Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Энгельсский медицинский колледж»
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОГСЭ.06 основы Социологии
и политологии
по специальности среднего профессионального образования
060301 «Фармация»
базовый уровень подготовки
2012 год Согласовано Утверждаю
на заседании ЦМК ОГСЭ Зам. директора по учебной работе
Протокол №___от______2012 _______________Э.В. Никитина
Председатель_________И.И. Бажанова ____________ 2012 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ( далее СПО):
060301 «Фармация» и рабочей программы учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» разработанной
ОГОУ СПО «Томский индустриальный техникум» автор:
Сергеев А.В., преподаватель «Основы социологии и политологии»
Разработчик:
Скрипай О.А.– преподаватель социально-экономических дисциплин, первая квалификационная категория ГАОУ СПО «ЭМК»
Рецензенты:
Сырникова Л.В., к.э.н. доцент кафедры экономики и менеджмента «Поволжского кооперативного института» (филиала АНО ВПО Центросоюза РФ «Российского университета кооперации»
Бажанова И.И., почётный работник СПО РФ, председатель ЦМК ОГСЭ
ГАОУ СПО «ЭМК»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 16
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ПРИЛОЖЕНИЯ 21
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « « Основы социологии и политологии»
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы Государственного автономного образовательного учреждения «Энгельсский медицинский колледж», в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060301 «Фармация»
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина является частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3.Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения раздела «Социология» обучающийся должен:
уметь:
методологически грамотно анализировать различные социальные факты;
знать:
специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп, взаимодействия личности и общества, солидарных и конфликтных социальных отношений, механизма их регуляции;
В результате изучения раздела « Политология» студент должен:
уметь:
в целом понимать современную политическую ситуацию в России и мире, сравнивать политические проблемы в различных регионах мира, применяя теоретические знания, четко различать формы государственного устройства, понимать значение демократии для жизни общества, формировать собственную политическую культуру, чтобы применять политологические знания в повседневной жизни и своей профессиональной деятельности.
знать:
об основополагающих понятиях предмета, базовых категориях, методах, функциях политической науки, о основных направлениях политической мысли, о политических системах общества в России и мире в целом, о сущности политической власти, институтах государства, гражданского общества, субъектах политики, политических процессах в обществе, политической культуре и международных отношениях.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося- 48 часов, в том числе обязательной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов, самостоятельной работы обучающегося- 16 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 48
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 32
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 16
| в том числе:
|
| работа с литературой в библиотеке, работа в сети Интернет; подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций
Анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей; выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; изложение и аргументация собственных суждений о социальных и политических реалиях и явлениях современной жизни.
|
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы социологии и политологии»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.Политолия
|
| 24
|
| Тема 1.1. Политология – наука о политике
| Предмет политологии
Место политологии в системе политической науки и других социально-гуманитарных наук. Группы категорий, функции, методы исследования, используемые политологией. Политическая мысль Западной Европы
Политические идеи античности. Политическая мысль средневековья от христианской политическолй теории А.Августина, Ф.Аквинского – до реализма Нового времени Ш.Монтескье, И.Канта, Г.Гегеля, А.Токвиля и др.
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по одной из предложенных тем:
1. Основные этапы развития политической науки.
2. Политология вместо идеологии: необходимо ли политическое образование демократическому обществу?
3. Политология в системе гуманитарного образования.
4. Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы.
5. Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории политической мысли ( Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо).
6. Идеи Ш.Монтескье о разделении властей.
7. Сравнительный анализ учений о государстве Т.Гоббса и Дж.Локка
| 4
1
| 1
| Тема 1.2.Политическая жизнь и политическая система общества
| Власть как центральная проблема исследования политической науки Власть как явление. Теории, объясняющие происхождение власти, виды власти. Ее основные черты и признаки. Легитимность как один из главных принципов нормального функционирования власти. Политическая система и её компоненты.
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по одной из предложенных тем:
1. Проблемы власти в истории русской политической мысли.
2. Харизма и ее роль в политике.
3. Мотивационные основы власти.
4. Происхождение власти и ее источники.
5. Правящий класс царской России, советская номенклатура, современная российская элита: ретроспективно-сравнительный анализ.
6. Реформы в постсоветской России: произошла ли смена элит?
7. Харизматическое лидерство.
8 Политические портреты современных российских лидеров.
| 4
2
| 1
| Тема1.3. Политические режимы
| Политические режимы. Тоталитаризм и авторитаризм. Демократия
Тоталитаризм - крайнее проявление авторитаризма. Виды тоталитаризма. Особенности тоталитаризма. Авторитаризм. Особенности. Виды авторитаризма. Демократический режим. Виды демократии. Современная представительная демократия, ее характерные черты. Условия становления и развития демократических режимов.
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по одной из предложенных тем:
1. Истоки тоталитаризма.
2. Авторитаризм в странах Азии, Африки и Латинской Америки: природа и эволюция.
3. Авторитарная традиция в российской политической истории.
4. Современные концепции демократии.
5 Необходимые и достаточные условия для возникновения и устойчивого развития демократии.
| 4
1
| 1
| Тема 1.4. Государство как важнейший институт политической системы
| Государство как политический институт
Природа и социальное назначение государства. Теории, объясняющие природу государства. Государство: понятие, структура и функции. Формы правления и типы государственного устройства.
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по одной из предложенных тем:
1. Сравнительный анализ основных моделей федерации.
2. Федерализм: история и современные проблемы.
3. Институт президентства в современном мире.
4 Российская государственность: современные проблемы и перспективы.
5. У истоков теории правового государства.
6. Права человека: история и современность.
7. Механизмы защиты прав человека.
8. Состояние прав человека в современной России
| 4
2
| 1
| Тема 1.5. Политические идеологии и политические партии.
| Зарождение и развитие политических идеологий. Особенности основных идеологий. Классификация политических партий. Типы партийных систем.
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по одной из предложенных тем:
1. Партия как социальный и правовой институт.
2. Партии на выборах, в парламенте и правительстве.
3. Партийные ориентации российского электората.
4. Сравнительный анализ партийных систем в странах СНГ.
| 4
1
|
| Тема 1.6.
Политические элиты.
| Теории политических элит. Складывание политических элит. Типология элит. Политические лидеры и народ. Роль выборов в формировании элит.
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по одной из предложенных тем:
1. Оппозиция и ее роль в политической жизни.
2. Особенности либерализма в России, характер его политической и идейной эволюции.
3. Неоконсерватизм: ценности, идеи, политика.
4. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы.
5. Национализм в 21 веке.
6. Сущность, цели и задачи политического манипулирования
| 4 1
| 1
| Раздел 2. Социология |
| 24
|
| Тема 2.1. Социология – наука об обществе
| Социология – наука об обществе.
Предмет, функции методы социологии. Ключевые этапы развития социологии
| 4
|
| Тема 2.2. Общество и культура
|
| 20
|
| 2.2.1
| Общество: сущность, типы, развитие.
Общество и его основные типы. Система общественно-экономических формаций. Капитализм и социализм. Основные типы капитализма. Теория трех стадий. Понятие цивилизации. Самостоятельная работа
Подготовка рефератов по одной из предложенных тем:
1.Социология и ее место в системе современных наук. Основные функции социологии.
2.Основные методы социологического исследования.
3.Возникновение социологической науки. Позитивизм и негативизм в социологии.
4.Ключевые идеи лидеров западноевропейской социологии 19 –начала 20 вв.
5.Развитие социологии в США; тейлоризм и концепция «человеческих отношений».теория иерархии потребностей и бихевиоризм.
6.Основные этапы развития социологической науки в России.
7.Понятие модернизации обществ; модернизация первичная и вторичная. Особенности модернизации российского общества.
8.Прогресс и регресс в развитии общества и их проявление в реальной.действительности; основные черты мирового социального прогресса.
9.Эволюция, революция и реформы в развитии общества; основные позиции социологов в оценках социальной революции
| 4
2
| 1
| 2.2.2.
| Социальная структура общества.
Социальные общности и их виды. Социальная стратификация. Основные страты современных обществ. Социальная мобильность людей. Социальные сдвиги в развитых обществах. Социальные институты.
Самостоятельная работа
Подготовка рефератов по одной из предложенных тем:
1.Понятие социальных институтов и институализация. Виды и функции социальных институтов.
2.Понятие социальной структуры. Социальные общности и их основные виды.
3.Социальная стратификация: сущность, три основные системы и главные критерии стратификации современных обществ.
4.Основные классы современных развитых обществ; социальные элиты закрытые и открытые; особая роль среднего класса в обществе.
5.Социальная мобильность людей и ее основные виды; возможности для вертикальной мобильности в разных странах.
6.Социальные сдвиги в современных развитых обществах и изменение фигуры их социальной стратификации.
7.Особенности социальной стратификации бывшего советского общества и сегодняшней России.
8.Социальные институты: сущность и структура, виды и функции; понятие институализации
| 4
2
| 2
| 2.2.3.
| Культура и цивилизация. Социальные ценности и нормы. Роль культуры в обществе. Основные формы культуры. Проблема взаимоотношений культур. Понятие цивилизации. Восток и Запад – два типы цивилизации.
| 4
| 1
| 2.2.4
| Социальные процессы.
Человек, индивид, личность. Понятие социализации. Социальный и личностный статусы индивида. Социальная роль людей. Социальное поведение и его факторы. Девиантное поведение. Формы девиантного поведения и аномия. Мобильность. Социальные лифты. Маргиналы.
Самостоятельная работа
Подготовка рефератов по одной из предложенных тем:
1.Социальные ценности и социальные нормы общества: нормы формальные и неформальные.
2.Процесс социализации индивида. Социальные и личный статусы и социальная роль людей.
3.Понятие социального поведения индивида; общественные и личные факторы, определяющие поведение людей в обществе.
4.Девиантное поведение: сущность, виды, факторы и возможная реакция общества. Основные проявления аномии, в сегодняшней России.
| 4 2
| 2
| 2.2.5.
| Социальные конфликты.
Социальные конфликты: сущность и основные причины. Типы социальных конфликтов. Роль социальных конфликтов.
Самостоятельная работа
Подготовка рефератов по одной из предложенных тем:
1.Сущность и основные причины социальных конфликтов. Типы конфликтов и их роль в жизни людей.
2.Общество и его основные типы; различия между понятием «общество», «государство».
Марксистская система общественно-экономических формаций и опыт реального социализма в СССР с других стран мира.
3.Основные типы капитализма: первоначальное накопление капитала, бюрократический, олигархический и демократический капитализм.
4.Западная теория трех стадий: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Законы «ускорения ритма истории» и непрерывности развития стран.
| 4
2
| 2
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.--продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий.
3.2. Информационное обеспечение обучения 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя, плакаты, таблицы, схемы, видеофильмы, презентации, карты, атласы, контурные карты, электронные учебные пособия;
Технические средства обучения: компьютер с лицензированным программным обеспечением, мультимедиапроектор, телевизор, интерактивная доска; 3.2.Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература
Основная 1. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005.
2. Волков Ю.Г. Социология: курс лекций: учебное пособие. – Ростов /н/Д: Феникс, 2010
3. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2009
4. Демидов Н.И. Основы социологии и политологии. М.: ИДДК - 2007
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2008
6. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов /н/Д: Феникс, 2011
7. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. - М.: Форум, Инфра-М, 2008.
8. Кравченко А.И. Социология и политология: Учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2010
9. Политология: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М.: Издательский центр «Академия» 2001
10. «Социология в вопросах и ответах»: Учебное пособие/ Под.ред. проф.В.А. Чуланова. – Ростов н//Д:»Феникс», 2009 Дополнительная
Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004.
«Социология»: Краткий тематический словарь/Под общ.ред. Ю.Г. Волкова – Ростов н//Д: «Феникс», 2008
«Политология»: Краткий тематический словарь/Под общ.ред. Ю.Г. Волкова – Ростов н//Д: «Феникс», 2008
«Российская историческая политология». Курс лекций: учебное пособие/Отв. ред. С.А.Кислицын – Ростов н//Д: «Феникс», 2009
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2005
Интернет-ресурсы
www.ecsoc.ru
http://www.gumfak.ru/polit.shtml
www.wciom.ru
www.levada-centr.ru
www.polit.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения
|
| Ориентироваться в структуре общества, представлять основные социальные процессы и тенденции развития общества;
| Отчет по самостоятельной работе, зачеты по практическимзанятиям;
| Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
| Работа с различными видами СМИ, составление памяток и словарей социально-политических терминов.
| Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
| Работа с различными типами таблиц, схем. Развитие навыков публичных выступление.
| Выявлять взаимосвязь социальных, экономических, политических и духовных процессов, происходящих в современном обществе.
| Оценка по результатам формализованного наблюдения за деятельностью обучающихся в процессевыполнения практических работ.
| Знания
|
| Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
| Отчет по самостоятельной работе, зачеты по практическим занятиям, контрольная работа;
| Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
| Устный опрос, тестирование, оценка выполнения заданий самостоятельной работы, зачеты по практическим занятиям.
| Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
| Тестирование, отчет по самостоятельной работе, зачеты по практическим занятиям;
| Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
| Устный опрос, тестирование, зачеты по практическим занятиям;
| О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
| Тестирование, отчет по самостоятельной работе, зачеты по практическим занятиям;
| Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
| Устный опрос, зачеты по практическим занятиям, дифференцированный зачет.
|
5. Приложения 5.1. Перечень профессиональных и общих компетенций.
Код
компетенций
| Содержание
| ОК
| Фармацевт должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять а ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выполнять типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому и культурному наследию народа, уважать социальные, культурные, и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной
санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанностей. В том числе с применением полученных профессиональных знаний
(для юношей).
| 5.2.Тематика аудиторных занятий
Тематика лекций.
Наименование разделов и тем
| Кол-во часов при
очной форме обучения
|
|
| Раздел I. Основы политологии.
Политология – наука о политике.
Политическая жизнь и политическая система общества.
Политические режимы.
Государство как важнейший институт политической системы.
Политические идеологии и политические партии.
Политические элиты
Раздел II. Основы социологии.
Общество: сущность, типы, развитие.
Социальная структура общества.
Культура и цивилизация.
Социальные процессы.
Социальные конфликты.
| 16
2
4
2
2
4
2
16
2
4
2
4
4
| ИТОГО:
| 32
|
|
|