Скачать 261.91 Kb.
|
Принятый закон РФ «Об образовании» закрепил новые тенденции в развитии российской школы: многообразие форм обучения, вариативность учебных планов и программ, учебников и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. В силу названных причин в системе школьного образования возникла проблема обеспечения единства образовательного пространства России при сохранении разнообразия общеобразовательных учреждений и моделей образования. Ряд федеральных и региональных документов призван решать эту проблему (приложение 1). 2. Преподавание биологии в основной и старшей школе Распределение часов биологии по классам в неделю (с учетом нормативных документов и имеющихся программ) приведено в таблице 1.
*на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности рекомендуется добавить из школьного компонента в 6 классе – 1 час в неделю учебного предмета «Биология» модуль «Биологическое краеведение» (Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2008.-С.44). При изучении биологии по линии Н.И. Сонина доля краеведческого компонента может быть уменьшена до 17 часов, так как курс достаточно сложен и невозможно его освоить за 1 час. Кафедрой ЕМД ИРО разработана примерная рабочая программа на 2 часа с краеведческим компонентом (см. методическое письмо о преподавании биологии на 2012/2013 учебный год). В старшей школе на базовом уровне на преподавание биологии выделяется 1 час, что не дает возможность заложить основы знаний по общей биологии. Так как некоторые обучающиеся выбирают биологию в качестве экзамена по выбору в форме ЕГЭ, рекомендуем добавлять 1 час из школьного компонента для расширения знаний по отдельным темам курса. Под профильным обучением понимают систему специализированной подготовки старшеклассников, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся (см. Концепцию профильного обучения). При организации профильного обучения рекомендуется выстраивать индивидуальные образовательные траектории для обучающихся. В основе методов обучения целесообразно использовать проектно-исследовательский и практико-ориентированный подход с учетом профессионального выбора обучающихся. В приложении 6 для каждого профиля приведены количество часов по биологии в соответствии с федеральным базовым учебным планом, рекомендуемые примерные темы элективных предметов и основные направления профессиональной подготовки обучающихся (в конце приложения дан ряд методических рекомендаций). Можно использовать элективные курсы, которые представлены издательствами «Просвещение», «Дрофа» и Национальным фондом подготовки кадров (приложение 6). Особое внимание необходимо уделить выполнению программ по биологии в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов общего образования. Количество демонстраций, лабораторных и практических работ по предмету, рекомендуемых к выполнению, отражено в авторских программах, переизданных в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии. В случае если лабораторная работа составляет только часть урока и носит обучающий характер, отметки обучающимся выставляются выборочно; если же практическая или лабораторная работа носит контролирующую функцию, то отметки выставляются каждому ученику. Рекомендации по ведению записей в классном журнале Основные вопросы, касающиеся ведения записей в классном журнале по предмету «Биология», приведены ниже:
Особенности подготовки к областным олимпиадам по биологии Особую значимость приобретает работа с одаренными детьми с целью дальнейшего развития их потенциальных возможностей. Для этого необходимо разработать систему оценивания индивидуальных достижений школьников, направленную на стимулирование их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Подготовка к областным олимпиадам по биологии должна проводиться в системе, начиная с 7 класса. В приложении 5 предложен список литературы для подготовки к олимпиадам. Из года в год основным проблемным вопросам для обучающихся любых классов, участвующих в областных олимпиадах по биологии, являются задания практического тура. Опираясь на опыт коллег, готовящих ребят к исследовательским конкурсам, олимпиадам разных уровней по биологии, приводим перечень практических вопросов, которые обязательно следует включить в систему подготовки школьников к муниципальным и областным олимпиадам (приложение 4). 3. Особенности обучения в вечерних (сменных школах) Основой организации учебного процесса в вечерних (сменных) школах является:
В БУП для вечерних (сменных) школ обозначен предмет “Естествознание”, но преподавание его заменяется преподаванием отдельных предметов биологии, физики и химии по 1 часу в связи и с тем, что в области нет подготовленных преподавателей по данному курсу. 4. Учебно-методические комплекты и программы по предмету. Реализуемая в настоящее время вариативность общего образования обеспечивается многообразием учебной литературы по биологии. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год в области действуют следующие линии учебников по биологии (приложение 2). Авторские программы, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта по биологии: 1) Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. - 176 с. 2) Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. - 92 с. 3) Сборник авторских программ по биологии: 6-11 классы/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2008. - 29 с. 4) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/авт.-сост. И.Б. Морзунова. (линия Н.И. Сонина) – М.: Дрофа, 2008. - 254 с. 5) Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2008. - 320с. 6) Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко.- М: Просвещение, 2010. - 31 с. 7) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/ авт.-сост. А.Е.Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008. - 128с. Организацию обучения биологии в коррекционных классах (группах) рекомендуем по УМК, обеспечивающим базовый уровень освоения предмета (Л.Н.Сухорукова; В.С. Кучменко; В.В. Пасечника; Н.Д.Трайтака). Организацию обучения биологии в основной и старшей школе на базовом уровне рекомендуем по УМК Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко (базовый уровень); В.В. Пасечника; Н.Д.Трайтака. При организации обучения биологии на профильном уровне рекомендуем в основной школе использовать УМК линии Н.И. Сонина; Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, а в старшей школе УМК этих авторов – профильный уровень. Ситуация с углубленным изучением биологии в 6-9 классах сегодня неоднозначна. Отсутствуют федеральные документы, регламентирующие количество часов для углубленного изучения предмета. Существует только программа углубленного изучения биологии в основной школе 6-9 классы авторов Е.В Алексеевой, Е.Е. Булатовой, Л.А. Яночкиной, разработанная к учебно-методическому комплексу под ред. Сонина Н.И. Программу можно найти в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы (УМК под ред Сонина Н.И.)/ авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008. – С. 82 – 162. Если общеобразовательное учреждение в 6-9 классах реализует курс «Экология» за счет школьного компонента (1 час в неделю), то следует руководствоваться программой Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: сборник программ. – М.: Вентана-Граф, 2004. 5. Методические пособия для учителя и дополнительная литература, рекомендованные к использованию при подготовке к урокам биологии Некоторые наиболее интересные новые методические пособия для подготовки и проведения занятий по биологии приведены в приложении 3. При работе над исследовательскими проектами обучающимся и учителю будут полезны методические пособия: 1. Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность обучающихся/авт.-сост. М.В. Высотская.- Волгоград: Учитель, 2008 2. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по биологии: метод. пособие/ Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2008 3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2009 6. Рекомендации по совершенствованию методики преподавания биологии с учетом результатов проведения ГИА и ЕГЭ Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы в новой форме преемственна с единым государственным экзаменом, но при этом по ряду позиций отличается от него. Экзаменационная работа для 9 класса, по аналогии с ЕГЭ, состоит из трех частей и включает сходные типы заданий: с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, с кратким ответом (с выбором трех верных ответов из шести предложенных, на установление соответствия, определение правильной последовательности элементов), а также задания с развернутым ответом. В экзаменационной работе проверяются следующие умения и способы деятельности: 1) объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; 2) называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, экосистем; 3) выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; 4) определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории; 5) устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания; 6) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп, экосистемы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения; 7) применять биологические знания в практической деятельности; 8) анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах; 9) проводить мысленный эксперимент, обобщать и формулировать выводы. В КИМ ЕГЭ 2013 г., в основном, сохранены структура экзаменационной работы и подходы, реализованные в контрольных измерительных материалах предыдущих лет. В работе преобладают задания, контролирующие наиболее существенные вопросы содержания по разделам «Общая биология» и «Человек и его здоровье». В них большое внимание уделяется оценке предметной компетентности, сформированности умений применять знания в новых нестандартных ситуациях, практической деятельности человека, сравнивать биологические объекты, процессы и явления, решать биологические задачи, устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, происходящих в живой природе. Экзаменационная работа содержит также задания, контролирующие освоение материала практического характера: агротехнические приемы выращивания растений, обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде; меры профилактики вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения и др.; приемы оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях; оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии, определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам. В КИМ 2013 г. усовершенствованы задания с развернутым ответом, усилена их практико-ориентированная и личностно-ориентированная направленность, увеличено число заданий на работу с рисунком и текстом. Для успешной сдачи единого государственного экзамена по биологии требуются хорошие и устойчивые знания по предмету, поэтому часть пройденных тем по курсу «Биология» 6-10 классов требует системного повторения. Безусловно, целенаправленную подготовку к единому государственному экзамену желательно начинать в 10 классе, ориентируясь на спецификацию и кодификатор экзаменационной работы текущего учебного года. Важную роль в подготовке к ЕГЭ по биологии может сыграть грамотно разработанный и реализованный элективный курс. Можно завести специальные тетради для старшеклассников, в которых в системе будет фиксироваться теоретический и практический (тренировочный) материал по подготовке к ЕГЭ. Необходимо проанализировать наиболее типичные ошибки, которые допускают школьники при выполнении заданий ЕГЭ. При составлении календарно-тематического планирования (независимо от УМК по предмету) педагогу рационально включить специальную колонку «Подготовка к ЕГЭ», где будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель обращается в рамках данного урока на этапах актуализации, системного повторения или обобщения материала. Следует обратить внимание на формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся – проводить тестовые контрольные работы (использовать задания, похожие по структуре, задания части А и В ЕГЭ) Методическую помощь учителю и обучающимся при подготовке к экзамену в новой форме могут оказать материалы сайта ФИПИ http://www.fipi.ru , официального портала ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/ и учебные пособия (приложение 7): – документы, регламентирующие разработку КИМ для государственной (итоговой) аттестации по биологии выпускников IX классов в новой форме 2013 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы); – учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2013 г.; – перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену в новой форме. С результатами проведения ЕГЭ по биологии в 2013 году в образовательных учреждениях Ярославской области можно ознакомиться на сайте Департамента образования ЯО http://www.depedu.yar.ru. |
Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность... Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С 1 сентября 2013 года начинают действовать новые законы: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый 29... | ||
Пояснительная записка данная программа составлена в соответствии... Закон РФ от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в рф», вступающий в силу с 01. 09. 2013 г | Закон Российской Федерации «Об образовании» Основные документы, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные... | ||
Рабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Кузнецова... Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884) | Рабочая программа учебного курса биологии в 9 (VII) классе Учитель:... Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884) | ||
Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004 | Лекции Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организации | ||
Закон Российской Федерации «Об образовании» Оу изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие работу по данному направлению на уровне Российской Федерации, муниципального... | Программа опирается на нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании» В этом немаловажную роль играет научная составляющая, поскольку в условиях современного научно-технического прогресса требования... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:... Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями | Учебный план гбоу школы №550 реализуется в соответствии с Федеральным... Закон Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (гл I, ст. 28,п. 2),принятый 12. 03. 99г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно – правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность школы. 6 | ||
Новости. Нормативные документы. Демоверсии Российские общеобразовательные порталы и сайты для учителей, учеников и родителей. Каталоги образовательных интернет-ресурсов порталов,... | Тесты по предметам; инструкции по подготовке и участию выпускников... Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента,... |