифицированный) язык – высшая форма существования русского языка, как и любого национального языка, обеспечивающая географическое (наддиалектное) и историческое (межпоколенческое) единство нации.


Лексика, находящаяся за рамками

литературного языка

Территориальные и профессиональные диалектизмы

Жаргонизмы

и арготизмы

Просторечная лексика и лексика сниженного употребления


Вопросы для контроля знаний теоретического материала.

  1. Расскажите о происхождении русского языка.

  2. В чем проявляется системность языка?

  3. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.

  4. Что такое «литературный язык»? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?

  5. Назовите основные признаки литературного языка.

Таблица 1

План работы студентов на занятии



Название этапа

Описание этапа

Цель

1.

Исходный контроль.

Тесты (см. приложение № 1). Фронтальный опрос.

Выявление степени подготовки студентов к занятию.













Продолжение табл. 1



Название этапа

Описание этапа

Цель

2.

Выполнение заданий.

1. Студенты выполняют задания:

а) обнаружение единиц, находящихся за рамками литературного языка;

б) анализ оправданности употребления внелитературных элементов.

2. Анализ текста, содержащего внелитературные элементы.

Выработка умения работать со словарем, распознавать и исправлять ошибки в своей речи и речи окружающих.

Формирование навыка использования в речи единиц литературного языка.

3.

Отчет.

Студенты отчитываются о проделанной работе.

Формирование навыка аргументированно излагать свою точку зрения.

4.

Итоговый контроль.

Контрольное задание. Редактирование текста.

Выявление степени достижения цели занятия.


Литература

1. 2, с. 46 – 56

2. 3, с. 6 – 17
Занятие 2. Проблема экологии языка. Активные процессы в современном русском языке.

План занятия.

  1. Активные процессы в современном русском языке.

  2. Новые слова и трудности их употребления.

  3. Новая фразеология и её использование.

Цель занятия: студенты должны уметь

    • распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих в соответствии с лексическими и фразеологическими нормами устной и письменной речи современного русского литературного языка;

    • строить свою речь в соответствии с лексическими и фразеологическими нормами устной и письменной речи.

Основные понятия. Культура речи – умение говорить и писать правильно, понятно, выразительно. Критерии правильности, понятности, выразительности различаются в разных функциональных сферах использования кодифицированного литературного языка: официально-деловой, научной, публицистической, бытовой коммуникации, художественной литературе. За пределами литературного языка – диалекты, жаргоны, просторечие – сферы ненормированного употребления.

Основой культуры речи служит соблюдение норм литературного языка. Кодифицированные нормы едины и обязательны для всех носителей русского языка, устанавливаются специалистами-филологами и фиксируются в справочниках и словарях. В речевой практике образованных носителей языка складываются узуальные нормы, которые могут конкурировать с кодифицированными. Широко распространенные узуальные нормы, не противоречащие духу языка и здоровым тенденциям его развития, могут со временем кодифицироваться.

Неологизмы – слова, недавно вошедшие в язык, созданные для обозначения новых предметов, явлений.

Фразеологизмы – лексически нечленимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания, которые не создаются в речи, а воспроизводятся в готовом виде.
Вопросы для контроля знаний теоретического материала.

  1. Какие явления характерны для русского языка конца XX века?

  2. Как вы понимаете различия между элитарным, среднелитературным и фамильярно-разговорным типами речевой культуры?

  3. Перечислите частотные типы речевых ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов.

  4. Перечислите словари, к которым следует обращаться при затруднении в употреблении иноязычных слов и фразеологизмов.

Таблица 2

План работы студентов на занятии



Название этапа

Описание этапа

Цель

1.

Исходный контроль.

Тесты. Фронтальный опрос.

Индивидуальный опрос.

Выявление степени подготовки

студентов к занятию.

2.

Выполнение заданий.

1. Студенты выполняют задания:

а) выявление фразеологизмов, заимствованных слов, неологизмов в предложенных текстах;

б) анализ целесообразности употребления фразеологизмов, заимствованных слов, неологизмов в текстах.

2. Анализ текста, содержащего ошибки в употреблении заимствованных слов, неологизмов и фразеологизмов.

Выработка умения работать со словарем, распознавать и исправлять ошибки в своей речи и речи окружающих.
Формирование навыка использования в речи единиц литературного языка.

3.

Отчет.

Студенты отчитываются о проделанной работе.

Формирование навыка аргументированно излагать свою точку зрения.

4.

Итоговый контроль.

Контрольное задание. Редактирование текста.

Выявление степени достижения цели занятия.

Литература

1. 2, с. 40 – 45

2. 3, с. 163 – 187; 142 – 156

Занятие 3. Нормы современного русского литературного языка.

План занятия.

  1. Нормативный аспект культуры речи.

  2. Нормы словоупотребления и ударения.

  3. Грамматические нормы.


Цель занятия: студенты должны уметь

    • контролировать степень соответствия своей устой и письменной речи требованиям нормы современного русского литературного языка;

    • анализировать текст, содержащий нарушения в употреблении языковых единиц;

    • редактировать текст с целью улучшения его речевых качеств.

Основные понятия.Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.

Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это совокупность явлений, разрешенных системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех, владеющих литературным языком в определенный период времени.

Вопросы для контроля знаний теоретического материала.

  1. Дайте определение понятия «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности нормы.

  2. Расскажите о вариантах норм литературного языка.

  3. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические нормы литературного языка.

Таблица 3

План работы студентов на занятии



Название этапа

Описание этапа

Цель

1.

Исходный контроль.

Тесты. Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. Диктант.

Выявление степени подготовки

студентов к занятию.

2.

Выполнение заданий.

1. Студенты выполняют задания:

а) расстановка ударения, руководствуясь акцентологическими нормами русского литературного языка;

б) редактирование акцентологических и орфоэпических ошибок.

в) нахождение и исправление грамматических ошибок в предложенных текстах.

Выработка умения работать со словарем, распознавать и исправлять ошибки в своей речи и речи окружающих.

Формирование навыка использования в речи единиц литературного языка.

Продолжение табл. 3



Название этапа

Описание этапа

Цель

3.

Отчет.

Студенты отчитываются о проделанной работе, доказывают правомерность своей точки зрения.

Выработка умения доказательно излагать учебный материал, аргументированно отстаивать свою точку зрения перед оппонентами.

4.

Итоговый контроль.

Контрольное задание. Построение речевых высказываний в устной форме с учетом орфоэпической нормы. Составление текста по предложенной преподавателем модели (объем текста, тема).

Выяснение степени достижения цели занятия.


Литература

1. 2, с. 71 – 89

2. 3, с. 37 – 53

3. 5, с. 11 - 151
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник»
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос...
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине “Базы данных” в соответствии со стандартом...
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания рпк «Политехник»
Выполнение контрольных работ по немецкому языку: Методические указания / Сост. М. Ф. Меренок; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,...
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания рпк «Политехник»
Выполнение семестрового задания по иностранному языку: Методические указания / Сост. М. Ф. Меренок, И. В. Алещанова; Е. Г. Кипень;...
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «бухгалтерский учет»
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский учет» / Сост.: Н. А. Адамов, Г. А. Амучиева; гуу. – М.,...
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания по выполнению реферата рпк «Политехник» Волгоград...
Русский язык и культура речи: Методические указания по выполнению реферата / Сост. О. В. Виноградова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания по проведению практических занятий и выполнению...
Конституционное право: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. С. Г. Негматова;...
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания по проведению практических занятий и выполнению...
Правоведение: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. – Р. А. Абдуллаева;...
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания по подготовке и проведению практических занятий...
Основы права: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. Р....
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История...
История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение...
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной...
Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция...
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)...
Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconБиблиография
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск